1.5. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности в связи с присоединением России к вто
В последние годы стала весьма актуальной проблема вхождения нашей страны во Всемирную торговую организацию — ВТО (World Trade Organization, WTO), которая считается наиболее универсальной международной торгово-экономической организацией. ВТО принадлежит ведущая роль в мировой торговой системе, сложившейся к середине 1990-х гг. Официально ВТО функционирует с 1 января 1995 г. в качестве преемницы Генерального соглашения по тарифам и торговле — ГАТТ (General Agreement on Tariff and Trade, GATT), действовавшего с 1947 г. К началу нынешнего столетия в ВТО вошло около 150 стран (включая «территории» с очерченной таможенной границей), на которые приходится почти 95% мирового торгового оборота. Еще 30 стран и территорий имеют статус наблюдателя.
В конце XX в. в эту организацию были приняты 7 стран, ранее входивших в состав СССР, в том числе Киргизия (декабрь 1998 г.), Латвия (февраль 1999 г.), Эстония (ноябрь 1999 г.), Грузия (июнь 2000 г.), а из бывших членов СЭВ — Болгария и Монголия (декабрь 1998 г.). После 15-летнего периода переговоров в 2001 г. полноправным участником ВТО стал Китай. Однако крупнейшие страны СНГ — Россия, Украина и Белоруссия пока не присоединились к ВТО.
Главный орган ВТО — Конференция министров (Ministerial Conference) всех стран-членов, которая проводит свои сессии раз в два года. В перерывах между ними проходят заседания Генерального совета {The General Counsil) до 10 раз в год. Другими органами ВТО являются Совет по торговле товарами (Council for Trade in Goods), Совет по торговле услугами (Council for Trade in Servicies), Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Council for Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights), осуществляющие наблюдение за реализацией соглашений в соответствующих областях. Текущую работу ведет Секретариат, в составе которого работает более 600 сотрудников из 60 стран во главе с Генеральным директором, а также регулярно действующие комитеты ВТО. Штаб-квартира ВТО находится в Женеве, рабочими языками являются английский, французский и испанский.
Процесс обсуждения принципиальных вопросов в ВТО, продолжающийся по нескольку лет, получил название «раундов». Многие договоренности достигаются в рабочем порядке путем проведения двусторонних переговоров и консультаций между заинтересованными странами.
Соглашения и принципы ВТО
Принятые в рамках ВТО международные соглашения нацелены на всеобщую либерализацию международной торговли на основе регулирования внешнеторговой политики по унифицированным нормам и правилам. Они отражают тенденцию к унификации условий коммерческой деятельности субъектов разных стран, проявляющуюся в современной международной торговле в условиях глобализации мирохозяйственных связей. При этом разработанные правила внешнеторговой политики затрагивают в значительной мере и внутреннюю экономическую политику.
В пакет соглашений ВТО вошло свыше 50 многосторонних соглашений и других правовых документов. Основополагающими считаются три соглашения: вышеупомянутое ГАТТ в редакции 1994 г., Генеральное соглашение по торговле услугами — ГАТС (General Agreement on Trade in Services, GATS), Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности — ТРИ ПС (.Agreement on Trade- Related Aspects of Intellectual Property Rights, TRIPS).
Многие другие документы дополняют и интерпретируют отдельные положения ГАТТ либо являются самостоятельными соглашениями. Упомянем Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам — ТРИМС (Agreement on Trade-Related Investment Measures, TRIMS), Соглашение no информационной технологии (Information Technology Agreement, ITA), Соглашение по антидемпинговому кодексу {Agreement on Implementation of Article VI of theGATT), Соглашение по таможенной оценке импортных товаров [Agreement on Imlementation of Article VII of the GATT), Соглашение no техническим барьерам в торговле (Agreement on Technical Barriers to Trade), Соглашение по процедурам импортного лицензирования [Agreementon Import Licensing Procedures), Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам (Agreement on Subsidies and Countervailing Measures), Соглашение по правилам происхождения товаров (Agreement on Rules of Origin), Соглашение по предотгрузочной инспекции {Agreement on Preshipment Inspection), Соглашение по сельскому хозяйству {Agreement on Agriculture), Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер {Agreement on the Application of Sanitary and Phytosanitary Measures), Соглашение по текстилю и одежде {Agreement on Textiles and Clothing), Соглашение по правительственным закупкам {Agreement on Government Procurement), Соглашение об основных телекоммуникационных услугах {Agreement on Basic Telecommunications Setyices), Механизм обзора торговой политики {Trade Policy Review Mechanism), Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров, и др.
