2.3.4. Россия и мусульманский мир
На исходе ХХ в. на Ближнем и Среднем Востоке заявил о себе феномен «исламского возрождения». Мощнейший импульс этому движению придала антишахская революция 1979 г. в Иране, в результате которой там возникла теократическая республика. В Афганистане события 1978-1989 гг. привели к власти талибов – студентов религиозных школ-медресе, получивших основательную военную подготовку в лагерях беженцев на территории Пакистана. Сепаратисты в Чечне и Дагестане в качестве идеологического обоснования своих претензий на независимость избрали ваххабитскую версию ислама1, рассматривающую представителей других народов, вероисповеданий или даже течений внутри мусульманской религии как «неверных» и врагов, которых надо уничтожать. Албанские боевики также убеждены, что война против сербов и македонцев «угодна Аллаху». Межконфессиональный конфликт периодически обостряет ситуацию в Палестине и Ливане.
Тот факт, что социальные, этнические и цивилизационные противоречия, вызывающие очаги напряженности на планете, зачастую принимают религиозную форму, позволяет ангажированным политикам распространять миф о неком едином исламском фундаментализме, оплоте дикости и мракобесия, якобы угрожающем всему прогрессивному человечеству и особенно европейской культуре, которая ассоциируется с «богатым Севером». В частности, эта аргументация используется, чтобы оправдать наличие НАТО. Россию пытаются убедить в том, что она является форпостом христианского мира, ограждающим его от всеразрушающего мусульманского нашествия.
В самом деле, фундаменталистски мыслящим деятелям на Востоке присуще отрицание ряда выдающихся достижений западной цивилизации, таких как высокоэффективная экономика, политическая демократия, точное научное знание и в этом с ними трудно согласиться. Однако, им также свойствен высокий обличительный пафос духовного и нравственого нигилизма, эгоизма и вседозволенности, которые разрушающе воздействуют на любое общество и здесь консенсус с ними возможен и необходим.
История свидетельствует, что в Северо-Восточной Евразии религиозных войн никогда не было, во всяком случае в том виде, в каком их переживают европейские народы, начиная с XVIв. Отношения православных с мусульманами как, впрочем, и с представителями других этикоцентричных азиатских вероисповеданий, базировались на экономическом союзе «леса и степи». Они были довольно гармоничными и зиждились на взаимной выгоде, уважении и веротерпимости. В конце концов россиянам удался уникальный славяно-тюркский цивилизационный синтез, который никто пока не повторил1.
Если принять этот довод, то становится ясно, что ослабление и тем более утрата России в качестве «держателя» евразийского Hartlend'aрезко уменьшит ареал европеизма в глубинных районах материка и возродит к жизни усмиренные ранее кочевнические и маргинальные элементы. Наращивание американского военного присутствия в некоторых государствах Центральной Азии и Закавказья никак не компенсирует нарушения глобального цивилизационного и геополитического баланса между христианством и исламом просто потому, что такая цель не преследуется. Наоборот, открывается реальная перспектива прямого военного столкновения этих миров за передел “русского наследства” и вовлечения в борьбу представителей других конфессий: индусов и китайцев.
Конечно, нельзя забывать о том, что мусульманская общность далеко не однородна. В ней есть несколько влиятельных центров государственности, каждый из которых опирается на уникальные исторические и духовные традиции. В соответствии с ними и вырабатывается генеральная линия поведения в международных делах в глобальном и локальном измерениях. Фундаментализм объединяет в себе не просто различные, но порой прямо противоположные тенденции политического развития. Не уяснив этого, невозможно адекватно понять смысл происходящего на Балканах, Северном Кавказе, в Средней Азии и других «горячих точках», где проживают мусульмане.
Внутри исламского суперэтноса сформировались четыре зоны геополитической активности: 1) Саудовская Аравия, где ваххабизм признан официальной идеологией правящего режима; 2) Шиитский1Иран; 3) суннитские2страны «панисламского социализма»: Ирак, Сирия, Ливан, Ливия; 4) группа государств, проповедующих так называемый «просвещенный исламизм»3– Турция, Египет, Пакистан, Алжир, Тунис, Марокко. Первая и четвертая зоны целиком подвержены влиянию атлантизма, вторая и третья стараются проводить независимый курс.
Выстраивающей свою восточную геополитику России необходимо учитывать, что исторически мусульмане для Запада предпочтительнее православных. Лозунг «войны с неверными» созвучен завоевательному пафосу фаустовской культуры, склонной рассматривать окружающее природное и инокультурное пространство как ничего не значащую пустоту, которую предстоит заполнить. Поэтому одна из версий новой биполярной структуры мира выглядит так: Запад в союзе с Японией и большей частью мусульманских государств (кроме Ирана, которого беспокоит тюркский сепаратизм) против России, Индии и Китая.
