Глава 9. Сделки (понятие, виды и форма сделок, их недействительность).
Главы 21 —26. Понятие и стороны обязательства. Исполнение обязательств. Обеспечение исполнения обязательств. Перемена лиц в обязательстве. Ответственность за нарушение обязательств. Прекращение обязательств.
Главы 27—29. Понятие и условия договора. Заключение договора. Изменение и расторжение договора. ° Главы 30—31. Купля-продажа. Мена. " Глава 34. Аренда.
Главы 37—42. Подряд. Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Возмездное оказание услуг. Перевозка. Транспортная экспедиция. Заем и кредит.
Главы 46—49. Расчеты. Хранение. Страхование. Поручение.
Главы 51—54. Комиссия. Агентирование. Коммерческая концессия.
Для практической реализации принятых федеральных законов выпускается множество (тысячи) подзаконных нормативных актов. Это прежде всего постановления и распоряжения Правительства РФ, а также межведомственные (издаваемые совместно несколькими ведомствами) и ведомственные инструкции, правила, приказы, распоряжения, указания, положения, письма и другие нормативные документы, в частности, издаваемые Минэкономразвития, ФТС, ЦБ по отдельным вопросам ВЭД.
Характерным примером межведомственного нормативного акта, имеющего непосредственное отношение к ВЭД, являются Рекомендации по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов, утвержденные 29 февраля 1996 г. МВЭС по согласованию с ГТК. Эти Рекомендации были разработаны во исполнение распоряжения Правительства РФ от 16 января 1996 г. ЦБ РФ письмом от 15 июля 1996 г. предложил всем уполномоченным банкам учитывать положения Рекомендаций при принятии контрактов на расчетное обслуживание и оформлении паспортов сделок, а также рекомендовать клиентам банков — участникам ВТД руководствоваться Рекомендациями при заключении внешнеторговых сделок.
Подзаконные нормативные документы, исходящие из разных министерств и ведомств, не всегда взаимоувязаны и состыкованы, порой содержат противоречивые установки, а главное — неудовлетворительно отрабатывается механизм их реализации, что весьма затрудняет их соблюдение. Уязвимость сферы законоприменения связана и с недостаточным контролем за исполнением принятых законоположений. Ведомственные нормативные документы приобретают обязательный характер для всех участников ВЭД после соответствующего утверждения Министерством юстиции РФ. На практике были случаи, когда Минюст отказывал в регистрации некоторых приказов бывшего ГТК по причинам их несоответствия Конституции РФ или федеральным законам, после чего такие приказы отменялись.
Наряду с федеральными нормативными актами во многих субъектах РФ приняты законы и постановления региональных органов власти по вопросам ВЭД.
На федеральном уровне заключаются следующие виды договоров и соглашений с иностранными государствами (в зависимости от степени их значимости): межгосударственные, межправительственные и межведомственные.
Наиболее важные из них — межгосударственные договоры (соглашения), подписываемые от имени нашей страны Президентом РФ и подлежащие ратификации Федеральным собранием РФ. Межправительственные договоры с российской стороны подписываются председателем Правительства, его заместителями (в соответствии с их компетенцией), а также по уполномочию Правительства — ответственными работниками соответствующих министерств и других органов исполнительной власти. Условия договоров (соглашений) такого рода обязаны исполнять все юридические и физические лица на территории России. Что касается межведомственных соглашений, они становятся общеобязательными после соответствующего утверждения (одобрения) высшими органами государственной власти РФ.
Субъекты РФ также заключают международные договоры в соответствии с их законными правами. По вопросам, не входящим в компетенцию государственных органов, международные соглашения могут заключаться общественными организациями. Так, ТПП России подписала множество соглашений с торговыми, торгово-промышленными, хозяйственными палатами зарубежных стран и смешанными российско-иностранными палатами.
Международные договоры и соглашения, регулирующие торгово-экономические отношения России с зарубежными странами, могут иметь различные названия: договоры (соглашения) о торговом, экономическом, производственном, научно-техническом сотрудничестве, о торговле и мореплавании, о товарообороте и платежах, об общих условиях поставок товаров и др.
