logo
Копия учебного пособия по геополитике

3.1.4. Социальные и этнорелигиозные процессы

Важной отличительной чертой формирующегося мира будет уменьшение влияния и даже частичное разложение привычных общественных институтов, таких как нации, государства, профсоюзы, политические и религиозные объединения. Процесс упрощения и фрагментации социальных ансамблей затронет и получающую планетарное измерение либе­ральную модель, где ставка делается на «невидимую руку рынка», и альтернативные ей проекты, в рамках которых придется, во имя их осуществления, не просто сохранять традиционные и пока еще жизнеспособные структуры, но ут­верждать новаторские или воссоздавать какие-то из ранее утраченных.

Обретут зримые очертания формы «новой социальности». К ним относятся:

В определенных ситуациях конфессиональная принадлежность может стать мобилизующим толчком для национального возрождения тех народов, которые считают себя пострадавшими от глобализации или «не вписываются» в нее. Но вероятнее всего, ортодоксальная церковь не предложит собственного сценария (исламский фундаментализм является скорее исключением, подтверждающим правило, его созидательный пафос обращен в прошлое) и будет придерживаться линии светского правительства, оставляя за собой право на особое мнение по некоторым вопросам.

Возникновение «культов», исповедуемых всего несколькими единомышленниками или суррогатной «интернет-веры», что вполне соответствует духу постмодерна, постепенно редуцирует религию до уровня бытовых суеверий и язычества (в пределе – атеизма), хотя клерикальные фасады в грядущем «мировом государстве» какое-то время будут воспроизводиться.

В целом же, либеральная универсализация нацелена, с одной стороны, на декомпозицию чуждых ей суперэтносов до уровня субэтносов (составных частей), а этих последних - до автономной личности, ощущающей себя «гражданином Вселенной»; с другой - на смешение рас, что реально происходит в американском обществе. Указанным процессам сильно способствует стандартизация индивидуального бытия.

В поле действия данной тенденции преимущество получат те «малые народы» и диаспоры, которые не утратили целостности, инстинкта самосохранения, внутренних и внешних связей.

Выступая против технотронной цивилизации они ратуют за «альтернативный образ жизни» и привлечение широких слоев населения к участию в решении насущных социальных проблем. Их члены – отнюдь не бедные люди с высоким образовательным цензом. Некоторым даже удается стать парламентариями. Однако, отсутствие четкой организации никогда не позволит им выйти за рамки культурной достопримечательности.

Данный феномен обусловлен, главным образом, биологическими причинами. Любопытное объяснение ему дает В.Чалидзе в книге «Иерархический человек». Он формулирует гипотезу, согласно которой дозволенность гомосексуализма повышает «маскулинность», а следовательно, агрессивность социума благодаря тому, что женственные и неуверенные в себе мужчины устраняются от участия в репродукции потомства.

Как известно, любая экспансия (и либеральная в том числе), требует от своих проводников изрядной смелости, напористости и мужества. Отрицательным последствием легализации сексуальных меньшинств1 является новая поляризация в обществе на «геев» и «натуралов». В некоторых видах деятельности: шоу-бизнесе, высокой моде, искусстве присутствует мощное «голубое» лобби.

Подобные объединения нестойки, отличаются разнородным, текучим составом и практически не поддаются государственному контролю. Именно они воплощают в себе интерактивное начало во «всемирной паутине». Анонимность, возможность легко изменить дислокацию и снова войти в сеть, создают иллюзию абсолютной свободы, что толкает некоторых на легкомысленные поступки, а кое-кого и на отчаянные эксперименты. Диапазон «шалостей» довольно широк: от любовного послания, уничтожающего базы данных тех, кто его получил, до взламывания банковских счетов и паролей сверхсекретных сайтов. Борьба с этими преступлениями затруднена вследствие их интернационального размаха и слабой укомплектованности спецслужб соответствующими специалистами. Между тем, психически неуравновешенный или фанатично настроенный гений, разработав и внедрив зараженную вирусом программу, способен нанести непоправимый ущерб.

Выдумывание «компъютерных болячек», равно как и лекарств от них, уже превратилось в чрезвычайно прибыльное дело, тем более привлекательное, что оно почти не нуждается в стартовых инвестициях.

При этом, жизненный опыт первых всячески пропагандируется и возводится в образец. Миллионы людей узнают из репортажей, у какого кутюрье одевается очередная поп-звезда, что она ест на завтрак, какие ночные клубы посещает и сколько раз вступала в брак. О вторых же говорится вскользь, хотя именно они представляют собой серьезную социальную проблему. В итоге, явление и псевдоявление меняются местами и люди перестают адекватно воспринимать действительность, довольствуясь мифами о ней. Давно замечено, что достаточно показать в одном телесюжете антивоенную манифестацию вместе с демонстрацией купальных костюмов, чтобы фактически поставить между ними смысловой знак равенства.

Глобализирующееся общество все в большей степени будет состоять из самоценных индивидов, интересующихся себе подобными лишь постольку, поскольку они могут служить средством для достижения эгоистических целей.

Однако, у современного человечества есть проблема, не замечать которую опасно. Это – демографический взрыв.

Перенаселение в отдельных странах и регионах вызывает все увеличивающуюся волну миграции. Явление это в истории не новое. Но если в прошлые века иммигранты занимали «ничейные» земли или территории, которые европейцы считали таковыми, то теперь перемещения огромных масс людей происходит в рамках замкнутой всепланетной ойкумены.

Раньше основные потоки переселенцев шли из развитого мира в неосвоенные места. Сегодня наблюдается обратная картина – азиаты и африканцы переезжают в Европу и Северную Америку, граждане государств СНГ – в Россию и Израиль, латиносы – в США и т.д., что еще сильнее напрягает и экосистему, и внутрисоциальные отношения. В случае же каких-либо конфликтов и пертурбаций на периферии число беженцев может составить сотни миллионов человек.

Указанная проблема приобретает еще большую актуальность из-за прогрессирующего старения населения индустриальных стран, где, по прогнозам, доля лиц старше 65 лет к 2040 г. составит 22%.

Таким образом, сегодня со всей остротой стоит вопрос о способности атлантической цивилизации к самовоспроизводству на социобиологическом уровне. Глобализация в том виде, в каком она разворачивается, положительного ответа на него пока не дает.