10.3. Перспективы интернет-технологий во внешнеэкономической деятельности
Нерешенность многих организационных, технических, юридических вопросов остается основным тормозом в дальнейшем развитии электронной торговли и использования возможностей Интернета в ВЭД.
Технические аспекты развития онлайнового бизнеса
Одним из главных узких мест (в прямом и переносном смысле) является низкая скорость передачи данных. Пользователи все острее ощущают недостатки низкой пропускной способности. Изменитьэту ситуацию призваны два проекта правительства США — Jnter-net2 (12), работа над которым началась в 1997 г., и Next Generation Internet (NG1) (1996 г.). Эти программы организационно не связаны между собой, но призваны решить общую задачу: значительно повысить скорость передачи данных, обеспечить пропускную способность, необходимую для современных, а также для перспективных сетевых приложений. Правда, пока доступ к 12 и NGI планируется предоставлять только университетам и правительственным организациям. Но учитывая, что многие корпорации, например Cisco Systems, помогают построению системы, такой подход со временем, конечно, будет пересмотрен, как это было и с проектом сети Интернет. Сейчас же компании, не участвующие в разработке 12 непосредственно, все же могут внести свой вклад в ее финансирование, для чего разработано несколько схем; участие в NGI возможно только через совместные проекты с университетами и правительственными организациями. Для использования всех преимуществ новых проектов потребуются новые компьютерные приложения, новые способы работы в сети, новые подходы к вопросам электронной торговли. Ведь в этом случае можно будет легко передавать громадные объемы информации, в том числе и мультимедийной, появится возможность видеообщения или других форм интерактивного общения в реальном времени со многими потребителями. Все новые возможности, связанные с повышением пропускной способности, пока трудно даже представить — проекты 12 и NGI закладывают базу для дальнейших исследований, стимулируют поиски новых направлений, в том числе и в ВЭД.
Активно решаются и многие другие вопросы: голосовой и видеосвязи в Интернете (последняя версия стандарта Н.323, который определяет правила взаимодействия шлюзов голосовой и видеосвязи в IP-сети), обеспечения взаимодействия различных платежных механизмов (протокол JEPI, новые разработки компаний Visa International и MasterCard International).
Новое перспективное направление информационно-коммуникационных технологий — мобильная электронная коммерция (m-коммерция). В интеграции мобильной связи и технологий электронной коммерции европейские страны видят способ сократить отставание от США и занять собственную нишу на рынке информационных технологий.
Развивается также новое направление в предоставлении услуг — Application Service Providing (ASP), т.е. предоставление различных сервисов в области дистанционной обработки данных. ASF позволяет радикально уменьшить издержки компаний за счет предоставления поддержки в различных сферах электронной коммерции. Можно ожидать, что постоянно развивающиеся услуги ASP все в большей мере будут востребованы предприятиями малого и среднего бизнеса.
Эволюция систем штрихового кодирования происходит в направлении внедрения радиочастотной идентификации RF1D (Radio Frequency Identification). RFID-система состоит из устройства опроса/чтения (ридера) с антенной и радиометок (транспондеров), содержащих данные. Антенна испускает радиосигнал малой мощности. Радиометка его улавливает и запитывает встроенный чип. Полученная энергия позволяет радиометке передать ридеру идентификатор и другие сведения, аналогичные штрих-коду. Полученная информация от ридера передается на компьютер для обработки.
Традиционные штрих-коды, о которых упоминалось выше, считываются лазерным сканером, а значит, требуют прямой видимости отправителя и приемника сигнала и присутствия человека. RFID-метки могут считываться и тогда, когда радиометка скрыта (встроена в корпус изделия, вшита в одежду и т.д.). Размеры меток — от нескольких миллиметров до сантиметра в поперечнике — позволяют встраивать их практически в любой объект. К тому же, КFID-чипы имеют более высокую информационную емкость (до I Мб) по сравнению с обычным штрих-кодом (50 байт) и практически неограниченный срок эксплуатации.
