14.6 Регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации
Известно, что внешнеэкономическая деятельность каждой страны регулируется не только общим, но и специальным законодательством. Это в полной мере относится и к Российской Федерации. Став суверенным государством, Россия приступила к правовому регулированию внешнеэкономической деятельности: ликвидирована государственная монополия внешней торговли, предоставлены права участия в мирохозяйственных связях всем юридическим и физическим лицам, создан внутренний валютный рынок, развивается иностранное и смешанное предпринимательство. Российская Федерация прошла путь от политики чистого монетаризма во внешнеэкономических связях в 1992 г., которыми слепо руководствовались младореформаторы - «мальчики Чикагской школы - Е.Гайдар и его малосмышленные в экономике российские догматы конца XX века, до усиления контролирующей функции государства в настоящее время. Наряду с административными расширяется использование экономических методов регулирования международных экономических отношений. Ведущая роль в этом процессе отводится правовому государственному регулированию внешнеэкономической деятельности, представляющему собой совокупность нормативных актов, в рамках и на основе которых осуществляется ее практика. В эту совокупность входят различные по масштабу и уровню составляющие: во-первых, международные правила и нормы, подписанные Российской Федерацией, а также международные договора России с иностранными государствами; во-вторых, национальное законодательство России по внешнеэкономической деятельности, представленное законами, указами президента, кодексами, иными подзаконодательными актами.
Конечно, создание системы правового регулирования внешнеэкономической деятельности - длительный и постоянно продолжающийся для нашей страны процесс, который несет на себе отпечаток переходного к рынку периода, особенности развития национальной экономики, международных обязательств Российской Федерации, а также предстоящего вступления во Всемирную торговую организацию. Эти обстоятельства и объясняют необходимость отмены действия, внесения дополнений или изменений в ряд законов, указов, других документов, принятых в первой половине 90-х годов в области внешнеэкономической деятельности.
К нормативно-правовым актам; регулирующим внешнеэкономическую деятельность в РФ, относятся: Указ Президента РФ «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории Российской Федерации» от 15 ноября 1991 г., Законы «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О таможенном тарифе», «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г., «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами», «О соглашениях о разделе продукции», Таможенный кодекс Российской Федерации и другие.
Обращает на себя внимание непоследовательность руководства страны в создании организационных структур по регулированию внешнеэкономической деятельности в России на общегосударственном уровне. К началу 90-х годов было учреждено Министерство внешних экономических связей РФ, затем оно было упразднено и соединено с Министерством иностранных дел, а когда убедились, что это очередное дилетантство тогдашнего и.о. главы правительства Е. Гайдара, снова восстановили Минвнешэкономсвязей, которое было расширено по названию (а не по функциям) и стало называться Министерством внешних экономических связей и торговли, но по примеру Японии, было воссоединено с Министерством экономики. Однако и последнее объединение просуществовало недолго: было создано Министерство торговли, выполнявшее функции по организации и внутренней, и внешней торговли. Новый президент и правительство РФ при формировании структуры федеральных органов исполнительной власти учредили ныне функционирующее Министерство экономического развития и торговли. Такая чехарда в организации и реорганизации важнейшего института внешнеэкономической деятельности и его центрального аппарата не могла не сказаться негативно как на разработке, так и на реализации внешнеэкономической политики России.
К настоящему времени во многих субъектах РФ сохранились представительства бывшего Министерства внешних экономических связей и учреждены собственные Министерства внешних отношений в республиках в составе РФ, департаменты, управления или иные институты внешнеэкономических связей в областях и губерниях. На крупных предприятиях России также созданы отделы по международным экономическим связям. Примером может служить и Республика Коми, в органах исполнительной власти которой учреждалось ныне упраздненное Министерство внешних связей, а на ОАО «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский лесопромышленный комплекс» - отдел внешнеэкономических связей.
К важнейшим законодательным и исполнительным органам государственного регулирования внешнеэкономических связей, определяющих порядок участия российских предприятий, организаций во внешнеэкономической деятельности, относятся:
Правительство РФ;
Совет Федерации;
Государственная дума;
Министерство иностранных дел;
Министерство экономического развития и торговли и ее заграничный аппарат;
Государственный Таможенный Комитет (ГТК) РФ, а ныне Федеральная таможенная служба.
В задачу государственных органов управления и регулирования внешнеэкономической сферой входит создание системы мер защиты экономических интересов российских экспортеров и импортеров, активное содействие продвижению на зарубежные рынки конкурентоспособной российской продукции. Государственная система регулирования внешнеэкономической деятельностью призвана способствовать увеличению внутринационального накопления, повышению эффективности национального производства и, конечно же, продвижению российских товаров на мировой рынок, привлечению иностранных инвестиций в экономику страны. Последнее особенно важно в условиях крайне обостренного инвестиционного голода. В 90-е годы было принято 15 нормативных актов федерального уровня, устанавливающих льготы для иностранного капитала. Эти льготы распространяются на сферу налогового и таможенного регулирования. При этом объектом льгот являются налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль, таможенные тарифы и пошлины, а также нетарифное регулирование. Рядом нормативных документов от уплаты НДС освобождаются ввозимые в Россию технологическое оборудование, запасные части. По Закону «О таможенном тарифе» имущество, импортируемое в страну в качестве вклада иностранных инвесторов в уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями, освобождается от взимания таможенной пошлины. Ныне освобождаются от налога на прибыль средства, направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели. В целом за 2000-е годы было принято свыше 20 документов по регулированию внешнеторгового и валютного регулирования.
Помимо льгот общего характера практикуются и нормативные акты, определяющие льготный инвестиционный режим в конкурентных отраслях и случаях сотрудничества. Например, Указ Президента РФ от 5 февраля 1998 г. «О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для развития отечественной автомобильной промышленности» предусматривает предоставление льгот, ранее не применявшихся в России: инвесторам, которые вложат в автопроизводство не менее 250 млн. долларов, может быть предоставлен режим свободного склада, т.е. с ввозимых инвестором производственного оборудования и материалов не взимаются таможенные пошлины и косвенные налоги. Льготы предоставляются, если по истечении пяти лет с начала реализации проекта доля затрат, произведенных на территории России, будет составлять не менее 50% себестоимости конечной продукции.
Либерализации инвестиционного режима в России будет способствовать уже упоминавшийся Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»92. В этом Законе определены:
- правовое регулирование иностранных инвестиций на территории РФ;
- правовой режим деятельности иностранных инвесторов и коммерческих
организаций с иностранными инвестициями;
гарантии правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории России;
гарантии использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций;
гарантии перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу;
гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями;
гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ;
гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности;
гарантия использования на территории РФ и перевода за ее пределы доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм;
гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы РФ имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию России в качестве иностранных инвестиций;
гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг;
гарантия участия иностранного инвестора в приватизации;
гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество;
льготы, предоставляемые иностранному инвестору и коммерческой организации с иностранными инвестициями по уплате таможенных пошлин;
льготы и гарантии, предоставляемые иностранному инвестору субъектами РФ и органами местного самоуправления.
