Вопросы для повторения
Что вы понимаете под «Евразийским проектом»? Какое содержание в нем получает принцип разделения властей?
Объясните значение терминов «умеренный этатизм» и «третий путь» применительно к политике и экономике.
Каковы приоритетные направления строительства евразийских вооруженных сил?
Чем диктуется логика заключения Россией военных союзов?
Почему силовым ведомствам и спецслужбам нового поколения надо работать в тесном контакте со средствами массовой информации?
Возможно ли создание «смешанной экономики» и в чем ее преимущества перед однотипной?
Раскройте суть концепции «ордолиберализма».
Кому выгодно общеевразийское рыночное пространство и чьим интересам противоречит его создание?
Обоснуйте введение в юридическую практику «возвратного права».
В чем заключаются критерии позитивной культуры и упадничества?
Как обеспечить высокую вертикальную и горизонтальную мобильность в разнородном обществе? Для чего она нужна?
Сформулируйте основные тезисы, в соответствии с которыми следует налаживать межэтнические и межконфессиональные отношения.
Вместо заключения
Происходящее на наших глазах наступление Моря на Континент по масштабам и замыслу не имеет прецендента в истории. Речь идет уже не о том, чтобы совершить очередной набег, поставить под контроль или колонизировать отдельные части суши. Налицо попытка в корне изменить саму биполушарную структуру мира, состоящую из «тверди и хляби», и объявить сами основы континентального существования незаконными и устаревшими.
Этос (свод правил поведения) Моря сводится к атомистической раскованности и выражается в эгоцентристском принципе: «мой дом там, где я в данный момент предпочитаю быть по соображениям удобства и выгоды». Кредо западного способа бытия основано на ощущении маргинального субъекта, «отчалившего от берега», простившегося со всем тем, что олицетворяет устойчивость и укорененность. Свое происхождение этот «великий комбинатор» - изгой ведет от морских пиратов. Именно в пиратском ремесле, в его признанности и повсеместной распространенности лежит разгадка культуры «колонизации побережий», берущей свое начало в античную эпоху. И дело здесь не в экзотике, не в «черных роджерах» и «бригантинах», а в предельно прозаическом обстоятельстве: пиратское ремесло, единственное из всех известных к тому времени ремесел, не поддается ритуализации, но требует постоянного обновления программы действий и постоянного импровизирования. Пират - это субъект, не дающий туземцу Континента успокоиться и затвердеть в ритуалах. С одной стороны, пират - грабитель, похищающий чужое богатство, с другой - изобретательный соблазнитель-провокатор, разрушающий чужие устои и нравственность.
Развитие цивилизаций, их структурно-отраслевые перестройки пополняют ряды людей, временно оказавшихся «лишними». На Континенте эти люди вовлекаются в служилую деятельность чиновничества и воинства, по-своему охраняющих твердыни континентального существования. Море использует лишних людей по-другому - вовлекает в пиратское ремесло. Это пиратствующее новаторство, одновременно достигшее и пределов технического могущества, и пределов экологической безответственности, грозит разрушить нашу планету. Не обуздав его, человечество не сможет выжить.
И в этот роковой момент пират решился дать последний бой человечеству, объявив фактически все противостоящие ему человеческие типы, связанные с континентальной укорененностью и ответственностью, отжившими и непригодными. Только так следует интерпретировать и программу глобальной модернизации-вестернизации незападных культур, и программу однополярного мира.
Использовать традиционные виды оружия, обладающего всесокрушающей мощью, нецелесообразно, а зачастую и самоубийственно. Поэтому упор сделан на новые технологии. Их суть в том, что они разрушают не физические, а моральные объекты, и в этом сродни нейтронной бомбе, уничтожающей одну только органическую материю, не затрагивая физической. Сегодня Море замыслило не просто физически захватить Континент, но разрушить сам континентальный этос — духовно-психологическую структуру, выработанную на протяжении тысячелетий и ответственную за устойчивость континентального антропологического типа. С этой целью производится операция деления континентального населения на костных автохтонов и переменчивую «пятую колонну», назначение которой — открывать ворота континентальной крепости для морских пришельцев.
Современные политологи (А.Панарин) отмечают неслыханное искажение самого понятия культурной, политической, хозяйственной «элиты». Называться ею по праву могут лишь носители культурного эталона, в котором находят воплощение наиболее адекватные, затребованные историей и географией черты поведения. Понятно, что наиболее существенным качеством образца является его соответствие условиям места и времени, иначе он просто дезориентирует человека. Западный же «образ» жизни выступал и выступает в качестве «блуждающего огонька», ведущего в тупик для тех, которым предстоит не эмигрировать туда, где этот образ сформировался, а остаться у себя на родине.