За последние полтора десятилетия Россией заключено более 200 новых соглашений со многими иностранными государствами по вопросам торговли, инвестиций, предпринимательской деятельности, энергетики, сельского хозяйства, науки и техники, стандартизации, метрологии и сертификации, конверсии оборонной промышленности, сотрудничества в освоении космического пространства, защиты окружающей среды, ядерной безопасности, регионального сотрудничества.
В современных торгово-экономических соглашениях приоритетное значение приобрели положения о взаимном применении режима наибольшего благоприятствования (РНБ) и недопущении дискриминационных условий в торговле, порядке налогообложения, проведения расчетов по торговым и неторговым платежам (включая клиринговые соглашения), применения количественных, технических, санитарных, экологических и иных требований во взаимной торговле, использовании унифицированной коммерческой терминологии, кодирования и т.д.
Отметим важное значение торгового соглашения с США, заключенного в июне 1992 г., согласно которому устанавливалось взаимное предоставление РНБ. В сентябре 1994 г. было подписано совместное заявление президентов РФ и США «Партнерство для экономического прогресса», в котором впервые были обозначены основные направления двустороннего торгово-экономического сотрудничества. На принципиально новой основе заключено многоплановое соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) с ЕС, действующее с 1997 г. В нем был определен режим взаимной торговли товарами и услугами, движения капиталов, рабочей силы, условия предпринимательской деятельности. В преддверии завершения срока действия СПС было подготовлено к подписанию с ЕС в конце 2006 г. новое соглашение, которому придается общеевропейское стратегическое значение.
Значительная часть многосторонних международных соглашений, конвенций и иных международно-правовых актов приходится на разработанные ООН и входящими в ее систему организациями: Конференция ООН по торговле и развитию — ЮНКТАД (UN Conference on Trade and Development, UNCTAD), Организация ООН по промышленному развитию — ЮН ИДО (UN Industrial Development Organization, UNI DO), Продовольственная и сельскохозяйственная организация — ФАО (UN Food and Agriculture Organization, FAO), Организация по вопросам образования, науки и культуры — ЮНЕСКО (UN Educational, Scientific and Cultural Organization, UNESCO), Всемирная организация интеллектуальной собственности — ВО И С (World Intellectual Property Organization, WIPO), Международная морская организация — И МО (.International Maritime Organization, IMO), Международная организация гражданской авиации — ИКАО (International Civil Aviation Organization, ICAO), Экономический и социальный совет ООН — ЭКОСОС (UN Economic and Social Council, ECOSOC), Комиссия ООН по праву международной торговли — ЮНСИТРАЛ (UN Commission on International Trade Law, UNCITRAL), Экономическая комиссия ООН для Европы — ЕЭК (UN Economic Commission for Europe, UN/EC E), Экономическая и социальная комиссия для стран Азии и Тихого океана — ЭСКАТО (Economic and Social Commission for Asia and Pacific Ocean, ESCAPO), Центр ООН по содействию внедрению процедур для администрирования, торговли и транспорта (UN Centre for Facilitation of Procedures and Practices for Administration, Commerce and Transport, UN/CEFACT), Международный валютный фонд — МВФ (International Monetary Fund, IMF), Международный банк реконструкции и развития — МБРР (International Bank for Reconstruction and Development, IBRD), Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций — МАГИ, Программа развития ООН — ПРООН, Программа ООН по защите окружающей среды — ЮНЕП и др.
Многие международные соглашения подписаны в рамках Всемирной торговой организации — ВТО (World Trade Organization, WTO), Всемирной таможенной организации — ВТамО (World Customs Organization, WCO), Международной организации по стандартизации — И СО (International Organization for Standartization, ISO), Организации экономического сотрудничества и развития — ОЭСР (Organization for Economic Cooperation and Development, OECD) и других международных организаций.
Одним из обязательных международных актов в области внешней торговли является упоминавшаяся ранее Венская конвенция. На основе этого документа осуществляется примерно 2/з всех международных торговых операций. Хотя в этой Конвенции отдается предпочтение диспозитивным нормам, ее положения обязательны для толкования условий внешнеторговых сделок, заключаемых российскими участниками ВЭД.
