1.1.6. Методы геополитической науки
Геополитика использует целый набор методов, с помощью которых она изучает окружающую политическую реальность. Как правило, все они первоначально разрабатывались в других отраслях знания: политической географии, истории, социологии, политологии и т.д.
Суть системного метода, разработанного К. Марксом (1818—1883), Т. Парсонсом (1902—1979) и некоторыми другими учеными, заключается в рассмотрении общества в виде целостного, сложного и саморегулирующегося организма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой и стремящегося к самосохранению и диалектическому развитию через преодоление внутренних противоречий.
Деятельностный метод называют психологическим или социально-психологическим (авторы - Ю. Хабермас, Т.В. Адорно и др.). Он ориентирован на выяснение зависимости поведения индивидов или групп от их принадлежности к какой-либо специфической общности, а также на исследование психологических характеристик наций, классов, малых групп, толпы и т.п.
Широко распространен сравнительный метод. Его использовали античные мыслители Платон и Аристотель. В обществоведение он был введен французским философом О. Контом (1798—1857). Геополитика как синтетическая наука тоже оперирует этим методом, предполагающим сопоставление однотипных социальных явлений для выделения общих и особенных черт. Этот метод позволяет изучать и заимствовать опыт других народов и государств.
Исторический метод также давно известен и состоит в анализе временных трансформаций предмета исследования и выявлении связи между прошлым, настоящим и будущим. Первый русский профессиональный социолог М.М. Ковалевский (1851—1916) на базе сравнительного и исторического методов предложил историко-сравнительный метод.
Содержание нормативно-ценностного метода отражено в его названии. Он включает в себя определение значения тех или иных фактов, явлений и процессов для государства, группы или отдельной личности и их конструктивную оценку с точки зрения максимизации полезности, справедливости, свободы. При этом считается, что государственный деятель должен руководствоваться и поступать в соответствии с общечеловеческими моральными принципами. Однако, зачастую реальная политика и соображения нравственности лежат в разных плоскостях, поэтому необоснованное применение данного метода способно привести к неверным выводам и поступкам. Примером могут служить волевые решения Горбачева — Шеварднадзе о передаче 60 тыс. км2 Берингова моря США, о роспуске Организации стран Варшавского договора. В этом же списке совместная декларация Ельцина, Кравчука, Шушкевича о ликвидации СССР и образовании СНГ. Слабость нормативного метода — в релятивизме ценностных суждений, их зависимости от воспитания, вероисповедания, социального положения и прочих индивидуальных особенностей людей. Тем не менее, он придает геополитике человеческое измерение и привносит в нее нравственное начало.
Функциональный метод требует тщательного изучения взаимосвязи различных форм отношений между странами (экономических, политических, культурных); стадий этих отношений (конфронтация или сосуществование); уровня контактов (официальные, гуманитарные, эпизодические); степени урбанизации населения, его плотности, политической активности, морально-психологической устойчивости и т.п. Этот метод базируется на прагматизме. Его сторонником был средневековый итальянский политик и мыслитель Н. Макиавелли. В книге «Государь» он провозгласил принципиальную несовместимость политики и этики.
Вплотную к вышеозначенному примыкает бихевиористский метод (от англ. behaviour – поведение), сформулированный в 1880 г. Вудро Вильсоном. Он сводился к следующему:
- политика (и геополитика) имеет личностное измерение. Помыслы людей (их интересы) фокусируются и выражаются конкретной личностью, которая и является главным объектом исследования;
- поведение человека психологически обусловлено и по своей природе глубоко индивидуально;
при изучении личностных характеристик лидера возможно использование количественного подхода, когда в расчет принимается вид, частота и периодичность совершаемых им действий.
Большое значение имеет структурно-функциональный анализ. Общество, государство, союзы государств интерпретируются им как системы, каждый элемент которых выполняет специальные функции и действует согласно определенной программе, заданной самой структурой организации, ориентированной на самовоспроизводство.
Институциональный метод подразумевает изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность —государств, партий, общественных объединений и т.п. с точки зрения их полезности и эффективности. Этот метод до начала XX в. был ведущим. Сам термин «социальный институт» изобрел английский социолог Г. Спенсер (1820—1903).
Стоит упомянуть и антропологический метод. На первое место он ставит не социальные факторы, а естественные потребности. При этом человек мыслится как изначально свободное родовое существо, обладающее единством независимо от расовых, цивилизационных и иных различий. Этот метод предлагает сосредоточиться на изучении иррациональных, инстинктивных, биологически детерминированных мотивов поведения.
