logo search
Копия учебного пособия по геополитике

1.2.1. «Органическая школа» Фридриха Ратцеля

Дипломаты давно заметили, что экономические, религиозно-нравственные и прочие социальные условия, от которых напрямую зависят международные отношения, периодически изменяются. Лишь конфигурация земной поверхности: равнин, гор, морей и рек, где, собственно, и располагаются государства, остается в своей основе неизменной. Возникла мысль использовать данное свойство ландшафта для построения универсальной геополитической модели мира.

Одним из первых попытался сделать это немец­кий ученый Фридрих Ратцель (1844-1904), геолог, палеонтолог и зоолог. Он родился в Карлсруэ, там же окончил политехнический университет, затем — университет в Гейдельберге. Его учителем был профессор Эрнст Геккель (автор термина «экология»). Ф. Ратцель разделял идеи эволю­ционизма и дарвинизма, признавал влияние географической среды и придавал большую роль демографическому фактору в развитии народов и государств. Ратцель участвовал в войне 1870 г., куда отправился добровольцем и получил Железный крест за храбрость. По своим политическим взглядам он примыкал к националистическому крылу. В 1870-х – начале 1880-х гг. Ратцель много путешествует по Европе и Америке, параллельно занимаясь естественнонаучными исследованиями и этнологией. По возвращении в Германию занимает должность профессора географии сначала в Мюнхенском, а с 1886 г. Лейпцигском универститетах.

Перу немецкого ученого принадлежат следующие труды: диссертация «Об эмиграции в Китае» (1876), «Антропогеография» (1882), «Законы пространственного роста государств» (1896), «Политическая география» (1897) и ряд других.

В «Антропогеографии» Ф. Ратцель сформулировал и развил те­зис о том, что различия рас, типов семьи и общества во многом детерминированы природно-климатическими условиями. Тем не менее, он считал возможным говорить о биологической целостности человеческого существования, вытекающего из самой его природы. Ратцель ставил своей задачей «узнать чело­вечество во всех его частях в том виде, в каком оно живет в на­стоящее время». Предпочтение он отдавал «географическому положению, климату и почве» той территории, на которой возникает государство. При этом ученый утверждал, что общественные институты - это, прежде всего, пространственные явле­ния и описы­вать, сравнивать и измерять их должна политическая география. Само же Пространство, представлялось ученому в виде геобиосреды, дающей народам энергию и позволяющей накапливать продукты труда.

Другим ключевым моментом, стимулирующим развитие человечества, по его мнению, надо считать численность и плотность населения. Там, где маленькие земледельческие общины отделены друг от друга обширными необитаемыми пространствами, ход истории замедляется из-за ограниченного круга общения. Напротив, в тех местах, где массы людей близко соприкасаются между собой, прини­мая участие в делах друг друга, особую ценность приобретают культурные достижения, а соревнование в проявлении силы и интеллекта становится непременным условием личного преуспевания. Среди высших культур превалирует тенденция к самоускоряющемуся разрастанию, среди слабых и немощных – к вымиранию, в результате чего «единство челове­ческого рода осуществляется более полно». Цивилизация, конечно, не освобождает от стихийного влияния естественных факторов, но она помогает застраховаться от негативных последствий отдельных случайностей (против засухи возводятся ирригационные сооружения, против наводнений – дамбы и т.д.), вследствие чего жизнь становится безопаснее и разнообразнее.

Главным произведением Ратцеля по праву считается «Политическая география» (1897). Его новизна заключалась в том, что если раньше в науке и обществе география воспринималась лишь в виде сцены и декораций, где развертываются социальные драмы, то Ратцель сделал первую серьезную попытку создания пространственного подхода к объяснению смысла политических событий.

Земные оболочки: твердую, жидкую и газообразную он рассматривал как общую среду обитания людей. По мнению Ратцеля, земледель­цы и скотоводы, кочевники и охотники образуют одну группу этносов, а морские народы – другую. Распространение последних осуществляется скачкообразно с острова на остров, с одной береговой полосы на другую, их жилища и деятельность совершенно своеобраз­ны.

Подобную миграцию Ратцель справедливо связывал с избытком населения в небольших городах-полисах, расположенных в прибрежных районах Средиземноморья. В противоположность полной неожиданностей судьбе морских путешественников, континентальная жизнь од­нообразна, ей не хватает остроты, и она рано приходит в застой. Отсюда ученый делал вывод, что в замкнутой среде материковых земель развиваются лишь полу­культуры, а пастушеские народы живут вне цивилизации и даже враждеб­ны ей. Настоящими мировыми державами, с его точки зрения, были те, которые владели морем (Рим, Испания, Англия).

Ф. Ратцель также обстоятельно проанализировал значение климата в жизни народов, в частности, влияние освещенности, теплоты, давления и влаж­ности воздуха на тело, психику и образ жизни человека. Он отмечал, что солнце и влага тропических широт дей­ствует на проживающих там людей усыпляющим образом, тогда как сухость пустыни возбуждает нервную систему. Отсюда различия в характе­рах, например, провансальца (Прованс – область во Франции) и австралийца. Кроме того, климатические условия определяют темпы переселения людей и их занятия. Так, степные просторы располагают к кочевничеству. Переходя с места на место, скотоводы вторгаются в другие страны, где постепенно обращаются в земле­дельцев. Весьма важным для автора является замечание, что при определенном уровне технических достижений негативные последствия плохого климата можно уменьшить (В Финляндии – северной стране – сегодня почти в каждой квартире есть сауна). В целом же, температурные колебания, по Ратцелю, благоприятствуют обмену веществ в организме, здоровью, развитию интеллекта и культуры.

Ратцель одним из первых сформулировал мысль о том, что большим странам свойственна географическая экспансия. Расширение и сжатие государства - естественный процесс, связанный с его жизненным циклом, который, как и у отдельного человека, состоит из рождения, становления и умирания. Мыслитель открыл законы, описывающие этот цикл (его критики назвали их «Катехизис для империалистов»):

Углубление контактов между людьми, расширение обмена и торговли понимались классиком геополитики как пре­людия к покорению новых территорий, а торговля и война — как две формы и две стадии территориального роста передовых стран.

Предвосхитил Ратцель и другую важнейшую тему геополитики – значение моря для развития цивилизации. В книге «Море как источник могущества народов» (1900) он указал на необходимость каждой мощной державе иметь большой ВМФ, поскольку этого требует планетарный масштаб полноценной экспансии. Причем, то, что прибрежные народы осуществляли самопроизвольно (Испания, Англия, Голландия), сухопутные нации должны делать целенаправленно. Иначе их расширение будет заблокировано. В этой связи уместно напомнить, что подлинное величие императора Петра I состояло как раз в том, что стал родоначальником российского флота.

Таким образом, нетрудно заметить, что в трудах Ратцеля содержатся все основные идеи, на которых и поны­не базируется теория и практика международных отношений.