В Законе также предусмотрены многие другие положения: о добросовестной конкуренции иностранного инвестора, имущественном страховании коммерческих организаций с иностранными инвестициями, создание и ликвидация организации с иностранными инвестициями, создание и ликвидация филиала иностранного юридического лица.
Из приведенного перечня гарантий, льгот и положений функционирования иностранных инвесторов в экономическом пространстве РФ видно, что этот Закон составлен в свете требований международного экономического права и международной инвестиционной политики. Вряд ли этот Закон требует изменений или дополнений в 2012г.
Наряду с норматавно-правовыми документами и упомянутыми выше органами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации с 1994 г. начали создаваться объединения производителей и экспортеров.
Российские объединения производителей и экспортеров (РОПЭ) являются добровольными, независимыми, негосударственными и некоммерческими союзами, ассоциациями и иными организационными формами сотрудничества и внешнеэкономического регулирования. Правительство Российской Федерации поддерживает этот процесс и рекомендует органам исполнительной власти, администрациям на местах оказывать содействие этим негосударственным организациям в решении их уставных задач.
В свое время Министерство внешнеэкономических связей разработало и стало вести реестр отраслевых объединений производителей и экспортеров РФ, хотя некоторые из них и поныне не имели контакта с Министерством экономического развития торговли, несмотря на то, что последнее рассматривает их как надежного и долгосрочного партнера. Среди таких объединений Союз нефтеэкспортеров России, Союз производителей и экспортеров черных металлов, Союз лесоэкспортеров России, Всероссийская Ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров, Зерновой союз России и другие подобные им негосударственные организации. РОПЭ вносят элемент организованности в экспорт российской продукции, обеспечивают устойчивые контакты между горизонтальностью связей производителей (экспортеров) и вертикалью горизонтальной системы управления и регулирования. Производители и экспортеры в своих организациях концентрируют те проблемы, которые не находят решения ни на уровне исполнительных органов, ни на уровне предприятий. Наличие таких структур позволяет более эффективно и оперативно выявлять эти негативные факторы и искать совместные пути их устранения. Отраслевые объединения экспортеров вырабатывают рекомендации для своих членов по торговой политике. С одной стороны, они оказывают помощь и поддержку российским экспортерам в установлении и расширении целевых контактов на зарубежных рынках, а с другой, становятся в определенной степени гарантом надежности для зарубежных партнеров. С этой целью некоторые объединения создают систему сертификации входящих в них экспортеров и многое делают для признания этих сертификатов на международном уровне.
Не менее важной задачей РОПЭ является выработка ими «правил поведения» на внешнем рынке для российских бизнесменов, адаптированных к международным требованиям и традициям.
В целях выработки согласованных позиций по вопросам внешнеэкономической деятельности, реализации внешнеэкономической политики, а также повышения эффективности федеральной программы развития экспорта, упорядочения и стабилизации сырьевого экспорта, расширения экспорта машинно-технической и наукоемкой продукции, развития его отраслевой инфраструктуры, взаимодействия с экспортерами сырьевых товаров по вопросам координации торговой политики на внешних рынках распоряжением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. №872-р создан Совет отраслевых объединений производителей и экспортеров при Министерстве внешних экономических связей России, ныне при Министерстве экономического развития и торговли.
По мере вхождения России в мировое и европейское экономическое пространство, расширения внешнеэкономических связей, вовлечения страны в международную экономическую интеграцию и со вступлением во Всемирную торговую организацию будет изменяться и совершенствоваться как государственная, так и негосударственная система регулирования международных экономических отношений. Такова логика внешнеэкономической жизни страны. Новые меры регулирования внешнеэкономической деятельности России в 2000-2012 гг. прямое тому доказательство. К таким мерам можно отнести в первую очередь Федеральный Закон «О концессионных соглашениях», в соответствии с которым концессионеры обязуются за свой счет создать (или реконструировать) определенные договором государственное недвижимое имущество и эксплуатировать его в будущем. При этом право собственности на такое имущество будет принадлежать государству.
Для надлежащего выполнения Закона РФ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 8 июля и одобрен Советом Федерации 13 июля 2005 г.) Правительством утверждено Положение о Наблюдательном совете особой экономической зоны, который создается для координации деятельности органов исполнительной власти всех уровней и хозяйствующих субъектов по развитию ОЭЗ, контроля за вы-полнением соглашения о создании ОЭЗ, за расходованием бюджетных средств, выделяемых на обустройство территории, а также для утверждения перспективных планов развития ОЭЗ.
В том же ключе следует рассматривать и утверждение Правительством РФ квот на 2006 г. на выдачу иностранным гражданам 329,3 тыс. приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности. К таким мерам можно отнести утвержденную Минэкономразвития форму уведомления об отказе в применении упрощенного порядка декларирования. Упрощенный порядок декларирования российских товаров применяется, если это не приведет к освобождению декларанта от уплаты таможенных платежей в полном размере.
В плане регулирования экспорта и импорта страны следует упомянуть, прежде всего, нестандартные меры. Так, Правительство РФ установило, что административным органом по Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, является Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
К тарифным мерам относятся изменения ставки на нефть сырую и нефтепродукты (сырые) со 180 до 160 долларов, а сейчас и меньше за тонну. В рамках регулирования импорта одобрена поправка к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой. Составлен список озоноразрушающих веществ, ввоз и вывоз которых подлежит государственному регулированию. Устанавливаются квоты ввоза мяса домашней птицы. Подобные меры регулирования носят постоянный характер: изменяется лицо – меняемся и мы.
В конце изложения следует еще раз повторить: внешнеэкономическая деятельность России функционально находится в структуре Минэкономразвития и торговли и неизвестно – будет ли новый президент учреждать Министерство внешних связей.
Резюме
Распад СССР и системный кризис отбросили Россию в мировом хозяйстве на низкие позиции по всем макроэкономическим показателям. Трансформационный процесс, переживаемый на протяжении 90-х гг. РФ, лишь усугубил кризисное состояние страны как в производственной, так и в социальной сфере. К такому состоянию страну привели как объективные, так и субъективные причины: разрыв хозяйственных связей с традиционными и долговременными партнерами, оказавшимися в странах зарубежья, угрожающий износ основного капитала во всех без исключения отраслях экономики, близорукая экономическая политика первого президента и начальной волны российских реформаторов, а потому слабость институтов власти, отсутствие политической воли, неоправданное самоустранение государства от экономической жизни общества, излишняя политизация экономических реформ конца 80-х - начала 90-х годов, крайне низкий уровень профессиональной подготовки менеджеров высшего и первичного звена, недостаточная творческая активность российских предпринимателей.