Общие методы относятся в большей степени к организации и процедуре познавательного процесса, связанного с геополитическими действиями и изменениями. К этой группе принадлежат анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и конкретизирование, сочетание исторического и логического, экспериментирование, моделирование, кибернетические, математические, прогностические и другие технологии.
Эмпирические методы исследований в геополитике включают в себя анализ документов, опросы, ролевые игры, тесты и т.д.
- О г л а в л е н и е
- Раздел 1. Становление и развитие геополитики как науки.
- Глава 1. Теоретико-методологические аспекты
- Глава 2. Геополитические теории Запада.
- Глава 3. Российская геополитика.
- Раздел 1. Становление и развитие геополитики
- Глава 1. Теоретико-методологические аспекты геополитических знаний.
- 1.1.1. Понятие геополитики
- 1.1.2. Предмет геополитики
- 1.1.3. Геополитические эпохи, коды и образы
- 1.1.4. Основные законы геополитики
- 1.1.5. Категории геополитики
- 1.1.6. Методы геополитической науки
- 1.1.7. Функции геополитики
- Вопросы для повторения:
- Глава 2. Геополитические теории Запада. Классика.
- 1.2.1. «Органическая школа» Фридриха Ратцеля
- 1.2.2. «Геополитика» Рудольфа Челлена
- 1.2.3. Идея «континентального блока» Карла Хаусхофера.
- 1.2.4. Теория «номосов» земли и моря к.Шмитта
- 1.2.5. Апология «морского могущества» Альфреда т. Мэхена
- 1.2.6. «Географическая ось» Хэлфорда Макиндера
- 1.2. 7. «Rimland» Николаса Спайкмена
- 1.2. 8. «Поссибилизм» п. Видаля де да Бланша
- 1.2.9. Иконография ж.Готтманна
- 1.2.10. Атлантизм
- 1.2.11. Мондиализм
- 1.2.12. Геополитические подходы «новых правых»
- 1.2.13. Прикладная геополитика
- Вопросы для повторения
- Глава 3. Российская геополитика.
- 1.3.1 Пространственно-ментальные предпосылки формирования русской геополитической школы
- 1.3.2 Геополитические идеи в дореволюционной России
- 1.3.3. Русские геополитические теории XX в.: «красная стратегия», евразийство и неоевразийство
- 1.3.4. Геополитические идеи в постсоветской России
- Контрольные вопросы
- Раздел 2. Россия в новых геополитических реалиях.
- Глава 1. Ближнее окружение
- 2.1.1. Россия и снг
- 2.1.2. Россия и Украина.
- 2.1.3. Россия и Белоруссия.
- 2.1.4. Судьба Калининградского эксклава
- 2.1.5. Россия и Казахстан
- 2.1.6. Россия и страны Балтии
- Вопросы для повторения.
- Глава 2. Западное направление
- 2.2.1. Россия и Восточная Европа.
- 2.2.2. Россия и Западная Европа.
- 2.2.3. Россия и Германия.
- 2.2.4. Россия и Франция
- 2.2.5. Россия и Италия.
- 2.2.6. Россия и Северная Европа.
- 2.2.7. Россия и сша.
- 2.2.8. Россия и нато
- Вопросы для повторения
- Глава 3. Восточное направление
- 2.3.1. Значение Азиатско-Тихоокеанского региона.
- 2.3.2. Россия и Китай.
- 2.3.3. Россия и Япония.
- 2.3.4. Россия и мусульманский мир
- 2.3.5. Россия и Саудовская Аравия
- 2.3.6. Россия и Иран
- 2.3.7. Россия и Турция
- 2.3.8. Россия и Ирак
- Раздел 3. Геополитический дуализм «море-суша» в глобализирующемся мире.
- Глава 1. Цивилизация моря.
- 3.1.1. Политика
- 3.1.2.Экономика
- 3.1.3. Правовые и культурные доминанты
- 3.1.4. Социальные и этнорелигиозные процессы
- 3.1.5. Выводы
- Вопросы для повторения
- Глава 2. Цивилизация суши.
- 3.2.1. Политика
- 3.2.2.Экономика
- 3.2.3. Правовые и культурные доминанты
- 3.2.4. Социальные и этнорелигиозные процессы
- 3.2.5. Выводы
- Вопросы для повторения
- Примерная программа курса «Введение в геополитику»
- Тема 1. Сущность геополитического знания:
- Мировоззренческий и теоретико-
- Тема 2. Концептуальное содержание
- Тема 3. Развитие западной геополитики после
- Тема 4. Российская геополитика.
- Тема 5. Россия в новых
- Тема 6. Геополитический дуализм «море-суша» в глобализирующемся мире.
- Список рекомендуемой литературы