1.2.2. «Геополитика» Рудольфа Челлена
Швед по национальности Р. Челлен (1864-1922), ученик Ф.Ратцеля, первым употребил термин «геополитика». Он был профессором истории и политических наук в университетах Уппсалы и Гетеборга. Активно участвовал в политической жизни, избирался в парламент, где зарекомендовал себя ярым германофилом. В числе его работ следующие: «Великие державы: очерки из области современной большой политики» (1914), «Государство как форма жизни» (1916), «Основы системы политики» (1920).
В них он показал, что законы задают обществу лишь вектор движения. В действительности же, каждый социум, подобно живому существу, подчиняется категорическому императиву расширения путем вытеснения или уничтожения (завоевания) врагов. Челлен также отмечал, что в восходящем развитии государства важную роль играет сила, которая есть функция пяти свойств: территории, хозяйства, народа, общества и власти. В соответствии с этим, наука о государстве должна состоять из пяти дисциплин: геополитики, экополитики, демополитики , социополитики и кратополитики. Нас особо интересует первая, т.е геополитика.
С точки зрения пространственных характеристик государство по Челлену можно охарактеризовать через географическое положение (буферное или периферийное делает его уязвимым для давления врагов), очертания границ (идеально – в форме круга) и материальное наполнение (сосредоточение населения и предприятий по районам). Ученый предпринял также попытку создания теории мировых держав. К ним он относил Великобританию, США, Россию и Германию. Исходной посылкой для анализа служила «проблемность». Для Германии слабым местом являлась необеспеченность сырьем. Отсюда – необходимость колониальных владений в Африке, на Ближнем и Среднем Востоке. Ее естественный союзник – Турция. У России отсутствовал выход к теплым морям (синдром окруженности и изоляции). При условии разгрома Османской империи, под чьим суверенитетом находились средиземноморские проливы Босфор и Дарданеллы, а также благосклонности Англии, контролирующей Гибралтар и Суэцкий канал, эта задача оказывалась разрешимой. Великобритания и США больше всего опасались создания мощного континентального блока, способного оспорить их господство над океаническими торговыми путями.
Переход от свободной конкуренции к государственно-монополистическому капитализму и разразившаяся вслед за этим Первая мировая война, оказали большое влияние на научные воззрения Р.Челлена. Он был в числе тех кто теоретически предвосхитил не только итоги передела мира, но и установление в ряде стран фашистской диктатуры. Ученый предупреждал, что «политическая демократия не будет последним словом в истории». Сам он выступал противником парламентаризма и ратовал за установление авторитарного режима власти, как наиболее соответствующего агрессивному характеру сильных держав.
По мысли Челлена, рост государственного организма обязательно сопровождается войнами, и люди бессильны перед этим фактом истории. Борьба за пространство есть вечный и неизменный закон природы. Слабые и немощные либо вытесняются на периферию, либо исчезают вовсе. Справедливо это или нет – не имеет значения. Задача политического деятеля заключается в реализации естественной необходимости, и никто не имеет права давать моральную оценку его поступкам.
Челлен формулирует закон автаркии, суть которого сводится к тому, что государственная экономика должна быть смешанной – аграрно-индустриальной, чтобы в одинаковой степени быть приспособленной и к миру, и к войне. При этом, в зависимости от ситуации, целесообразно придерживаться одного из двух лозунгов:
- «открытых дверей» (свободная торговля), если собственные позиции предпочтительнее;
- «сферы исключительных интересов» (изоляционизм), когда опасность со стороны конкурентов достаточно велика.
Отец термина «геополитика» довел до логического завершения тезис Ратцеля о специфике большого континентального государства. Образцом в этом плане для него служила Германия, якобы призванная объединить вокруг себя другие европейские страны и тем самым создать противовес морским державам - Франции и Англии. Методологическим обоснованием данной концепции стала идея о «юных» (немцы, русские) и «старых» (англичане, французы) народах. Будущее должно принадлежать молодым и сильным, которым, однако, предстоит доказать свое право на лидерство в схватках с более опытными соперниками.
После Первой мировой войны, Версальского соглашения Челлен обосновал тезис о трех доминантах в глобальной геополитике. Таковыми он считал экспансию, территориальную монолитность и свободу передвижения. Он утверждал, что Великобритания в большей степени обеспечена транспортными коммуникациями благодаря огромному флоту, позволяющему ей господствовать на морских путях. На стороне англичан и другой фактор - обширные колониальные владения. Но что касается монолитности, то, владения английской короны, охватывая в ту пору 24% всей поверхности земного шара, были разбросаны по всем частям света. В этом виделась ее слабость. Россия же, по его мнению, располагала протяженной территорией, монолитностью, но у нее отсутствовала свобода передвижения из-за редкой сети железных дорог и малой береговой зоны на теплых морях. Следовательно, только Германия, в полной мере обладающая перечисленными выше преимуществами, объективно могла претендовать на роль объединителя Европы.