Сейчас этот соблазняющий подтекст выявлен достаточно четко. Еще вчера западниками считали себя те, кто был уверен в своем праве и способности завести западные порядки у себя дома. Сегодня настоящими западниками считают себя те, кто был уверен в своем праве и возможностях эмигрировать на Запад. Не всегда речь идет о прямой физической эмиграции. В более общем виде западничество сегодня означает внутреннюю «отстраненность», противопоставленность собственной туземной традиции и законченную неготовность разделять тяготы «континентальной судьбы».
Таким образом, постепенно произошла роковая подмена понятия «элита» на Континенте: ею стали считать себя те, кто присваивает привилегии вести более легкое «западное» существование, безотносительно к тому, открыта или закрыта эта перспектива для большинства. Словом, элита уже не воплощает ни местный высокий образец, ни повышенную ответственность за его сохранение, воплощение в жизнь и творческое усовершенствование. Элита, скорее, характеризуется своею солидарностью с морскими пиратами, готовностью пересесть на их корабль. На этом, собственно, и основаны новые технологии завоевательного пиратства: заполучить местные элиты себе в союзники, пообещав им поделиться престижем, полномочиями, богатством и членством в международном клубе господ мира сего. Этот прием кооптации местных элит морским пиратством и их общее противостояние отсталым «автохтонам» обещает новую классово-колониальную сегрегацию мира и место Континента в нем как родины униженных и оскорбленных.
Наряду с этим противопоставлением снобистской и алчной элиты обездоленной и презираемой туземной массе технологии морского пиратства предусматривают и противопоставление этнических элит так называемым имперским - то есть тем, кто способен оказать эффективное сопротивление пришельцам. Именно поэтому американская «стратегия для Евразии» предполагает нейтрализацию любых имперских центров - то есть крупных полиэтнических государств. Речь идет о последовательном курсе на то, чтобы превратить Евразию в мозаику мелких этносуверенитетов, по возможности враждующих и соперничающих друг с другом за благосклонность Запада и позволяющих последнему сполна использовать принцип «разделяй и властвуй».
На рубеже тысячелетий человечество столкнулось с реваншем традиционной really policy и апологией превосходства силы, а провозглашенное М.Горбачевым «новое мышление» выглядит как очередная прекраснодушная благоглупость. За этим тривиальным фактом скрывается острейший конфликт между двумя интенциями западного модерна: старой гуманистической программой всеобщего просвещения и неоколониалистскими планами глобального завоевания. Просвещенчество воплощал Запад как цивилизация. Запад как Море, вздумавшее окончательно «затопить» Континент, находит выражение в пиратстве. Дело в том, что завоевательные стратегии пиратов Моря органически враждебны стратегиям развития, модернизации мира.
Развитию благоприятствуют большие цивилизованные пространства, не разделенные племенными барьерами; морской завоеватель заинтересован в предельном дроблении больших пространств и провоцировании племенной розни. Развитие требует упрочения завоеваний, индустриализации, формирования наукоемких производств, создания прочной национальной экономики, опирающейся на собственные кадры. Завоевателю выгодна деиндустриализация, гибель местных перспективных отраслей промышленности, зависимость подмандатных территорий от импорта технологий и продовольствия, утечка мозгов с континента и деградация местной социальной среды. Развитие требует от нации статуса независимого субъекта, уверенного в своем будущем и чувствующем свое историческое призвание. Завоевателю выгодно насаждать безнадежность и уныние, капитулянтскую, а не мобилизационную мораль. И чем с более крупной страной континента сталкивается морской завоеватель, тем более крупный откат этой страны из современности в архаику, из индустриального в доиндустриальный мир, из образованности в варварство он для нее готовит. У мелких стран развитость совместима с внешней зависимостью, поэтому они не столь ожесточенно сопротивляются завоевателю, по крайней мере на первых порах, когда их соблазняют благами этносуверенитета и посулами вестернизации.
Что же касается крупных государств, то здесь характеристики развитости и внешней зависимости (вассальности) полностью исключают друг друга. Именно поэтому заокеанская программа для России предусматривает одно - тотальную деиндустриализацию, деинтеллектуализацию и тьермондизацию1. Само национальное пространство, если оно способно служить естественной «рентой», благоприятствующей развитию страны, подлежит «селекции» и «реконструкции» в смысле максимального ограничения возможностей поступательного роста.