Радиометки становятся удобным инструментом для управления производством, на что уже обратили внимание такие крупные производители корпоративного ПО, как, например, SAP AG. Эта компания интегрирует в свою продукцию (в частности, в mySAP Product Lifecycle Management) средства для работы с радиометками. В логистике радиометки позволяют получать информацию о прохождении объектов через определенные контрольные точки, которыми могут быть пункты погрузки-разгрузки на складе, начало/конец технологического процесса. Практически во всех круп-пых азиатских портах RFlD-системы отслеживают погрузку и перемещение контейнеров, на дне которых установлены многочисленные радиометки; ридеры располагаются на подъемных кранах.
Первыми полезность RFlD-систем для управления торговой цепочкой поставок оценили специалисты компании Ргосter&Gamble в 1997 г., в скором времени идею подхватили Coca-Cola, Johnson&Johnson, Unilever, Home Depot, PepsiCo. Оснащение радиометками всего ассортимента крупнейшей мировой сети розничной торговли Wal-Mart стало громким событием — после того, как поставщики компании (а их насчитывается более сотни) получили указание перейти к январю 2005 г. со штрих-кодов на радиометки, рынок RFID испытал настоящий бум. Радиочипы внедряются в бритвы Gilette, шины Michelin, в Великобритании в 2005 г. был начат проект по креплению радиометок на номера автомобилей, а в США RFID-знаки на автомобилях уже используются (правда, пока применение ограничивается отметками иностранных транспортных средств при въезде в страну).
Интенсивно развивается рынок RFID-систем для частных потребителей. Компания Nokia одной из первых предложила технологию, позволяющую добавить в мобильный телефон функцию ридера. Бесконтактные платежи на основе технологии RFID уже используются на множестве автозаправочных станций, где ридеры устанавливаются на топливных насосах и автоматически производится идентификация клиентов, их счетов, отпуск топлива и оплата. Внедрение аналогичной системы расчетов ведет в настоящее время McDonalds. В общественном транспорте Норвегии и Швеции начиная с ноября 2005 г. оплата за проезд осуществляется бесконтактно с использованием RFID — смарт-карт.
В настоящий момент широкому внедрению RFID препятствует целый ряд недостатков этой технологии. В первую очередь, это слабая защищенность — для взлома радиометок, используемых при проведении мелких расчетов, маркировке товаров или противоугонных автомобильных системах, достаточно простейшего устройства с дешевым процессором. Другим значительным недостатком остается высокая стоимость одного транспондера. В ряде стран распространение радиометок серьезно ограничивают действия групп по защите прав потребителей, которые справедливо указывают на возможность с помощью этой технологии собирать данные о потребителе без его ведома, в том числе и после того, как он покинет магазин. Внедрение чипов в банкноты Европейского Центробанка (проект запущен в 2005 г.) теоретически дает возможность отслеживать перемещение денег от человека к человеку.
Тем не менее, несмотря на все трудности с внедрением RFID систем, различные консалтинговые компании делают прогнозы, согласно которым объем рынка RFID-технологий в 2008 г. будетоцениваться в 3 млрд долл. (пессимистичные прогнозы) — 7 млрд долл. (оптимистичные).
Новые технологии генерации динамического web-контента предлагаются для реализации маркетинговых подходов к персонализации сайта в рамках В2С. Снизить связанную с персонализацией нагрузку на сайт позволяет новый стандарт кэширования ESI (Edge Side Includes — включение данных на границе), позволяющий создавать более экономные приложения, к тому же ускоряющие ответную реакцию клиентов. Реагируя на малейшие признаки заинтересованности клиента, система генерации динамического контента оперативно предоставит ему любые, в том числе и быстроменяющиеся сведения: данные аукционов и онлайновых торговых площадок, позиции продукции в каталогах и прайс-листах, биржевые котировки, подборки новостей, метеосводки и т.п.