Негативным следствием этих причин и факторов стали унизительно слабые позиции России в мировом хозяйстве: по объему промышленной продукции, доля России к уровню США составляет менее 9%, Германии -36%, Франции - 60%, Великобритании - 73%. Удручающий показатель производительности труДа в промышленности, не говоря уж о сельском хозяйстве: по отношению к США этот показатель не превышает 12%, Германии - 18%, к Франции - 16% и Великобритании - 23%. По уровню производительности труда в обрабатывающей промышленности Россия отодвинута из первой десятки на 30-е место в мире, по объему ВВП со второго места (СССР) на 45-е место. В результате доля России в валовом мировом продукте сократилась до 1,7%, а в мировом промышленном производстве- 1,8%. Сейчас по этим макроэкономическим показателям несколько улучшила свое положение, занимая 9 место по ВВП.
Однако по объему разведанных запасов минерального сырья Россия занимает ведущее место в мире. В стране открыто и разведано около 20 тыс. месторождений полезных ископаемых. Валовая потенциальная ценность разведанных основных видов полезных ископаемых в середине 2000-х годов оценивалась в 28,6 трил. долларов, а прогнозный потенциал - в 140 трил. долларов. Обладая богатейшими природными ресурсами, Россия сохраняет позиции крупнейшей в мире страны по производству ряда товаров. Так, по добыче природного газа и производству никеля нашей стране принадлежит первое место в мире, по производству алюминия и искусственных алмазов - второе место после США, по добыче нефти – первое место, опередив Саудовскую Аравию и США, по производству чугуна и выплавки стали - четвертое место после Японии, КНР и США, по производству золота – 5-6 место.
Важными компонентами внутреннего потенциала России являются уровень и объемы промышленного и сельскохозяйственного развития страны. Однако трансформационные реформы по экономической результативности оказались со знаком минус: промышленное и сельскохозяйственное производство упало в среднем наполовину и потребуются годы, если не десятилетия для залечивания экономических ран, нанесенных распадом СССР и непродуманными реформами младореформаторов.
Сокращаются и трудовые ресурсы страны. За годы рыночных реформ ресурсный потенциал рабочей силы сократился более чем на 20 млн. человек, что объясняется высокой смертностью и трудовой эмиграцией.
5. Тревожны позиции России в международном разделении труда. С распадом мирового социализма и СССР разорваны хозяйственные связи некогда единого экономического пространства между предприятиями-поставщиками и потребителями, развалился внутренний взаимосвязанный комплекс. Создание собственного самовоспроводящегося комплекса требует времени, астрономических ассигнований, которых в России нет. Пока отраслевая структура экономики страны придаст ей топливно-сырьевую направленность в международном разделении труда, о чем наглядно свидетельствует структура экспорта, хотя это и не соответствует долговременным интересам страны. Модель экономического развития, ориентированная на приоритетное расширение экспорта топливно-сырьевых отраслей, имеет тупиковый характер и неспособна вывести страну из глубочайшего кризиса. Для такой экономики характерна «голландская болезнь»
Несовершенны позиции России и на мировом рынке услуг в области туризма, где устойчиво доминирует выездной туризм над въездным и сопровождается вывозом валюты.
Либерализация внешнеэкономических связей обеспечивает участие России на мировом рынке мобильных факторов производства. На мировом рынке капитала и рабочей силы Россия выступает и как их импортер, и как их экспортер. Негативным явлением остается внешняя задолженность страны, погашение которой обходится в годовом исчислении до 17 и более млрд. долларов, что обостряет проблему внешних и внутренних инвестиций.
Россию не обошли и процессы международной экономической интеграции. Она развивается в большей мере на экономическом пространстве бывшего СССР, особенно в рамках СНГ, хотя и малопродуктивно. Интеграция в СНГ отягощается обстоятельствами национально-политического характера, системным, и прежде всего экономическим кризисом, неупорядоченностью платежно-расчетных отношений между странами СНГ, внешними факторами. В актив экономической интеграции можно вписать создание АЗЕВРО организации, зоны свободной торговли России, Казахстана, Белоруссии, вступление России в МВФ, Мировой банк, ВТО.
Гораздо сложнее оказалось вписать экономику России в мировое и европейское экономическое пространство. На это отрицательно влияют внешнеполитические факторы, а также низкая конкурентоспособность отечественных изделий на внешнем рынке.
Географическое положение позволяет России принимать активное участие в транспортных услугах, по перевозке международных грузов и пассажиров. При этом используются все виды современного транспорта: железнодорожный, морской, воздушный, автомобильный, трубопроводный.
Регулирование внешнеэкономической деятельности в России осуществляется как административными, так и экономическими методами. В переходный период эти методы часто меняются в законодательном порядке, что требует защиты внешнеэкономических интересов отечественных продуцентов, привлечение иностранных инвесторов.
Таможенное регулирование осуществляется на основе Закона РФ «О таможенном тарифе», Таможенном кодексе. Россия использует достижения мировой теории и практики в области таможенной политики. В этой политике важное место занимает оценка таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ. Став полноправным членом ВТО, Россия будет вынуждена руководствоваться нормами и правилами этой организации.
Вопросы для повторения
Общая характеристика социально-экономического положения в Российской Федерации.
Позиции России в мировом хозяйстве:
а) по минеральному сырью;
б) по промышленному производству;
в) по производительности труда.
Внешний долг России и пути его погашения.
Охарактеризуйте (в общих чертах) ресурсный потенциал России:
а) по минеральному сырью;
б) по промышленному производству;
в) по трудовым ресурсам;
г) по научно-техническим ресурсам.
5. Какое Министерство управляет внешнеэкономическим комплексом России? И Ваше личное мнение об этом.
6. Охарактеризуйте участие России в международном разделении труда.
Охарактеризуйте позиции России на мировом рынке товаров.
Охарактеризуйте динамику внешнего товарооборота России в 2010-2012г.г. t
Охарактеризуйте отраслевую структуру внешнего товарооборота РФ.
10. Охарактеризуйте географическую направленность внешней торговли России:
а) по общему товарообороту (страны СНГ, дальнего зарубежья);
б) по экспорту;
в) по импорту.
11. Россия на мировом рынке услуг.
12. Участие России на мировом рынке:
а) капитала;
б) рабочей силы.
13. Охарактеризуйте интеграционный процесс России со странами СНГ.
14. Успехи и трудности вхождения России в мировое и европейское экономическое пространство.
15. Вступление России в ВТО: «за» и «против».
