logo search
Копия учебного пособия по геополитике

1.2.9. Иконография ж.Готтманна

Жан Готтманн (1915-1944) – уроженец Харькова, закончил. Как ученый-геополитик сформировался во время учебы в Парижском университете. Работал в Оксфорде на кафедре у Маккиндера. В 1940 г. эмигрировал в США, где являлся географом Государственного департамента. После Второй мировой войны возвратился в Сорбонну.

В труде «Политика государств и их география» (Париж, 1952) Готтманн дал критику взглядов Ратцеля, Хаусхофера и др. В понимании этих деятелей, считал он, геополитика представляет собой науку о войне, а опыт Третьего рейха есть проверка на практике их теоретических воззрений.

У Готтманна не вызывала сомнений большая степень свободы и терпимости, которой обладали морские нации, в противовес континентальным народам, склонным к абсолютизму и автократии. Море по самой своей природе представляет собой удобную арену для установления связей и разнообразных контактов. Мореплаватели знакомились с социальным опытом других стран, многие достижения заимствовали, что повышало вариабельность и темпы цивилизационного развития.

Французский географ, говоря о циркуляции местных иконографий и об их взаимном влиянии друг на друга, вместе с тем приводил множество примеров автономного функционирования подобных знаковых систем. Так, англичане обустроили Новую Зеландию по готовому образцу, а русские принесли в Сибирь и на Дальний Восток свои обычаи и традиции. Ученый особо подчеркивал, что со временем символы могут отрываться от той реальной почвы, которая их породила много веков или тысячелетий назад, и воспроизводиться инерционно, а порой даже забываться.

Сила иконографии как фактора, дифференцирующего пространство, заключается в том, что это духовное явление, обладающее огромной психологической инертностью и слабо поддающееся трансформации. Поэтому, считал Готтманн, действительные причины политического противостояния лежат отнюдь не в очертаниях земной поверхности. Политическое единство или разобщенность уходят корнями в сферу духа и самосознания, в то, что он называл «психосоматикой территории». Таким образом, центральная проблема, которую он сформулировал и постарался решить, - это вопрос о соотношении циркуляции и иконографии.

Циркуляция осуществляется в соответствии с конфигурацией мировой коммуникационной сети, которая, в общем, носит стабильный характер, но периодически изменяется вследствие прогрессивных нововведений на транспорте и в связи или в результате появления новых центров деловой активности.

На коммуникационных перекрестках идет сосредоточение контактов, обменов, трансакций (сделок). Именно там возникают города, синтезирующие из всего мноообразия влияний собственную локальную иконографию. Постепенно они превращаются в политико-административные образования - мегаполисы, которые организуют и упорядочивают близлежащее пространство. По мере расширения процесса происходит объединение местных иконографий в более масштабные системы символов. В этом и заключается механизм формирования финансово-промышленных районов, государств, цивилизаций, причем линейность и поступательность ему не свойственна. Время от времени на смену большим империям приходит региональная обособленность.

Современность.

В настоящее время геополитическая мысль Запада развивается по следующим стратегическим направлениям: атлантизм, мондиализм, идеология «новых правых», прикладная геополитика.