- О г л а в л е н и е
- Раздел 1. Становление и развитие геополитики как науки.
- Глава 1. Теоретико-методологические аспекты
- Глава 2. Геополитические теории Запада.
- Глава 3. Российская геополитика.
- Раздел 1. Становление и развитие геополитики
- Глава 1. Теоретико-методологические аспекты геополитических знаний.
- 1.1.1. Понятие геополитики
- 1.1.2. Предмет геополитики
- 1.1.3. Геополитические эпохи, коды и образы
- 1.1.4. Основные законы геополитики
- 1.1.5. Категории геополитики
- 1.1.6. Методы геополитической науки
- 1.1.7. Функции геополитики
- Вопросы для повторения:
- Глава 2. Геополитические теории Запада. Классика.
- 1.2.1. «Органическая школа» Фридриха Ратцеля
- 1.2.2. «Геополитика» Рудольфа Челлена
- 1.2.3. Идея «континентального блока» Карла Хаусхофера.
- 1.2.4. Теория «номосов» земли и моря к.Шмитта
- 1.2.5. Апология «морского могущества» Альфреда т. Мэхена
- 1.2.6. «Географическая ось» Хэлфорда Макиндера
- 1.2. 7. «Rimland» Николаса Спайкмена
- 1.2. 8. «Поссибилизм» п. Видаля де да Бланша
- 1.2.9. Иконография ж.Готтманна
- 1.2.10. Атлантизм
- 1.2.11. Мондиализм
- 1.2.12. Геополитические подходы «новых правых»
- 1.2.13. Прикладная геополитика
- Вопросы для повторения
- Глава 3. Российская геополитика.
- 1.3.1 Пространственно-ментальные предпосылки формирования русской геополитической школы
- 1.3.2 Геополитические идеи в дореволюционной России
- 1.3.3. Русские геополитические теории XX в.: «красная стратегия», евразийство и неоевразийство
- 1.3.4. Геополитические идеи в постсоветской России
- Контрольные вопросы
- Раздел 2. Россия в новых геополитических реалиях.
- Глава 1. Ближнее окружение
- 2.1.1. Россия и снг
- 2.1.2. Россия и Украина.
- 2.1.3. Россия и Белоруссия.
- 2.1.4. Судьба Калининградского эксклава
- 2.1.5. Россия и Казахстан
- 2.1.6. Россия и страны Балтии
- Вопросы для повторения.
- Глава 2. Западное направление
- 2.2.1. Россия и Восточная Европа.
- 2.2.2. Россия и Западная Европа.
- 2.2.3. Россия и Германия.
- 2.2.4. Россия и Франция
- 2.2.5. Россия и Италия.
- 2.2.6. Россия и Северная Европа.
- 2.2.7. Россия и сша.
- 2.2.8. Россия и нато
- Вопросы для повторения
- Глава 3. Восточное направление
- 2.3.1. Значение Азиатско-Тихоокеанского региона.
- 2.3.2. Россия и Китай.
- 2.3.3. Россия и Япония.
- 2.3.4. Россия и мусульманский мир
- 2.3.5. Россия и Саудовская Аравия
- 2.3.6. Россия и Иран
- 2.3.7. Россия и Турция
- 2.3.8. Россия и Ирак
- Раздел 3. Геополитический дуализм «море-суша» в глобализирующемся мире.
- Глава 1. Цивилизация моря.
- 3.1.1. Политика
- 3.1.2.Экономика
- 3.1.3. Правовые и культурные доминанты
- 3.1.4. Социальные и этнорелигиозные процессы
- 3.1.5. Выводы
- Вопросы для повторения
- Глава 2. Цивилизация суши.
- 3.2.1. Политика
- 3.2.2.Экономика
- 3.2.3. Правовые и культурные доминанты
- 3.2.4. Социальные и этнорелигиозные процессы
- 3.2.5. Выводы
- Вопросы для повторения
- Примерная программа курса «Введение в геополитику»
- Тема 1. Сущность геополитического знания:
- Мировоззренческий и теоретико-
- Тема 2. Концептуальное содержание
- Тема 3. Развитие западной геополитики после
- Тема 4. Российская геополитика.
- Тема 5. Россия в новых
- Тема 6. Геополитический дуализм «море-суша» в глобализирующемся мире.
- Список рекомендуемой литературы