logo
kniga_pronichev

7.1. Сущность, этапы развития и показатели мирового рынка.

Как экономическая категория мировой рынок мало чем отличается от национального рынка. Главные отличия состоят в субъектах рыночных отношений, территориальном пространстве и условиях поставки товаров. Так субъектами МР помимо производственных и коммерческих структур могут выступать государства, международные экономические и финансовые организации, интеграционные группировки государств, может иметь внутриконтинентальный и даже межконтинентальный характер. Условия поставки товаров на мировой рынок отличаются от таковых на внутренний рынок таможенным режимом, внешней и внешнеэкономической политикой государств, условиями, видами и формами расчетов по экспортным сделкам. С учетом отмеченных и других отличий сущность МР трактуется авторами многомерно и неоднозначно. По праву лектора я бы рекомендовал студентам следующее определение: Мировой рынок - это сис­тема устойчивых товарно-денежных отношений между странами и их субъектами хозяйствования, связанных участием в международном раз­делении труда.

Мировой рынок прошел длительный процесс становления и развития. Он возник еще в античном обществе, когда Финикия, Древний Египет, Гре­ция, Рим вели торговлю как между собою, так и с многочисленными города­ми Средиземноморья и Черного моря. Тогда мировой рынок носил преиму­щественно внутриконтинентальный характер. Товарная структура MP в то время была представлена в основном продукцией ремесленного производства и сельского хозяйства.

Следующий виток в развитии MP произошел при феодализме, именно в эту эпоху древний мировой рынок из внутриконтинентального перерос в межконтинентальный. Например, Средневековый Китай вел торговлю не только с Индией, но и с Аравией и Южной Африкой. Дальнейшему расшире­нию территориальных рамок MP способствовали великие географические от­крытия, позволившие вовлечь в торгово-экономические связи население и территории американского континента.

Однако завершение формирования мирового рынка приходится на эпо­ху капиталистической цивилизации, когда было покончено с натурализацией хозяйства, утвердилась всеобщность товарно-денежных отношений, сложил­ся и под воздействием промышленной революции последней трети XVIII и на протяжении XIX-XX вв. углублялся процесс международного разделения труда. Только на машинной стадии производства мировой рынок становится вполне сфор­мировавшимся и развитым экономическим явлением, создается прочная база для развития регулярного и всестороннего международного товарообмена. Межгосударственный внутри- и межконтинентальный товаропоток опирался на постоянное и массовое производство товаров для продажи на мировых рынках, на развитую сеть международных средств транспорта и связи.

В свою очередь мировой капиталистический рынок характеризуется стадиальностью развития.39 На подготовительной стадии он характеризовал­ся преобладающей ролью купеческого капитала, выступавшего в качестве торгового посредника. Основными продуцентами товаров для мирового рын­ка были мелкие товаропроизводители и частично капиталистические ману­фактуры.

На второй стадии, охватывающей период от промышленной революции в конце XVIII - до конца 70-х гг. XIX в., мировой капиталистический рынок приобретает вполне развитые очертания. Решающая роль принадлежит про­мышленному капиталу, подчинившему себе торговый капитал. В предметах международного товарооборота ведущее значение приобретает продукция крупной промышленности, сырьевые товары и продовольствие,

Третья стадия мирового капиталистического рынка охватывает период с 80-х гг. XIX в. до наших дней. Именно на этой стадии завершилось форми­рование всеобщего мирового рынка на базе единого мирового капиталисти­ческого хозяйства и господства финансового капитала.

Мировой рынок на каждом этапе развития приобретает черты, адекват­ные мировому хозяйству в целом. Эта закономерность свойственна и современному MP, одной из черт которого стала конкурентная борьба между тре­мя центрами мирового хозяйства - США, Японией и интегрированной За­падной Европой. Второй чертой мирового рынка конца XX - начала XXI столетия явля­ется укрепление господствующего положения транснациональных корпора­ций, которые поддерживаются национальными правительствами или эконо­мическими союзами государств.

К третьей особенности современного мирового рынка следует отнести более активную роль государства по защите отечественных продуцентов и национального рынка от импорта товаров и форсирование экспорта своей продукции.

В ряду новых черт мирового хозяйства и международного рынка осо­бое место приобретают интеграционные процессы. В рамках экономических блоков постепенно устраняются таможенные и иные барьеры, но в то же время по отношению к третьим странам коллективно разрабатывается и проводится на практике единая и более жесткая внешнеторговая политика. Вме­сте с тем создаются и одноотраслевые (однотоварные) монополистические группировки, которые унифицируют производство и сбыт отдельных това­ров. К таким группировкам стран можно отнести ОПЕК, ассоциация стран-экспортеров сахара, кофе и других товаров.

Наконец, к особенности современного мирового рынка относится то историческое обстоятельство, что после раскола на два рынка - капиталистический и социалистический - ныне он снова обретает социальную однород­ность, становится капиталистическим.

Мировая торговля современного периода претерпевала изменения и в территориально-географическом направлении. Доминирующее положение США поколебалось. Если в первые послевоенные годы на долю США при­ходилась почти половина мирового товарооборота, то к настоящему времени удельный вес США сократился до 12-13%, хотя Америка и занимает первое место по объему внешнеторгового оборота, прочно удерживая это место и по стоимости импорта, но уступая в отдельные годы первую позицию по объему экспорта Германии, а теперь и Китаю.

На протяжении 90-х гг. интегрированная Западная Европа преврати­лась в центр международной торговли. Экспорт стран ЕС в 3-4 раза превы­шает экспорт США. Ныне доля стран ЕС в мировом товарообороте прочно держится на уровне 40%. С этими двумя центрами мировой торговли с 80-х гг. успешно конкурирует Япония. Еще в 1983 г. Япония вышла на пер­вое место в мире по экспорту машин, оборудования, автомобилей, бытовой электроники. Причем треть японского экспорта приходится на США, с кото­рыми Япония хронически сводит внешнеторговый оборот с активом 50-70 и более млрд. долларов.

В ходе системной трансформации и благодаря переходу к экспортоориентированной модели развития впечатляющих успехов за последние 2.5 лет достиг Китай. Экспортная квота возросла в 8 раз, приблизившись к 25% ВВП. По оценкам экономистов-футурологов, через 2-3 десятилетия Китай превратится в крупнейшую в мире индустриальную державу, оттеснив неко­торых нынешних лидеров мировой экономики.

Важной тенденцией в географической направленности на рубеже веков стало увеличение взаимного товарооборота между промышленно развитыми странами и соответственно сокращение доли товарооборота с развивающи­мися государствами. Ныне на взаимную торговлю развитых стран приходится свыше 55% мировой торговли. Основные товаропотоки циркулируют в рамках трех центров: США - Западная Европа - Япония. До 75%% экспорта развитых стран направляется в другие индустриально-развитые страны. При этом до 80% экспорта составляют непродовольственные товары.

По стоимости мировой товарооборот превышает 30 трилл. Долл., сохраняя сравнительно высокие (6-7 и выше) темпы ежегодного прироста, исключая кризисные годы. За последние 30 лет на 1% роста мирового производства прирост товарооборота в среднем составил 1,6%. Убедительны оценочные показатели международного товарооборота в табличном выражении за 2010г.

Таблица 7.1