Весь комплекс этих соглашений базируется на ряде основополагающих принципов. Они включают: применение режима наибольшего благоприятствования (РНБ), недискриминацию в торговле товарами и услугами, взаимное предоставление национального режима иностранным товарам и услугам, регулирование торговли преимущественно тарифными методами (без использования количественных и иных ограничений), прозрачность (транспарентность) и гласность торговой политики, стабильность и предсказуемость торгового режима, разрешение торговых споров преимущественно путем консультаций и переговоров, ограничение государственного вмешательства в международную торговлю при допустимом использовании некоторых инструментов такого вмешательства для обеспечения государственных интересов.
В сферу деятельности ВТО вошла работа по внедрению и развитию ранее упоминавшейся Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, которая была разработана Советом таможенного сотрудничества (ныне Всемирная таможенная организация — ВТамО).
Правила и нормы ВТО давно применяются подавляющим большинством государств. Вместе с тем весь набор правил, собранных в рамках ВТО, оказался довольно пестрым, поскольку многие правовые нормы возникли еще в начальный период деятельности ГАТТ в середине XX в., а другие появились значительно позже, в том числе в конце XX — начале XXI в. уже после преобразования ГАТТ в ВТО. Между участниками ВТО существуют серьезные и растущие разногласия. По мнению авторитетных специалистов, реальные выгоды от присоединения к ВТО ощущает лишь пятая часть стран-участниц, причем баланс прав и обязательств по действующим соглашениям ВТО существенно перекошен в пользу наиболее развитых стран и в ущерб интересам периферии глобальной экономики.
Переговоры Россия — ВТО
Процесс присоединения России к ГАТТ/ВТО растянулся на долгие годы. Еще в 1986 г. было обозначено намерение СССР принять участие в Уругвайском раунде переговоров ГАТТ с перспективой вхождения в эту организацию. Но этому противодействовали США. Лишь в 1990 г. СССР получил статус наблюдателя в ГАТТ, а с 1992 г. — Россия как правопреемница СССР. В 1993 г. РФ подала официальную заявку о присоединении к этой организации в качестве полноправного участника.
В рамках ГАТТ (впоследствии ВТО) была образована Рабочая группа для выработки условий участия России в ВТО. Ее заседания проходили 2—3 раза в год. Повседневная работа велась путем двусторонних переговоров и консультаций с представителями всех заинтересованных государств — членов ВТО, из которых наибольшую активность проявляли около 50 государств.
С российской стороны ведение переговорного процесса о присоединении к ВТО в последние годы непосредственно обеспечивал департамент торговых переговоров Минэкономразвития, а координацию всей работы в этой области на межведомственном уровне осуществляла Правительственная комиссия по вопросам ВТО. В Госдуме проработка вопросов участия в ВТО была сосредоточена и Комитете по экономической политике и предпринимательству.
Переговоры с различными членами ВТО велись по нескольким направлениям:
приведение законодательства РФ в соответствие с нормами ВТО (так называемые системные вопросы);
определение начального и конечного уровня таможенных пошлин в РФ на промышленные товары и периода, в течение которого будет происходить их снижение;
определение уровня российских «торговых барьеров» по сельскохозяйственным товарам, размера внутренней поддержки сельского хозяйства, экспортных субсидий на сельскохозяйственную продукцию и обязательств РФ по их снижению;
облегчение условий доступа иностранных услуг и их поставщиков на внутренний рынок РФ.
Переговорный процесс шел трудно. Многие условия, предлагавшиеся членами ВТО, по существу, содержали требования односторонних уступок от российской стороны. Часть из них была явно неприемлемой. В случае их принятия участие в ВТО стало бы бессмысленным и даже опасным для нашей страны. По ряду других условий в обмен на допустимые уступки российская делегация была вправе настаивать на существенных встречных требованиях к иностранным партнерам. С различными членами ВТО велись переговоры по десяткам тысяч товарных позиций.
