3.2.3. Правовые и культурные доминанты
Ключевой предпосылкой поступательного цивилизационного развития является социальная безопасность, которая непосредственно связана с обеспечением правопорядка. Юридические нормы, принятые в государстве, всегда отражают определенный компромисс между правосознанием народа (обычаем) и волей властвующей элиты (интересом). Пренебрежение первым в угоду второму делает соблюдение писаного закона основной массой граждан проблематичным.
К сожалению, именно такая ситуация сложилась в России, где на протяжении последних восьмидесяти с лишним лет царит настоящий правовой произвол, а стабильность достигается, главным образом, с помощью силовых мер или угрозы их применения. Ленинские коммунистические декреты, сталинские партийно-правительственные постановления и указы, брежневское «телефонное право», наконец, ельцинское «келейно-семейное» правление мало считались с исторически сложившимися в Российской империи формами местного законотворчества и законопослушания.
Как следствие, страна вступила в третье тысячелетие, заявив о приверженности заимствованной извне концепции «прав человека». Однако, взятая в отрыве от соответствующего материального обеспечения (у подавляющего большинства людей нет возможности нанять адвоката, уплатить судебную пошлину для рассмотрения иска, а следственные органы не в состоянии оградить свидетеля от мести подозреваемых или их сообщников и т.д.), она превратилась в фикцию, точнее, в жупел, используемый ангажированными политиками в борьбе за власть.
Кроме того, эта концепция сама по себе внутренне противоречива, поскольку для того, чтобы покарать посягнувшего на чье-то «право» надо: 1) доказать сам факт правонарушения; 2) квалифицированно соотнести его с той или иной статьей уголовного или гражданского кодексов; 3) определить степень юридической ответственности и назначить наказание. Отсюда колоссальный объем нормативных актов, комментариев, разъяснений, которые, по идее, должны отобразить все невероятное разнообразие реальной жизни.
В итоге, правоохранительная сфера оказывается перегруженной информацией, ее работники вынуждены действовать формально-избирательно, что обрекает суды на неизбежные ошибки – репрессирование невиновных и освобождение из-под стражи преступников. Те, кого приговорили к заключению проходят исчерпывающий курс криминальной «науки» в тюрьмах и лагерях, где они отнюдь не исправляются и не перевоспитываются. Многие выходят на волю опозоренными, озлобленными и принимаются за старое. К тому же, урон, нанесенный потерпевшим, компенсируется редко, огромные затраты на судопроизводство не возмещаются и ложатся тяжелым бременем на плечи налогоплательщиков.
Между тем, «свобода» есть категория социально-психологическая. Ради нее добровольно идут на тяготы и лишения, а иногда и на смерть. И коль скоро она относится к сфере духовного переживания, а не бытового состояния, то в основе ее лежит нравственное начало. Твердые моральные установки являются очень эффективным способом самоуправления, ибо они задают четкую ответную реакцию на изменение внешних условий с целью адаптации группы при сохранении ее целостности и отторжении деструктивно настроенных эгоистов.
Путь к подлинной свободе, понимаемой как осознанная необходимость выбора, а не к мнимой, стремящейся эту необходимость преодолеть, способен указать своим членам только одухотворенный социум.
Евразийская альтернатива исходит из утверждения приоритета «прав народов» или, если угодно, «прав общин». Именно народ и общность, а не отдельно взятый индивид выступают главными юридическими субъектами. Личность же целиком ответственна перед согражданами и степень независимости ее волеизъявления должна определяться тем, что называется «справедливостью».
Новая совершенная континентальная государственность может быть выстроена только «снизу – вверх», а не наоборот. Она непременно должна вобрать в себя весь позитивный социальный опыт предшествующих поколений, благодаря которому, собственно, и продолжается человеческий род.
Долгое время носителем религиозных и гуманистических традиций евразийских культур была именно община, хотя называлась она по-разному: «марка» - у западноевропейцев, «умма» - у мусульман, «мiр» - у славян. Внутри этих образований при неизменности нравственных принципов постоянно происходили рекомбинации собственности и представлений об окружающей действительности. Русская пословица: «Что ни город, то и норов, что ни деревня, то и обычай» - хорошо иллюстрирует этот тезис.
