1.2.11. Мондиализм
Под мондиализмом, как мировоззрением (от французского «monde», т.е. «мир»), принято понимать грядущее всеединство человеческого рода. Оно базируется на представлении, что в некий кульминационный момент истории все народы соберутся в Едином благом царстве. По мере превращения США в стратегический центр Запада, это государство стало главным штабом мондиализма.
Притязания американцев на исключительность имеют давнюю историю, берущую свое начало с первых поселенцев - пуритан, прибывших на континент еще в XVII в. Здесь они попытались реализовать библейскую заповедь «града на холме», где все поселенцы равны и свободны. Уже тогда задача им виделась в распространении своего видения принципов либерализма и демократии на весь остальной мир. Впервые это было четко сформулировано президентом США Дж. Монро в послании Конгрессу в 1823 г. (суть «доктрины Монро»: Латинская Америка – для США).
К середине XIX в. некоторые лидеры США пришли к убеждению, что в ближайшем будущем их страна станет ядром, вокруг которого все нации объединятся в единый конгломерат.
Философ Дж. Фиске в 1895 г. провозгласил, что скоро народы мира превратятся в англосаксонцев по языку, религии, обычаям и крови. Позже, в 1941 г., политолог Г. Льюис заявил, что XX столетие должно стать «веком Америки», граждане которой обязаны взять на себя «бремя белого человека» по распространению культуры, прогресса и цивилизации. Эти настроения еще больше усилились после разгрома антифашисткой коалицией нацистской Германии и милитаристской Японии в 1945 г.
Убеждение в священной миссии США управлять миром и спасти «больное человечество» от грозящих ему опасностей со стороны «империй зла» разделяли многие высокопоставленные руководители Белого дома, начиная от генерала Д. Эйзенхауэра (1950-е гг.) и заканчивая представителями нынешней администрации. Мондиалистские идеи высказывали многие политические деятели Старого Света, которым «план Маршалла» (финансовая помощь разбогатевшей на военных поставках Америки пострадавшим от разрушений странам Западной Европы) позволил быстро восстановить национальное хозяйство в послевоенный период. В самих же США мондиализм был возведен в ранг стратегической государственной концепции. Для ее реализации создавались исследовательские центры, параллельные властные структуры и международные организации, такие как ООН, ЮНЕСКО и др. с многочисленными комитетами и комиссиями. Под опекой американского «Совета по международным отношениям» (создан в 1921 г. банкиром Морганом при содействии шотландских масонов) находится влиятельный «Бильдербергский клуб» миллиардеров (1954)1, сосредоточивший в своих руках ключевые функции долгосрочного экономического планирования в «Общем рынке». В 1973 г. его активисты организовали еще одну мондиалистскую структуру – «Трехстороннюю комисию» или «Трилатераль», призванную закрепить объединение трех больших рыночных простанств: Америки, Европы и Океании. И «Бильдербергский клуб», и «Трилатераль» возглавляет Дэвид Рокфеллер, владелец «Чейз Манхеттен банк».
Переход к единой мировой системе предполагал несколько вариантов (моделей). В 1960-е гг., когда Советский Союз был еще силен, наиболее вероятной казалась конвергенция2. Эту теорию выдвинул американский социолог русского происхождения Питирим Сорокин (1889 — 1968), эмигрировавший из России в годы гражданской войны.
По мысли П. Сорокина, новая цивилизация должна вобрать в себя лучшие черты обоих обществ (участие государства в регулировании экономики, социал-демократические идеалы, традиции Просвещения и гуманизма) и преодолеть извечный антагонизм атлантизма и континентализма. В Мировое Правительство будущей синтетической цивилизации могли бы войти и Вашингтон, и Москва. Реальную возможность осуществления подобного сценария ученый связывал с переходом к информационным технологиям управления (эфирократии). Мондиалистские политики должны были абстрагироваться особенностей морского или сухопутного менталитета и взглянуть на мир глазами «атронавтов на космической орбите».
Теория конвергенции была той идеологической основой, на которую ссылался М.Горбачев при осуществлении перестройки. Однако, политический крах СССР, самороспуск Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) и Варшавского блока сделал данную схему неактуальной.
Новая версия мондиализма воплотилась в статье политолога Френсиса Фукуямы «Конец истории», увидевшей свет в начале 1990-х гг.
