9.3. Ценовая политика Схема в2с
Разработка ценовой политики электронного магазина В2С связана, так же, как и остальные элементы комплекса маркетинга в Интернете, с усилением роли потребителя, который в настоящее время часто имеет возможность диктовать продавцу собственные цены. Стала уже хрестоматийной история одной предприимчивой американки, которая захотела приобрести автомобиль Ford ценой 20 тыс. долл. всего за 17 тыс. долл., и направила свое предложение автомобильному дилеру. Дилер, конечно, отказал, сообщив что не сможет предоставить такую большую скидку. Тогда дама поместила свое предложение в достаточно представительной телеконференции на автомобильную тему и, получив отклики, собрала группу из 20 желающих приобрести ту же марку автомобиля. Когда она предложила дилеру продать 20 автомобилей по 17 тыс. долл. каждый, дилер, с учетом оптовой скидки, согласился. В результате предприимчивая дама все же реализовала свое желание. Такой способ приобретения товаров, ставший достаточно распространенным, получил название powershopping.
Усиление влияния потребителей в сети связано также с возможностями быстрого обмена актуальной информацией. Так, например, в Рунете существует интернет-проект, который размещает и хранит в публичном доступе отрицательные отзывы и претензии потребителей на компании, магазины, web-сервисы2. Иными словами, CAYBO (Complain About Your Business Offender) — это глобальная жалобная книга, черный список компаний. Каждый потребитель товаров и услуг может оставить на сайте претензию на фирму, магазин, сервис или web-проект, действиями которых он остался недоволен. Причиной может быть невыполнение компанией своих обязательств, неудовлетворительное выполнение работ или предоставление услуг, обман, мошеннические действия, нарушение конфиденциальности или авторских прав пользователя, оскорбление его чести, достоинства, клевета и т.п. CAYBO размещает жалобы на любые компании, независимо от их географического положения и независимо от того, ведут они свою деятельность в Интернете или вне его — единственным обязательным условием является наличие у компании, на которую подается жалоба, персонального web-сайта с постоянным адресом. CAYBO не выступает в роли судьи или арбитра и не принимает решений о степени виновности, либо о степени правоты сторон. Вместо этого, компания, на которую подана жалоба, получает возможность оставить свой отзыв на эту жалобу; более того, CAYBO дает возможность жалобщику и компании самостоятельно разрешить конфликтную ситуацию. С этой целью на сайте предусмотрена возможность публичного диалога. Все услуги CAYBO — подача жалобы, отзыва, поиск в каталоге и любые другие услуги абсолютно бесплатны для сторон конфликта и для любого посетителя сайта.
В сети Интернет потребитель может сам сформулировать пожелания в отношении товара (услуги) и установить приемлемую для него цену. Опубликовав это предложение (на досках объявлений BBS, в телеконференциях, в чатах, на сайтах фирм-продавцов), он может просто ожидать встречных предложений.
С другой стороны, туристические фирмы или продавцы авиа- и железнодорожных билетов также выставляют на своих сайтах предложения по различным ценовым скидкам, особенно на «горящие» путевки и билеты.
Итак, главным фактором, с которым сталкиваются все компании при разработке ценовой политики в Интернете, является повышение ценовой чувствительности потребителей. На ценовую чувствительность влияют несколько факторов:
уникальная ценность продукта для потребителя. Уникальные свойства и выгоды продукта снижают ценовую чувствительность потребителей и повышают их готовность за него платить. При этом требуется убедить потребителей, что продукты компании лучше, чем у конкурентов, что сделать не всегда просто. Одним из лучших способов доказать уникальность продукта и побудить потребителей платить больше является предоставление проверенных фактов и надежных свидетельств, а также предоставление потребителям возможности самим попробовать продукцию компании, что гораздо проще сделать в Интернете;
наличие товаров-субститутов. Если продукт на рынке предлагает только одна компания, он может быть вообще нечувствительным к цене. В том же случае, если на рынке существует высокий уровень конкуренции и присутствуют альтернативные товары и услуги, т.е. субституты, чувствительность к цене может быть высокой. Влияние Интернета на ценовую чувствительность в данном случае проявляется в повышении осведомленности потребителей: информация о возможности замещения одного товара другим может привести к снижению готовности потребителя платить высокую цену;
отношение расходов на продукт к общему доходу потребителя. Потребители тем более чувствительны к цене, чем ббльшую часть своего бюджета они должны потратить на продукт или услугу. В результате они разыскивают поставщиков, которые предоставляют наибольшие скидки, что значительно проще и эффективнее делать с использованием поисковых возможностей Интернета;
разделение издержек между людьми, выбирающими продукт, и теми, кто его оплачивает. В этом случае люди, выбирающие продукт, являются гораздо менее чувствительными к цене. Примером такого разделения являются служебные поездки — сотрудники приобретают билеты и оплачивают проживание в гостиницах, а компании возмещают расходы в определенных пределах. Те компании, которые учитывают этот эффект и соответствующим образом проектируют контент и дизайн сайта, могут рассчитывать на продажи по повышенным ценам;
• маркетинговое соотношение цена/качество. Трудности в оценивании качества продукта могут привести к снижению ценовой чувствительности, и потребители начнут использовать цену для оценки качества. В этом случае затруднено использование стратегии ценовой конкуренции, поскольку снижение цены будет восприниматься потребителями как сигнал о низком качестве. Электронные магазины, предлагающие продукцию по низкой цене, вынуждены разрабатывать специальные стратегии продвижения с целью повысить доверие потребителей, или объединяться с хорошо известными компаниями и совместно с ними использовать знакомый потребителям бренд;
• особенности конкретных товаров. Ценовая чувствительность низка для тех товаров, которые могут легко и долго храниться на складе. Потребитель может также легко хранить подобные товары, поэтому он может откликнуться на различные ценовые предложения (скидки и т.п.). Ценовая чувствительность быстро портящихся товаров достаточно высока, поскольку здесь имеется тесная связь между временем покупки и временем потребления. В этом случае цены гораздо труднее использовать для стимулирования спроса.
