logo
Копия учебного пособия по геополитике

1.2.13. Прикладная геополитика

Эта оригинальная научная школа обязана своему второму рождению в 1970-е гг. крупному ученому - географу и журналисту Иву Лакосту, который опирался на принципы «электоральной геополитики» Андре Зигфрида (1875-1959). Последний еще в начале XX в. опубликовал специ­альную методику определения зависимости политических симпатий и антипатий населения от места проживания.

Конечно, не роза ветров, равнинный или гористый характер местности определяет решение человека за кого ему проголосовать. Но несомненно, что особенности менталитета, скорость протекания психических процессов, доминирующий эмоциональный настрой, профессия и даже диалект жителей конкретной области учитываются и используются имиджмейкерами для придания и выступлениям, и облику своего кандидата образа «харизматической личности», прекрасно вписывающейся в любую среду. По существу, «электоральная геополитика» - это не что иное, как социологические методы изучения предпочтений провинциальных избирателей.

Ив Лакост продолжил работу в этом направлении и создал самобытную концепцию «регионализма», изложенную им в ряде публикаций на страницах специализированного журнала «Геродот», а также в трехтомном труде «Геополитика регионов Франции» (1986). В отличие от признанных корифеев - Ратцеля, Челлена, Макиндера и проч., он не придавал особого значения глобальному дуализму суши и моря, а пытался приспособить геополитику для изучения межгосударственных и межэтнических конфликтов, демографических процессов, а также политических предпочтений электората, влияющих на исход выборов. В 1994 г. в Париже под редакцией Лакоста вышел в свет «Геополитический словарь», посвященный этой проблематике.

Исследователь видел свою задачу в том, чтобы адаптировать геополитику к реалиям информационного общества. Поскольку в настоящее время у значительной части общества мировоззрение формируется на основании телекоммуникаций, то медиа-образ, чтобы быть воспринятым массовым сознинием, должен соединять в себе сразу несколько подходов – этнический, культурный, идеологический, политический. Интегральное качество «имиджа» сближает его с теми категориями, которыми традиционно оперирует геополитика, например, сценарий и представление. Ив Лакост одним из первых увидел в СМИ мощный геополитический фактор, способный оказывать сильное влияние на исторические судьбы народов.

В заключение параграфа отметим, что прикладная геополитика сохраняет гораздо меньше связей с традиционной, чем атлантизм и мондиализм, не говоря уже о континенталистской традиции. Она сознательно избегает концептуальных обобщений и футурологических построений, и по содержанию ближе к методам политологических и социологических наук.