8.2. Понятие электронной коммерции
Некоторые определения
В настоящее время не существует четкого общепринятого определения электронной коммерции. Часть авторов и специалистов включает в понятие «электронная коммерция» любые деловые транзакции, проводящиеся через компьютерную сеть, и дает простые определения, например: электронная коммерция — это любая форма бизнес-процесса, в котором взаимодействие между субъектами происходит электронным способом. Другая часть считает, что к этой категории можйо отнести только те сделки, в результате которых передаются права собственности на реальный или виртуальный товар (услугу). Многие международные организации уделяют большое внимание изучению электронной коммерции и предлагают свои определения. В современной экономической литературе часто используется определение электронной коммерции, данное неоднократно упоминавшейся в предыдущих главах организацией ЮНКТАД: под электронной коммерцией понимаются все формы сделок, связанные с коммерческой деятельностью организаций и физических лиц, которые основаны на обработке и передаче цифровой информации, включая тексты, звуки и визуальные данные.
Другой комиссией ООН ЮНСИТРАЛ (UNCITRAL) был разработан Типовой закон об электронной торговле {Model Law on Electronic Commerce), принятый в 1996 г. Генеральной ассамблеей ООН. Типовой закон содержит положения по использованию электронной торговли, приемлемые для государств с различными правовыми, социальными и экономическими системами, и его принятие явилось юридической основой, обеспечивающей дальнейшее развитие и внедрение технологий электронной коммерции.
За последние 20 лет ЮНСИТРАЛ предложила большое количество вариантов использования электронных сообщений и электронных договоров в международной деятельности, но все они носили рекомендательный характер. В настоящее время с помощью сертифицированных технологий электронной коммерции и механизма электронной цифровой подписи (будет рассмотрен ниже) юридические лица могут полностью перенести всю свою коммерческую деятельность в Интернет. На практике для этого потребуется перестройка работы соответствующих организаций, ускоренная модификация ИТ-систем, преодоление многих трудностей и барьеров. Как предполагают специалисты, первыми полностью на работу в Интернете перейдут таможенные структуры, а за ними последуют поставщики продуктов и услуг на международный рынок: энергетики, отрасли связи, транспорта и т.д.
Согласно определению Комиссии ЕС, электронная коммерция предполагает электронное ведение бизнеса и включает много разнообразных видов деятельности, в том числе: электронную торговлю товарами и услугами, доставку в режиме реального времени цифровых данных, электронный перевод денежных средств, электронную торговлю ценными бумагами, выписку коммерческих документов (коносаментов, счетов), проведение коммерческих аукционов, осуществление в режиме онлайн правительственных закупок, работы по дизайну и проектированию, прямой потребительский маркетинг и послепродажное обслуживание. Она охватывает как товары (потребительские товары, специализированное медицинское оборудование), так и услуги (информационные, финансовые и юридические услуги), как традиционную деятельность (здравоохранение, образование), так и новые сферы деятельности (виртуальные магазины).
Выделим признаки электронной коммерции:
факт совершения операции электронным путем, т.е. с использованием компьютерно-сетевых технологий;
распространение права собственности на продаваемые или покупаемые активы, включая как традиционные, так и принципиально новые (например, информацию в электронном виде);
частота совершения однородных операций, которая может быть объективно измерена провайдером и подтверждена независимыми аудиторами (например, по log-файлам);
работа с активом с целью сделать его продаваемым, включая как материальные (вещественные) активы, так и активы в электронной форме (сканирование, оцифровывание и т.п.);
обстоятельства реализации актива, в том числе и электронным способом (передача информации по сети);
наличие стремления получить прибыль либо в традиционной форме, либо с использованием современных технологий (с помощью систем электронных платежей или «цифровыми деньгами»).
По перечисленным признакам, рассмотренные в предыдущей главе технологии EDI и EFT, которые появились и начали развиваться значительно раньше современных интернет-технологий, нельзя отнести непосредственно к электронной коммерции — это, скорее, технологии, предшествовавшие развитию электронной коммерции в ее современном понимании.
Конечно, к электронной коммерции в широком смысле часто относят не только электронную торговлю, но также маркетинговые исследования, предварительные переговоры, установление и поддержание долговременных взаимоотношений с поставщиками и потребителями, вопросы финансирования и страхования, администрирование бизнеса, управление снабжением и доставкой и т.п.
Направления электронной коммерции
Электронную коммерцию в настоящее время принято разделять на ряд направлений. Основными из них считаются:
• бизнес — бизнес {business-to-business, B2B);
бизнес — потребитель {business-to-consumer или business-to-client, В2С);
• потребитель — потребитель {consumer-to-consumer, C2C, или peer-to-peer, P2P).
Иногда рассматривают также взаимоотношения бизнеса и потребителей с государственными и иными регулирующими органами:
• бизнес — администрация {business-to-administration, B2A);
• потребитель — администрация {consumer-to-administration, С2А).
Подобным образом описываются и более сложные цепочки, включающие, например, деятельность интернет-провайдера: бизнес (производитель товара/услуги) — бизнес (провайдер) — потребитель {business-business-consumer, B2B2C).
- Министерство транспорта российской федерации
- Раздел I
- 1.1. Понятие внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности
- 1.2. Виды и формы внешнеэкономической деятельности
- 1.3. Внешнеэкономический комплекс страны
- 1.4. Особенности коммерческой деятельности на внешнем рынке
- 1.5. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности в связи с присоединением России к вто
- Контрольные вопросы
- Глава 2
- 2.1. Содержание внешнеторговых операций и сделок
- 2.2. Виды внешнеторговых сделок и соответствующих операций
- 2.3. Виды торгово-посреднических соглашений
- 2.4. Сделки, совершаемые на международных товарных биржах
- 2.5. Торговые операции на международных аукционах
- 2.6. Размещение заказов через международные торги
- Раздел II Осуществление внешнеторговых операций
- Глава 3
- 3.1. Некоторые общие вопросы
- 3.2. Нормативно-правовая база вэд
- Глава 9. Сделки (понятие, виды и форма сделок, их недействительность).