Для обеспечения эффективной взаимосвязи между фирмами — участниками торгов на электронных товарных биржах открытого типа в рамках В2В предложен универсальный стандарт описания, обнаружения и интеграции UDDI (Universal Description, Discovery and Integration). Этот стандарт создан при поддержке IBM, Microsoft и более 30 других компаний и включает набор спецификаций, на основе которых компании могут формировать свои торговые предложения, а также так называемые Глобальные бизнес-реестры UDDI (UDDI Global Business Registries), обеспечивающие быстрый и простой доступ к информации о самих компаниях и их продукции, а также важную техническую информацию о форматах, стандартах и технологиях, используемых ими в ведении онлайнового бизнеса.
Эти бизнес-каталоги UDDI включают в себя раздел «белых страниц», содержащий перечень названий компаний, раздел «желтых страниц», содержащий коды компании и информацию о ее географическом расположении, и «зеленые страницы», классифицирующие услуги, предлагаемые той или иной компанией. Крупнейший из всех интернет-каталогов, который когда-либо пытались создать, UDDI претендует на роль центрального реестра предприятий и компаний во всех странах и всех отраслях экономики. Зарегистрировавшись в нем, потенциальные бизнес-партнеры смогут отыскать необходимые им компании с помощью разработанной поисковой системы, базирующейся на различных параметрах — от географического расположения до отрасли, особенностей предоставляемых товаров(услуг) и технических спецификаций продукции. Регистрация и поиск в базе UDDI предоставляются бесплатно.
В России центром компетенции по стандарту UDDI является Центр электронного бизнеса (ЦЭБ), который активно продвигает этот стандарт и старается познакомить с ним специалистов российских предприятий, открыв для этого специальный сайт.
Новый стандарт призван значительно облегчить компаниям поиск через Интернет нужного товара или услуги и помочь быстро совершить необходимые транзакции. Этот стандарт основан на языке XML (extensible markup language) для поддержки автоматической интеграции всех транзакций электронной коммерции и web-сервисов.
- Министерство транспорта российской федерации
- Раздел I
- 1.1. Понятие внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности
- 1.2. Виды и формы внешнеэкономической деятельности
- 1.3. Внешнеэкономический комплекс страны
- 1.4. Особенности коммерческой деятельности на внешнем рынке
- 1.5. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности в связи с присоединением России к вто
- Контрольные вопросы
- Глава 2
- 2.1. Содержание внешнеторговых операций и сделок
- 2.2. Виды внешнеторговых сделок и соответствующих операций
- 2.3. Виды торгово-посреднических соглашений
- 2.4. Сделки, совершаемые на международных товарных биржах
- 2.5. Торговые операции на международных аукционах
- 2.6. Размещение заказов через международные торги
- Раздел II Осуществление внешнеторговых операций
- Глава 3
- 3.1. Некоторые общие вопросы
- 3.2. Нормативно-правовая база вэд
- Глава 9. Сделки (понятие, виды и форма сделок, их недействительность).
- 3.3. Выбор товара — объекта внешнеторговой сделки
- 3.4. Поиск и выбор иностранных контрагентов
- 3.5. Анализ, расчет и обоснование цены
- 3.6. Коммерческие переговоры с иностранными партнерами
- 3.7. Способы заключения сделок
- Глава 4
- 4.1. Общие рекомендации по содержанию и форме контракта
- 4.2. Определение предмета контракта и количества товара
- 4.3. Выбор базиса поставки
- 4.4. Характеристика качества товара Общие требования к качеству товара
- 4.5. Упаковка и маркировка
- 4.6. Гарантии качества товара
- 4.7. Установление цены и суммы контракта
- 4.8. Определение срока поставки Рекомендации по установлению сроков поставки в контрактах
- 4.9. Сдача-приемка товара по количеству и качеству
- 4.10. Условия платежа
- 4.11. Претензии и санкции
- 4.12. Форс-мажор и существенное изменение обстоятельств
- 4.13. Порядок разрешения споров, арбитраж. Прочие условия
- Глава 5
- 5.1. Работа по исполнению экспортных сделок
- 5.2. Особенности исполнения импортных сделок
- Раздел III Применение современных информационно-коммуникационных технологий во внешнеэкономической деятельности
- Глава 6
- 6.1. Электронный обмен данными. Концепция и основные элементы
- 6.2. Международное межбанковское взаимодействие. Система swift
- 6.3. Национальные системы эод в сша, Англии и Франции
- 6.4. Правовые вопросы регулирования электронных расчетов
- Глава 7
- 7.1. Международный стандарт эод эдифакт оон (un/edifact)
- Часть 1 справочника содержит общее введение, посвященное вопросам исторического развития стандарта и общим целям деятельности по внедрению эод и эдифакт.
