1.2. 8. «Поссибилизм» п. Видаля де да Бланша
Основатель французской геополитической школы Поль Видаль де ла Бланш (1845-1918) был профессиональным географом. Он закончил Высшую школу в Париже, затем преподавал в университете Нанси. С 1898 г. и до конца жизни возглавлял кафедру географии в Сорбонне. Хорошо зная труды Ф. Ратцеля, он создал собственную концепцию, в которой подверг критике многие ключевые положения последователей немецкой школы геополитиков. Так, центральной категорией в учении Видаля де ла Бланша является не «большое пространство», а наделенный свободной инициативой человек.
В фундаментальной работе «Восточная Франция» (1917) ученый проанализировал проблему спорных территорий – пограничных с Германией провинций: Эльзаса и Лотарингии. Он выступил за превращение этих земель (в основном, с немецкоязычным населением), перешедших после Первой мировой войны под юрисдикцию Парижа, в зону взаимного сотрудничества между двумя странами. В сущности, была предложена историческая модель развития сначала франко-германского, а затем и европейского геополитического пространства. Иначе, считал Видаль де ля Бланш, Германия, сдавленная со всех сторон великими державами – Великобританией, Францией и Россией, не получит позитивного выхода для своих энергий и это будет главной угрозой миру.
В этой же книге французский исследователь объясняет политический либерализм через привязанность людей к «почве» и естественное желание получить ее в частную собственность. Поэтому пространственное чувство французов не может не быть ориентированно на демократические ценности.
Де ла Бланш отказался от жесткого географического детерминизма, ассоциированного у него с предназначением судьбы и поставил на первое место не территориально-пространственный фатум-рок, а волю и творчество людей. Человек, полагал он, как и природа, может рассматриваться в качестве фактора, способного активно влиять на исторические процессы в рамках единого естественно-географического комплекса, который олицетворяет собой лишь «возможность»1 действий.
Ученый пришел к выводу о локальности очагов цивилизации, находящихся в перманентной и неразрывной связи с природой. В этих первичных клетках общественного бытия или, по выражению автора, «ячейках», постепенно формируется определенный «образ жизни», который обнаруживает тенденцию к распространению вширь. В контакте с окружающей средой заложенный в социуме потенциал развивается. Таким образом, ландшафт не что иное, как резервуар с энергией, разбудить которую может только человек. Подобный подход предполагал акцентирование этнического и расового фактора при рассмотрении политической истории государств.
Цивилизации расширяются, охватывая все новые районы, причем зачастую этот процесс носит противоречивый характер. По мере усложнения их структуры наблюдаются как всплески созидательной энергии, так и катастрофический регресс. Что касается внутрисистемных связей, то они варьируются в широком диапазоне: от конструктивного влияния (сотрудничества) элементов - до полной ассимиляции (поглощения) одних другими.
По теории де ла Бланша ускоренное и почти непрерывное взаимообогащение сообществ наблюдалось в северном полушарии от Средиземного до Желтого морей, а особенно в Западной и Центральной Европе. Там соседствовали самые различные географические среды: моря, горы, степи и лесные массивы, и климат был не очень суров, но и не слишком мягог, что не позволяло жителям расслабляться. В этом мозаичном регионе политические образования, сменяя друг друга, накладывались на ту или иную конфигурацию национально окрашенных миникультур, что приводило к образованию империй, религий, военных союзов и т.д. Теснота контактов способствовала творческому восприятию и усвоению внешних влияний. При этом важно отметить специфическое понимание политической организации французским исследователем. В отличие от Ф.Ратцеля, де ла Бланш считает государство не столько субъектом территориальной экспансии, сколько вторичным образованием, зависящим от видов и форм взаимодействия между «ячейками» цивилизации.
Проблеме коммуникации культур де ла Бланш уделял в своих трудах очень много внимания. С ней он связывал создание мировой державы, в которой каждый будет осознавать себя не просто подданным, но «гражданином мира». В учении французского геополитика безусловно новой является мысль о постепенном преодолении противоречий между континентальными и морскими странами. Эта консолидация, по его мнению, будет происходить путем сближения интересов «земли» и «воды» по мере совершенствования транспортных средств: модернизации дорог, открытия каналов, изобретения новых типов двигателей и проч., что сделает обширные материковые пространства проницаемыми. Океан, в свою очередь, все больше станет зависеть от связей с внутриконтинентальными районами. По этому поводу он утверждал, что «взаимопроникновение» суши и моря носит универсальный характер, а граница между ими не абсолютна, а относительна.
У В. де ла Бланша в Сорбонне были ученики и последователи. Один из них, Жак Ансель (1882-1943) приобрел известность как жесткий противник германской геополитики, поощряющей, по его мнению, экспансионизм и империализм. Напротив, Франция представлялась ему страной с цивилизующей, а не завоевательной миссией.
Согласно Анселю, путь к прогрессу лежит через создание гибких группировок, которые признавали бы международные реалии и обеспечивали вклад в общее благосостояние, экономическое и культурное. В результате должен возникнуть порядок, где величие одной нации вполне совместимо со свободой остальных народов.
В книге «География границ» (1938) ученый предлагал рассматривать межгосударственные рубежи в качестве временной периферии, а не строгих барьеров. Он трактовал их как способные к изменениям «политические изобары», отражающие баланс власти и равновесие жизненных сил. Единственный естественный предел – это очертания ойкумены, т.е. области обитания людей.