16. Охарактеризуйте позиции России в международных транспортных перевозках:
а) морские перевозки;
б) железнодорожные перевозки;
в) автомобильные перевозки;
г) воздушные перевозки;
д) трубопроводный транспорт.
17. Охарактеризуйте государственное регулирование внешнеэкономическим
комплексом в России.
В предлагаемом учебном пособии по мировой экономике и международным экономическим отношениям по каждой из 14 тем выделены базовые категории и понятия, основные компетенции и узловые вопросы.
По тексту сделана попытка в учебных целях изложить содержание каждой темы, разместить резюме и контрольные вопросы.
Из-за довольно обширного материала учебного пособия автору пришлось темы: «Россия на мировом рынке услуг» и «Роль России в международных грузо- и пассажироперевозках», снять, включив их в самостоятельную подготовку студентов.
Искренне желаю успехов в учебе, служебной карьере и личной жизни.
(Автор учебного пособия)
Список
Дополнительной литературы по темам
Генезис мировой экономики.
С.И.Долгов. – Общее экономическое пространство – новый интеграционный формат в условиях глобализации. – «РВЭВ», 2010, № 9.
В.Ю.Саламатов. - Техническое регулирование 2012: задачи формирования Единого экономического пространства. - «РВЭВ», 2010, № 6.
2. Международное разделение труда.
В.В.Рышкус, В.В.Кочетков. – Разделение труда в рыночной экономике. - «РВЭВ», 2010, № 3.
А.А.Ефремов. – Формы международной кооперации на мировом рынке услуг мобильной связи. - «РВЭВ», 2010, № 2.
С.С.Алабян, В.В. Рогов. – Международная специализация России на мировом рынке оборудования для атомных электростанций. - «РВЭВ», 2010, № 8.
О.Д.Андреева. – Организация выпуска новых товаров в корпоративной практике. - «РВЭВ», 2010, № 9.
3. Типология современных государств
Л.Новоселова. – Сможет ли Китай стать локомотивом глобального экономического роста?–Российский внешнеэкономический вестник.–2010 № 1.
П.Мозиас. – Экономическое взаимодействие России и Китая: от двустороннего формата к региональному. – «МЭ и МО», 2011, № 11.
Абрамова И.О. – Развивающиеся страны в мировой экономике ХХI века: новые демографические детерминанты – «Азия и Африка сегодня», (ААС) 2011, № 6.
Васильев А.М. – Цунами революций не спадает. – (ААС) 2011, № 6.
Дейч Т.Л. – Ливийский кризис в свете интересов России, Китая и Африки. – (ААС) 2011, № 9.
Сатановский А. – Революция и демократия в исламском мире. – Р в ГП, 2011, Том 9, № 1.
4. Основные тенденции в современной мировой экономике.
Ю.Винслав. – Интегрированные корпоративные структуры: стимулирование топ-менеджмента штаб-квартир и бизнес-единиц. – Российский внешнеэкономический вестник (РВЭВ). – 2010, № 3.
В. Мельянцев. – Кризис в арабском мире: экономические и социальные аспекты. «МЭ и МО», 2011, № 10.
А.Салицкий, В.Таций. – Китай в новой структуре мировой экономики - «МЭ и МО», 2011, № 11.
С.Погорельская. – Лиссабонский договор: проблемы политической консолидации ЕС. - «МЭ и МО», 2010, № 7.
В.М. Ботнарюк. – Формирование стратегических альянсов в условиях глобализации экономики: институциональный аспект. – «РВЭВ», 2010, № 12.
Г.М. Костюнина. – Карибское сообщество: эволюция интеграционных тенденций. – «РВЭВ», 2010, № 8.
Т.Н.Чеклина. – Особенности таможенных союзов развивающихся стран. - «РВЭВ», 2010, № 7.
А.А.Лавут. – МЕРКОСУР: современный этап развития, особенности функционирования и торговой политики в отношении третьих стран. -«РВЭВ», 2010, № 6.
С.В.Чернышев. – Интеграционные перспективы СНГ: осознанная необходимость. - «РВЭВ», 2010, № 6.
Ассененок А. – Восстание арабов. – Россия в глобальной политике. 2011, Том 9, № 6.
Лукин А. – Нужно ли расширять ШОС. – Россия в глобальной политике. 2011, Том 9, № 3.
Андреев А.В. – Экономическая интеграция в рамках СНГ: направления и проблемы. - «РВЭВ», 2011, № 7.
Быков А.Н. – Развитие сотрудничества на постсоветском пространстве. - «РВЭВ», 2011, № 12.
Ю.А. Ершов. – Роль Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в энергетической политике России. - «РВЭВ», 2011, № 9.
Р.И.Зименков. – Прямые иностранные инвестиции в экономике США. - «РВЭВ», 2011 № 2.
Г.М.Костюнина. – Современные тенденции формирования зоны свободной торговли в азиатско – тихоокеанском регионе. - «РВЭВ», 2011 № 6.
А.В.Андреев. – Развитие внешней торговли стран Содружества Независимых Государств: итоги 2010г. - «РВЭВ», 2011 № 10.
А.К. Кушнаренко, А.Н. Спартак. – Двадцатилетний юбилей СНГ: итоги и перспективы развития. - «РВЭВ», 2011 № 10.
Б.Т. Абдишев. – Таможенный союз трех стран как фактор формирования и развития международной экономической региональной интеграции. - «РВЭВ», 2011 № 3.
5. Основные теории мх
6. Сущность МЭО и внешнеэкономическая дипломатия.
П. Мознос. – Экономическое воздействие России и Китая: от двустороннего формата к региональному. – «МЭ и МО», 2011., № 11.
В.Гельбрас. – Россия и Китай в условиях глобального кризиса. - «МЭ и МО», 2011., № 11.
И. Иванов. - Какая дипломатия нужна России в ХХI веке? «РВГП», 2011, Т.9 № 6.
А.С.Иванов. – Дресс-код как элемент современной культуры. – «РВЭВ», 2011, № 7
Мировой товарный рынок и международная торговля.
Е.Глазова, М.Степанова. – Цены: рыночный механизм и государственное регулирование. – Мировая экономика и международные отношения. «МЭ и МО». – 2011, № 10.
В.Оболенский. – Дорожная карта регулирования международной торговой системы. – «МЭ и МО». – 2010, № 8.
Е.Дунаева.- Теория цен и глобализация. «МЭ и МО». – 2010, № 8.
А.Н.Захаров. – Международные торги в России и за рубежом. «РВЭВ», 2010, № 12.
А.Ю. Кнобель. – Детерминанты уровня тарифной защиты: межстрановый уровень. - «РВЭВ», 2010, № 9.
И.Д. Котлеров. – Формы аусорсинга в международной торговле. - «РВЭВ», 2010, № 12.