Главная тактическая задача пиратов Моря состоит в стремлении лишить Континент такого орудия самозащиты, каким является государство. Само собой разумеется, что антигосударственный императив навязывается не в форме откровенного призыва к разрушению и капитулянтству, а в форме «требования рынка». Однако под каким бы соусом эта политика демонтажа государства не подавалась, необходимо понять, что она направлена не только на разоружение Континента в прямом военном смысле, но и на подрыв социального капитала, обеспечивающего прогресс и развитие1.
В стратегическом плане атлантисты ведут речь идет о том, чтобы рассечь евразийский Континент на горизонтали, отделив на всем протяжении его южную часть, от Черного моря до Охотского, от северной, и тем самым закрыв возможность стратегического объединения осажденного Континента и становления континентальной идентичности. Линия рассечения выглядит так: Украина - Грузия - Азербайджан - республики Средней Азии (теперь называемой Центральной) - Китай (на этом этапе приглашаемый победителями к участию в разделе) - Тихоокеанское побережье.
Цели, которыми руководствуются США, ничего общего не имеют с континентальным домостроительством. Это откровенно пиратские цели, связанные с возможностями легкой наживы. На первом месте здесь стоит нефтяной соблазн Каспия. Каспий из континентального озера, объединяющего братские народы, на глазах превращается в пиратское море, где хищники делят свою добычу - нефть под присмотром заокеанского хозяина Евразии.
Налицо не только с геополитическая, но и социокультурная агрессия - с развращающим влиянием морского пиратского архетипа на континентальную культуру. Народы, соприкасающиеся с этой пересекающей Континент агрессивной горизонталью, соблазняют перспективой легкого обогащения, не связанного ни с продуктивной индустриальной экономикой, ни с потенциалом постиндустриального прорыва. Им обещают заманчивую, по меркам потребительского сознания, участь мировых спекулянтов нефтью - даровым ресурсом природы. Так трудовую мораль Континента хотят заменить спекулятивной моралью безответственных торговцев, расхищающих невосполняемые кладовые природы. Сама ценность территории превращается в спекулятивно-торгашескую. Это не ценность священной земли предков, не ценность великой культурной традиции, не ценность родного пейзажа.
Население, подобным образом относящееся к родной земле, незаметно, но быстро усваивает идеологию пиратских пришельцев, разворовывающих не ими зарытые клады. Здесь уже не понадобятся ни традиционное мусульманское благочестие, ни потенциал индустриализации, урбанизации и просвещения. Это не жизнь деятельных строителей, готовящих прорыв в новую производительную систему постиндустриального типа; это жизнь рантье, бездумно проедающих свою ренту.
Здесь вряд ли уместна аналогия с опытом Арабских Эмиратов, сумевших использовать нефтедоллары для коллективного национального прорыва в будущее. Повторение пути национально-демократического возрождения Индии и Китая также маловероятно. Во-первых, это связано с социальной разорванностью постсоветских обществ, осуществивших не национально-демократическую, а номенклатурно-криминальную приватизацию. Во-вторых, это определяется самим духом позднего модерна с его возвратом от продуктивного к паразитарному, спекулятивно-ростовщическому капитализму, отвращающему от честного труда и добросовестного гражданского партнерства. Раскол на компрадорскую элиту, ориентированную не на собственную нацию, а на «глобальный мир», и туземную массу, спешно загоняемую в гетто,- вот общая парадигма постсоветского «либерального» проекта.
Главный проигрыш западного гегемонизма на сегодня состоит в том, что режимы, созданные в постсоветском пространстве по его указке, принесли подавляющему большинству населения вместо обещанного процветания разорение, нищету, повсеместное отступление цивилизованности и образованности, свертывание программы Просвещения, в разных формах осуществляющейся в России со времен Петра I. Новейшая либеральная модернизация, которой манили народы бывшего Советского Союза, оказалась гигантским блефом. За 300 лет существования российского западничества оно никогда еще не терпело такого идейно-пропагандистского и политического урона, какой оно понесло сегодня. Это означает, что союзники Запада в постсоветском пространстве - и в России в первую очередь - сегодня составляют меньшинство, причем худшее по своим морально-психологическим качествам, коррумпированное меньшинство. Еще недавно западники выступали в ореоле несправедливо гонимой партии, на знаменах которой гордо сверкали великие лозунги Просвещения. Сегодня они выступают в роли циничных компрадоров, защищающих не свободу и демократию, а только свои морально сомнительные привилегии и не менее сомнительные банковские счета.
