logo
kniga_pronichev

5.8 Теория международной конкурентоспособности нации

Эта теория разработана американским исследователем М. Портером. Он пришел к заключению, что место каждой страны и ее конкретных производителей на мировом рынке определяется четырьмя основными условиями: количеством и качеством различных факторов производства, спросом на внутреннем рынке, наличием смежных и обслуживающих отраслей, стратегией фирмы и внутренней конкуренцией.

Портер считал наличие факторов производства определяющим в обеспечении сравнительных преимуществ. Он не ограничивался факторами, дарованными природой или перешедшими от предшествующих поколений, а считал необходимым постепенное совершенствование и развитие этих факторов в процессе расширенного воспроизводства. Этим объясняется ус­коренное развитие промышленности Японии, основанной на материалосберегающей и энергосберегающей технологиях, вызванных к жизни ограниченными ресурсами страны. Отсюда следуют довольно убедительные выводы.

  1. Технологии и их продукты, рождение которых обусловлено внутренними условиями страны, которые получили широкое распространение по всему миру, а их производители стали крупнейшими поставщиками своей продукции на мировом рынке.

  2. Наличие смежных и обслуживающих отраслей является важным дополнительным стимулом совершенствования продукции.

  3. Стратегия фирмы и наличие конкуренции на внутреннем рынке заставляют фирмы постоянно совершенствовать свое производство и искать новых покупателей. Любая фирма ориентирована на завоевание прочных позиций на рынке, поэтому она должна постоянно искать новые пути к снижению издержек производства и совершенствования продукции.