1.2. 7. «Rimland» Николаса Спайкмена
Николас Спайкмен (1893 - 1943) - американский ученый, профессор, директор Института международных отношений при Иейльском университете продолжал разработку идей адмирала Т. Мэхена. Он видел в геополитике аналитический метод, позволяющий выработать эффективную стратегию борьбы. Все исследования этого ученого носят прагматический характер. Его перу принадлежат два фундаментальных исследования: «География мира» и «Американская стратегия в мировой политике». Оба вышли в 1942 г.
Основной тезис Н.Спайкмена сводится к тому, чтобы показать самостоятельное значение береговых зон (Rimland), посылающих импульсы «кочевникам суши». Именно Rimland, по его мнению, является ключом к мировому господству. В подражание Макиндеру он выдвинул свою максиму: кто контролирует Rimland, тот контролирует Евразию, а кто контролирует Евразию, тот контролирует мир.
Н.Спайкмен обосновал десять критериев, от которых зависит геополитическое могущество государства. Это ландшафт (гористый или равнинный), тип границ (морские или сухопутные), плотность населения, наличие полезных ископаемых, экономическое и технологическое развитие, финансовые возможности, этническая однородность, уровень социальной интеграции, политическая стабильность, национальный дух. Кроме этого, Спайкмен ввел новое понятие - «Срединный океан», каковым у него выступает Средиземное море, и выделил особую геополитическую реальность - «атлантическую расу», которая отличается общностью западноевропейской (преимущественно англосаксонской) культуры, либеральной идеологией, демократией, единством исторической судьбы и предназначения. Таким образом, «Срединный океан» Спайкмена – это не разъединяющее начало, а внутреннее «озеро», облегчающее коммуникацию между различными частями одной и той же цивилизации.
Европе в теории Н.Спайкмена отводится роль экономического, военного и интеллектуального придатка США. Соответственно суверенитет европейских стран должен быть ограничен.
Власть на континенте, считал он, надо передать особой структуре, объединяющей лидеров всех «атлантических» государств. Первую скрипку в ней будет, безусловно, играть Америка, которой после победы над Германией и Японией придется продолжить борьбу со своим бывшим союзником – СССР (мысль, высказанная в 1942 г.!). Любая коалиция государств, могущая возникнуть на Евразитйском континенте объявлялась изначально враждебной интересам США. Особенно опасным представлялся альянс Советского Союза с Китаем. Спайкмен был сторонником применения в международных отношениях военной силы, которая, по его мнению, есть необходимая составная часть всякого политического порядка. Спайкмен детально проработал тактику «анаконды»1, предусматривающую удушение афро-азиатских и арабских стран, включая Индокитай. Ученый был сторонником применения в международных отношениях военной силы, которая, по его мнению, есть необходимая составная часть всякого политического порядка/
Из тезиса о противостоянии хартленда и римленда родилась американская доктрина «сдерживания СССР», согласно которой в любой точке планеты, где вероятно пристутствие русских, должна быть адекватная сила, ориентирующаяся на Соединенные Штаты. Отсюда, кстати, берет начало «теория домино», утверждавшая, что падение одного проамериканского режима угрожает существованию другого и должно копменсироваться усилением влияния в соседних странах.
Общественный резонанс и практическая значимость работ Мэхена, Макиндера и Спайкмена побудили американское правительство открыть в 1936 г. в Джорджтаунском университете первую в истории США кафедру геополитики. Ею руководил профессор Каутинхо, тесно связанный с иезуитским орденом. Кроме университета иезуиты вели занятия и семинары по геополитике в Джорджтаунской дипломатической школе, постоянными слушателями которой являлись высшие офицеры американской армии и чиновники МИДа. Только за годы Второй мировой войны ими было прочитано свыше 1500 лекций. После прихода к власти Г.Трумэна, официально заявившего о мировом лидерстве США, один из ведущих научных журналов «Политические исследования пограничья» сформулировал правило, чтобы внешней политикой Америки руководили геополитические эксперты. С тех пор оно неукоснительно соблюдается.
- О г л а в л е н и е
- Раздел 1. Становление и развитие геополитики как науки.
