logo
kniga_pronichev

3.5. Группа социалистических стран.

Если мы хотим придерживаться объективности в оценке процессов, происходящих вокруг нас и в мировой экономике, и хотим обучать студенческую молодежь в духе объективности и добропорядочном восприятии, как говорят философы, всего сущего, мы принципиально не должны игнорировать существование и развитие социалистических стран. Они, как субъект мировой экономики и международных экономических отношений, живы и оказались живучими. В учебниках по мировой экономике, в справочной экономической литературе этот факт почему-то опускается, либо излагается с неким скептицизмом. Например, в солидном учебнике «Мировая экономика», утверждается, что Китай и Вьетнам формально продолжают строить социализм.19

То же самое говорится и в учебнике «Мировая экономика и международные экономические отношения».20

Как следует понимать, что Китай и Вьетнам формально продолжают строить социализм? Да, с конца 70х - начала 80х годов Китай и Вьетнам отступили от советской модели социалистического строительства, которая уже тогда на практике и в глазах народов восточноевропейских стран не оправдала ожидаемых надежд, да и в численно растущих кругах нашего народа пробуждается сознательное отторжение такого социализма. В настоящее время эта модель сохраняется только в Корейской Народно-Демократической Республике, где основные руководящие решения принимает Трудовая партия Кореи, а экономика развивается на основе государственной и кооперативной формах собственности на средства производства при преобладающей роли государственной собственности в духе идей чухче. В соответствии с идеями чукче, вся политика проводится с позиции самостоятельности при опоре на собственные силы. Руководители Китая и Вьетнама осознали тупиковость, даже схоластичность советской модели социализма раньше правящей элиты Советского Союза. Отказавшись от догматического копирования советской модели социализма и прервав маоистские эксперименты социалистического строительства, китайские реформаторы во главе с ныне покойным Дэн Сяопином взяли за основу ленинско-бухаринские идеи новой экономической политики, разработали и провозгласили программу четырех модернизаций: промышленности, сельского хозяйства, науки и техники и модернизацию китайской армии.

В социально-экономическом и общественно-политическом плане декларировано строительство социализма с китайской спецификой и выдвинута стратегическая задача - построить «социалистическую рыночную экономику» к 100-летию КНР (середина XXI века). На начальной стадии социализма, которая охватывает именно этот период, в экономике страны существуют многообразные формы собственности: государственная, кооперативная, частная и их разновидности. При этом неизменны

принципом (как это и предусматривалось НЭПом в Советской России) остается господствующая роль государственной собственности в ключевых отраслях народного хозяйства. Плановые государственные рычаги и методы регулирования производства сочетаются с рыночными, частными. Государство регулирует экономику на макроуровне, а рынку остается микроуровень и отрасли сферы услуг - торговля, общественное питание, бытовое обслуживание населения, а так же легкая промышленность, производство строительных материалов.

Сельское хозяйство КНР переведено на систему семейного (подворного) подряда. Первым шагом экономической реформы в деревне было установление централизованных закупок и заготовок сельскохозяйственной продукции, а затем введена система закупок по контрактам. В отличие от России реформы подняли трудовую активность земледельцев, увеличилось производство продукции сельского хозяйства. При задаче увеличить производство промышленной и сельскохозяйственной продукции за 1980-2000 гг. в 4 раза, по факту эта стратегическая задача выполнена досрочно.

В стратегическую задачу входит также построение в Китае демократического социалистического государства с душевыми доходом населения на уровне среднеразвитых стран мира.

В Социалистической Республике Вьетнам с 1986 года осуществляется также долгосрочная программа обновления («дой мой»), в рамках которой постепенно под контролем государства идет переход к планово-рыночной экономике социалистической ориентации, диверсифицируются внешнеэкономические связи страны, проводится реформа государственно-административной системы, государственные, особенно мелкие и средние предприятия акционируются. В стране проводится модернизация финансово-банковских институтов, адаптируемых к социалистически ориентированному обществу. И в Китае и во Вьетнаме допускается многоукладная экономика, функционируют свободные экономические зоны, совместные предприятия с участием иностранного, в том числе и российского капитала; созданы и функционируют акционерные общества, предприятия коллективной собственности, организованны государственная, частная и государственно-частная торговля.

Все модернизационные мероприятия и формы хозяйствования проводятся при доминирующей роли государства, но ведущей политической основой, определяющей стратегию развития, является соответственно Коммунистическая партия Китая и Коммунистическая партия Вьетнама.

При воздействии внутренних и внешних обстоятельств намечаются и реализуются существенные социально-экономические реформы строящего социализма в Республике Куба.

Даже из весьма общей и предельно краткой характеристики модернизации китайского и вьетнамского обществ видно, что не Китай и Вьетнам «формально» продолжают строить социализм, а мы допускаем необъяснимый и очевидный формализм в оценке социально-экономических

реалий, происходящих в недрах азиатской, модели строящего социализма.

Наверное, настало время четко отработать и выверить наше представление о социализме как о теории и практике социально-экономического развития общества и признать его многовариантность. Для этого, как нам представляется, следовало бы беспристрастно изучить все сказанное и написанное В.И. Лениным и М.К. Бухариным о НЭПе, а также творчески осмыслить проводимые реформы современного Китая, Вьетнама, да и Кубы.