logo
kniga_pronichev

Тема 7.4.2 Выигрыш от внешней торговли

Рискну высказать простой умозрительный вывод: если бы внешняя торговля не приносила той или иной стране никакой выгоды, она бы ее прекратила, а возможно, и не начинала. Проблема выигрыша -проблема эффективности мирохозяйственных связей вообще, а внеш­ней торговли в первую очередь. Ведь внешнеторговые отношения в условиях НТР и углубления международного разделения труда оказы­вают возрастающее, а для ряда стран и решающее воздействие на национальное воспроизводство. Поэтому и замер экономического эф­фекта, выигрыша от внешней торговли, например современной Вели­кобритании, реализующей на мировом рынке свыше половины произ­водимой продукции, и Северной Кореи, по идеологическим и полити­ческим соображениям имеющей ограниченные внешнеэкономические связи, будет далеко неодинаковым. В условиях стран с открытой эко­номической системой влияние внешней торговли непрерывно сказы­вается на развитии почти всех отраслей экономики. Поэтому в на­стоящее время эффективность внешнеторговых связей выходит дале­ко за пределы чисто отраслевой эффективности. В свою очередь тео­рия внешнеторговых и иных направлений МЭО требует разработки методических рекомендаций для определения эффективности различ­ных форм внешнеэкономических операций, тогда как практика таких операций представлена объемом и структурой товарооборота, струк­турой и географией экспорта и импорта, развитием производственных, научно-технических, валютно-кредитных и иных форм и направлений внешнего сотрудничества.

Студенту, подплывающему по времени пребывания в стенах вуза к «экватору», или переплывшему эту линию, без ссылки на учение А.Смита, Д.Рикардо или К.Маркса и без нашей подсказки ясно, что экспорт страны будет тем эффективнее, чем выше в его структуре окажется доля конкурентоспособных машин, промышленного оборудо­вания и других готовых изделий, пользующихся спросом на мировом рынке.

Повышение эффективности импорта связано с качественным со­ставом ввозимых товаров, которые должны отвечать первоклассным мировым стандартам. Импорт должен, с одной стороны, восполнять недостающие товары отечественного производства для более полного удовлетворения потребностей населения и продуцентов, а с другой -способствовать ускорению научно-технического прогресса в стране.

Экономический эффект внешней торговли в целом (как совокуп­ность экспорта и импорта) измеряется сопоставлением объема внеш­ней торговли страны с ее внутренним производством:

* 100,

где ЭВТО - эффект внешнеторгового оборота

Qbto - объем внешнеторгового оборота

QBBП - объем валового внутреннего продукта.

Сравнение этих данных, взятых, конечно, в сопоставимых стоимо­стных величинах (единой валюте), позволяет судить о значении внеш­неэкономического фактора для развития национальной экономики страны. По ряду стран показатель эффекта чрезвычайно высокий. Так, в Болгарии он превышает 100%, а в Швейцарии, Венгрии, Бельгии - более 150%, в России (по годам) - 25-30%. Это свидетельствует о том, что упомянутые страны располагают меньшими естественными ресур­сами, необходимыми для отечественного производства и их приходит­ся ввозить из-за границы, но и продукция производственной специа­лизации таких стран пользуется спросом на мировом рынке. Для более крупных стран, располагающих собственными производственными ресурсами, этот показатель несравненно ниже: в Германии, Франции, Великобритании - в пределах 50-70%, в США, Китае, Бразилии, Индии - 20-30%. Вполне очевидно, что такая ситуация объясняется еще и емким внутренним рынком, поглощающим значительную часть про­дукции национального производства.

Интернационализация хозяйственной жизни, происходящая на стыке двух веков, усложняет мирохозяйственные связи государств, и что­бы достовернее исчислить влияние внешнеэкономического фактора на национальное воспроизводство, в формулу эффекта внешнеторгового оборота необходимо внести определенные дополнения. Во-первых, экономический рост страны восприимчив к притоку в экономику ино­странных инвестиций. Как уже отмечалось, вхождение Ю.Кореи, Син­гапура в группу новых индустриальных стран стал возможен благода­ря импортному капиталу.

На национальное производство оказывает благотворное влияние также и использование иностранных лицензий и ноу-хау. Поэтому чис­литель формулы эффекта внешнеторгового оборота следует допол­нить показателем объема иностранных инвестиций за исчисляемый календарный период и объемом национального производства, осуще­ствляемого с использованием иностранных лицензий и ноу-хау. Теперь эта формула примет следующий вид:

ЭВТО = .

где новыми элементами данного индикатора являются:

Qии - размеры иностранных инвестиций;

Qплнх - объем отечественного производства, осуществляемого с использованием импортных лицензий и ноу-хау.

Данная формула уточняет оценку роли внешнеэкономического фактора в национальном воспроизводстве.

Существуют методики расчета эффективности производства экс­портной продукции на уровне отдельного продуцента, на уровне по­требителей (заказчиков) импортных товаров и др41.

Выгоды от внешней торговли можно проследить, применяя и дру­гие подходы, поскольку в реальной жизни существует беспредельное множество ситуаций, когда внешняя торговля является эффективной. Торговля приносит выгоду, поскольку позволяет каждой стране экс­портировать те товары, в производстве которых широко потребляются ресурсы, имеющиеся в этой стране в сравнительном изобилии. В то же время страна выигрывает, импортируя такие товары, для производст­ва которых нужно было бы затратить сравнительно редкие или вовсе отсутствующие у нее ресурсы. Внешняя торговля также дает возмож­ность стране специализироваться на более узком наборе товаров, принося эффект экономии на больших масштабах производства. Вза­имные выгоды от специализации и торговли можно проиллюстриро­вать на гипотетическом примере двумя разными способами.

При первом способе участие во внешней торговле страны рассмат­ривается как косвенный метод производства. Произведенный в избыт­ке для внутреннего рынка товар специализации (х) обменивается на импортированный товар - предмет специализации другой страны (у) - и трактуется как его косвенное производство - ведь на экспортиро­ванный товар «х» страна понесла трудозатраты, равновеликие затра­там труда другой страны на выпуск товара «у». Эквивалентность об­мена объясняется рыночным равновесием, которое устанавливается как на внутреннем, так и на мировом рынках. Первая страна на товар «х» выменивает товар «у» с большим эффектом, чем если бы она сама напрямую производила товар «у». Такой экономический эффект полу­чает и другая страна, производящая товар своей специализации «у» и обменивающая его на импортируемый товар «х».

Суть другого способа, демонстрирующего взаимную выгоду от тор­говли двух стран, состоит в том, чтобы рассматривать эти выгоды с точки зрения влияния внешней торговли на возможности потребления в каждой из стран, удовлетворения внутренних потребностей населе­ния и продуцентов. Если и когда страны вступили в торговые отношения, то каждая из них может потреблять такое количество товаров «х» и «у», которое отличается от наборов, задаваемых границей произ­водственных возможностей.

В только что приведенных случаях внешняя торговля расширяет возможности выбора своих потребителей и тем самым повышает благосостояние граждан и продуцентов обменивающихся товарами стран.

В целях более глубокого понимания выгодности внешней торговли можно воспользоваться учебником под ред. проф. Николаевой И.П. Таблицу, отражающую распределение выигрыша от международной торговли воспроизводил ниже.42

Таблица 7.4