1.3. Внешнеэкономический комплекс страны
Многообразная внешнеэкономическая деятельность осуществляется государственными, производственно-коммерческими и общественными структурами, которые в совокупности составляют внешнеэкономический комплекс (ВЭК) страны. Организационное построение современной ВЭД во всероссийском масштабе складывается из следующих звеньев:
государственные органы (федеральные, региональные, субъектов РФ), а также некоторые муниципальные органы, ведающие теми или иными вопросами ВЭД;
крупные хозяйственные комплексы страны с входящими в них отраслями и подотраслями, которые производят продукцию для экспорта и потребляют импортируемые товары;
хозяйствующие субъекты (юридические и физические лица), включая специализированные внешнеэкономические организации, производственные предприятия и другие коммерческие организации, совершающие экспортно-импортные операции;
негосударственные (общественные) организации, содействующие развитию ВЭД;
заграничные государственные учреждения и организации, занимающиеся торгово-экономическими вопросами, а также представительства, филиалы, дочерние и смешанные компании российских коммерческих и общественных организаций в зарубежных странах.
Высшие органы государственной власти
Высший уровень ВЭД сосредоточен в главных органах российской государственной власти. Это — Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной и судебной власти. На этом уровне издаются основные нормативные акты, формирующие внутрироссийские организационно-правовые и экономические условия, правила осуществления ВЭД, обязательные для всех юридических и физических лиц на территории страны.
Деятельность государственной власти имеет также внешнюю направленность, призванную обеспечить благоприятные международные условия для работы российских участников ВЭД на зарубежных рынках на основе режима наибольшего благоприятствования (РНБ) и недискриминации во взаимной торговле, а также защиту российских участников ВТД от недобросовестной иностранной конкуренции. Это достигается путем заключения двусторонних и многосторонних международных договоров торгово-экономического характера и обеспечения контроля за их соблюдением, участием российской стороны в международных экономических организациях, товарных соглашениях, смешанных российско- иностранных межправительственных комиссиях по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.
Президент РФ как глава государства определяет основные направления государственной внешнеэкономической политики и осуществляет иные полномочия в сфере ВЭД. Президенту подчинены его уполномоченные в семи федеральных округах России.
На основании указов Президента РФ были образованы Комиссии по экспортному контролю РФ и по вопросам военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами.
Федеральное Собрание РФ, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы, разрабатывает и принимает федеральные законы, в том числе по вопросам, относящимся к ВЭД, которые подписывает Президент РФ.
Правительство РФ в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 2 марта 2007 г. № З-ФКЗ) разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества, осуществляет общее руководство таможенным делом (ст. 14), осуществляет валютное регулирование и валютный контроль, руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях с иностранными государствами (ст. 15), осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере ВЭД, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества (ст. 21). Правительственные акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства, а акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющим нормативного характера, — в форме распоряжений Правительства (ст. 23).
Правительство образовало несколько комиссий, координирующих работу федеральных органов в сфере ВЭД и подготавливающих решения по соответствующим вопросам: Комиссию Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике, Межведомственную комиссию по вопросам взаимодействия РФ с ОЭСР, Межведомственную комиссию по вопросам ВТО.
Президенту и Правительству подчинены отраслевые и региональные органы, занимающиеся вопросами ВЭД в соответствии с наделенными полномочиями и образующие отраслевые и региональные компоненты управленческого звена ВЭК.
Отраслевые органы
Различные направления ВЭД в настоящее время подведомственны нескольким федеральным органам исполнительной власти в пределах их компетенции, установленной Президентом РФ и Правительством РФ.
В результате административной реформы 2004 г. сложилась трехуровневая система федеральной исполнительной власти:
министерства, отвечающие за формирование социально- экономической политики и нормативно-правовое регулирование в соответствующих областях;
службы, осуществляющие государственный контроль и надзор;
агентства, управляющие государственным имуществом и предоставляющие государственные услуги.
Основной орган исполнительной власти, ведающий вопросами ВЭД, неоднократно реорганизовывался в течение 1990-х гг. С 2000 г. ключевые вопросы ВЭД находятся в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития), причем за истекший период в Положение об этом министерстве неоднократно вносились изменения.
