logo
kniga_pronichev

14.3. Позиция России на мировом товарном рынке

Самостоятельно Россия начала выходить на внешний рынок с конца 1991 г. Важнейшей правовой основой такой акции был Указ Президента РФ «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории Рос­сийской Федерации» от 15 ноября 1991 г. Либерализация внешнеэкономиче­ской деятельности включает в себя четыре составляющих: открытость эко­номики страны для мирового хозяйства и три «де» - демократизацию между­народных экономических отношений, государственную демонополизацию мирохозяйственных связей и децентрализацию управления внешнеэкономи­ческим комплексом.

Реализация этих принципов позволила довести количество участников внешнеэкономических связей России до 650 тыс. Каждый субъект РФ также является участником мирового рынка, устанавливает и расширяет между­народные экономические связи и административно-территориальные образования (города и районы).

В течение 1992 г. в России сформирован принципиально новый меха­низм регулирования внешней торговли, отвечающий условиям переходного периода. Административные методы уступили место экономическим, рыноч­ным. Активно велась и договорно-организационная работа. Только за 1992 г. Российская Федерация подписала 85 международных договоров в области внешних экономических связей без учета соглашений с бывшими союзными республиками СССР. Правда, на внешнюю торговлю России и ее позиции на мировом рынке оказали негативное влияние кризисные явления в экономике: падение добычи топливно-сырьевых ресурсов - основных предметов россий­ского экспорта, уменьшение выпуска продукции машиностроительного и аграрно-промышленного комплекса, гиперинфляция и ряд других дестабилизирующих факторов.

1992 г. был чрезвычайно важен для России и из-за неблагоприятной конъюнктуры мирового рынка: снизились цены на экспортируемые топливно-сырьевые товары, но возросли на товары российского импорта, В резуль­тате внешнеторговый оборот (в текущих ценах) сократился за год на 90%.

В 1993 г. во внешнеторговых отношениях России продолжали сказываться все те же дестабилизирующие факторы. В итоге стоимостной показатель оборота внешней торговли уменьшился почти на 20%, в.том числе импорт и экспорт - соответственно на 30% и 5%. Резкое сокращение импорта объясняется проводимой политикой уменьшения государственных расходов валюты. Это не могло не сказаться отрицательно и на позиции России на мировом рынке.

Наблюдались определенные сдвиги в географической направленности внешней торговли России, что отражено в таблице 50 (без стран СНГ).

Таблица 50