1.2.1. «Органическая школа» Фридриха Ратцеля
Дипломаты давно заметили, что экономические, религиозно-нравственные и прочие социальные условия, от которых напрямую зависят международные отношения, периодически изменяются. Лишь конфигурация земной поверхности: равнин, гор, морей и рек, где, собственно, и располагаются государства, остается в своей основе неизменной. Возникла мысль использовать данное свойство ландшафта для построения универсальной геополитической модели мира.
Одним из первых попытался сделать это немецкий ученый Фридрих Ратцель (1844-1904), геолог, палеонтолог и зоолог. Он родился в Карлсруэ, там же окончил политехнический университет, затем — университет в Гейдельберге. Его учителем был профессор Эрнст Геккель (автор термина «экология»). Ф. Ратцель разделял идеи эволюционизма и дарвинизма, признавал влияние географической среды и придавал большую роль демографическому фактору в развитии народов и государств. Ратцель участвовал в войне 1870 г., куда отправился добровольцем и получил Железный крест за храбрость. По своим политическим взглядам он примыкал к националистическому крылу. В 1870-х – начале 1880-х гг. Ратцель много путешествует по Европе и Америке, параллельно занимаясь естественнонаучными исследованиями и этнологией. По возвращении в Германию занимает должность профессора географии сначала в Мюнхенском, а с 1886 г. Лейпцигском универститетах.
Перу немецкого ученого принадлежат следующие труды: диссертация «Об эмиграции в Китае» (1876), «Антропогеография» (1882), «Законы пространственного роста государств» (1896), «Политическая география» (1897) и ряд других.
В «Антропогеографии» Ф. Ратцель сформулировал и развил тезис о том, что различия рас, типов семьи и общества во многом детерминированы природно-климатическими условиями. Тем не менее, он считал возможным говорить о биологической целостности человеческого существования, вытекающего из самой его природы. Ратцель ставил своей задачей «узнать человечество во всех его частях в том виде, в каком оно живет в настоящее время». Предпочтение он отдавал «географическому положению, климату и почве» той территории, на которой возникает государство. При этом ученый утверждал, что общественные институты - это, прежде всего, пространственные явления и описывать, сравнивать и измерять их должна политическая география. Само же Пространство, представлялось ученому в виде геобиосреды, дающей народам энергию и позволяющей накапливать продукты труда.
Другим ключевым моментом, стимулирующим развитие человечества, по его мнению, надо считать численность и плотность населения. Там, где маленькие земледельческие общины отделены друг от друга обширными необитаемыми пространствами, ход истории замедляется из-за ограниченного круга общения. Напротив, в тех местах, где массы людей близко соприкасаются между собой, принимая участие в делах друг друга, особую ценность приобретают культурные достижения, а соревнование в проявлении силы и интеллекта становится непременным условием личного преуспевания. Среди высших культур превалирует тенденция к самоускоряющемуся разрастанию, среди слабых и немощных – к вымиранию, в результате чего «единство человеческого рода осуществляется более полно». Цивилизация, конечно, не освобождает от стихийного влияния естественных факторов, но она помогает застраховаться от негативных последствий отдельных случайностей (против засухи возводятся ирригационные сооружения, против наводнений – дамбы и т.д.), вследствие чего жизнь становится безопаснее и разнообразнее.
Главным произведением Ратцеля по праву считается «Политическая география» (1897). Его новизна заключалась в том, что если раньше в науке и обществе география воспринималась лишь в виде сцены и декораций, где развертываются социальные драмы, то Ратцель сделал первую серьезную попытку создания пространственного подхода к объяснению смысла политических событий.
Земные оболочки: твердую, жидкую и газообразную он рассматривал как общую среду обитания людей. По мнению Ратцеля, земледельцы и скотоводы, кочевники и охотники образуют одну группу этносов, а морские народы – другую. Распространение последних осуществляется скачкообразно с острова на остров, с одной береговой полосы на другую, их жилища и деятельность совершенно своеобразны.