Минэкономразвития наделено многочисленными функциями, включая выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере ВЭД, инвестиционной деятельности, создания и функционирования особых экономических зон (ОЭЗ) на территории РФ. Это министерство осуществляет выдачу лицензий и иных разрешительных документов на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров, выдачу паспортов бартерных сделок, проведение конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот при введении Правительством РФ количественных ограничений на экспорт и импорт товаров.
Федеральная таможенная служба (ФТС), подчиненная непосредственно Правительству РФ, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. ФТС обеспечивает таможенное оформление и контроль всех внешнеторговых грузов, пересекающих границу РФ.
Определенные полномочия в области ВЭД имеют Министерство финансов, Министерство промышленности и энергетики, Министерство сельского хозяйства, Министерство транспорта, Министерство информационных технологий и связи, Министерство образования и науки, Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство обороны, Министерство юстиции, Федеральное агентство по туризму и ряд других органов исполнительной власти.
Центральный банк (ЦБ РФ) возглавляет банковскую систему страны В нее входят государственные и негосударственные банки: Внешторгбанк, Внешэкономбанк, Российский экспортно-импортный банк, Сбербанк и свыше тысячи других коммерческих банков, например, Уралсиб, Газпромбанк, Международный Промышленный Банк, Альфа-банк, Банк Москвы и др. ЦБ РФ лицензирует ведение валютных операций всеми коммерческими банками, обслуживающими участников ВЭД.
Деятельность ряда федеральных органов исполнительной власти осуществляется не только в центре, но распространяется на всю территорию страны через их территориальные органы.
Территориальные (региональные) органы
Минэкономразвития руководит деятельностью своих территориальных органов (управления уполномоченных и их представительства) в федеральных округах, отдельных районах и субъектах РФ.
В системе ФТС действует около двух десятков региональных таможенных управлений, которые руководят работой многих сотен таможен и таможенных постов на всей территории страны. Эти территориальные таможенные органы постоянно взаимодействуют с другими государственными органами и рядом общественных организаций в соответствующих субъектах РФ.
На территории страны имеются региональные представительства некоторых подразделений центрального аппарата Минфина и ряда других федеральных органов исполнительной власти, а также территориальные главные управления (филиалы) ЦБ и расчетно-кассовые центры.
В ВЭД активно включились субъекты РФ в лице местных органов власти, коммерческих и некоммерческих организаций, а также муниципальные образования. Субъекты РФ наделены многими полномочиями в области ВЭД, причем ряд вопросов ВЭД является предметом совместного ведения федеральных органов и субъектов РФ. Во многих регионах в составе местной администрации были образованы управления (департаменты, отделы) внешнеэкономических связей (внешнеэкономического сотрудничества), а в некоторых достаточно крупных субъектах РФ — министерства внешнеэкономических связей. Администрация субъекта РФ может предоставлять муниципальным образованиям определенные права в области ВЭД.
Хозяйственные комплексы, отрасли и предприятия, включенные в ВЭД
Совокупный производственный потенциал страны можно считать фундаментальной основой ВЭК. Предприятия различных отраслей экономики обеспечивают производство товаров для экспорта (изготовление, заготовку, доработку, упаковку, маркировку) и подготовку их к отправке за границу. Также на отечественных предприятиях осуществляется переработка или доработка (расфасовка, рассортировка, переупаковка) многих видов ввозимых из-за границы товаров для удовлетворения производственных или личных нужд российских потребителей. Часть импортной продукции реализуется в стране без переработки через торгово-сбытовую сеть.
В последние годы наиболее экспортоориентированы компании и предприятия топливно-энергетического комплекса (ТЭК) (добыча, переработка и экспорт нефтетоваров, газа, угля и электроэнергии), а также метеллургического (МК) (черные и цветные металлы и продукция их переработки), лесохимического (ЛХК) (лесотовары и целлюлозно-бумажные изделия) и оборонно-промышленного комплекса (ОПК) (военная техника).