Второй проигрыш противника, также имеющий стратегическое значение, - это неслыханная дискредитация его идеологии - американизированного либерализма. Дело не только в провале либерального социального экспериментаторства, обернувшегося невиданными разрушениями. Еще большее значение имеет внутренняя логика развития данной идеологии, на глазах у всех порывающей с великими гуманистическими традициями.
Сегодня эта идеология проповедует откровенный социал-дарвинизм, стремительно обретающий облик расизма, внешнего и внутреннего. Вместо солидарности со слабыми и потерпевшими (а их оказалось большинство!), либерализм формирует у своих приверженцев психологию сомнительного суперменства и веру в непогрешимость естественного рыночного отбора. Вместо гуманистического универсализма, открывающего историческую перспективу всем народам независимо от их местонахождения, этнической и конфессиональной принадлежности, новая идеология разработала сомнительную теорию перспективных и неперспективных национальных «менталитетов» и «цивилизационного» конфликта между ними (С.Хантингтон). Вместо апелляции к лучшим сторонам человеческой души новая идеология цинично реабилитирует хищнические инстинкты, не уставая при этом дискредитировать высокие мотивы под предлогом их несвоевременности, неподлинности и оторванности от мира сего.
Учитывая, какую роль играют идеологии в современном массовом обществе (известно, что именно идеологическое поражение коммунизма привело СССР к поражению в «холодной войне»), следует по достоинству оценить нынешние потери либеральной идеологии. Поражение либерализма на завоеванных им территориях тем более многозначительно, что он сегодня выступает не просто как одна из идеологий Запада, а как его по сути единственная идеология, очищенная от вредных социал-демократических и прочих «примесей».
Следовательно, противник уже не в состоянии вербовать на свою сторону искренних прозелитов, представляющих яркие характеры и таланты. Ему остается использовать куда более сомнительные и в долгосрочном плане неэффективные средства: подкуп, шантаж, манипулирование сознанием через информационно-психологическое воздействие. Посредством этих средств вербуются худшие, а не лучшие; податливые, а не стойкие.
Наконец, огромное значение имеет саморазоблачение агрессора, связанное с его двойными стандартами и двойной моралью. К тем, кто еще не покорен и не разоружен, западная цивилизация обращает свой демократический фасад; к тем же, кто уже оценивается как слабый и демобилизованный, оборачивается сторонами безжалостной и циничной «real policy».
Таким образом, на огромном континентальном пространстве, подвергшемся натиску вестернизации, уже созрели условия для огромного идейного переворота не в пользу Запада и Америки как агрессивного гегемона. Западу удалось подкупить, дезорганизовать и дезориентировать компрадорские экономические властные элиты, которые теперь, даже опамятовавшись, остаются связанными со своими иностранными «заказчиками» и уязвимыми для прямого шантажа. Но ему не удалось склонить на свою сторону массы, отрезвленные горчайшим опытом псевдореформ и катастроф. Утрата социальной базы западничества и сопутствующий этому социальный раскол несомненно может быть оценен как фактор долговременного стратегического значения, способный ускорить процесс консолидации народов евразийского континента.
Завершая изложение, автор выражает надежду, что сведения, помещенные в данном пособии, помогут сформировать у читателя представление о геополитике как о чрезвычайно увлекательной науке - сложной, многогранной, вбирающей в себя передовые достижения естественных и гуманитарных дисциплин. Геополитика - это не только рациональное знание, но и способ постижения действительности, то есть методология. Однако, и на этом ее функции не исчерпываются. Геополитика еще и идеология, причем идеология наднациональная, что делает ее незаменимым инструментом, во многом определяющим вектор и характер разворачивающихся в мире процессов глобализации.
Географическое пространство, занимаемое той или иной человеческой общностью, накладывает специфический отпечаток на понимание смысла существования, и оно же формирует материальную и духовную культуру «помещенных в него» людей. Поэтому надеяться, что какая-либо страна может перестать быть такой, какой она была, пытаясь скопировать чьи-то передовые экономические, финансовые, юридические и иные учреждения, и, восприняв чужие обычаи и чужие мысли, превратиться в нечто, не имеющее аналогов в прошлом или даже отвергающее его, - с геополитической точки зрения представляется и наивным, и очень опасным.
Вместе с тем, схожие условия бытия и грамотный учет опыта соседей при опоре на собственную историю дают возможность народам найти общий язык между собой. У России, несмотря на военные, экономические и информационные поражения, понесенные в последнее десятилетие и резко ухудшившие ее позиции в мире, пока остается шанс инициировать свободный союз евразийских наций и занять в нем достойное место.