В ней проводится мысль о закате «эпохи главенства Силы», «мракобесия», «неэффективных социумов» и торжестве Разума, отождествляемого Фукуямой с западной цивилизацией, рыночной экономикой и либерально-демократическими ценностями. В основе этого сочинения лежит тезис немецкого социолога Макса Вебера (1864-1920) о том, что история долгое время развивалась за счет нерациональных факторов (например, стремления людей к социальной справедливости, любви, гармонии с природой и т.д.), а рациональность (или безубыточность, прибыльность) становится превалирующей только на этапе капиталистического способа производства.
Распад СССР трактуется Фукуямой как крах последнего оплота «иррационализма». Именно с этого момента «кончается история» и начинается новое существование человечества — планетарное, в котором будут только Рынок и Демократия. Все регионы Земного шара начнут перестраиваться, ориентируясь на мощные экономические центры: Америку, Объединенную Европу, Юго-Восточную Азию. Ну а поскольку все они однотипны, то между ними не может возникнуть каких-либо серьезных противоречий. В итоге геополитические факторы перестанут оказывать существенное влияние на международные отношения1.
Аналогичные рассуждения встречаются и у некоторых европейских авторов, в частности у Жака Аттали, бывшего долгие годы личным советником Президента Франции Ф.Миттерана, а также некоторое время директором Европейского Банка Реконструкции и Развития. Он констатирует наступление «эры денег», сводящей все виды материальных и духовных ценностей к универсальному цифровому выражению. В результате мир становится единым и однородным, а геополитический дуализм суши и моря успешно преодолевается.
На первый план выдвигается геоэкономическая структура пространства. Ее несущие конструкции – это центры биржевой торговли, ресурсные базы, информационные потоки, крупные производства, которые, как известно, сосредоточены в Америке, Западной Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе. По своей внутренней сути указанные районы тождественны друг другу, а незначительные различия между ними касаются способов и масштабов вовлечения в орбиту своего влияния неразвитых окраинных территорий.
Одним из крупных теоретиков мондиализма по праву считается 3. Бжезинский (род. в 1928 г.), социолог, политолог и геополитик, профессор Центра стратегических и международных исследований Джорджтаунского университета в Вашингтоне, бывший в 1977-1981 гг. помощником Президента США по национальной безопасности. Если в середине 1970-х гг. он принадлежал к сторонникам теории конвергенции, о чем завил в статье под названием «Кризис мировой системы» (1975), то в дальнейшем зарекомендовал себя бескомпромиссным апологетом однополярности (См. его книги «План игры. Геостратегическая структура ведения борьбы между США и СССР» 1986; «Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. 1997.).
Бжезинский убежден, что глобальная миссия США состоит в использовании своего военного, экономического и культурного превосходства для удержания и упрочения контроля над Евразией, поскольку именно на этом материке будет утверждаться или оспариваться мировое лидерство Америки. Задача заключается в том, чтобы не допустить возникновения соперничающей сверхдержавы, которая бы угрожала благополучию Запада и подвергала сомнению прерогативы Мирового правительства со штаб-квартирами в Вашингтоне и Нью-Йорке.
Среди активных фигур на евразийской доске названы Франция, Германия, Россия, Китай и Индия. Великобритания и Япония в перечень не попадают, хотя за последней признается мировой статус. «Активные» – это те, кто имеет собственную геостратегию и внешнеполитические амбиции и их интересы могут столкнуться с интересами США.
Автор допускает, что Россия, даже при ослабленной государственности, в состоянии востановить свою мощь и вновь включить в орбиту своего влияния восточных и западных соседей, но лишь в том случае, если она будет действовать заодно с Украиной. А пока там сильны сепаратистские настроения, которые послужили геополитическим катализатором катастрофического распада СССР. Их, по мысли Бжезинского, надо культивировать и впредь.
Таким образом, мондиализм есть не что иное, как идеология расщепления евразийских народов и культур с целью их последующего синтеза в единое, руководимое вестернизированной транснациональной элитой неполитическое общество, где высокая духовность будет уделом маргиналов, а расчетливый индивидуализм, потребительство и гедонизм станут самодовлеющими принципами бытия тех, кто относит себя к «властелинам мира».
- О г л а в л е н и е
- Раздел 1. Становление и развитие геополитики как науки.
- Глава 1. Теоретико-методологические аспекты
- Глава 2. Геополитические теории Запада.
- Глава 3. Российская геополитика.
- Раздел 1. Становление и развитие геополитики
- Глава 1. Теоретико-методологические аспекты геополитических знаний.
- 1.1.1. Понятие геополитики
- 1.1.2. Предмет геополитики
- 1.1.3. Геополитические эпохи, коды и образы
- 1.1.4. Основные законы геополитики
- 1.1.5. Категории геополитики
- 1.1.6. Методы геополитической науки
- 1.1.7. Функции геополитики
- Вопросы для повторения:
- Глава 2. Геополитические теории Запада. Классика.
- 1.2.1. «Органическая школа» Фридриха Ратцеля
- 1.2.2. «Геополитика» Рудольфа Челлена
- 1.2.3. Идея «континентального блока» Карла Хаусхофера.
- 1.2.4. Теория «номосов» земли и моря к.Шмитта
- 1.2.5. Апология «морского могущества» Альфреда т. Мэхена
- 1.2.6. «Географическая ось» Хэлфорда Макиндера
- 1.2. 7. «Rimland» Николаса Спайкмена
- 1.2. 8. «Поссибилизм» п. Видаля де да Бланша
- 1.2.9. Иконография ж.Готтманна
- 1.2.10. Атлантизм
- 1.2.11. Мондиализм
- 1.2.12. Геополитические подходы «новых правых»
- 1.2.13. Прикладная геополитика
- Вопросы для повторения
- Глава 3. Российская геополитика.
- 1.3.1 Пространственно-ментальные предпосылки формирования русской геополитической школы
- 1.3.2 Геополитические идеи в дореволюционной России
- 1.3.3. Русские геополитические теории XX в.: «красная стратегия», евразийство и неоевразийство
- 1.3.4. Геополитические идеи в постсоветской России
- Контрольные вопросы
- Раздел 2. Россия в новых геополитических реалиях.
- Глава 1. Ближнее окружение
- 2.1.1. Россия и снг
- 2.1.2. Россия и Украина.
- 2.1.3. Россия и Белоруссия.
- 2.1.4. Судьба Калининградского эксклава
- 2.1.5. Россия и Казахстан
- 2.1.6. Россия и страны Балтии
- Вопросы для повторения.
- Глава 2. Западное направление
- 2.2.1. Россия и Восточная Европа.
- 2.2.2. Россия и Западная Европа.
- 2.2.3. Россия и Германия.
- 2.2.4. Россия и Франция
- 2.2.5. Россия и Италия.
- 2.2.6. Россия и Северная Европа.
- 2.2.7. Россия и сша.
- 2.2.8. Россия и нато
- Вопросы для повторения
- Глава 3. Восточное направление
- 2.3.1. Значение Азиатско-Тихоокеанского региона.
- 2.3.2. Россия и Китай.
- 2.3.3. Россия и Япония.
- 2.3.4. Россия и мусульманский мир
- 2.3.5. Россия и Саудовская Аравия
- 2.3.6. Россия и Иран
- 2.3.7. Россия и Турция
- 2.3.8. Россия и Ирак
- Раздел 3. Геополитический дуализм «море-суша» в глобализирующемся мире.
- Глава 1. Цивилизация моря.
- 3.1.1. Политика
- 3.1.2.Экономика
- 3.1.3. Правовые и культурные доминанты
- 3.1.4. Социальные и этнорелигиозные процессы
- 3.1.5. Выводы
- Вопросы для повторения
- Глава 2. Цивилизация суши.
- 3.2.1. Политика
- 3.2.2.Экономика
- 3.2.3. Правовые и культурные доминанты
- 3.2.4. Социальные и этнорелигиозные процессы
- 3.2.5. Выводы
- Вопросы для повторения
- Примерная программа курса «Введение в геополитику»
- Тема 1. Сущность геополитического знания:
- Мировоззренческий и теоретико-
- Тема 2. Концептуальное содержание
- Тема 3. Развитие западной геополитики после
- Тема 4. Российская геополитика.
- Тема 5. Россия в новых
- Тема 6. Геополитический дуализм «море-суша» в глобализирующемся мире.
- Список рекомендуемой литературы