Основные участники ВЭД — хозяйствующие субъекты
В оперативно-коммерческое звено ВЭК входит множество хозяйствующих субъектов, непосредственно осуществляющих экспортно-импортные и иные внешнеэкономические операции. Нынешний состав участников ВЭД весьма неоднороден. Сравнительно немногочисленную группу наиболее квалифицированных и авторитетных участников ВЭД составляют специализированные внешнеэкономические организации. В эту группу входят несколько десятков государственных внешнеэкономических объединений (ВЭО) и негосударственных внешнеторговых компаний (преимущественно акционерных обществ, в том числе отраслевых, региональных и действующих в системе ТПП), а также внешнеторговые фирмы (ВТФ) крупных предприятий. Многие внешнеэкономические объединения имеют солидный опыт работы на внешнем рынке, накопленный в предыдущие десятилетия.
Количество государственных ВЭО в предыдущие годы резко сократилось в связи с проведением разгосударствления и приватизации в этом секторе ВЭД. Соответственно их удельный вес в общем объеме экспортно-импортных операций теперь снизился до менее 5%. Но по отдельным направлениям внешней торговли еще играют заметную роль некоторые государственные или полугосударственные (со смешанным капиталом и контрольным пакетом акций государства) организации.
Подавляющая часть участников ВЭД — это организации (предприятия) негосударственных форм собственности — акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и другие коммерческие организации. Их деятельность во внешнеэкономической сфере, опирающаяся на основную хозяйственную деятельность — производственную, становится главной составляющей всей ВЭД страны. Однако из общего числа производственных предприятий лишь около 10% самостоятельно реализуют свою продукцию на внешнем рынке.
Ныне примерно 2/з российского экспорта обеспечивают 60—70 крупных участников ВЭД. Среди экспортеров нефтетоваров лидируют вертикально-интегрированные компании: «ЛУКойл», «ТНК-БП», «Роснефть», «Сургутнефтегаз». Продолжают занимать по существу монопольное положение в экспорте ряда важных товаров «Газэкспорт» (экспорт газа), «РАО ЕЭС» (экспорт электроэнергии), «АЛРОСА» (экспорт алмазов), «Норильский никель» (экспорт некоторых цветных и драгоценных металлов платиновой группы).
Многочисленной группой нынешних участников ВЭД стали предприятия малого и среднего бизнеса (МСБ). По оценкам специалистов, в число прямых участников ВЭД входит около 50 тыс. малых и средних предприятий. Пока их доля во внешнеторговом обороте страны совсем невелика, но при должной государственной поддержке может значительно возрасти.
Своеобразными участниками ВЭД стали различные некоммерческие организации — ассоциации, фонды и др. Некоторые из них в прошлом десятилетии активно занимались торговлей винно-во- дочными и табачными изделиями.
Кроме юридических лиц в ВЭД оказались вовлеченными несколько миллионов физических лиц. В конце прошлого века за счет индивидуальной предпринимательской деятельности обеспечивалось до четверти внутреннего рынка потребительских товаров.
Большинство таких индивидуальных предпринимателей закупало в зарубежных странах мелкие партии товаров массового потребления, относительно дешевых и порой сомнительного качества, для перепродажи на внутреннем рынке России. Этим лицам приходилось многократно ездить за рубеж и оттуда собственными силами везти купленный товар, за что их прозвали «челноками».
Отметим также большую численность новых внешнеэкономических посредников. Отнюдь не все из них выполняют функции добросовестных посредников, реально заботящихся о предоставлении должных услуг отечественным товаропроизводителям и потребителям. Среди них оказались и такие, деятельность которых привлекла внимание правоохранительных органов, в том числе фирмы-«однодневки», совершавшие разовые спекулятивные сделки либо фиктивные внешнеторговые операции в целях перевода валюты за рубеж. В эту среду стали проникать и откровенно криминальные элементы.
Организации, содействующие ВЭД
В сфере ВЭД важную роль играют организации, содействующие развитию торгово-экономических связей с зарубежными странами. Наиболее авторитетной из них является Торгово-промышленная палата (ТИП) России. Ее деятельность, базирующаяся на Законе РФ «О торгово-промышленных палатах» и Уставе ТПП, охватывает многие сферы предпринимательства — промышленность, внутреннюю и внешнюю торговлю, сельское хозяйство, финансовую систему, услуги.
