logo
kniga_pronichev

4.1. Экономическая сущность глобализации.

Двадцатый век войдет в историю наряду со многими особенностями, как столетие беспрецедентно высоких темпов роста международных экономических связей.

Чтобы не отклоняться от темы, мы абстрагируемся от величайших потрясений истекшего столетия (двух мировых войн, раскола мира на социально - противоположные системы - капиталистическую и социалистическую, распад колониальной системы и др.), сосредоточив внимание исключительно на объективных глобальных процессах, происходящих в мировой экономике во второй половине XX века вообще, а в последние десятилетия, в особенности. Одним из таких процессов был опережающий темп роста обрабатывающей промышленности, как в индустриальном ядре мирового хозяйства, так и в его развивающейся периферии. Так, с середины 50-х годов до 2000 г. объем мирового производства готовых изделий увеличился почти в 8,5 раз, тогда как продукция добывающих отраслей выросла в 3,4 раза, сельского хозяйства - лишь в 3 раза.

Вторым объективным процессом мирового хозяйства 50-90-х годов XX столетия и начала XXI века является расширение международной транспортной инфраструктуры, чему способствовала научно-техническая революция. Это касается всех видов современного транспорта - авиационного, автомобильного, водного и железнодорожного, а также международных трубопроводов. Именно в этой сфере межстранового и межконтинентального сотрудничества появились прогрессивные виды перевозок - интермодальные, контейнерные, паромные.

В настоящее время в мировом грузообороте выделяется морской транспорт, доля которого постоянно возрастает и приближается к 70 процентам общих грузоперевозок, о чем свидетельствуют данные таблицы 1.

Таблица 1