- Часть 2 содержит:
- Часть 3справочника определяет используемую терминологию.
- 7.2. Практика использования стандартов эод
- 7.3. Стандарт eancom и системы штрихового кодирования
- Глава 8
- 8.1. Инструменты Интернета
- 8.2. Понятие электронной коммерции
- 8.3. Web-сайт как инструмент электронной коммерции
- 8.4. Организационно-технические проблемы создания web-сайта
- 8.5. Продвижение сайта
- Глава 9
- 9.1. Товарная политика
- 9.2. Сбытовая политика
- 9.3. Ценовая политика Схема в2с
- 9.4., Коммуникационная политика
- 9.5. Учет человеческого фактора
- Глава 10
- 10.1. Обеспечение безопасности и защита информации в Интернете
- 10.2. Формы расчетов и методы платежей в электронной коммерции
- 10.3. Перспективы интернет-технологий во внешнеэкономической деятельности
- Xml-технологии в развитии электронной коммерции
- Приложения Нормативные и руководящие документы по вопросам вэд
- Интернет-адреса некоторых крупнейших международных и национальных организаций
- Государственные и межгосударственные стандарты по штриховому кодированию
- Правила сетевого этикета (netiquette)
- Примерная программа дисциплины
- 1. Цель курса
- 2. Задачи курса
- 3. Место курса в системе экономического образования
- 4. Требования к уровню освоения содержания курса
- 1. Разделы курса
- 2. Темы, их краткое содержание
- Тема 1. Сущность и содержание внешнеэкономической деятельности
- Тема 2. Виды и формы внешнеэкономической деятельности
- Тема 3. Многоуровневый характер внешнеэкономической деятельности
- Тема 4. Внешнеэкономический комплекс страны, его особенности в современных условиях
- Тема 5. Общая характеристика внешнеторговых операций и сделок
- Тема 6. Внешнеторговые операции с участием посредников
- Тема 7. Операции на специальных рынках — международных биржах, аукционах и торгах
- Тема 8. Подготовка внешнеторговых сделок
- Тема 9. Способы заключения сделок. Проведение коммерческих переговоров с иностранными партнерами
- Тема 10. Общие рекомендации по содержанию и оформлению внешнеторговых контрактов
- Тема 11. Определение предмета контракта, количества товара и выбор базисных условий поставки
- Тема 12. Характеристика качества товара, его упаковка и маркировка, гарантии
- Тема 13. Определение срока поставки. Сдача-приемка товара по количеству и качеству
- Тема 14. Валютно-финансовые условия контракта: цена и общая сумма, условия платежа
- Тема 15. Претензии и санкции
- Тема 16. Форс-мажор, арбитраж, другие условия контрактов
- Тема 17. Исполнение экспортных сделок
- Тема 18. Особенности исполнения импортных сделок
- Тема 19. Электронный обмен данными (эод) в вэд
- Тема 20. Стандарты эод. Система межбанковских коммуникаций на основе стандарта swift
- Тема 21. Национальные системы эод. Роль международных организаций в развитии систем эод в вэд
- Тема 22. Деятельность еэк оон по стандартизации и унификации внешнеторговых документов. Международный стандарт эод — эдифактоон
- Тема 23. Использование возможностей сети Интернет в вэд
- Тема 24. Электронная коммерция. Интернет-маркетинг
- Тема 25. Обеспечение безопасности и защита коммерческой информации в Интернете
- Тема 26. Формы и методы осуществления электронных платежей
- Тема 27. Перспективы использования новейших интернет-технологий во внешнеэкономической деятельности
- Форма итогового контроля
- Методические рекомендации
- Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету) по курсу
- Список рекомендуемой литературы