Ю.А.Савинов, М.О. Алымов. – Интернет- аукционы в международной торговле. -«РВЭВ», 2010, № 4.
8. Услуги на мировом рынке.
Я.Судернянго, А. Гуреев. – Современный рынок консалтинговых услуг. «МЭ и МО». – 2010, № 1.
А.Н.Спартак. – Метаморфозы мирового товарного рынка. - «РВЭВ», 2011, № 8.
Д.В.Рыбец. – Инжиниринг (инженерно-консультационные услуги) на мировом рынке. - «РВЭВ», 2011, № 8.
В.П.Оболенский. – Оценка роли интеграционных группировок в международной торговле. - «РВЭВ», 2011, № 10.
Д.А.Дегтерев. – Особенности государственного регулирования экспортной деятельности зарубежных государств в ХХI веке. - «РВЭВ», 2011, № 11, 12.
9. Транснационализация мобильных факторов производства.
М.Ткаченко. – Глобальные вызовы для мирового рынка труда. - «МЭ и МО», 2011., № 10.
Н.Иванов. – Мировой кризис и рынок труда. - «МЭ и МО», 2011., № 11.
О. Потемкина. – Иммиграционная политика ЕС от Амстердама до Лиссабона. - «МЭ и МО», 2010, № 4.
Н.И.Власова. – Развитие интеграционных процессов в сфере миграции на пространстве СНГ. - «РВЭВ», 2011, № 10.
10. Основные международные экономико-финансовые организации и регулирование МЭО.
Р.Гумеров. – Всемирная торговая организация – источник угроз стабильной продовольственной безопасности. – РЭЖ, 2010, № 5.
О.С.Грязнова. – Банковское кредитование экспорта в международной торговле. - «РВЭВ», 2010, № 12.
11. Валютно- кредитные отношения и формы международных расчетов.
Зубкова О.В. – Максимизация рентабельности и минимизация платежеспособности: решение системного противоречия. – Менеджмент в России и за рубежом. – 2011, № 1
А.Н.Зеленюк. – Функционирование спекулятивного капитала в мировой экономике. - «РВЭВ», 2010, № 4.
12. Ресурсы мировой экономики.
13. Глобальные проблемы человечества.
И.Пашковская. – Мотивация энергетической политики ЕС в отношении России. - «МЭ и МО», 2011., № 11.
Ю.А.Ершов. – Мировой океан в опасности. – «ААС», 2011, № 9.
Е.Ковалев. – Мировой продовольственный кризис: эскалация проблемы. - «МЭ и МО», 2010, № 4.
Л.С.Рененко. – Современный агропродовольственный кризис: характерные черты и особенности развития. - «РВЭВ», 2010, № 1.
Э. Пайн. – Мирное сосуществование ХХI века. – Россия в глобальной политике. (Р в ГП), 2011, Т.9, № 2.
14. Россия в системе мирового хозяйства и МЭО.
Регулирование внешней торговли Таможенного Союза в рамках ЕврАзЭС – Учебное пособие/. Под общей редакцией Г.А.Мансурова и С.Ю.Глазьева. – РВЭЖ, 2011, №1.
Г.И.Коновалова. – Оптимизационная модель управления производством и практический подход к ее реализации. – Менеджмент в России и за рубежом. – 2011, № 1.
В.Н.Бурмистров. – Внешнеэкономическая политика России: современное состояние и основные направления оптимизации. – «РВЭВ», 2010, № 1.
Н.Н. Евченко. – Внешнеэкономический комплекс региона России: структура и подсистемы управления. - «РВЭВ», 2010, № 2.
К.Г.Сусанян. – Формы государственной поддержки российского экспорта. - «РВЭВ», 2010, № 8.
А.А.Малышев. – Роль и место иностранных специалистов в экономике современной России. «РВЭВ», 2010, № 4.
Ю.В.Дворцов. – Усиление социальной ответственности бизнеса в России. - «РВЭВ», 2010, № 3.
А.А.Жаринов. – Об особенностях финансовой поддержки экспорта услуг. - «РВЭВ», 2010, № 3.
А.А.Жаринов. – О поддержке экспорта малых и средних предприятий. - «РВЭВ», 2010, № 1.
А.С.Зубович. – Экспорт российской продукции военного назначения: объемы растут. - «РВЭВ», 2010, № 1.
Э. Каналес. – Торговые отношения между Росией и Европейским союзом. - «РВЭВ», 2010, № 10.
И.Г.Короткова. – Иностранный капитал на российском рынке земельной собственности. «РВЭВ», 2010, № 1.
К.С.Литвинов. – Современный рынок инжиниринговых услуг. - «РВЭВ», 2010, № 5.
Ю.А.Константинов. – Внешнеэкономическая стратегия России в перспективе.- «РВЭВ», 2010, № 2.
А.Епифанцев. – Россия в Закавказье: что не так? - «РВГП», //том 9, № 4, 2011.
П.Салин. – Россия и Азия или Россия в Азии? – «РГЭ», 2011, том 9,№ 4.
А.Н.Быков. – Развитие сотрудничества на постсоветском пространстве. – «РВЭВ», 2011, № 12.
И.Д. Иванов. – Задачи развития внешнеэкономической инфраструктуры. – «РВЭВ», 2011, № 7.
К.А. Нерсесов. – Роль России в развитии валютно- финансового взаимодействия стран ЕврАЗЭС. - «РВЭВ», 2011, № 7.
В.П. Нехорошков. – Интеграционные факторы сотрудничестваРоссии и АТЭС. - «РВЭВ», 2011, № 5.
А.П.Портанский. - Мировая тенденция регионализма интеграции в СНГ. -«РВЭВ», 2011, № 11.
М.С.Любский. - Особенности валютной политики России за последние десять лет. - «РВЭВ», 2011, № 2.
Л.Н.Саршивили. – АТЭС в системе внешнеэкономических интересов России. - «РВЭВ», 2011, № 3.
А.Н.Зеленюк. – Спекулятивные покупки недвижимости в России иностранными фирмами. - «РВЭВ», 2011, № 10.
Ю.В.Дворцов. - Социальная ориентация предпринимательства в России. - «РВЭВ», 2011, № 4.
- Мировая экономика и международные экономические отношения. Под ред.проф. А.С. Булатова и проф. Н.Н. Ливенцева. М. 2008. С. 26;
- В.К. Ломакин. Мировая экономика. Учебник. М. 2003. С. 29;
- Мировая экономика. Под ред. И.Б. Николаевой. Учебник. М. 2009. С. 23.
1Р.И. Хазбулатов. Мировая экономика. М. 1994, С. 8-9.
2Бодо Харенберг. Хроника человечества. «Большая энциклопедия» М. 1996, С. 176.