В начале нынешнего десятилетия сложный переговорный процесс вступил в завершающую стадию. Были согласованы многие спорные вопросы с большинством членов ВТО, проведена большая работа по гармонизации российского законодательства с нормами ВТО. Однако окончательное завершение переговоров затянулось еще на несколько лет, поскольку США и некоторые другие члены ВТО продолжали настаивать на целом ряде неприемлемых для России условий. В частности, «камнем преткновения» были неосновательные требования к российской стороне в отношении уровня ввозных таможенных пошлин по многим товарным группам и отдельным позициям российского импорта, режима доступа иностранных поставщиков услуг на российский внутренний рынок, государственной финансовой поддержки отечественного сельского хозяйства, выравнивания экспортных и внутренних цен на энергоносители и др.
Лишь в конце 2006 г. было закончено согласование принципиальных вопросов практически со всеми членами ВТО. К этому времени были подписаны двусторонние протоколы с ЕС, КНР и многими другими странами. В результате договоренности, достигнутой между президентами России и США, соответствующий протокол с США был подписан 18 ноября 2006 г. Таким образом были устранены решающие внешние препятствия на пути вхождения России к ВТО, однако решение по этому вопросу не было принято высшими органами ВТО к середине 2008 г.
Обсуждение в России условий участия в ВТО
Проблема участия России в ВТО затрагивает жизненно важные интересы отечественных товаропроизводителей, предпринимателей, всех участников ВЭД.
В пользу скорейшего вступления в ВТО есть немало доводов. Например, это существенно облегчит доступ российских готовых изделий на внешний рынок, ускорит цивилизованную интеграцию российского предпринимательства в мировое экономическое пространство. Став членом ВТО, Россия сможет участвовать в мировой торговле на общепринятых и равных условиях, будут устранены многие дискриминационные условия в отношении российского экспорта, повысится инвестиционная привлекательность нашей страны, отечественные технические стандарты приблизятся к международным и т.д. Вполне очевидно, что участие в ВТО избавляет от трудоемкой работы по подготовке множества двусторонних торгово-экономических соглашений и контролю за их выполнением.
С другой стороны, членство в ВТО не должно наносить ущерб экономической безопасности страны. Многие российские товаропроизводители, в особенности машиностроительных отраслей, выражали серьезные опасения, что без необходимой государственной поддержки после присоединения к ВТО возможности успешно конкурировать с иностранцами на внутреннем рынке и тем более на зарубежных рынках отнюдь не возрастут, а напротив — резко снизятся.
Но при должной поддержке государства немало отечественных предприятий смогли бы наладить производство конкурентоспособных изделий, что подтверждает практика работы на зарубежных рынках в предыдущие десятилетия. Для тех предприятий, которые еще сохранили высокий научно-производственный потенциал и смогут выпускать конкурентоспособную продукцию дли экспорта, появится перспектива укрепить свои позиции на мировом рынке при вступлении России в ВТО.
Не менее острой является проблема реальной государственной поддержки аграрного сектора российской экономики. Ее отсутствие привело бы к полной разрухе в нашем сельскохозяйственном производстве. Высказывались мнения, что форсированное вступление в ВТО повлечет банкротство многих промышленных и сельскохозяйственных предприятий, резкое сокращение рабочих мест, в результате чего большая масса людей лишится работы и средств к существованию.
Вследствие суровых природно-климатических условий на большей части территории России (длительная холодная зима, недостаток осадков) требуются значительные дополнительные расходы на строительство утепленных помещений для жилья и содержания скота, на отопление и освещение в зимний период и т.п.
Учитывая обширную территорию страны и удаленность многих регионов от морских портов, весьма высока доля транспортной составляющей во внешнеторговых ценах экспортных и импортных товаров.
Отметим еще один фактор особой социальной значимости. ВТО уделяет немало внимания приведению национальных стандартов в соответствие с международными требованиями. Это касается также стандартов трудового законодательства и социальных стандартов. В России чрезвычайно низок уровень оплаты труда большинства категорий работников, занятых в основных производственных и непроизводственных сферах.
Для вступления в ВТО требуется цивилизованное государственное регулирование внешней торговли, решение многих вопросов технико-экономической политики, защиты российских товаров, интеллектуальной собственности за рубежом и др. Не следует идеализировать и наши возможности влиять на выработку в ВТО выгодных для России торгово-политических решений, так как Россия станет лишь одной из 150 стран — членов ВТО, явно уступая по влиятельности доминирующим там США, ЕС и Японии.