Приложение
- О г л а в л е н и е
- Раздел 1. Становление и развитие геополитики как науки.
- Глава 1. Теоретико-методологические аспекты
- Глава 2. Геополитические теории Запада.
- Глава 3. Российская геополитика.
- Раздел 1. Становление и развитие геополитики
- Глава 1. Теоретико-методологические аспекты геополитических знаний.
- 1.1.1. Понятие геополитики
- 1.1.2. Предмет геополитики
- 1.1.3. Геополитические эпохи, коды и образы
- 1.1.4. Основные законы геополитики
- 1.1.5. Категории геополитики
- 1.1.6. Методы геополитической науки
- 1.1.7. Функции геополитики
- Вопросы для повторения:
- Глава 2. Геополитические теории Запада. Классика.
- 1.2.1. «Органическая школа» Фридриха Ратцеля
- 1.2.2. «Геополитика» Рудольфа Челлена
- 1.2.3. Идея «континентального блока» Карла Хаусхофера.
- 1.2.4. Теория «номосов» земли и моря к.Шмитта
- 1.2.5. Апология «морского могущества» Альфреда т. Мэхена
- 1.2.6. «Географическая ось» Хэлфорда Макиндера
- 1.2. 7. «Rimland» Николаса Спайкмена
- 1.2. 8. «Поссибилизм» п. Видаля де да Бланша
- 1.2.9. Иконография ж.Готтманна
- 1.2.10. Атлантизм
- 1.2.11. Мондиализм
- 1.2.12. Геополитические подходы «новых правых»
- 1.2.13. Прикладная геополитика
- Вопросы для повторения
- Глава 3. Российская геополитика.
- 1.3.1 Пространственно-ментальные предпосылки формирования русской геополитической школы
- 1.3.2 Геополитические идеи в дореволюционной России
- 1.3.3. Русские геополитические теории XX в.: «красная стратегия», евразийство и неоевразийство
- 1.3.4. Геополитические идеи в постсоветской России
- Контрольные вопросы
- Раздел 2. Россия в новых геополитических реалиях.
- Глава 1. Ближнее окружение
- 2.1.1. Россия и снг
- 2.1.2. Россия и Украина.
- 2.1.3. Россия и Белоруссия.
- 2.1.4. Судьба Калининградского эксклава
- 2.1.5. Россия и Казахстан
- 2.1.6. Россия и страны Балтии
- Вопросы для повторения.
- Глава 2. Западное направление
- 2.2.1. Россия и Восточная Европа.
- 2.2.2. Россия и Западная Европа.
- 2.2.3. Россия и Германия.
- 2.2.4. Россия и Франция
- 2.2.5. Россия и Италия.
- 2.2.6. Россия и Северная Европа.
- 2.2.7. Россия и сша.
- 2.2.8. Россия и нато
- Вопросы для повторения
- Глава 3. Восточное направление
- 2.3.1. Значение Азиатско-Тихоокеанского региона.
- 2.3.2. Россия и Китай.
- 2.3.3. Россия и Япония.
- 2.3.4. Россия и мусульманский мир
- 2.3.5. Россия и Саудовская Аравия
- 2.3.6. Россия и Иран
- 2.3.7. Россия и Турция
- 2.3.8. Россия и Ирак
- Раздел 3. Геополитический дуализм «море-суша» в глобализирующемся мире.
- Глава 1. Цивилизация моря.
- 3.1.1. Политика
- 3.1.2.Экономика
- 3.1.3. Правовые и культурные доминанты
- 3.1.4. Социальные и этнорелигиозные процессы
- 3.1.5. Выводы
- Вопросы для повторения
- Глава 2. Цивилизация суши.
- 3.2.1. Политика
- 3.2.2.Экономика
- 3.2.3. Правовые и культурные доминанты
- 3.2.4. Социальные и этнорелигиозные процессы
- 3.2.5. Выводы
- Вопросы для повторения
- Примерная программа курса «Введение в геополитику»
- Тема 1. Сущность геополитического знания:
- Мировоззренческий и теоретико-
- Тема 2. Концептуальное содержание
- Тема 3. Развитие западной геополитики после
- Тема 4. Российская геополитика.
- Тема 5. Россия в новых
- Тема 6. Геополитический дуализм «море-суша» в глобализирующемся мире.
- Список рекомендуемой литературы