3Мировая экономика. Под ред.проф. А.С. Булатова, Учебник. изд. 2, М. 2008. С. 33.
4Там же. С. 33-35.
5В.К. Ломакин. Мировая экономика. Второе издание. Учебник. М. 2003. С. 38-61.
6Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь, М.: 1997г.,С.192.
7В.К. Ломакин. Мировая экономика. М., 2003, С.11. При творческом совпадении взглядов такую же формулировку мы читаем у А.В. Стрыгина. Мировая экономика. М., 2001, С.4.
8Мировая экономика. Учебник. Под ред. д.э.н., проф. А.С. Булатова. С. 691.
9В.К. Ломакин. Мировая экономика, С. 61-66.
10Мировое хозяйство. С. 31-37.
ЕС – Европейский Союз, СЭВ – Совет экономических взаимопомощи.
11Российский внешнеэкономический вестник. 2011, №4, С. 37.
12Мировая экономика. Учебник. Под ред. проф. А.С. Булатова. С. 42-44.
13Таблица заимствована из учебника «Основы внешнеэкономических знаний», С. 36.
14Страны и регионы мира. Экономика – полит.справочник, М. 2001; БИКИ. 10 мая 2011.
15Данные таблицы подготовлены МВФ к Сеульскому саммиту государств «G-20», причем ЕС, объединяющий 27 стран, выступает в единственном числе. «Российская газета», 2010г., 22 октября. Эти данные явно занижены по отдельным странам и по всему мировому хозяйству.
16«Российская газета» (со ссылкой на журнал «Форбс»), 2011 г. – 15 марта 2011г.
17«Российская газета», 2010, 22 октября.
18Комсомольская правда. 2011. 21-28 июля.
19Мировая экономика. Учебник. Под ред. д.э.н., профессора А.С. Булатова. С. 67.
20Мировая экономика и международные экономические отношения. Учебник. под ред. д.э.н., профессора А.С. Булатова, д.э.н., профессора Н.Н. Ливенцова. М. 2008. С. 28.
21См. подробнее: Ленин В.И. Империализм как высшая стадия капитализма. Пол. собр. соч. Т. 27; его же О лозунге Соединенных Штатов Европы, там же, Т. 26; его же Военная программа пролетарской революции, там же, Т. 30.
22Там же, Т. 30, С. 133.
231 Экономика. Учебник. Под ред.проф. А.С. Булатова, С. 98.
Современный экономический словарь. С. 134.
24Мировая экономика. Экономика зарубежных стан. Под ред. проф. М.Н. Осьминой, М.: 2002. С. 38.
25Там же. С. 38-39.
26Международные экономические отношения: Учебник. М., 1997. С. 186; Авдокушин Е.В. Международные экономические отношения: Учебник. М., 1999. С. 326-327.
27Международные экономические отношения. СПб., 1996. С. 197-200; Щербанин О.А., Рожков В.Е., Фишер Георг. Международные экономические отношения. Интеграция: Учебное пос. М., 1997. С. 35-43.
28Современный экономический словарь. М., 1997. С.115.
29Там же. С. 331.
30Современный экономический словарь. С. 334.
Экстерриториальность - исключительное подчинение законам собственной страны и полный иммунитет (освобождение) от юридической ответственности иностранного государства.
31Федеральный Закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». М. 2005. С. 4.
32Основы внешнеэкономических знаний: Словарь – справочник. С. 326.
При оценке стоимости реализуемой продукции на внутреннем рынке и экспортируемой за рубеж очень важно определиться с валютной ценой и валютным курсом.
33Международные экономические отношения. Учебник. Под ред.проф. Рыбалкина В.Е. М. 1997. С. 10; Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М. 1997. С 19; Мировая экономика и международные экономические отношения. Под ред. проф. А.С. Булатова и проф. Н.Н. Ливенцева. М. 2008.
34Международные экономические отношения. Учебник. Под ред. проф. Н.Ф. Жукова. М. 1999; Новая экономическая энциклопедия. М. 2005.
35См.подробнее В.А. Савин. Формы международного экономического сотрудничества. «Внешнеэкономический бюллетень», №5, 2003.
36Орнатский И.А. Экономическая дипломатия. 2-е изд.; перераб. И доп.-М. Международные отношения. 1985; Шетинин В.Д. Экономическая дипломатия. Уч. пособие для вузов. Дипломат. акад. МИД России.-М. Международные отношения.2001; Иванов И.Д. Хозяйственные интересы России и ее экономическая дипломатия /МГИМО(У) МИД России.- М., РОССИЭН.2001.
Более подробная «инвекторизация» взглядов и определений сущности экономической дипломатии дана в монографии Д.А. Дегтярева. Экономическая дипломатия: экономика, политика, право.-МГИМО (У) МИД России. 2010.
37Корен Леонард и Гудмен Питер. Искусство торговаться или все о переговорах. Минск, 1995.
38Заимствовано из: Ковалев А. Азбука дипломатии. М., 1988. С.8.
39См. подробнее: Семенов К.А. Международные экономические отношения. М., 1998. С. 64-65.
Экспортная квота определяется как отношение стоимости экспорта к объему ВВП.
40Современный экономический словарь. С. 162.
41См. подробнее: Основы внешнеэкономических знаний: Словарь – справочник. М., 1990, С. 404-411.
42Мировая экономика. Под ред. И.П. Николаевой. С. 86-91.
43Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.1997. С. 33.
44Дипломатический словарь. ТомI. Изд-во «Наука». М. 1984. С. 163-164.
Подробная информация о сборнике «Инкотермс - 2012» дана в теме настоящего учебного пособия.
45Балабанов И.Л., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи. Учебное пособие. М. 1998. С. 169
46Ревинский И.А. Международная экономика и мировой рынок. Учебное пособие. Новосибирск
1998. С. 118
47Основы внешнеэкономических знаний. М. 1994. С. 175
48Дедвейт – полная грузоподъемность судна с выключением всех необходимых для плавания запасов снабжения (топливо, вода и т.п.).
49Джон Перкинс «Исповедь экономического убийцы». М. 2007
50Реципиент – страна, привлекающая зарубежные инвестиции (от лат.Recipient– получающий, принимающий).
51Основы внешнеэкономических знаний. М., 1994. С. 92.
52См. там же, с. 98-104.
53Обзор сделан по БИКИ. 2011, № 100, 101, 102
54Мировая экономика и международные экономические отношения. Учебник под ред. Проф. А.С. Булатова и проф. Ливенцева. С. 188-201
55Международное публичное право. Ответственный редактор проф. К.А. Беняшов. М. 2011. С. 503
56Международное обыкновение – правило, сложившееся в сфере внешней торговли на основе волеизъявления партнеров по сделке, но не является юридической нормой.