Правда, новые возможности Интернета, предоставляющие потребителю возможность диктовать свои условия, породили довольно устойчивый миф о том, что привлечь потребителя и заставить его что-либо приобрести в электронном магазине можно только большими ценовыми скидками, превышающими обычный уровень. Убежденность в том, что если потребитель имеет возможность изучить все возможные предложения товара и сравнить их между собой, то он будет выбирать наиболее устраивающее его по цене, привело к банкротству немало предприятий электронной торговли. На самом деле, как показывают многочисленные исследования, при покупке в Интернете большинства недорогих товаров повседневного спроса потребитель вовсе не склонен тратить свое время на длительные исследования различных предложений, а принимает первое же из встретившихся ему.
Формы оплаты покупки в электронном магазине могут быть следующими:
• оплата наличными. Покупатель расплачивается с курьером при доставке товара. В настоящее время это один из наиболее рас пространенных способов оплаты, поскольку он достаточно удобен для потребителя. Минусом этого способа является недостаточная развитость служб доставки; не слишком удобен этот способ и при покупке товара, не требующего физической доставки (информа ция, компьютерные программы и т.п.);
оплата банковским переводом. Этот способ менее удобен для покупателя, поскольку ему приходится оформлять документы, связанные с переводом (заполнять квитанцию, оплачивать ее). Хорошо подходит этот способ оплаты для организаций — юридических лиц;
оплата наложенным платежом. Этот способ оплаты предполагает использование почтовой доставки. Также менее удобен для покупателя, поскольку он должен оплачивать услуги почты; к тому же этот способ не подходит для доставки крупногабаритных товаров;
оплата почтовым переводом. Этот способ наименее удобен, поскольку перевод денег может занимать достаточно длительный промежуток времени и потребитель платит определенный процент от суммы платежа. К тому же, при предварительной оплате у пользователя отсутствует гарантия доставки товара;
оплата в сети Интернет. Вопросы осуществления платежей в Интернете достаточно сложны и тесто связаны с современными технологиями защиты информации. Поэтому on-line платежные системы будут подробно рассмотрены ниже.
Схема В2В
Ценовая политика предприятий электронной торговли, работающих по схеме В2В, связана с большей ориентацией на мировые цены: цены каталогов, торгов, аукционов, посреднических рынков, биржевые котировки. Большую роль приобретают различные виды скидок: прогрессивные (за количество или объем приобретаемого товара), экспортные, специальные, товарообменный зачет и т.п. При этом сведения о проводимой ценовой политике, используемых методах ценообразования относятся к наиболее «закрытым», конфиденциальным видам информации.
- Министерство транспорта российской федерации
- Раздел I
- 1.1. Понятие внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности
- 1.2. Виды и формы внешнеэкономической деятельности
- 1.3. Внешнеэкономический комплекс страны
- 1.4. Особенности коммерческой деятельности на внешнем рынке
- 1.5. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности в связи с присоединением России к вто
- Контрольные вопросы
- Глава 2
- 2.1. Содержание внешнеторговых операций и сделок
- 2.2. Виды внешнеторговых сделок и соответствующих операций
- 2.3. Виды торгово-посреднических соглашений
- 2.4. Сделки, совершаемые на международных товарных биржах
- 2.5. Торговые операции на международных аукционах
- 2.6. Размещение заказов через международные торги
- Раздел II Осуществление внешнеторговых операций
- Глава 3
- 3.1. Некоторые общие вопросы
- 3.2. Нормативно-правовая база вэд
- Глава 9. Сделки (понятие, виды и форма сделок, их недействительность).