Концепция присоединения России к ВТО была разработана ТПП России в 2002 г. Там, в частности, отмечалось, что Россия должна взаимно зафиксировать со странами — участницами ВТО ставки импортных тарифов и условия поставки услуг, согласованные уровни государственной поддержки аграрного сектора. Как крупная мировая держава Россия обладает рядом очевидных конкурентных преимуществ. Это ее ресурсы, уникальное евроазиатское положение, все еще сохранившийся научно-производственный потенциал, высокая квалификация рабочей силы, развитая транспортная сеть.
Вместе с тем указывалось, что вступление в ВТО само по себе вряд ли приведет к какому-то взрывному росту отечественного экспорта или даже его заметному немедленному увеличению. Во-первых, ВТО стимулирует в основном торговлю готовыми изделиями и наукоемкой продукцией, тогда как основу российского экспорта составляют пока сырье и топливо (которые и так допускаются на внешние рынки почти без ограничений). Во-вторых, структура российского экспорта крайне инерционна и не может быть быстро изменена в сторону перерабатывающих отраслей ввиду чрезмерной изношенности производственных мощностей отечественной промышленности (и транспорта), ее недогрузки и заторможенности технического прогресса в стране. В-третьих, по мере преодоления кризиса растущий спрос на отечественную продукцию предъявляет внутренний рынок, что уже привело к ряду ограничений на экспорт. Наконец, Россия уже сейчас имеет доступ к основному объему тарифных льгот, зафиксированных ВТО, через свои двусторонние торговые соглашения со странами — членами этой Организации.
В отношении перспективы импорта товаров и услуг обращалось внимание на то, что их расширенный допуск на отечественный рынок способен существенно обострить конкуренцию по многим позициям, к чему российская промышленность пока не готова. Это, в особенности, относится к пищевой, фармацевтической, химической, авто — и авиастроительной, легкой и электронной промышленности, секторам страхования, финансовых услуг и розничной торговли, мелкому и среднему бизнесу и т.д.
Участие в дискуссиях об условиях членства России в ВТО многих отечественных товаропроизводителей, представителей крупного, среднего и малого бизнеса дало двоякий положительный результат. С одной стороны, позиция официальных российских представителей на переговорах существенно подкрепилась и скорректировалась, с другой стороны — российские предприниматели смогли лучше изучить правила и нормы ВТО, применяемые в современной мировой торговой системе.
- Министерство транспорта российской федерации
- Раздел I
- 1.1. Понятие внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности
- 1.2. Виды и формы внешнеэкономической деятельности
- 1.3. Внешнеэкономический комплекс страны
- 1.4. Особенности коммерческой деятельности на внешнем рынке
- 1.5. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности в связи с присоединением России к вто
- Контрольные вопросы
- Глава 2
- 2.1. Содержание внешнеторговых операций и сделок
- 2.2. Виды внешнеторговых сделок и соответствующих операций
- 2.3. Виды торгово-посреднических соглашений
- 2.4. Сделки, совершаемые на международных товарных биржах
- 2.5. Торговые операции на международных аукционах
- 2.6. Размещение заказов через международные торги
- Раздел II Осуществление внешнеторговых операций
- Глава 3
- 3.1. Некоторые общие вопросы
- 3.2. Нормативно-правовая база вэд
- Глава 9. Сделки (понятие, виды и форма сделок, их недействительность).
- 3.3. Выбор товара — объекта внешнеторговой сделки
- 3.4. Поиск и выбор иностранных контрагентов
- 3.5. Анализ, расчет и обоснование цены
- 3.6. Коммерческие переговоры с иностранными партнерами
- 3.7. Способы заключения сделок
- Глава 4
- 4.1. Общие рекомендации по содержанию и форме контракта
- 4.2. Определение предмета контракта и количества товара
- 4.3. Выбор базиса поставки
- 4.4. Характеристика качества товара Общие требования к качеству товара
- 4.5. Упаковка и маркировка
- 4.6. Гарантии качества товара
- 4.7. Установление цены и суммы контракта
- 4.8. Определение срока поставки Рекомендации по установлению сроков поставки в контрактах
- 4.9. Сдача-приемка товара по количеству и качеству
- 4.10. Условия платежа
- 4.11. Претензии и санкции
- 4.12. Форс-мажор и существенное изменение обстоятельств
- 4.13. Порядок разрешения споров, арбитраж. Прочие условия
- Глава 5
- 5.1. Работа по исполнению экспортных сделок
- 5.2. Особенности исполнения импортных сделок
- Раздел III Применение современных информационно-коммуникационных технологий во внешнеэкономической деятельности
- Глава 6
- 6.1. Электронный обмен данными. Концепция и основные элементы
- 6.2. Международное межбанковское взаимодействие. Система swift
- 6.3. Национальные системы эод в сша, Англии и Франции
- 6.4. Правовые вопросы регулирования электронных расчетов
- Глава 7
- 7.1. Международный стандарт эод эдифакт оон (un/edifact)
- Часть 1 справочника содержит общее введение, посвященное вопросам исторического развития стандарта и общим целям деятельности по внедрению эод и эдифакт.