- 3.3. Выбор товара — объекта внешнеторговой сделки
- 3.4. Поиск и выбор иностранных контрагентов
- 3.5. Анализ, расчет и обоснование цены
- 3.6. Коммерческие переговоры с иностранными партнерами
- 3.7. Способы заключения сделок
- Глава 4
- 4.1. Общие рекомендации по содержанию и форме контракта
- 4.2. Определение предмета контракта и количества товара
- 4.3. Выбор базиса поставки
- 4.4. Характеристика качества товара Общие требования к качеству товара
- 4.5. Упаковка и маркировка
- 4.6. Гарантии качества товара
- 4.7. Установление цены и суммы контракта
- 4.8. Определение срока поставки Рекомендации по установлению сроков поставки в контрактах
- 4.9. Сдача-приемка товара по количеству и качеству
- 4.10. Условия платежа
- 4.11. Претензии и санкции
- 4.12. Форс-мажор и существенное изменение обстоятельств
- 4.13. Порядок разрешения споров, арбитраж. Прочие условия
- Глава 5
- 5.1. Работа по исполнению экспортных сделок
- 5.2. Особенности исполнения импортных сделок
- Раздел III Применение современных информационно-коммуникационных технологий во внешнеэкономической деятельности
- Глава 6
- 6.1. Электронный обмен данными. Концепция и основные элементы
- 6.2. Международное межбанковское взаимодействие. Система swift
- 6.3. Национальные системы эод в сша, Англии и Франции
- 6.4. Правовые вопросы регулирования электронных расчетов
- Глава 7
- 7.1. Международный стандарт эод эдифакт оон (un/edifact)
- Часть 1 справочника содержит общее введение, посвященное вопросам исторического развития стандарта и общим целям деятельности по внедрению эод и эдифакт.
- Часть 2 содержит:
- Часть 3справочника определяет используемую терминологию.
- 7.2. Практика использования стандартов эод
- 7.3. Стандарт eancom и системы штрихового кодирования
- Глава 8
- 8.1. Инструменты Интернета
- 8.2. Понятие электронной коммерции
- 8.3. Web-сайт как инструмент электронной коммерции
- 8.4. Организационно-технические проблемы создания web-сайта
- 8.5. Продвижение сайта
- Глава 9
- 9.1. Товарная политика
- 9.2. Сбытовая политика
- 9.3. Ценовая политика Схема в2с
- 9.4., Коммуникационная политика
- 9.5. Учет человеческого фактора
- Глава 10
- 10.1. Обеспечение безопасности и защита информации в Интернете
- 10.2. Формы расчетов и методы платежей в электронной коммерции
- 10.3. Перспективы интернет-технологий во внешнеэкономической деятельности
- Xml-технологии в развитии электронной коммерции
- Приложения Нормативные и руководящие документы по вопросам вэд
- Интернет-адреса некоторых крупнейших международных и национальных организаций
- Государственные и межгосударственные стандарты по штриховому кодированию
- Правила сетевого этикета (netiquette)
- Примерная программа дисциплины
- 1. Цель курса
- 2. Задачи курса
- 3. Место курса в системе экономического образования
- 4. Требования к уровню освоения содержания курса
- 1. Разделы курса
- 2. Темы, их краткое содержание
- Тема 1. Сущность и содержание внешнеэкономической деятельности
- Тема 2. Виды и формы внешнеэкономической деятельности
- Тема 3. Многоуровневый характер внешнеэкономической деятельности
- Тема 4. Внешнеэкономический комплекс страны, его особенности в современных условиях
- Тема 5. Общая характеристика внешнеторговых операций и сделок
- Тема 6. Внешнеторговые операции с участием посредников
- Тема 7. Операции на специальных рынках — международных биржах, аукционах и торгах
- Тема 8. Подготовка внешнеторговых сделок
- Тема 9. Способы заключения сделок. Проведение коммерческих переговоров с иностранными партнерами
- Тема 10. Общие рекомендации по содержанию и оформлению внешнеторговых контрактов
- Тема 11. Определение предмета контракта, количества товара и выбор базисных условий поставки
- Тема 12. Характеристика качества товара, его упаковка и маркировка, гарантии
- Тема 13. Определение срока поставки. Сдача-приемка товара по количеству и качеству
- Тема 14. Валютно-финансовые условия контракта: цена и общая сумма, условия платежа
- Тема 15. Претензии и санкции
- Тема 16. Форс-мажор, арбитраж, другие условия контрактов
- Тема 17. Исполнение экспортных сделок
- Тема 18. Особенности исполнения импортных сделок
- Тема 19. Электронный обмен данными (эод) в вэд
- Тема 20. Стандарты эод. Система межбанковских коммуникаций на основе стандарта swift
- Тема 21. Национальные системы эод. Роль международных организаций в развитии систем эод в вэд
- Тема 22. Деятельность еэк оон по стандартизации и унификации внешнеторговых документов. Международный стандарт эод — эдифактоон
- Тема 23. Использование возможностей сети Интернет в вэд
- Тема 24. Электронная коммерция. Интернет-маркетинг
- Тема 25. Обеспечение безопасности и защита коммерческой информации в Интернете
- Тема 26. Формы и методы осуществления электронных платежей
- Тема 27. Перспективы использования новейших интернет-технологий во внешнеэкономической деятельности
- Форма итогового контроля
- Методические рекомендации
- Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету) по курсу
- Список рекомендуемой литературы