Но эта мысль о самостоятельном интегрирующем значении германского пространства была отнюдь не нова. Немецкий публицист Фридрих Науманн еще в 1915 г. книге «Срединная Европа» обосновал общность географической судьбы центральноевропейских стран, расположенных между Балтийским, Северным и Адриатическим морями.
Таким образом, Челлен вошел в историю геополитики не только как автор новой научной дефиниции «геополитика», но и как разработчик и детализатор многих доктрин, взятых впоследствии на вооружение Третьим рейхом.
- О г л а в л е н и е
- Раздел 1. Становление и развитие геополитики как науки.
- Глава 1. Теоретико-методологические аспекты
- Глава 2. Геополитические теории Запада.
- Глава 3. Российская геополитика.
- Раздел 1. Становление и развитие геополитики
- Глава 1. Теоретико-методологические аспекты геополитических знаний.
- 1.1.1. Понятие геополитики
- 1.1.2. Предмет геополитики
- 1.1.3. Геополитические эпохи, коды и образы
- 1.1.4. Основные законы геополитики
- 1.1.5. Категории геополитики
- 1.1.6. Методы геополитической науки
- 1.1.7. Функции геополитики
- Вопросы для повторения:
- Глава 2. Геополитические теории Запада. Классика.
- 1.2.1. «Органическая школа» Фридриха Ратцеля
- 1.2.2. «Геополитика» Рудольфа Челлена
- 1.2.3. Идея «континентального блока» Карла Хаусхофера.
- 1.2.4. Теория «номосов» земли и моря к.Шмитта
- 1.2.5. Апология «морского могущества» Альфреда т. Мэхена
- 1.2.6. «Географическая ось» Хэлфорда Макиндера
- 1.2. 7. «Rimland» Николаса Спайкмена
- 1.2. 8. «Поссибилизм» п. Видаля де да Бланша
- 1.2.9. Иконография ж.Готтманна
- 1.2.10. Атлантизм
- 1.2.11. Мондиализм
- 1.2.12. Геополитические подходы «новых правых»
- 1.2.13. Прикладная геополитика
- Вопросы для повторения
- Глава 3. Российская геополитика.
- 1.3.1 Пространственно-ментальные предпосылки формирования русской геополитической школы
- 1.3.2 Геополитические идеи в дореволюционной России
- 1.3.3. Русские геополитические теории XX в.: «красная стратегия», евразийство и неоевразийство
- 1.3.4. Геополитические идеи в постсоветской России
- Контрольные вопросы
- Раздел 2. Россия в новых геополитических реалиях.
- Глава 1. Ближнее окружение
- 2.1.1. Россия и снг
- 2.1.2. Россия и Украина.
- 2.1.3. Россия и Белоруссия.
- 2.1.4. Судьба Калининградского эксклава
- 2.1.5. Россия и Казахстан
- 2.1.6. Россия и страны Балтии
- Вопросы для повторения.
- Глава 2. Западное направление
- 2.2.1. Россия и Восточная Европа.
- 2.2.2. Россия и Западная Европа.
- 2.2.3. Россия и Германия.
- 2.2.4. Россия и Франция
- 2.2.5. Россия и Италия.
- 2.2.6. Россия и Северная Европа.
- 2.2.7. Россия и сша.
- 2.2.8. Россия и нато
- Вопросы для повторения
- Глава 3. Восточное направление
- 2.3.1. Значение Азиатско-Тихоокеанского региона.
- 2.3.2. Россия и Китай.
- 2.3.3. Россия и Япония.
- 2.3.4. Россия и мусульманский мир
- 2.3.5. Россия и Саудовская Аравия
- 2.3.6. Россия и Иран
- 2.3.7. Россия и Турция
- 2.3.8. Россия и Ирак
- Раздел 3. Геополитический дуализм «море-суша» в глобализирующемся мире.
- Глава 1. Цивилизация моря.
- 3.1.1. Политика
- 3.1.2.Экономика
- 3.1.3. Правовые и культурные доминанты
- 3.1.4. Социальные и этнорелигиозные процессы
- 3.1.5. Выводы
- Вопросы для повторения
- Глава 2. Цивилизация суши.
- 3.2.1. Политика
- 3.2.2.Экономика
- 3.2.3. Правовые и культурные доминанты
- 3.2.4. Социальные и этнорелигиозные процессы
- 3.2.5. Выводы
- Вопросы для повторения
- Примерная программа курса «Введение в геополитику»
- Тема 1. Сущность геополитического знания:
- Мировоззренческий и теоретико-
- Тема 2. Концептуальное содержание
- Тема 3. Развитие западной геополитики после
- Тема 4. Российская геополитика.
- Тема 5. Россия в новых
- Тема 6. Геополитический дуализм «море-суша» в глобализирующемся мире.
- Список рекомендуемой литературы