57Международное право. М. 1994. С. 411
58Международные экономические отношения. Учебник. Под общей ред. В.Е. Рыбалкина. С. 215
Варрант – приложение к ценной бумаге, предоставляющее ее владельцу дополнительные права и льготы
59Напомним, что вексель, именуемый траттой, выписывается векселедержателем (трассантом) в виде письменного поручения, приказ векселедателю (трессату) заплатить заимствованную сумму с процентами третьему лицу (ремитенту). Тем самым ремитент становится новым векселедержателем.
60Акцепт - это обязательство (подтверждение, согласие) плательщика оплатить в установленный срок переводный вексель, выставленный на оплату счет, удовлетворить другие требования об оплате. Акцепт оформляется в форме надписи «акцептовано» на платежном требовании и подписью. Когда говорят, что документ акцептирован, это означает, что есть согласие плательщика (банка) на его оплату.
61Интерфейс (англ. Interface) - система унифицированных связей и сигналов, посредством которых устройства вычислительной техники соединяются друг с другом.
62 Подробнее о платежном балансе см.: Маконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс. 1992. Кн. 2 С.343-36!; Буглай З.Б., Ливенцев H.H. Международные экономические отношения. М., 1996. С. 83-153.
63Тектоника (греч. Tektonike) - отдел геологии, изучающий строение, происхождение земной коры, движение ее участков, процессы горнообразования и образование материалов.
64 Статистические данные по теме 12 учебного пособия заимствованы из разных источников: Дорлинг Кин-дерсли. Атлас мира. Лондон. Нью-Йорк, Штутгарт, Москва 1999; Ю.И. Гладкий, СБ. Лавров. Экономическая и социальная география мира. М. 2000; Ю.Г. Липец, В.А. Пуляркнн, СБ. Шлнхтер. География мирового хозяйства. М. 1999; Подборки статей из журналов; «Мировая экономика и международные отношения» 1999-2003 гг., «Внешнеэкономический бюллетень», «Российский экономический журнал».
65Примечание. После сильнейшего землетрясения и цунами весной 2011 г. в Японии началась переоценка использования атомных электростанций во многих странах мира вплоть до отказа, яркий пример – Германия
66Современный экономический словарь. С. 347
67Там же. С. 191
68БИКИ. 6октября 2011.
69В.А. Борисов. Демография (Текст) / В.А. Борисов. М: Издательский дом…………….., 2001, С. 122
70БИКИ. 11 октября 2011г.
71Российский внешнеэкономический вестник.2011, №4.с.26
72Российский внешнеэкономический вестник. 2011, №4.с.32,35
73Внешняя торговля. 1993. №2. С.44; 1994, №2-3. С.46-47; 1995, №2-3. С.55; 1996,№1-2,.С61-62; 1997, №1-3. С 62-64; 1999, №3. С. 45-46; 200, №2. С. 19-22.; БИКИ. 21 февраля 2012 г.
74Внешнеэкономический бюллетень. 2001. №4. С. 9-12.
75Внешняя торговля. 200. №3. С 51.
76«Социально – экономическое положение России январь – декабрь 2010 г.» Федеральная служба государственной статистики; БИКИ. 21 февраля 2012 г.
«Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации». 2010г.
«Платежный балланс и внешний долг России в 2010г.» Центральный Банк России.)
77Российский внешнеэкономический вестник. 2011, №4. С. 28.
78Российский внешнеэкономический вестник. 2011, №4. С. 32.
79Российский внешнеэкономический вестник. 2011, №4 С. 32.
80Российский внешнеэкономический вестник. 2011, №4. С.42.
81Россия в глобальной политике. -2010, № 4. С. 84.
82Российский внешнеэкономический вестник. 2011, №4. С. 85.
83Обзор экономической политики в России за 1998 год. Бюро экономического анализа 1999. С.34.; БИКИ, 9 февраля 2012 (расчетные данные).
84БИКИ.2.II. 2006 г.
85По данным публикаций ЦБР о платежных балансах России за соответствующие годы; Внешнеэкономический бюллетень. 2000. №1-.С.9.
86Аргументы и факты. 2011, №38, С.3.
87Российская газета. 2012, 3 февраля
88Бики.24 и 28 января 2012г.
89Международные экономические отношения. СПб. С. 214.
90*Без учета неорганизованной торговли.
Внешнеэкономическая торговля. 1999. №4. С.55; Внешнеэкономический бюллетень, 200. №3.С. 16
91«Экономика и жизнь», 2006 №3
*Объем внешнеторговых связей России со странами СНГ за 2010г. дан в разделе учебного пособия 14.4.
92Полный текст закона опубликован в журнале «Внешняя торговля» (1999. №6).
- Проничев и.К.
- Раздел 1. Генезис и характеристика мировой экономики на современном этапе развития.
- Тема 1. Становление и этапы развития мировой экономики.
- 1.1 Становление и сущность мировой экономики.
- 1.2. Этапы развития мировой экономики.
- 1.3. Субъекты мировой экономики.
- 1.4. Отраслевая структура мирового хозяйства.
- (2000Г.; %)
- Тема 2. Международное разделение труда: сущность и формы.
- 2.1. Mpt: сущность, естественные и приобретаемые факторы углубления.
- 2.2. Основные формы mpt.
- Классификация мпк
- 2.3. Показатели участия страны в мрт.
- Тема 3. Типология стран мировой экономики. 3.1. Различия показателей классификации государств.
- 3.2. Экономически развитые государства.
- Стоимостной объем ввп стран «g-20» в текущих ценах - (млрд. Долларов)15
- 3.3. Развивающиеся страны.
- 3.4. Страны с переходной экономикой.
- 3.5. Группа социалистических стран.
- 3.6. Группа стран социалистической ориентации.
- 3.7. Неравномерность экономического развития стран
- Доля регионов развивающихся стран в мировом и внутрисистемном валовом продукте, % (постоянные цены 1989 г.)
- Тема 4. Основные тенденции в мировой экономике.
- 4.1. Экономическая сущность глобализации.
- Морская транспортировка товаров мировой торговли (млн. Т.)
- 4.2 Международная экономическая интеграция и ее этапы.
- Производство
- О политическом устройстве ес.
- 4.3 Тенденция к транснационализации в мировой экономике.
- Тема 4.4. Свободные экономические зоны (сэз) и совместные предприятия.
- Примерная схема тэо
- Форма анализа деятельности сп за пять лет
- Тема 5. Основные теории внешней торговли.
- 5.1 Меркантилизм как политика и школа внешней торговли.
- 5.2 Теория абсолютных преимуществ.
- 5.3 Теория сравнительных преимуществ.
- 5.4 Теория Хекшера - Олина - Самуэльсона.
- 5.5 Теория международной торговли в. Леонтьева.