- Глава 1. Теоретико-методологические аспекты
- Глава 2. Геополитические теории Запада.
- Глава 3. Российская геополитика.
- Раздел 1. Становление и развитие геополитики
- Глава 1. Теоретико-методологические аспекты геополитических знаний.
- 1.1.1. Понятие геополитики
- 1.1.2. Предмет геополитики
- 1.1.3. Геополитические эпохи, коды и образы
- 1.1.4. Основные законы геополитики
- 1.1.5. Категории геополитики
- 1.1.6. Методы геополитической науки
- 1.1.7. Функции геополитики
- Вопросы для повторения:
- Глава 2. Геополитические теории Запада. Классика.
- 1.2.1. «Органическая школа» Фридриха Ратцеля
- 1.2.2. «Геополитика» Рудольфа Челлена
- 1.2.3. Идея «континентального блока» Карла Хаусхофера.
- 1.2.4. Теория «номосов» земли и моря к.Шмитта
- 1.2.5. Апология «морского могущества» Альфреда т. Мэхена
- 1.2.6. «Географическая ось» Хэлфорда Макиндера
- 1.2. 7. «Rimland» Николаса Спайкмена
- 1.2. 8. «Поссибилизм» п. Видаля де да Бланша
- 1.2.9. Иконография ж.Готтманна
- 1.2.10. Атлантизм
- 1.2.11. Мондиализм
- 1.2.12. Геополитические подходы «новых правых»
- 1.2.13. Прикладная геополитика
- Вопросы для повторения
- Глава 3. Российская геополитика.
- 1.3.1 Пространственно-ментальные предпосылки формирования русской геополитической школы
- 1.3.2 Геополитические идеи в дореволюционной России
- 1.3.3. Русские геополитические теории XX в.: «красная стратегия», евразийство и неоевразийство
- 1.3.4. Геополитические идеи в постсоветской России
- Контрольные вопросы
- Раздел 2. Россия в новых геополитических реалиях.
- Глава 1. Ближнее окружение
- 2.1.1. Россия и снг
- 2.1.2. Россия и Украина.
- 2.1.3. Россия и Белоруссия.
- 2.1.4. Судьба Калининградского эксклава
- 2.1.5. Россия и Казахстан
- 2.1.6. Россия и страны Балтии
- Вопросы для повторения.
- Глава 2. Западное направление
- 2.2.1. Россия и Восточная Европа.
- 2.2.2. Россия и Западная Европа.
- 2.2.3. Россия и Германия.
- 2.2.4. Россия и Франция
- 2.2.5. Россия и Италия.
- 2.2.6. Россия и Северная Европа.
- 2.2.7. Россия и сша.
- 2.2.8. Россия и нато
- Вопросы для повторения
- Глава 3. Восточное направление
- 2.3.1. Значение Азиатско-Тихоокеанского региона.
- 2.3.2. Россия и Китай.
- 2.3.3. Россия и Япония.
- 2.3.4. Россия и мусульманский мир
- 2.3.5. Россия и Саудовская Аравия
- 2.3.6. Россия и Иран
- 2.3.7. Россия и Турция
- 2.3.8. Россия и Ирак
- Раздел 3. Геополитический дуализм «море-суша» в глобализирующемся мире.
- Глава 1. Цивилизация моря.
- 3.1.1. Политика
- 3.1.2.Экономика
- 3.1.3. Правовые и культурные доминанты
- 3.1.4. Социальные и этнорелигиозные процессы
- 3.1.5. Выводы
- Вопросы для повторения
- Глава 2. Цивилизация суши.
- 3.2.1. Политика
- 3.2.2.Экономика
- 3.2.3. Правовые и культурные доминанты
- 3.2.4. Социальные и этнорелигиозные процессы
- 3.2.5. Выводы
- Вопросы для повторения
- Примерная программа курса «Введение в геополитику»
- Тема 1. Сущность геополитического знания:
- Мировоззренческий и теоретико-
- Тема 2. Концептуальное содержание
- Тема 3. Развитие западной геополитики после
- Тема 4. Российская геополитика.
- Тема 5. Россия в новых
- Тема 6. Геополитический дуализм «море-суша» в глобализирующемся мире.
- Список рекомендуемой литературы