Необходимо учитывать положения целого ряда других международных конвенций и соглашений, например, Конвенции ООН о представительстве в международной купле-продаже товаров 1983 г., Оттавской конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге 1988 г., Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г. (изменена в 1979 г.), Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1979 г., Женевского договора о законах по товарным знакам 1994 г., Договора ВОИС по авторскому праву 1996 г. и др.
Весомый вклад в разработку многих рекомендаций для осуществления международных торговых операций внесла ЕЭК ООН. Под ее эгидой с середины XX в. активно велась работа по международной унификации внешнеторговых документов. Была разработана исходная схема бланка унифицированного внешнеторгового документа, рекомендации по его применению и десятки вариантов стандартных (типовых) условий контрактов и общих условий продажи по многим товарам. Среди них наиболее известны следующие «общие условия»:
экспортных поставок машин и оборудования;
монтажа машин и оборудования за границей;
продажи потребительских изделий длительного пользования;
продажи металлоизделий серийного производства;
в продажи пиломатериалов хвойных пород;
в продажи бревен и пиломатериалов лиственных пород умеренного пояса;
в продажи зерновых;
продажи картофеля;
продажи свежих фруктов и овощей, включая цитрусовые;
продажи сушеных фруктов (очищенных или неочищенных) и др.
Стандартные условия контрактов разрабатываются также различными отраслевыми ассоциациями, крупными экспортерами и импортерами.
ЕЭК разработала еще Руководства по международным договорам о встречной торговле, составлению международных контрактов на крупные промышленные объекты, промышленное кооперирование, услуги по эксплуатации и ремонту промышленных и иных предприятий, инженерно-консультационные услуги, передачу ноу-хау в области машиностроения, правила международного коммерческого арбитража и др.
На региональном уровне заключены многие соглашения с ЕС, внутри СНГ.
Во второй половине XX в. в торговых отношениях с нашими основными партнерами — бывшими странами — членами СЭВ, а также с КНР, КНДР, Югославией и Финляндией применялись Общие условия поставок товаров (ОУП). В рамках СЭВ еще действовали Общие условия монтажа (ОУМ), Общие условия техобслуживания (ОУТО), Общие условия специализации и кооперирования производства (ОУСК), Общие принципы обеспечения запасными частями. При этом ОУП со странами СЭВ, КНР и КНДР являлись обязательными для применения, ас Югославией и Финляндией имели факультативный характер.
При ликвидации СЭВ было принято решение о том, чтобы сохранить действовавшие несколько десятилетий ОУП СЭВ (1968/1988) в качестве документа, рекомендуемого для применения в торговле между странами, входившими в этот экономический союз. ОУП с КНДР (1981) и КНР (1990), заключенные бывшим СССР, сохраняют свое действие как нормативные (обязательные) двусторонние документы. ОУП СЭВ — Финляндия (1978) и ОУП между организациями СССР и СФРЮ (1977) продолжают действовать как факультативные документы, но если их положения по соглашению сторон инкорпорированы в контракт, они становятся неотъемлемой частью контракта со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Среди многих соглашений стран СН Г по вопросам экономического сотрудничества отметим Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств — участников СНГ от 20 марта 1992 г., сориентированное на поставку товаров для государственных нужд по межгосударственным соглашениям. В последнее время высказывались предложения о выработке более обстоятельных ОУП между организациями стран СНГ, подобных ОУП с Финляндией и Китаем.
