logo
Копия учебного пособия по геополитике

1.1.5. Категории геополитики

Под категориями (от греч. кategoria – высказывание, свидетельство) в философской науке принято понимать термины, отражающие наиболее общие и существенные свойства какого-либо объекта или процесса. В геополитике таким ключевым понятием считается «контролируе­мое пространство» или геополи­тическое поле. Оно бывает разным. В зависимости от конкретных характеристик, различают:

Способы и методы контроля над уже освоенным геополитическим пространством многообразны. Они могут быть военными, политическими, экономическими, демографическими, коммуника­ционными, религиозными и т.д. В конце XX в. все большую роль играет информационно-идеологические, тех­нологические и культурно-цивилизационные виды контроля. Часто они используются в различных сочета­ниях, так как геополитический подход требует учета всех факто­ров межгосударственного взаимодействия.

Международные отношения - это относительное единство и абсолютная борьба различных мировых сил. Столкновения протекают, как правило, в давно известных, опробованных формах, получивших название геополитических разломов.

Геополитический разлом может быть также и внутрисистемным, связанным со своеобразием и спецификой «составных частей». Так, в рамках христианства имеются католическое, протестантское и православное вероисповедания; члены НАТО Греция и Турция имеют территориальные претензии друг к другу, вылившиеся в вооруженный конфликт на о.Кипр; американцы добились независимости Соединенных Штатов в войне против англичан и т.д.

Социальная история свидетельствует, что череда жестоких войн обязательно заканчивается более или менее длительными периодами затишья, в течение которых действует установившийся баланс сил.

Например, после Бело­вежского разрушения СССР Запад усиленно навязывает свои правила игры на мировой арене, пытаясь создать новый мировой порядок, серьезно ущемляющий права остального человечества.

Важной категорией геополитики является понятие политиче­ской границы – одного из главных признаков государства. Проблема границ всегда возникает там, где начинается борьба за контроль, присоединение и освоение политического пространства.

Одним из первых исследовал проблему границы британский лорд Дж.Н. Керзон (1859—1925). Будучи вице-королем Индии, он хорошо изучил азиатский опыт размежевания, отметив, что многие народы Азии избегают жестко фиксированных границ, что связано во многом с их кочевым образом жизни и непри­ятием всякого регламента. Граница как жестко зафиксированная линия характерна в основном для стран Евро­пы. При острых пограничных спорах между государствами Кер­зон рекомендовал создавать буферное образование.

Граница выполняет определенные функции: запрет на въезд нежелательных лиц, упорядочение кон­тактов между жителями сопредельных государств, задержание преступников и контрабандистов, сбор пошлин с ввозимых или вывозимых товаров, контроль за экспортными и импортными квотами, движением валюты, полетами воздушных судов, санитарно-эпидемической обстановкой и т.д. Границы делятся на естест­венные (водные или горные рубежи, пустыни, лесные массивы и проч.) и искусственные (установленные и обустроенные человеком для самозащиты).

Общие интересы в их органическом единстве сформулированы в международных документах: Уставе ООН, Заключительном акте Совещания в Хельсинки, Основном Акте взаимоотношений России и НАТО и т.д. В подобных источни­ках фиксируется политическая незави­симость субъектов международного права и определяются перспективы их взаимообусловленного развития, ведь внешнюю политику любого государства можно считать реалистичной в той мере, в какой она учитывает интересы других сторон, вовлеченных в систему международных отношений.

В качестве главной цели отдельного государства высту­пает расширение ресурсной базы экономиче­ского, военного и научно-технического потенциала, на основе которого происходит усиление геополитического влияния, рост благосос­тояния населения и, в конечном итоге, материальный, культурно-нравственный и интеллектуаль­ный прогресс общества.

Государственные интересы с течением времени претерпевают изменения, т.е они динамичны. Роль их выразителей берут на себя политические лидеры, за которыми стоят мощные финансово-промышленные группы.

Исторически сложилось так, что могущество государства в первую очередь выражалось в военной сфере. Вторая половина XX в. показала, что «горячая» война как универсальный способ передела мира ушла в прошлое, поскольку связанные с ней риски: сопротивление обороняющихся, осуждение агрессора мировым сообществом, опасность применения оружия массового поражения, издержки ликвидации разрушений и освоения завоеванных земель - слишком велики. В авангард средств борьбы выдвинулась экономическая, финансовая, информационная и куль­турно-идеологическая экспансия, характеризующая дееспособность государства на международной арене и также являющаяся одним из элементов его мощи.

Наиболее очевидный ее пример – территориальные приобретения или создание удобных условий для использования «чужой земли». Так, Турция оттесняет Россию от Черноморских проливов; Америка - от Арктики и Антарктики, а Китай осуществляет мощный демографический натиск, внедрив в РФ уже около 2 млн. своих сограждан. В силу ряда причин проникновение в нашу страну носит пока «мягкий характер». В XXI в. по мере обострения ресурсного кризиса, скачкообразного роста народонаселения, истощения и сокращения площадей плодород­ных земель, ухудшения экологической обстановки, т.е значительного повышения стоимости «приза за успешную аннексию» вплоть до обеспечения выживаемости собственного государства, велика вероятность того, что вновь заявят о себе жесткие варианты территориальной экспан­сии. Пока же благоприятным прикрытием для нее выступают процессы глобализации.

Прямым следствием интер- и транснационализации многих сторон жизни социумов и индивидов стала прозрачность государственно-территориальных границ, через которые товары, капиталы, знания, стереотипы поведения, оружие, наркотики и т.п. легко проникают в самые отдаленные места. В качестве позитивного момента подобной интеграции надо указать на растущую взаимозависимость домохозяйств, коллективов и целых народов друг от друга, осознание ими единства своей судьбы в быстро меняющемся мире. Вместе с тем, нельзя не заметить и таящейся здесь скрытой угрозы национальной самобытности, обычаям и традициям многих культурно-этнических общностей и государств, что не может не вызывать ответной протестно-защитной реакции с их стороны.

В этом ключе приобрела особую актуальность разработка концепции национальной безопасности, понимаемой как гарантированное обеспечение всем гражданам страны нормальных условий для самореализации, защиты их жизни, здоровья, свободы, достоинства и собственности от посягательств со стороны отдельного человека, какой-либо организации и самого государства.

В современных условиях центральная задача человечества состоит в создании, поддержании и совершенствовании коллективной системы международной безопасности, исключающей нарушение всеобщего мира. Ведь зачастую деятельность отдельной страны, корпорации и даже личности может иметь последствия всепланетарного масштаба. Например, уничтожение тропических лесов и увеличение промышленных выбросов в атмосферу губит озоновый слой, защищающий Землю от смертоносного космического излучения, а изобретение и внедрение компьютерного вируса может парализовать информационные сети в любой точке земного шара. Поэтому, в первую очередь надо бороться со всеми видами терроризма, распространением оружия массового поражения, коррупцией, межэтническими и межрелигиозными конфликтами, деградацией окружающей среды, эпидемиями, экономической отсталостью и контрабандой.