Подобную миграцию Ратцель справедливо связывал с избытком населения в небольших городах-полисах, расположенных в прибрежных районах Средиземноморья. В противоположность полной неожиданностей судьбе морских путешественников, континентальная жизнь однообразна, ей не хватает остроты, и она рано приходит в застой. Отсюда ученый делал вывод, что в замкнутой среде материковых земель развиваются лишь полукультуры, а пастушеские народы живут вне цивилизации и даже враждебны ей. Настоящими мировыми державами, с его точки зрения, были те, которые владели морем (Рим, Испания, Англия).
Ф. Ратцель также обстоятельно проанализировал значение климата в жизни народов, в частности, влияние освещенности, теплоты, давления и влажности воздуха на тело, психику и образ жизни человека. Он отмечал, что солнце и влага тропических широт действует на проживающих там людей усыпляющим образом, тогда как сухость пустыни возбуждает нервную систему. Отсюда различия в характерах, например, провансальца (Прованс – область во Франции) и австралийца. Кроме того, климатические условия определяют темпы переселения людей и их занятия. Так, степные просторы располагают к кочевничеству. Переходя с места на место, скотоводы вторгаются в другие страны, где постепенно обращаются в земледельцев. Весьма важным для автора является замечание, что при определенном уровне технических достижений негативные последствия плохого климата можно уменьшить (В Финляндии – северной стране – сегодня почти в каждой квартире есть сауна). В целом же, температурные колебания, по Ратцелю, благоприятствуют обмену веществ в организме, здоровью, развитию интеллекта и культуры.
Ратцель одним из первых сформулировал мысль о том, что большим странам свойственна географическая экспансия. Расширение и сжатие государства - естественный процесс, связанный с его жизненным циклом, который, как и у отдельного человека, состоит из рождения, становления и умирания. Мыслитель открыл законы, описывающие этот цикл (его критики назвали их «Катехизис для империалистов»):
подконтрольное государству пространство увеличивается вместе с ростом его материальной и духовной культуры;
экспансия предполагает повышенную активность во всех сферах общественного бытия;
расширение территории идет за счет поглощения (присоединения) малых (отсталых) стран и народов;
очертания границ — это индикатор здоровья или болезни, мощи или слабости государственного организма;
объектами захвата являются стратегически важные геофизические рубежи: береговые линии, поймы рек, районы, богатые ресурсами;
импульс к политическому самоопределению и территориальному росту «дремлющие общества» получают от более развитых (высоких) цивилизаций;
стремление к поглощению соседей характерно для набирающих силу могущественных государств.
Углубление контактов между людьми, расширение обмена и торговли понимались классиком геополитики как прелюдия к покорению новых территорий, а торговля и война — как две формы и две стадии территориального роста передовых стран.
Предвосхитил Ратцель и другую важнейшую тему геополитики – значение моря для развития цивилизации. В книге «Море как источник могущества народов» (1900) он указал на необходимость каждой мощной державе иметь большой ВМФ, поскольку этого требует планетарный масштаб полноценной экспансии. Причем, то, что прибрежные народы осуществляли самопроизвольно (Испания, Англия, Голландия), сухопутные нации должны делать целенаправленно. Иначе их расширение будет заблокировано. В этой связи уместно напомнить, что подлинное величие императора Петра I состояло как раз в том, что стал родоначальником российского флота.
Таким образом, нетрудно заметить, что в трудах Ратцеля содержатся все основные идеи, на которых и поныне базируется теория и практика международных отношений.
- О г л а в л е н и е
- Раздел 1. Становление и развитие геополитики как науки.
- Глава 1. Теоретико-методологические аспекты
- Глава 2. Геополитические теории Запада.
- Глава 3. Российская геополитика.
- Раздел 1. Становление и развитие геополитики
- Глава 1. Теоретико-методологические аспекты геополитических знаний.