МТП разработала и постоянно совершенствует «Инкотермс» — Международные правила применения и толкования торговых терминов (International commercial terms), последняя редакция 2000 г., публикация МТП № 560, Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов — УОП (Uniform Customs and Practice for Documentary Credits), публикация МТП № 600, Унифицированные правила по инкассо (Uniform Rules for Collections, URC), ред. 1995 г., публикация МТП № 522, а также опубликовала Унифицированные правила для платежных гарантий по требованию (Uniform Rules for Demand Guarantee) — публикация № 458, Рекомендации по форс-мажорным обстоятельствам (Force Majeure and Hardship) — публикация № 421, Типовой коммерческий агентский контракт {Model Commercial Agency Contract) — публикация № 496, Типовой дистрибьюторский контракт (Model Distributorship Contract) — публикация № 518, Руководство по составлению торговых агентских контрактов (Guide for Drawing up of Contracts Commercial Agency) — публикация № 410, Руководство по составлению международных дистрибьюторских соглашений (Guide to Drawing International Distributorship Agreements) — публикация № 441, Руководство по операциям с документарными аккредитивами (Guide to Documentary Credit Operations) — публикация № 515 E, Унифицированные правила для межбанковского рамбурсирования по документарным аккредитивам (Uniform Rules for Bank-to-Bank Reimbursements under Documentary Credits) — публикация № 525 и др.
В Руководстве по операциям с документарными аккредитивами содержатся унифицированные формы многих документов, рекомендуемые для применения в международной торговле: заявление на аккредитив, безотзывный документарный аккредитив (подтвержденный и неподтвержденный), уведомление (авизо) об открытии аккредитива, запрос на перевод аккредитива, коммерческий счет, тратта (переводный вексель), сертификат происхождения, страховой сертификат, сертификат инспекции, коносаменты разных видов, авиатранспортный документ (авианакладная), автотранспортная накладная, железнодорожная накладная, мультимодальный транспортный документ (для перевозок в смешанном сообщении), транспортный документ, выписанный экспедитором.
Большинство публикаций МТП носит рекомендательный характер. Но некоторые из них, например, Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов, принятые ЦБ России, являются обязательными для применения всеми российскими участниками ВТД и уполномоченными коммерческими банками. Рекомендации МТП помогают коммерсантам разных стран грамотно и наиболее выгодным образом формулировать взаимные права и обязанности сторон во внешнеторговых контрактах и правильно оформлять различные внешнеторговые документы.
- Министерство транспорта российской федерации
- Раздел I
- 1.1. Понятие внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности
- 1.2. Виды и формы внешнеэкономической деятельности
- 1.3. Внешнеэкономический комплекс страны
- 1.4. Особенности коммерческой деятельности на внешнем рынке
- 1.5. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности в связи с присоединением России к вто
- Контрольные вопросы
- Глава 2
- 2.1. Содержание внешнеторговых операций и сделок
- 2.2. Виды внешнеторговых сделок и соответствующих операций
- 2.3. Виды торгово-посреднических соглашений
- 2.4. Сделки, совершаемые на международных товарных биржах
- 2.5. Торговые операции на международных аукционах
- 2.6. Размещение заказов через международные торги
- Раздел II Осуществление внешнеторговых операций
- Глава 3
- 3.1. Некоторые общие вопросы
- 3.2. Нормативно-правовая база вэд
- Глава 9. Сделки (понятие, виды и форма сделок, их недействительность).
- 3.3. Выбор товара — объекта внешнеторговой сделки
- 3.4. Поиск и выбор иностранных контрагентов
- 3.5. Анализ, расчет и обоснование цены
- 3.6. Коммерческие переговоры с иностранными партнерами
- 3.7. Способы заключения сделок
- Глава 4
- 4.1. Общие рекомендации по содержанию и форме контракта
- 4.2. Определение предмета контракта и количества товара
- 4.3. Выбор базиса поставки
- 4.4. Характеристика качества товара Общие требования к качеству товара
- 4.5. Упаковка и маркировка
- 4.6. Гарантии качества товара
- 4.7. Установление цены и суммы контракта
- 4.8. Определение срока поставки Рекомендации по установлению сроков поставки в контрактах
- 4.9. Сдача-приемка товара по количеству и качеству
- 4.10. Условия платежа
- 4.11. Претензии и санкции
- 4.12. Форс-мажор и существенное изменение обстоятельств
- 4.13. Порядок разрешения споров, арбитраж. Прочие условия
- Глава 5
- 5.1. Работа по исполнению экспортных сделок
- 5.2. Особенности исполнения импортных сделок
- Раздел III Применение современных информационно-коммуникационных технологий во внешнеэкономической деятельности
- Глава 6
- 6.1. Электронный обмен данными. Концепция и основные элементы
- 6.2. Международное межбанковское взаимодействие. Система swift
- 6.3. Национальные системы эод в сша, Англии и Франции
- 6.4. Правовые вопросы регулирования электронных расчетов
- Глава 7
- 7.1. Международный стандарт эод эдифакт оон (un/edifact)
- Часть 1 справочника содержит общее введение, посвященное вопросам исторического развития стандарта и общим целям деятельности по внедрению эод и эдифакт.