Расхожее мнение о реакционном характере общины и необходимости ее насильственного разрушения создали революционные демократы, которым для того, чтобы прийти к власти требовалось спровоцировать катастрофу. Но как только жизнь возвращалась в нормальное русло, происходило возрождение привычного и доказавшего свою результативность общежития, в форме фермерских кооперативов (Европа), колхозов (Россия) или мошавов-киббуцев (Израиль). Индустриализация с сопутствующей ей урбанизацией также не ликвидировали, а лишь видоизменили формы коллективного бытия. Муниципальные советы, кондоминиумы, практика «пожизненного найма» на предприятиях, становящихся как бы одной большой семьей (Япония) – все это реалии сегодняшнего дня в тех странах, которые добились процветания.
Конкуренция при всех ее разрекламированных плюсах имеет один очень существенный минус – она разрушает элементы взаимного доверия и задачи, требующие согласованных действий, оказываются невыполнимыми. Поэтому нужна «ассоциативная атмосфера», «большая команда», обладающая мощным «социальным капиталом» - привычкой к взаимопомощи в достижении совместных целей1.
Становление вариабельной паневразийской юридической модели, способной функционировать в различных конфессиональных, цивилизационных, этнических и прочих координатах, возможно на основе обращения «к истокам», что в условиях глобализации означает творческое переосмысление идеи общинности или соборности.
Представляется разумной разработка и внедрение в деятельность правоохранительных органов: прокуратуры, полиции, налоговиков - теории «возвратного права», нацеленной на выявление и доказательство факта и величины причиненного ущерба и его последующего возмещения пострадавшему2. Если виновным не удается собрать необходимую сумму, то они препровождаются в «зоны ускоренного заработка» (спецпоселения), где в соответствии с приобретенной профессией и навыками трудятся до тех пор, пока не покроют все убытки.
Это существенно удешевит, ускорит и универсализирует процедуру дознания, устранит возможность лавирования и использования «прорех» в законодательстве. Изолироваться будут только психически ненормальные, рецидивисты и маньяки. Пенитенциарные учреждения перестанут воспроизводить преступность, ее уровень снизится, исчезнет вандализм. Повысится юридическая грамотность и гражданская активность населения, ведь простое правило «за все надо платить» способен усвоить и ребенок. Для недобросовестных и нечестных чиновников начальственные должности лишатся привлекательности, потому что злоупотребление властью ради корысти уже не останется безнаказанным. Потеряют значение демарши, митинги, пикеты. Протестная энергия канализируется в созидательное русло.
Оздоровление общества коснется и социо-культурной среды, которая есть производное от мироощущения и мировоззрения. Не секрет, что кризис «государственного социализма» в России и некоторых других странах вызвал распространение пессимистических и нигилистических настроений, но он же инициировал и поиски новой жизнеутвержающей культурологической парадигмы. Пытаться предсказывать, а тем более диктовать конкретные формы ее проявления вряд ли оправданно. Думается, что в ней найдет применение вся палитра научных и художественных методов и приемов. Однако, очень важно очертить те идеологические рамки, в которых философия, искусство, литература будут служить обоснованием евразийского союза.
Ряд мыслителей, например, К.Ясперс (1883-1969), скептически относились к самой возможности взаимопонимания людей, принадлежащих к различным цивилизациям и этносам. Они признавали лишь единство их экзистенции или личностного существования, неотвратимо заканчивающегося смертью. В соответствии с этой логикой, настоящей подлинностью (неразделимостью) обладает исключительно потустороннее бытие – вакуум, бездна, царство Люцифера1, а жизнь - не более чем иллюзия. А раз так, то жалость и любовь абсурдны, поскольку достойного их объекта в природе нет (кроме самого Князя тьмы). Подобное миропонимание рождает следующие человеческие типы: 1) «случайного гостя», отстраненно взирающего на мир и холодно препарирующего его; 2) «завоевателя», подчиняющего остальных людей своей воле при помощи явного и скрытого насилия; 3) «судьи», располагающего собственным алиби по отношению ко всему, что творит он сам и что совершается вокруг.