- Часть 2 содержит:
- Часть 3справочника определяет используемую терминологию.
- 7.2. Практика использования стандартов эод
- 7.3. Стандарт eancom и системы штрихового кодирования
- Глава 8
- 8.1. Инструменты Интернета
- 8.2. Понятие электронной коммерции
- 8.3. Web-сайт как инструмент электронной коммерции
- 8.4. Организационно-технические проблемы создания web-сайта
- 8.5. Продвижение сайта
- Глава 9
- 9.1. Товарная политика
- 9.2. Сбытовая политика
- 9.3. Ценовая политика Схема в2с
- 9.4., Коммуникационная политика
- 9.5. Учет человеческого фактора
- Глава 10
- 10.1. Обеспечение безопасности и защита информации в Интернете
- 10.2. Формы расчетов и методы платежей в электронной коммерции
- 10.3. Перспективы интернет-технологий во внешнеэкономической деятельности
- Xml-технологии в развитии электронной коммерции
- Приложения Нормативные и руководящие документы по вопросам вэд
- Интернет-адреса некоторых крупнейших международных и национальных организаций
- Государственные и межгосударственные стандарты по штриховому кодированию
- Правила сетевого этикета (netiquette)
- Примерная программа дисциплины
- 1. Цель курса
- 2. Задачи курса
- 3. Место курса в системе экономического образования
- 4. Требования к уровню освоения содержания курса
- 1. Разделы курса
- 2. Темы, их краткое содержание
- Тема 1. Сущность и содержание внешнеэкономической деятельности
- Тема 2. Виды и формы внешнеэкономической деятельности
- Тема 3. Многоуровневый характер внешнеэкономической деятельности
- Тема 4. Внешнеэкономический комплекс страны, его особенности в современных условиях
- Тема 5. Общая характеристика внешнеторговых операций и сделок
- Тема 6. Внешнеторговые операции с участием посредников
- Тема 7. Операции на специальных рынках — международных биржах, аукционах и торгах
- Тема 8. Подготовка внешнеторговых сделок
- Тема 9. Способы заключения сделок. Проведение коммерческих переговоров с иностранными партнерами
- Тема 10. Общие рекомендации по содержанию и оформлению внешнеторговых контрактов
- Тема 11. Определение предмета контракта, количества товара и выбор базисных условий поставки
- Тема 12. Характеристика качества товара, его упаковка и маркировка, гарантии
- Тема 13. Определение срока поставки. Сдача-приемка товара по количеству и качеству
- Тема 14. Валютно-финансовые условия контракта: цена и общая сумма, условия платежа
- Тема 15. Претензии и санкции
- Тема 16. Форс-мажор, арбитраж, другие условия контрактов
- Тема 17. Исполнение экспортных сделок
- Тема 18. Особенности исполнения импортных сделок
- Тема 19. Электронный обмен данными (эод) в вэд
- Тема 20. Стандарты эод. Система межбанковских коммуникаций на основе стандарта swift
- Тема 21. Национальные системы эод. Роль международных организаций в развитии систем эод в вэд
- Тема 22. Деятельность еэк оон по стандартизации и унификации внешнеторговых документов. Международный стандарт эод — эдифактоон
- Тема 23. Использование возможностей сети Интернет в вэд
- Тема 24. Электронная коммерция. Интернет-маркетинг
- Тема 25. Обеспечение безопасности и защита коммерческой информации в Интернете
- Тема 26. Формы и методы осуществления электронных платежей
- Тема 27. Перспективы использования новейших интернет-технологий во внешнеэкономической деятельности
- Форма итогового контроля
- Методические рекомендации
- Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету) по курсу
- Список рекомендуемой литературы