По данным на 2005 г. членами ТПП являлись свыше 27 тыс. предприятий и организаций различных организационно-правовых форм, 166 союзов, ассоциаций и других объединений предпринимателей, действующих на федеральном уровне, около 2 тыс. межотраслевых, отраслевых и профессиональных объединений предпринимателей межрегионального и регионального уровней. В систему ТПП России входит 168 территориальных ТПП, образованных в субъектах РФ и муниципальных образованиях. ТПП РФ является членом Международной торговой палаты (МТП), Международного совета по сотрудничеству торгово-промышленных и хозяйственных палат стран СНГ, Балтии, ЦВЕ, ряда смешанных российско-иностранных торговых палат и других международных неправительственных организаций.
Под эгидой ТПП создано более десятка организаций внешнеэкономической ориентации, в том числе: Экспоцентр, Центр международной торговли (ЦМТ), Союзпатент, Союзэкспертиза (СОЭКС), Экспертиза собственности (ЭКСО), Проминэкспо и др. В системе ТПП организован Деловой центр, Конгресс-центр, выпускаются «Торгово-промышленные ведомости», создана Единая информационно-справочная система (ЕИСС), включающая информационно-маркетинговые центры (ИМЦ) при территориальных палатах.
При ТПП действуют Международный Коммерческий Арбитражный суд (МКАС), Морская Арбитражная Комиссия (МАК), Ассоциация диспашеров и Третейский суд для разрешения экономических споров, а также создано более 60 третейских судов при территориальных ТПП.
Многие юридические лица — участники ВЭД объединились в ассоциации, союзы, лиги, гильдии для обеспечения защиты интересов своих членов, развития и укрепления деловых связей с иностранными лицами и их объединениями.
К началу нынешнего десятилетия существовали десятки ассоциаций делового и научно-технического сотрудничества, созданных по отраслевому, территориальному и региональному принципу, и многие отраслевые союзы промышленников и экспортеров. В круг наиболее важных задач отраслевых союзов входило повышение эффективности и упорядочение экспорта и импорта, избежание недобросовестной конкуренции, но решать эти задачи удавалось не всегда.
В середине 1990-х гг. при МВЭС России был создан Совет российских объединений производителей и экспортеров, в который вошли отраслевые союзы и ассоциации, включающие многие сотни производственных предприятий, совместно с внешнеэкономическими организациями. Этот Совет разработал и утвердил Хартию российских экспортеров. Кроме того, ряд внешнеэкономических организаций системы М ВЭС создали Ассоциацию внешнеэкономических организаций России (АВЭОР). В целях придания более организованного характера торговой деятельности физических лиц в 1998 г. была образована Гильдия российских коробейников.
К группе организаций, содействующих развитию ВТД, относятся научно-исследовательские, информационно-консультационные, редакционно-издательские учреждения и учебные заведения.
Среди профилирующих научно-исследовательских институтов выделим Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт (ВНИКИ), успешно функционирующий с конца 1940-х гг., и Всероссийский научно-исследовательский институт внешнеэкономических связей (ВЫИИВС), созданный во второй половине 1980-х гг.
В течение многих десятилетий ВНИКИ выпускает Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ), различные справочники, сборники научных трудов, а с 1996 г. издает информационно-аналитический журнал «Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы» на русском и английском языках.
Различными направлениями внешнеэкономической проблематики занимаются несколько институтов РАН: Институт мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО), Институт международных экономических и политических исследований, Институт проблем рынка, Центр внешнеэкономических исследований (ЦВЭИ), а также ряд отраслевых институтов.
В число наиболее известных периодических изданий по внешнеэкономическим вопросам входят ранее упомянутые БИКИ, Внешнеэкономический комплекс России, Торгово-промышленные ведомости и выпускаемые в последние годы Внешнеэкономический бюллетень, Таможенные ведомости, Таможенный вестник.
Профилирующими вузами, готовящими специалистов в области ВЭД, являются: ВАВТ, МГИМО(У), ВКШ, МИМБ, АНХ при Правительстве РФ, Таможенная академия, РЭАим. Г. В. Плеханова и др.
Заграничные представительства и организации
Особую часть ВЭК составляет так называемый заграничный аппарат. В него входят Торговые представительства РФ (торгпредства) в иностранных государствах и постоянные представительства РФ при международных экономических организациях, в которых работают специалисты Минэкономразвития. Торгпредства обеспечивают внешнеэкономические интересы РФ в зарубежных странах. В 2006 г. действовали торгпредства РФ в 50 государствах ближнего и дальнего зарубежья с учетом вновь учрежденных. Торгпредства являются составной частью дипломатических представительств РФ в государствах пребывания, а непосредственное руководство их деятельностью осуществляет Минэкономразвития. В состав торгпредств могут включаться представители иных федеральных органов исполнительной власти и российских государственных учреждений. За рубежом имеются представительства ФТС (в странах СНГ, входящих в таможенный союз с Россией), а также представительства по вопросам транспорта, страхования, туризма и др.
Многие российские внешнеэкономические и иные коммерческие организации учредили за рубежом свои представительства, аппараты уполномоченных, а также филиалы, дочерние компании, смешанные общества, торговые дома. Так, один из крупнейших российских концернов «Газпром» и входящая в него внешнеэкономическая организация «Газэкспорт» образовали совместные и дочерние компании в нескольких европейских странах. ВО «Энергомашэкспорт» создало свои представительства, собственные и совместные компании в 27 странах. «Машиноимпорт» имеет 24 представительства за рубежом.
В 15 странах действуют представительства ТПП России, перечисленные в ее Уставе.
- Министерство транспорта российской федерации
- Раздел I
- 1.1. Понятие внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности
- 1.2. Виды и формы внешнеэкономической деятельности
- 1.3. Внешнеэкономический комплекс страны
- 1.4. Особенности коммерческой деятельности на внешнем рынке
- 1.5. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности в связи с присоединением России к вто
- Контрольные вопросы
- Глава 2
- 2.1. Содержание внешнеторговых операций и сделок
- 2.2. Виды внешнеторговых сделок и соответствующих операций
- 2.3. Виды торгово-посреднических соглашений
- 2.4. Сделки, совершаемые на международных товарных биржах
- 2.5. Торговые операции на международных аукционах
- 2.6. Размещение заказов через международные торги
- Раздел II Осуществление внешнеторговых операций
- Глава 3
- 3.1. Некоторые общие вопросы
- 3.2. Нормативно-правовая база вэд
- Глава 9. Сделки (понятие, виды и форма сделок, их недействительность).
- 3.3. Выбор товара — объекта внешнеторговой сделки
- 3.4. Поиск и выбор иностранных контрагентов
- 3.5. Анализ, расчет и обоснование цены
- 3.6. Коммерческие переговоры с иностранными партнерами
- 3.7. Способы заключения сделок
- Глава 4
- 4.1. Общие рекомендации по содержанию и форме контракта
- 4.2. Определение предмета контракта и количества товара
- 4.3. Выбор базиса поставки
- 4.4. Характеристика качества товара Общие требования к качеству товара
- 4.5. Упаковка и маркировка
- 4.6. Гарантии качества товара
- 4.7. Установление цены и суммы контракта
- 4.8. Определение срока поставки Рекомендации по установлению сроков поставки в контрактах
- 4.9. Сдача-приемка товара по количеству и качеству
- 4.10. Условия платежа
- 4.11. Претензии и санкции
- 4.12. Форс-мажор и существенное изменение обстоятельств
- 4.13. Порядок разрешения споров, арбитраж. Прочие условия
- Глава 5
- 5.1. Работа по исполнению экспортных сделок
- 5.2. Особенности исполнения импортных сделок
- Раздел III Применение современных информационно-коммуникационных технологий во внешнеэкономической деятельности
- Глава 6
- 6.1. Электронный обмен данными. Концепция и основные элементы
- 6.2. Международное межбанковское взаимодействие. Система swift
- 6.3. Национальные системы эод в сша, Англии и Франции
- 6.4. Правовые вопросы регулирования электронных расчетов
- Глава 7
- 7.1. Международный стандарт эод эдифакт оон (un/edifact)
- Часть 1 справочника содержит общее введение, посвященное вопросам исторического развития стандарта и общим целям деятельности по внедрению эод и эдифакт.