Паневразийскому сознанию чужды эти негативные поведенческие модели. Оно должно стремиться к утверждению причастности к окружающему, но не в абстрактно-глобалистском, универсально-космическом смысле, а в непосредственно-гуманистическом измерении, выраженном через привязанность к родным и друзьям, соседям, коллегам по работе, соотечественникам и современникам. Ему подобает чувство тревоги и ответственности за происходящее, признание ошибок и прегрешений.
Сущность человека – в обуревающих его противоречиях, преодолевая которые он либо развивается, либо деградирует. И задача культуры заключается в том, чтобы символически-образно объединить позитивные веру и знания, опыт и интеллект и сделать их доступным средством, приближающим людей к моральному абсолюту: божественным заповедям (для религиозных натур) или категорическому императиву И.Канта (для атеистов)2. Конечно, каждая нация идет к этой цели своей дорогой. Но путеводной нитью являются идеи самопожертвования и самоотречения во имя ближних, преданного служения обществу и государству, зафиксированные в христианстве, исламе, конфуцианстве, синтоизме и т.д.
Общность идеологических установок чрезвычайно важна, так как только с ее помощью достигается «одинаковость» восприятия проблем участниками социального взаимодействия, что облегчает связь и обмен информацией между ними. Поэтому деидеологизация в принципе невозможна, а тот, кто провозглашает данный лозунг, фактически объявляет обществу войну. Причем, в отличие от политической борьбы, которая ведется за преобладание и относительно редко заканчивается устранением побежденного, культуртрегерство направлено на духовное уничтожение оппонента, что рано или поздно приводит и к его физической гибели. Защититься от этого можно посредством цензуры, но не как института, а как свода постулатов, несоответствие которым закрывает произведению доступ к читателю, зрителю или слушателю.
В любом творении, претендующим на евразийский и мировой статус, должна быть проведена четкая грань между добром и злом, пороком и добродетелью, благородством и низостью. Культура призвана оттеснять и замещать архаические импульсы поведения - страх, деперсонифицированную агрессию, фетишизм, во всяком случае, не потворствовать им.
Значит ли это, что нельзя показывать в кино сцены насилия: убийства и проч.? Вовсе нет, ведь они тоже часть нашей жизни. Но если главный герой - вызывающий симпатию садист (удовлетворение извращенных инстинктов), грабитель (мне нужны деньги, и я ни перед чем не остановлюсь) или мститель (присвоение индивидом функции правосудия), то такой фильм вреден для здоровья. Напротив, казнь преступника, на счету которого множество жертв (самосохранение общества), дуэль (защита чести и достоинства в равном поединке), война (уничтожение врагов, стремящихся уничтожить тебя, твоих близких и твою страну) – сюжеты, достойные экранизации.
Талантливый или гениальный художник не довольствуется «промежуточным результатом» в виде, например, комфорта или бегства от скуки. Он старается приблизиться к священной истине, открывающейся ему в единственно возможной диалектической картине мира, знаково выраженной в чудесной личностной истории (А.Ф.Лосев). Народы, способные рождать таких творцов, никогда не превратятся в «этнографический материал» для экспериментов.
Карта-схема позитивного и негативного в контексте культуры
-
Синдром роста
↑
-
Биофилия
Генитальный характер
Альтруизм
Экологизм
Гражданское общество
Равноправие, Свобода
↑ ↑ ↑
Благоустроенная жизнь обывателя |
↓ ↓ ↓
-
Некрофилия
Анальный характер
Эгоизм
Вандализм
Кровнородственные связи
Зависимость, Принуждение
↓
-
Синдром распада
- О г л а в л е н и е
- Раздел 1. Становление и развитие геополитики как науки.
- Глава 1. Теоретико-методологические аспекты
- Глава 2. Геополитические теории Запада.
- Глава 3. Российская геополитика.
