logo
Копия учебного пособия по геополитике

2.1.6. Россия и страны Балтии

Прибал­тийский регион имеет исключительно важное геополитическое значение, здесь пересекаются интересы практически всех европейских государств. Данной территорией поочередно владели Дания, Русь, Польша, немецкий католический Орден, затем снова Россия. Последняя состоялась как великая держава, лишь обеспечив себе выход к Балтийскому морю.

Во-первых, это, во многом, результат коррупции российских чиновников и, так сказать, «несовершенства» механизма разграбления нашей страны. Вообще крупные отчественные спецэкспортеры вполне могли бы на пути к конечному потребителю обойтись и без посредников. Уже налажено грузовое паромное сообщение между Ленинградской и Калининградской областями. Практически вступили в строй три новых торговых порта неподалеку от Санкт-Петербурга. На севере, через Финляндию и Норвегию есть возможность прямого выхода в Европу.

Во-вторых, объемы российского экспорта, а основные его статьи – это нефть, газ, металлы, аммиак, мороженная рыба, - из года в год сокращаются вследствие продолжающегося спада добычи полезных ископаемых и протекционистских мер, предпринимаемых контрагентами. Так, в 1990 - 1998 гг. произошло снижение нефтедобычи вдвое, с 512 до 260 млн т, а США и Китай ограничили ввоз российской стали приблизительно в 4 раза. Океанский рыболовный флот приватизирован и давно не ремонтировался. Правда, экологически вредные производства: синтез аммиака, переработка ядерных отходов пока держатся.

Объективно РФ в наибольшей степени заинтересована в стабильности и предсказуемости прибалтийского участка международных отношений по причине его насыщенности коммуникациями. Однако, среди политического истэблишмента Риги, Таллинна и Вильнюса преобладает мнение, что безопасность их странам гарантирует только вхождение в НАТО, сулящее, в частности, субсидии на приведение военной инфраструктуры в соответствие с требованиями альянса. В обоснование при­водятся такие аргументы, как необходимость противостоять потенциальной угрозе с Востока и стимулировать процесс сближения с ЕС.

У здравомыслящих людей в России подобные намерения вызывают озабоченность и недоумение. Они уверены, что цели, к которым стремятся Прибалтийские государства - слияние с западной цивилизацией на основе принципов демократии, прав человека и либерализма - достижимы и без участия в НАТО, и здесь показателен пример нейтральных Швеции и Финляндии. Если же это произойдет, то Россия окажется вынужденной предпринять меры по укреплению своей обороноспособности. Кроме того, прибалтийским политикам полезно было бы задаться вопросом об экономической подоплеке «евпропеизации»: найдет ли сегодня сбыт латышское масло или свинина в Дании, а сыр в Голландии или Швейцарии?

Заверения западных лидеров о том, что «русским надо перестать воспринимать Балтийский регион в качестве кори­дора для вторжения иностранных армий» в исторической ретроспективе не убедительны. Соприкосновение границ соперничающих между собой блоков и стран всегда было либо необходимой предпосылкой войны, либо фактором, повышающим ее вероятность.

Одной из проблем двусторонних отношений является идеология русофобии и национа­лизма, проповедуемая некоторыми партиями и политическими группами Литвы, Латвии, Эстонии. Наглядным ее выражением стало судебное преследование бывших партизан - ветеранов Отечественной войны, а также организация открытых шествий и демонстраций лиц, в 1941-1944 гг. служивших в гитлеровских войсках и карательных отрядах. Русскоязычному населению под надуманными предлогами отказывают в гражданстве, несмотря на то, что многие родились и всю жизнь прожили на территории стран Балтии.

Сотрудничество должно развиваться по следующим направлениям: демилитаризация региона, создание единого топливно-сырьевого и энергетического комплекса, общей транспортной и информационной структуры, введение безвизового режима поездок для жителей приграничной полосы. В социальной и гума­нитарной сферах необходимо наладить совместные действия по обеспе­чению равноправия русских, украинцев, белорусов, поляков и других национальных меньшинств, культурный обмен, сотрудничество в борьбе с преступностью, терроризмом и т.д.

Народы прибалтийских государств по­нимают важность и выгодность добрососедских отношений с Россией. Но их правительства испытывают определенное давление со стороны США, рассчитывающих с помощью своих политических ставленников и финансовых вливаний получить преимущество в регионе и закрепить тем самым тенденцию к монополярности. За период с сентября 1991 г. по настоящее время только от одной американской корпо­рации «Частные инвестиции за рубежом» в страны Балтии поступило более 100 млн. $. Однако, и у Москвы есть инструмент экономического воздействия, ведь, как уже отмечалось, российскую нефть можно продавать на запад через Польшу и Финляндию и тогда все транзитные платежи будут доставаться им.

Все более заметную роль в экономике Литвы, Латвии и Эстонии играет Германия. Для Латвии, например, она является вторым по объему оборота торговым партнером (около 13% экспорта и 15% импорта) и зани­мает третье место по капиталовложениям, а в Литве ФРГ - основной иностранный инве­стор.

Некоторые политические шаги нынешних руководителей стран Балтии настораживают. Так, ли­товский Сейм рассмотрел вопрос о пересмотре кон­ституции. Парламентарии решили, что в Основном законе не должно содержаться запрета на размещение иностранных войск и ядерного оружия. Латвийский сейм в августе 1996 г. принял декларацию, где русские были названы оккупантами. Общественное мнение активно подготавливается к тому, чтобы устные договоренности по рас­ширению НАТО на восток были реализованы уже в ближайшее время.

Россия должна четко осознавать, что даже урегулирование погранич­ных проблем и смягчение прес­са по отношению к русскоязычным гражданам не разрешат автоматически всех противоречий. Нашей стране и впредь надо твердо выступать против втягивания Прибалтийских республик в рискованные геополитические игры.