- Часть 2 содержит:
- Часть 3справочника определяет используемую терминологию.
- 7.2. Практика использования стандартов эод
- 7.3. Стандарт eancom и системы штрихового кодирования
- Глава 8
- 8.1. Инструменты Интернета
- 8.2. Понятие электронной коммерции
- 8.3. Web-сайт как инструмент электронной коммерции
- 8.4. Организационно-технические проблемы создания web-сайта
- 8.5. Продвижение сайта
- Глава 9
- 9.1. Товарная политика
- 9.2. Сбытовая политика
- 9.3. Ценовая политика Схема в2с
- 9.4., Коммуникационная политика
- 9.5. Учет человеческого фактора
- Глава 10
- 10.1. Обеспечение безопасности и защита информации в Интернете
- 10.2. Формы расчетов и методы платежей в электронной коммерции
- 10.3. Перспективы интернет-технологий во внешнеэкономической деятельности
- Xml-технологии в развитии электронной коммерции
- Приложения Нормативные и руководящие документы по вопросам вэд
- Интернет-адреса некоторых крупнейших международных и национальных организаций
- Государственные и межгосударственные стандарты по штриховому кодированию
- Правила сетевого этикета (netiquette)
- Примерная программа дисциплины
- 1. Цель курса
- 2. Задачи курса
- 3. Место курса в системе экономического образования
- 4. Требования к уровню освоения содержания курса
- 1. Разделы курса
- 2. Темы, их краткое содержание
- Тема 1. Сущность и содержание внешнеэкономической деятельности
- Тема 2. Виды и формы внешнеэкономической деятельности
- Тема 3. Многоуровневый характер внешнеэкономической деятельности
- Тема 4. Внешнеэкономический комплекс страны, его особенности в современных условиях
- Тема 5. Общая характеристика внешнеторговых операций и сделок
- Тема 6. Внешнеторговые операции с участием посредников
- Тема 7. Операции на специальных рынках — международных биржах, аукционах и торгах
- Тема 8. Подготовка внешнеторговых сделок
- Тема 9. Способы заключения сделок. Проведение коммерческих переговоров с иностранными партнерами
- Тема 10. Общие рекомендации по содержанию и оформлению внешнеторговых контрактов
- Тема 11. Определение предмета контракта, количества товара и выбор базисных условий поставки
- Тема 12. Характеристика качества товара, его упаковка и маркировка, гарантии
- Тема 13. Определение срока поставки. Сдача-приемка товара по количеству и качеству
- Тема 14. Валютно-финансовые условия контракта: цена и общая сумма, условия платежа
- Тема 15. Претензии и санкции
- Тема 16. Форс-мажор, арбитраж, другие условия контрактов
- Тема 17. Исполнение экспортных сделок
- Тема 18. Особенности исполнения импортных сделок
- Тема 19. Электронный обмен данными (эод) в вэд
- Тема 20. Стандарты эод. Система межбанковских коммуникаций на основе стандарта swift
- Тема 21. Национальные системы эод. Роль международных организаций в развитии систем эод в вэд
- Тема 22. Деятельность еэк оон по стандартизации и унификации внешнеторговых документов. Международный стандарт эод — эдифактоон
- Тема 23. Использование возможностей сети Интернет в вэд
- Тема 24. Электронная коммерция. Интернет-маркетинг
- Тема 25. Обеспечение безопасности и защита коммерческой информации в Интернете
- Тема 26. Формы и методы осуществления электронных платежей
- Тема 27. Перспективы использования новейших интернет-технологий во внешнеэкономической деятельности
- Форма итогового контроля
- Методические рекомендации
- Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету) по курсу
- Список рекомендуемой литературы