- 5.6 Неотехнологическая теория внешней торговли.
- 5.7 Теория внешней торговли фирмы.
- 5.8 Теория международной конкурентоспособности нации
- 5.9 Альтернативные теории международной торговли.
- Раздел II. Международные экономические отношения (мэо)
- Тема 6. Сущность мэо и внешнеэкономическая дипломатия.
- Тема 6.1 Сущность международных экономических отношений.
- Тема 6.2 Классификация мэо.
- Тема 6.3 Внешнеэкономическая дипломатия и ее роль в мирохозяйственных связях.
- ________________________ А в
- Тема 7. Мировой рынок и международная торговля.
- 7.1. Сущность, этапы развития и показатели мирового рынка.
- Мировая товарная торговля в 2010г. (млрд. Долларов сша)
- Динамика цен на сырьевые товары
- 7.2 Конъюнктура мирового рынка
- Тема 7.3. Внешнеторговая политика государств.
- Тема 7.4 Внешнеторговые посредники и выгода от внешней торговли.
- Тема 7.4.1 Внешнеторговые посредники и их виды.
- Тема 7.4.2 Выигрыш от внешней торговли
- Распределение выигрыша от международной торговли
- Тема 7.5 Особенности ценообразования на мировом рынке.
- Данные о движении цен (%)
- Тема 7.6 Формы внешней торговли.
- Тема 7.6.1 Биржевая торговля.
- 7.6.2 Встречная торговля товарами
- 7.6.3 Торговля готовой продукцией
- 7.6.4 Аукционная торговля товарами
- 7.6.5 Международные торги
- Тема 7.7 Характеристика международного контракта купли – продажи.
- Тема 8 Мировой рынок услуг
- Узловые вопросы темы:
- 8.1. Особенности и классификация международных услуг
- 8.2. Производственные услуги и их виды
- 8.3. Социальные виды услуг на мировом рынке
- 8.4. Транспортное обслуживание мэо и базисные условия поставки товаров («Инкотермс -2010»)
- Транспортные перемещения иностранных туристов (%)
- Распределение базисных условий поставки «Инкотермс – 2010» по двум группам
- Тема 9. Транснационализация мобильных факторов производства.
- 9.1 Международное движение капитала
- Формы, сроки и цели вывоза капитала
- Характерные отличия прямых и портфельных инвестиций
- Прямые иностранные инвестиции в сша, млрд. Долл.
- 9.2. Международная миграция рабочей силы, ее тенденции и регулирование
- Тема 10. Основные международные экономико-финансовые организации и регулирование мэо.
- 10.1 Сущность и классификация
- 10.2 Регулирование мэо на глобальном уровне
- Экономические региональные комиссии при оон
- 10.3 Регулирование мэо на национальном уровне.
- Тема 11. Основы валютно-финансовых и кредитных отношений.
- Узловые вопросы темы
- Тема 11. Международные валютно-расчетные отношения
- Классификация факторов, влияющих на валютный курс
- 11. 2. Международный валютный рынок
- 11.3 Международный кредитный рынок
- 11.4. Международные расчеты и их формы.
- 11.5. Внешнеторговый и платежный балансы
- Внешний долг страны и пути его погашения.
- Вопросы для повторения
- Тема 12. Природно-ресурсный потенциал мировой экономики.
- Тема12. Ресурсный потенциал мировой экономики
- 12.1 Природные ресурсы мировой экономики
- Баланс природных ресурсов мира, их запасов, состояния и перспектив использования (начало XXI столетия)
- Объем минерального сырья, извлекаемого из недр Земли (млрд. Т.)
- 12.2 Минеральные ресурсы
- Зависимость некоторых стран и регионов от импорта металлов
- 12.3 Энергоресурсы.
- Распределение мировых разведанных ресурсов нефти по крупным регионам
- Первые десять стран по разведанным ресурсам нефти
- Распределение мировых разведанных угольных ресурсов по крупным регионам
- Структура энергопотребления по видам первичного топлива (в %)
- Мировые разведанные запасы и основные поставщики урана на мировой рынок
- Прогноз мировой добычи урана
- Нетрадиционная (альтернативная) энергетика
- 12.4 Земельные ресурсы
- Земельные ресурсы мира и доля крупных регионов (%)
- 12.5 Лесные ресурсы
- Распределение лесной площади по крупным регионам
- 12.6 Водные ресурсы
- Распределение мировых ресурсов пресной воды по крупным регионам мира.
- 12.7 Трудовые ресурсы мирового хозяйства.
- Тема 13. Глобальные проблемы современного человечества
- Узловые вопросы темы
- 13.1 Проблема безопасности и мира, как центральная глобальная проблема
- 13.2 Классификация глобальных проблем и демографическая ситуация в мировой экономике
- Ежегодный прирост населения за период 1950 – 2011 г.Г.
- Страны с численностью населения свыше 80 млн. Чел. По состоянию на июль 2011 года:
- 13.3 Продовольственная проблема
- Контрольные вопросы
- Тема 14. Россия в системе мирового хозяйства и международных экономических отношений
- 14.1. Россия в глобальной политике.
- 14.2. Участие России в mpt
- 14.3. Позиция России на мировом товарном рынке
- Удельный вес экспорта и импорта рф по группам стран (в%)
- Динамика объема внешнего товарооборота Российской Федерации (млн. Долларов)73
- Объем экспорта основных товаров рф
- Импорт основных товаров рф74
- Объем внешнего товарооборота рф в 1999-2000 гг. По странам (млн. Долл.)75
- Вопрос 4-ый данной темы – Россия на мировом рынке мобильных факторов производства. Готовясь к «круглому столу», студентам следует обратить особое внимание на следующие процессы в экономике России:
- Вопрос 5-ый – Россия и международная экономическая интеграция. При подготовке к «круглому столу» по данному вопросу ключевыми понятиями являются:
- Вопрос 6-й Регулирование внешнеэкономической деятельности в рф. При его подготовке к обсуждению за «круглым столом» важно проследить:
- 14.4 Россия на мировом рынке мобильных факторов производства
- Внешний долг России (млрд. Дол.)83
- Займы Российских копаний в 2005 г.
- Оценка внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2011 года (млн. Долл. Сша)
- Средства и источники платежа по внешнему долгу
- Иностранные инвестиции, поступившие в экономику России по основным странам-инвесторам (в млн. Долл.)
- Легальный экспорт капитала из России (млн. Долларов)85
- Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом.
- Динамика инвестиций из России в сша (тыс. Долларов)
- Динамика прямых и прочих инвестиций в Россию
- 14.5 Россия и международная экономическая интеграция
- Внешняя торговля России со странами снг в 1998 и 2005 гг. (млрд долл.)*90
- Внешняя торговля России со странами снг
- 14.6 Регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации