logo
Копия учебного пособия по геополитике

2.3.3. Россия и Япония.

В тихоокеанском ареале, к которому географически относится и крайний восток России, центральное место занимает Япония (население 280 млн человек, площадь – 372,2 тыс. км2) . Русско-японские отношения насчитывают более трехсот лет. Сведения о Курильских островах и лежащих к югу от них землях, населенных желтокожими, раскосыми людьми, доставил в Москву в 1697 г. землепроходец В.В.Атласов. С тех пор две великие нации не раз вступали между собой в военные конфликты.

Первое серьезное столкновение интересов произошло в конце ХIХ в. на территории Китая, ставшего к тому времени объектом колониальных притязаний европейских держав и США Правительство императора Мацухито (1867 г.), осуществившее буржуазные реформы, было озабочено поиском источников сырья и рынков сбыта для японской промышленности. Применив силу, оно вынудило богдыхана подписать Симоносекский мирный договор (1895 г.), по которому Япония получала Ляодунский полуостров, острова Тайвань и Пэнхулидао и устанавливала свой протекторат над Кореей. Энергичное дипломатическое вмешательство России, поддержанное Англией и Францией, заставило японцев отказаться от стратегически важного Ляодуна, где спустя 2 года была основана русская военно-морская база Порт-Артур.

Но на этом противостояние не прекратилось. В 1905 г. Япония берет реванш и захватывает Курилы и южную часть Сахалина. Утверждая свое господство в Юго-Восточной Азии, она провозгласила в 1934 г. так называемую Паназиатскую идею, в соответствии с которой брала на себя ответственность «за мир и порядок на Дальнем Востоке и в Китае». Оккупация Манчжурии и Кореи, попытки проникновения в советское Забайкалье и Монголию явились вехами на пути осуществления данной доктрины. И только поражение во Второй мировой войне и последовавшая за ним демилитаризация положили конец имперскому периоду ее истории.

Указанное обстоятельство объясняется тем, что в условиях борьбы двух систем США решили сделать из Страны восходящего солнца «непотопляемый авианосец», и таким образом замкнуть кольцо морской блокады вокруг СССР («стратегия анаконды»). На Японских островах был размещен американский воинский контингент, оснащенный новейшими видами вооружений. В качестве компенсации за столь серьезное ущемление национального суверенитета Вашингтон гарантировал Токио защиту от нападения других государств и начал оказывать масштабную экономическую помощь. В итоге страна в 1960-е – 1970-е гг. совершила мощный рывок в развитии.

Если Британия всегда подчеркивала свою обособленность от Европы, то Япония обязана материку очень многим. Письменность, орудия труда, древние сакральные тексты, ставшие олицетворением японской традиции, несут следы заимствований из китайского, корейского, индийского и малазийского духовного богатства. Сохраняя этническую гомогенность и культурную целостность, японцы продемонстрировали высокую степень социальной адаптации к передовым достижениям технического прогресса.

Вступление в индустриальную стадию еще рельефнее высветило зависимость бедного природными ископаемыми архипелага от континентальных пространств. Малейший сбой в мировой торговле, изменение конъюнктуры на рынках ресурсов или валют грозят Японии экономическим коллапсом. Поэтому, несмотря на сохраняющиеся территориальные претензии к России по поводу 4 островов Южно-Курильской гряды1, пристальное внимание к нашей стране и желание наладить взаимовыгодное экономическое сотрудничество очевидны. В 1999-2000 гг. состоялась взаимная ратификация Соглашения о поощрении и защите капиталовложений, подписанного в Красноярске в 1998 г. Впервые за послевоенный период так называемая «Белая книга» по вопросам обороны, выпускаемая в Японии, не указала на российские войска, дислоцированные на Дальнем Востоке, как на фактор нестабильности.

Однако, нормализация российско-японских отношений не вписывается в планы натовских стратегов, поскольку это сделает бессмысленным американское военное присутствие и резко ослабит позиции США в регионе. Вашингтон настоятельно рекомендует Токио проявлять осторожность в отношении любых предложений Кремля, касающихся выра­ботки новой системы безопасности в Азии, воздерживаться от обещания не развертывать «силы самообороны» на Курилах после их возвращения Японии, увязывать на переговорах совместные проекты с различными конверсионными программами, призванными не допустить возрождения военной промышленности в Сибири. Подобный подход ставит под вопрос заключение мир­ного договора России с Японией, отсутствие которого спустя полвека с момента прекращения военных действий является нонсенсом, наносящим ущерб международному престижу и экономике обеих стран.

Учитывая огромный финансовый и технологический потенциал восточного соседа, а также стремление к большей политической самостоятельности (например, вхождению в Совет Безопасности ООН) и обладанию собственными военно-стратегическими силами, что продемонстрировала подготовленная в правительственных кругах и опубликованная в 1994 г. «Программа для Новой Японии: переосмысление нации», можно уверенно заключить, что роль и значение этого государства в Азиатско-Тихоокеанском регионе в ближайшее время существенно возрастет. И Россия не должна оставаться пассивным наблюдателем. В ее интересах активно содействовать происходящим процессам, обеспечив Японии прямой доступ к евразийским ресурсам в обмен на инвестиции и передовые ноу-хау. Такая кооперация сразу решила бы множество проблем и заложила прочный фундамент грядущего русско-японского союза, перспектива которого пугает и Китай, и Соединенные Штаты Америки.