logo
Копия учебного пособия по геополитике

1.2.4. Теория «номосов» земли и моря к.Шмитта

Карл Шмитт (1888-1985)выдающийся немецкий юрист, политолог, философ, историк. Родился в небольшом городке Плеттенберге в Пруссии, в католической семье. Отец заведовал церковной кассой. С 1907 г. учился юриспруденции в Берлинском, Страссбургском и Мюнхенском университетах. В годы Первой мировой войны добровольцем ушел в армию, служил офицером лейб-гвардии, куда его зачислили несмотря на маленький рост (159 см.). Кстати, любимое выражение Карла Шмитта: «Все гении – карлики». Из-за травмы спины в результате падения с лошади его отправляют работать в армейскую цензуру г.Мюнхена. В 1915 г. женился на сербской дворянке Павле фон Доротич. В 1926 г. - второй брак и опять с сербкой Душкой Тодорович. Карл Шмитт был знаком с Максом Вебером, посещал его семинары для молодых преподавателей. С 1921 по 1945 гг. занимал профессорские должности в университетах Грайсфальда, Бонна, Кельна, Берлина.

Вступил в нацистскую партию в мае 1933 г. Занимал посты руководителя имперской секции преподавателей права в высшей школе, главного редактора журнала «Немецкое право». Прослыл убежденным антисемитом: вытупая на созванной им конференции «Еврейство в науке о праве» 3-4 октября 1936 г. Шмитт предложил считать сочинения немецких авторов еврейского происхождения переводами с еврейского языка, помещать их в библиотеках в раздел «Иудаистика» и при цитировании помечать отрывки из этих текстов шестиконечной звездочкой, чтобы их можно было отличать от подлинно немецких.

После поражения Германии Шмитту инкриминировалось обоснование военной агресии, за что на Нюрнбергском процессе была предпринята попытка причислить его к военным преступникам. Он находился под арестом с 1945 по 1947 г. В итоге обвинение с него сняли. Выйдя на свободу без средств к существованию, Шмитт вплоть до конца 1960-х гг. пребывает в забвении. Однако, постепенно интерес к нему возвращается, издательства снова начинают публиковать его книги.

Основные работы: «Политическая теология» (1922), «Понятие политического» (1928), «Земля и море» (1942), «Номос Земли» (1950), «Планетарная напряженность между Востоком и Западом и противостояние Суши и Моря» (1959).

Уже в первых своих трактатах Шмитт дал развернутую критику либерального права, идеи «правового государства» и «прав человека». Во главу угла он поставил представление о праве всякого народа на сохранение своей духовной, исторической и политической идентичности. Критерием суверенности Шмитт считал возможность объявления «чрезвычайного положения». Разрабатывая проблематику войны и мира, он акцентирует внимание на опасности «гуманитарных войн», в которых одна часть человечества объявляет себя представителем всего человеческого рода и на этом основании стремится к полному, тотальному уничтожению противника. Такая позиция обусловила конфликт ученого с нацистским режимом. В 1936 г. в печатном органе СС «Черный корпус» была опубликована разгромная статья с угрозами физической расправы в его адрес. От печальной участи Шмитта спасает Геринг: но не благодаря особому благорасположению, а из-за принципиального соперничества возглавляемого им ведомства с СС.

«Номос» (упорядоченность) Земли означает фиксированность границ, постоянство коммуникаций, неизменность рельефа, что, в свою очередь, предопределяет консерватизм «традиционного общества». Море здесь – лишь эпизод, периферийное явление. Его собственный «Номос» начинает формироваться в конце XVIв., в связи с открытием Мирового океана. В нем не фиксированы пути, отсутствует этические нормы и институты, которые призваны следить за их исполнением.

Большое пространство (Grossraum) мыслилось как новая форма сверхнационального объединения, основанная на стратегическом, геополитическом и идеологическом факторе, а также политической воле руководящей элиты. В отличие от нацизма и пролетарского интернационализма ему должна быть присуща широкая этническая автономия и культурная самобытность.

В конце жизни Шмитт сосредоточил свое внимание на символической фигуре «партизана», последнего представителя «Номоса Земли» в условиях наступления сил Моря и разжижения цивилизации. Партизан – это тот, кто осознал себя действующим лицом истории. Его призвание заключается в защите всеми возможными средствами «сухопутного порядка» от разрушительного воздействия талассократии.

Англо-американская и французская школы.