Другого видного представителя французского поссибилизма – Альберта Деманжона (1872-1940) интересовала геополитическая ситуация, сложившаяся после Первой мировой войны. В эссе «Упадок Европы» (1920) он акцентирует внимание на снижении роли Старого Света в международных делах, возвышении США до уровня мирового гегемона, а Японии присваивает статус доминирующей тихоокеанской державы.
А.Деманжон был горячим сторонником объединения европейских государств с целью предотвращения их дальнейшей политической деградации. Он считал, что только единый континент мог на равных соперничать с новыми центрами силы в лице Вашингтона и Токио.
Исследователь ратовал за «морскую ориентацию» Франции, у которой имелись обширные колониальные владения в разных частях планеты и, следовательно, существовала возможность расширения торговли, инвестиций и гуманитарных контактов.
- О г л а в л е н и е
- Раздел 1. Становление и развитие геополитики как науки.
- Глава 1. Теоретико-методологические аспекты
- Глава 2. Геополитические теории Запада.
- Глава 3. Российская геополитика.
- Раздел 1. Становление и развитие геополитики
- Глава 1. Теоретико-методологические аспекты геополитических знаний.
- 1.1.1. Понятие геополитики
- 1.1.2. Предмет геополитики
- 1.1.3. Геополитические эпохи, коды и образы
- 1.1.4. Основные законы геополитики
- 1.1.5. Категории геополитики
- 1.1.6. Методы геополитической науки
- 1.1.7. Функции геополитики
- Вопросы для повторения:
- Глава 2. Геополитические теории Запада. Классика.
- 1.2.1. «Органическая школа» Фридриха Ратцеля
- 1.2.2. «Геополитика» Рудольфа Челлена
- 1.2.3. Идея «континентального блока» Карла Хаусхофера.
- 1.2.4. Теория «номосов» земли и моря к.Шмитта
- 1.2.5. Апология «морского могущества» Альфреда т. Мэхена
- 1.2.6. «Географическая ось» Хэлфорда Макиндера
- 1.2. 7. «Rimland» Николаса Спайкмена
- 1.2. 8. «Поссибилизм» п. Видаля де да Бланша
- 1.2.9. Иконография ж.Готтманна
- 1.2.10. Атлантизм
- 1.2.11. Мондиализм
- 1.2.12. Геополитические подходы «новых правых»
- 1.2.13. Прикладная геополитика
- Вопросы для повторения
- Глава 3. Российская геополитика.
- 1.3.1 Пространственно-ментальные предпосылки формирования русской геополитической школы
- 1.3.2 Геополитические идеи в дореволюционной России
- 1.3.3. Русские геополитические теории XX в.: «красная стратегия», евразийство и неоевразийство
- 1.3.4. Геополитические идеи в постсоветской России
- Контрольные вопросы
- Раздел 2. Россия в новых геополитических реалиях.
- Глава 1. Ближнее окружение
- 2.1.1. Россия и снг
- 2.1.2. Россия и Украина.
- 2.1.3. Россия и Белоруссия.
- 2.1.4. Судьба Калининградского эксклава
- 2.1.5. Россия и Казахстан
- 2.1.6. Россия и страны Балтии
- Вопросы для повторения.
- Глава 2. Западное направление
- 2.2.1. Россия и Восточная Европа.
- 2.2.2. Россия и Западная Европа.
- 2.2.3. Россия и Германия.
- 2.2.4. Россия и Франция
- 2.2.5. Россия и Италия.
- 2.2.6. Россия и Северная Европа.
- 2.2.7. Россия и сша.
- 2.2.8. Россия и нато
- Вопросы для повторения
- Глава 3. Восточное направление
- 2.3.1. Значение Азиатско-Тихоокеанского региона.
- 2.3.2. Россия и Китай.
- 2.3.3. Россия и Япония.
- 2.3.4. Россия и мусульманский мир
- 2.3.5. Россия и Саудовская Аравия
- 2.3.6. Россия и Иран
- 2.3.7. Россия и Турция
- 2.3.8. Россия и Ирак
- Раздел 3. Геополитический дуализм «море-суша» в глобализирующемся мире.
- Глава 1. Цивилизация моря.
- 3.1.1. Политика
- 3.1.2.Экономика
- 3.1.3. Правовые и культурные доминанты
- 3.1.4. Социальные и этнорелигиозные процессы
- 3.1.5. Выводы
- Вопросы для повторения
- Глава 2. Цивилизация суши.
- 3.2.1. Политика
- 3.2.2.Экономика
- 3.2.3. Правовые и культурные доминанты
- 3.2.4. Социальные и этнорелигиозные процессы
- 3.2.5. Выводы
- Вопросы для повторения
- Примерная программа курса «Введение в геополитику»
- Тема 1. Сущность геополитического знания:
- Мировоззренческий и теоретико-
- Тема 2. Концептуальное содержание
- Тема 3. Развитие западной геополитики после
- Тема 4. Российская геополитика.
- Тема 5. Россия в новых
- Тема 6. Геополитический дуализм «море-суша» в глобализирующемся мире.
- Список рекомендуемой литературы