- 3.3. Выбор товара — объекта внешнеторговой сделки
- 3.4. Поиск и выбор иностранных контрагентов
- 3.5. Анализ, расчет и обоснование цены
- 3.6. Коммерческие переговоры с иностранными партнерами
- 3.7. Способы заключения сделок
- Глава 4
- 4.1. Общие рекомендации по содержанию и форме контракта
- 4.2. Определение предмета контракта и количества товара
- 4.3. Выбор базиса поставки
- 4.4. Характеристика качества товара Общие требования к качеству товара
- 4.5. Упаковка и маркировка
- 4.6. Гарантии качества товара
- 4.7. Установление цены и суммы контракта
- 4.8. Определение срока поставки Рекомендации по установлению сроков поставки в контрактах
- 4.9. Сдача-приемка товара по количеству и качеству
- 4.10. Условия платежа
- 4.11. Претензии и санкции
- 4.12. Форс-мажор и существенное изменение обстоятельств
- 4.13. Порядок разрешения споров, арбитраж. Прочие условия
- Глава 5
- 5.1. Работа по исполнению экспортных сделок
- 5.2. Особенности исполнения импортных сделок
- Раздел III Применение современных информационно-коммуникационных технологий во внешнеэкономической деятельности
- Глава 6
- 6.1. Электронный обмен данными. Концепция и основные элементы
- 6.2. Международное межбанковское взаимодействие. Система swift
- 6.3. Национальные системы эод в сша, Англии и Франции
- 6.4. Правовые вопросы регулирования электронных расчетов
- Глава 7
- 7.1. Международный стандарт эод эдифакт оон (un/edifact)
- Часть 1 справочника содержит общее введение, посвященное вопросам исторического развития стандарта и общим целям деятельности по внедрению эод и эдифакт.
- Часть 2 содержит:
- Часть 3справочника определяет используемую терминологию.
- 7.2. Практика использования стандартов эод
- 7.3. Стандарт eancom и системы штрихового кодирования
- Глава 8
- 8.1. Инструменты Интернета
- 8.2. Понятие электронной коммерции
- 8.3. Web-сайт как инструмент электронной коммерции
- 8.4. Организационно-технические проблемы создания web-сайта
- 8.5. Продвижение сайта
- Глава 9
- 9.1. Товарная политика
- 9.2. Сбытовая политика
- 9.3. Ценовая политика Схема в2с
- 9.4., Коммуникационная политика
- 9.5. Учет человеческого фактора
- Глава 10
- 10.1. Обеспечение безопасности и защита информации в Интернете
- 10.2. Формы расчетов и методы платежей в электронной коммерции
- 10.3. Перспективы интернет-технологий во внешнеэкономической деятельности
- Xml-технологии в развитии электронной коммерции
- Приложения Нормативные и руководящие документы по вопросам вэд
- Интернет-адреса некоторых крупнейших международных и национальных организаций
- Государственные и межгосударственные стандарты по штриховому кодированию
- Правила сетевого этикета (netiquette)
- Примерная программа дисциплины
- 1. Цель курса
- 2. Задачи курса
- 3. Место курса в системе экономического образования
- 4. Требования к уровню освоения содержания курса
- 1. Разделы курса
- 2. Темы, их краткое содержание
- Тема 1. Сущность и содержание внешнеэкономической деятельности
- Тема 2. Виды и формы внешнеэкономической деятельности
- Тема 3. Многоуровневый характер внешнеэкономической деятельности
- Тема 4. Внешнеэкономический комплекс страны, его особенности в современных условиях
- Тема 5. Общая характеристика внешнеторговых операций и сделок
- Тема 6. Внешнеторговые операции с участием посредников
- Тема 7. Операции на специальных рынках — международных биржах, аукционах и торгах
- Тема 8. Подготовка внешнеторговых сделок
- Тема 9. Способы заключения сделок. Проведение коммерческих переговоров с иностранными партнерами
- Тема 10. Общие рекомендации по содержанию и оформлению внешнеторговых контрактов
- Тема 11. Определение предмета контракта, количества товара и выбор базисных условий поставки
- Тема 12. Характеристика качества товара, его упаковка и маркировка, гарантии
- Тема 13. Определение срока поставки. Сдача-приемка товара по количеству и качеству
- Тема 14. Валютно-финансовые условия контракта: цена и общая сумма, условия платежа
- Тема 15. Претензии и санкции
- Тема 16. Форс-мажор, арбитраж, другие условия контрактов
- Тема 17. Исполнение экспортных сделок
- Тема 18. Особенности исполнения импортных сделок
- Тема 19. Электронный обмен данными (эод) в вэд
- Тема 20. Стандарты эод. Система межбанковских коммуникаций на основе стандарта swift
- Тема 21. Национальные системы эод. Роль международных организаций в развитии систем эод в вэд
- Тема 22. Деятельность еэк оон по стандартизации и унификации внешнеторговых документов. Международный стандарт эод — эдифактоон
- Тема 23. Использование возможностей сети Интернет в вэд
- Тема 24. Электронная коммерция. Интернет-маркетинг
- Тема 25. Обеспечение безопасности и защита коммерческой информации в Интернете
- Тема 26. Формы и методы осуществления электронных платежей
- Тема 27. Перспективы использования новейших интернет-технологий во внешнеэкономической деятельности
- Форма итогового контроля
- Методические рекомендации
- Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету) по курсу
- Список рекомендуемой литературы