- Часть 2 содержит:
- Часть 3справочника определяет используемую терминологию.
- 7.2. Практика использования стандартов эод
- 7.3. Стандарт eancom и системы штрихового кодирования
- Глава 8
- 8.1. Инструменты Интернета
- 8.2. Понятие электронной коммерции
- 8.3. Web-сайт как инструмент электронной коммерции
- 8.4. Организационно-технические проблемы создания web-сайта
- 8.5. Продвижение сайта
- Глава 9
- 9.1. Товарная политика
- 9.2. Сбытовая политика
- 9.3. Ценовая политика Схема в2с
- 9.4., Коммуникационная политика
- 9.5. Учет человеческого фактора
- Глава 10
- 10.1. Обеспечение безопасности и защита информации в Интернете
- 10.2. Формы расчетов и методы платежей в электронной коммерции
- 10.3. Перспективы интернет-технологий во внешнеэкономической деятельности
- Xml-технологии в развитии электронной коммерции
- Приложения Нормативные и руководящие документы по вопросам вэд
- Интернет-адреса некоторых крупнейших международных и национальных организаций
- Государственные и межгосударственные стандарты по штриховому кодированию
- Правила сетевого этикета (netiquette)
- Примерная программа дисциплины
- 1. Цель курса
- 2. Задачи курса
- 3. Место курса в системе экономического образования
- 4. Требования к уровню освоения содержания курса
- 1. Разделы курса
- 2. Темы, их краткое содержание
- Тема 1. Сущность и содержание внешнеэкономической деятельности
- Тема 2. Виды и формы внешнеэкономической деятельности
- Тема 3. Многоуровневый характер внешнеэкономической деятельности
- Тема 4. Внешнеэкономический комплекс страны, его особенности в современных условиях
- Тема 5. Общая характеристика внешнеторговых операций и сделок
- Тема 6. Внешнеторговые операции с участием посредников
- Тема 7. Операции на специальных рынках — международных биржах, аукционах и торгах
- Тема 8. Подготовка внешнеторговых сделок
- Тема 9. Способы заключения сделок. Проведение коммерческих переговоров с иностранными партнерами
- Тема 10. Общие рекомендации по содержанию и оформлению внешнеторговых контрактов
- Тема 11. Определение предмета контракта, количества товара и выбор базисных условий поставки
- Тема 12. Характеристика качества товара, его упаковка и маркировка, гарантии
- Тема 13. Определение срока поставки. Сдача-приемка товара по количеству и качеству
- Тема 14. Валютно-финансовые условия контракта: цена и общая сумма, условия платежа
- Тема 15. Претензии и санкции
- Тема 16. Форс-мажор, арбитраж, другие условия контрактов
- Тема 17. Исполнение экспортных сделок
- Тема 18. Особенности исполнения импортных сделок
- Тема 19. Электронный обмен данными (эод) в вэд
- Тема 20. Стандарты эод. Система межбанковских коммуникаций на основе стандарта swift
- Тема 21. Национальные системы эод. Роль международных организаций в развитии систем эод в вэд
- Тема 22. Деятельность еэк оон по стандартизации и унификации внешнеторговых документов. Международный стандарт эод — эдифактоон
- Тема 23. Использование возможностей сети Интернет в вэд
- Тема 24. Электронная коммерция. Интернет-маркетинг
- Тема 25. Обеспечение безопасности и защита коммерческой информации в Интернете
- Тема 26. Формы и методы осуществления электронных платежей
- Тема 27. Перспективы использования новейших интернет-технологий во внешнеэкономической деятельности
- Форма итогового контроля
- Методические рекомендации
- Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету) по курсу
- Список рекомендуемой литературы