- Раздел 1. Становление и развитие геополитики
- Глава 1. Теоретико-методологические аспекты геополитических знаний.
- 1.1.1. Понятие геополитики
- 1.1.2. Предмет геополитики
- 1.1.3. Геополитические эпохи, коды и образы
- 1.1.4. Основные законы геополитики
- 1.1.5. Категории геополитики
- 1.1.6. Методы геополитической науки
- 1.1.7. Функции геополитики
- Вопросы для повторения:
- Глава 2. Геополитические теории Запада. Классика.
- 1.2.1. «Органическая школа» Фридриха Ратцеля
- 1.2.2. «Геополитика» Рудольфа Челлена
- 1.2.3. Идея «континентального блока» Карла Хаусхофера.
- 1.2.4. Теория «номосов» земли и моря к.Шмитта
- 1.2.5. Апология «морского могущества» Альфреда т. Мэхена
- 1.2.6. «Географическая ось» Хэлфорда Макиндера
- 1.2. 7. «Rimland» Николаса Спайкмена
- 1.2. 8. «Поссибилизм» п. Видаля де да Бланша
- 1.2.9. Иконография ж.Готтманна
- 1.2.10. Атлантизм
- 1.2.11. Мондиализм
- 1.2.12. Геополитические подходы «новых правых»
- 1.2.13. Прикладная геополитика
- Вопросы для повторения
- Глава 3. Российская геополитика.
- 1.3.1 Пространственно-ментальные предпосылки формирования русской геополитической школы
- 1.3.2 Геополитические идеи в дореволюционной России
- 1.3.3. Русские геополитические теории XX в.: «красная стратегия», евразийство и неоевразийство
- 1.3.4. Геополитические идеи в постсоветской России
- Контрольные вопросы
- Раздел 2. Россия в новых геополитических реалиях.
- Глава 1. Ближнее окружение
- 2.1.1. Россия и снг
- 2.1.2. Россия и Украина.
- 2.1.3. Россия и Белоруссия.
- 2.1.4. Судьба Калининградского эксклава
- 2.1.5. Россия и Казахстан
- 2.1.6. Россия и страны Балтии
- Вопросы для повторения.
- Глава 2. Западное направление
- 2.2.1. Россия и Восточная Европа.
- 2.2.2. Россия и Западная Европа.
- 2.2.3. Россия и Германия.
- 2.2.4. Россия и Франция
- 2.2.5. Россия и Италия.
- 2.2.6. Россия и Северная Европа.
- 2.2.7. Россия и сша.
- 2.2.8. Россия и нато
- Вопросы для повторения
- Глава 3. Восточное направление
- 2.3.1. Значение Азиатско-Тихоокеанского региона.
- 2.3.2. Россия и Китай.
- 2.3.3. Россия и Япония.
- 2.3.4. Россия и мусульманский мир
- 2.3.5. Россия и Саудовская Аравия
- 2.3.6. Россия и Иран
- 2.3.7. Россия и Турция
- 2.3.8. Россия и Ирак
- Раздел 3. Геополитический дуализм «море-суша» в глобализирующемся мире.
- Глава 1. Цивилизация моря.
- 3.1.1. Политика
- 3.1.2.Экономика
- 3.1.3. Правовые и культурные доминанты
- 3.1.4. Социальные и этнорелигиозные процессы
- 3.1.5. Выводы
- Вопросы для повторения
- Глава 2. Цивилизация суши.
- 3.2.1. Политика
- 3.2.2.Экономика
- 3.2.3. Правовые и культурные доминанты
- 3.2.4. Социальные и этнорелигиозные процессы
- 3.2.5. Выводы
- Вопросы для повторения
- Примерная программа курса «Введение в геополитику»
- Тема 1. Сущность геополитического знания:
- Мировоззренческий и теоретико-
- Тема 2. Концептуальное содержание
- Тема 3. Развитие западной геополитики после
- Тема 4. Российская геополитика.
- Тема 5. Россия в новых
- Тема 6. Геополитический дуализм «море-суша» в глобализирующемся мире.
- Список рекомендуемой литературы