- 1.1.1. Понятие геополитики
- 1.1.2. Предмет геополитики
- 1.1.3. Геополитические эпохи, коды и образы
- 1.1.4. Основные законы геополитики
- 1.1.5. Категории геополитики
- 1.1.6. Методы геополитической науки
- 1.1.7. Функции геополитики
- Вопросы для повторения:
- Глава 2. Геополитические теории Запада. Классика.
- 1.2.1. «Органическая школа» Фридриха Ратцеля
- 1.2.2. «Геополитика» Рудольфа Челлена
- 1.2.3. Идея «континентального блока» Карла Хаусхофера.
- 1.2.4. Теория «номосов» земли и моря к.Шмитта
- 1.2.5. Апология «морского могущества» Альфреда т. Мэхена
- 1.2.6. «Географическая ось» Хэлфорда Макиндера
- 1.2. 7. «Rimland» Николаса Спайкмена
- 1.2. 8. «Поссибилизм» п. Видаля де да Бланша
- 1.2.9. Иконография ж.Готтманна
- 1.2.10. Атлантизм
- 1.2.11. Мондиализм
- 1.2.12. Геополитические подходы «новых правых»
- 1.2.13. Прикладная геополитика
- Вопросы для повторения
- Глава 3. Российская геополитика.
- 1.3.1 Пространственно-ментальные предпосылки формирования русской геополитической школы
- 1.3.2 Геополитические идеи в дореволюционной России
- 1.3.3. Русские геополитические теории XX в.: «красная стратегия», евразийство и неоевразийство
- 1.3.4. Геополитические идеи в постсоветской России
- Контрольные вопросы
- Раздел 2. Россия в новых геополитических реалиях.
- Глава 1. Ближнее окружение
- 2.1.1. Россия и снг
- 2.1.2. Россия и Украина.
- 2.1.3. Россия и Белоруссия.
- 2.1.4. Судьба Калининградского эксклава
- 2.1.5. Россия и Казахстан
- 2.1.6. Россия и страны Балтии
- Вопросы для повторения.
- Глава 2. Западное направление
- 2.2.1. Россия и Восточная Европа.
- 2.2.2. Россия и Западная Европа.
- 2.2.3. Россия и Германия.
- 2.2.4. Россия и Франция
- 2.2.5. Россия и Италия.
- 2.2.6. Россия и Северная Европа.
- 2.2.7. Россия и сша.
- 2.2.8. Россия и нато
- Вопросы для повторения
- Глава 3. Восточное направление
- 2.3.1. Значение Азиатско-Тихоокеанского региона.
- 2.3.2. Россия и Китай.
- 2.3.3. Россия и Япония.
- 2.3.4. Россия и мусульманский мир
- 2.3.5. Россия и Саудовская Аравия
- 2.3.6. Россия и Иран
- 2.3.7. Россия и Турция
- 2.3.8. Россия и Ирак
- Раздел 3. Геополитический дуализм «море-суша» в глобализирующемся мире.
- Глава 1. Цивилизация моря.
- 3.1.1. Политика
- 3.1.2.Экономика
- 3.1.3. Правовые и культурные доминанты
- 3.1.4. Социальные и этнорелигиозные процессы
- 3.1.5. Выводы
- Вопросы для повторения
- Глава 2. Цивилизация суши.
- 3.2.1. Политика
- 3.2.2.Экономика
- 3.2.3. Правовые и культурные доминанты
- 3.2.4. Социальные и этнорелигиозные процессы
- 3.2.5. Выводы
- Вопросы для повторения
- Примерная программа курса «Введение в геополитику»
- Тема 1. Сущность геополитического знания:
- Мировоззренческий и теоретико-
- Тема 2. Концептуальное содержание
- Тема 3. Развитие западной геополитики после
- Тема 4. Российская геополитика.
- Тема 5. Россия в новых
- Тема 6. Геополитический дуализм «море-суша» в глобализирующемся мире.
- Список рекомендуемой литературы