logo
kniga_pronichev

Займы Российских копаний в 2005 г.

Компания

Кредитор

Сумма

(млрд. долл.)

Целевое назначение

1. Роснефть

Китайские госбанки (через Внешэконом-банк)

6

На покупку Юганскнефтегаз

2. Газпром

Еврооблигации

1

З.Роснефть

ABN Amro, Barclays

2

Для финансирования краткосрочной задолженности компании

4.Роснеф-тегаз

ABN Amro, Dr KW JP Morgan, Morgan Stanly

7,5

Для приобретения акций Газпрома (в размере 10,7%) от лица правительства РФ

5. Газпром

Drescher Bank, ABN Amro, Morgan Stanly, Goldman Sachs Lirst Boston, Cilibank

13,1

На закупку 77,6% акций Сибнефти

6. Лукойл

Ciligroup

2

На покупку нефтяной компании Nelson Resourcos

7. Газпром

Еврооблигации

1

8.Сбербанк

ABN Amro HSB Bank

1

Для корпоративного финансирования

Чистый ввоз (превышение ввоза над вывозом) частного капитала в Рос­сии в 2005 г. составил 0,3 млрд. долл. (в 2004 г. вывезено 8 млрд. долл.).

По данным Банка России, в 2005 г. приток капитала в основном был обеспечен банковским сектором - 5,3 млрд. долл. (в 2004 г. - 3,5 млрд. долл.).

В 2001 - 2005 гг. внешний долг российских государственных компаний возрос с 570 млн. долл. до 20 млрд. долл. По прогнозам Минфина РФ он мо­жет увеличиться до 36 млрд. долл., а ныне вырос еще больше.

По данным Министерства финансов РФ государственный внешний долг (включая долг СССР) на начало 2006 г. составил 86,8 млрд. долл., в том числе 22 (млрд. долл) странам-членам Парижского клуба, (долг СССР - 26,4) странам, не вошедшим в Парижский клуб - 6, международным финансовым организациям - 5,8, коммерческая задолженность - 2,2 еврооблигационные займы - 31,5, ОВГ ВЗ - 7,1, по кредитам Внешэкономбанка, предоставлен­ным за счет средств банка России - 4,3.84

В то же время Россия продолжает внешние заимствования на самые разные цели. Во Всемирном банке Россия взяла кредиты за 10 лет сотрудни­чества 14 млрд. долл. Всемирный банк финансирует реформу ЖКХ, кадастр земли и недвижимости, банк сотрудничает и напрямую с регионами России. В настоящее время Всемирный банк финансирует 25 проектов. Не­давно Совет банка одобрил финансирование еще семи российских проектов на общую сумму 900 млн. долл. на модернизацию казначейства, налогового администрирования, таможни, гидрометеорологических услуг, судоходства, здравоохранения, образования, социальной защиты населения и системы ре­гионального развития. Парадоксально, но факт. Мы просим и берем займы и кредиты в международных финансовых организациях, а наш капитал совершенно бесконтрольно утекает за границу. Даже в 2011 г. отток капитала из России составил 82,4 млрд. долларов и триллион отмытых рублей были тайно переправлены за границу ( Источник: БИКИ. 28 января 2012; Аргументы и факты. 2012, № 5).

В-третьих, благоприятная конъюнктура мирового рынка нефти и час­тично долговая дипломатия России позволили за последние годы несколько смягчить проблему внешней задолженности страны. Для России эта пробле­ма появилась с развалом СССР, наследованием обременительной внешней задолженности, которую «нажила» бездумная горбачевская перестройка и неплатежеспособностью других стран СНГ. Россия в конкретных условиях становления собственного суверенитета и перехода к рынку была вынуждена взять на себя в полном объеме финансовые обязательства СССР (108,7 млрд. долл. (на апрель 1993 г.), хотя к моменту развала страны внешний долг СССР составлял 76 млрд. долл.). При этом Россия оговорила ряд условий в свою пользу при дележе советской собственности, в том числе и задолжен­ность других стран Советскому Союзу в сумме 145 (по другим данным 160) млрд. долл.

Стремление государств - кредиторов, перед которыми Россия оказа­лась задолжником, поддержать новое демократическое правительство РФ, да и боязнь прихода к власти Компартии России позволили нашей стране в 1992-1998 гг. реструктурировать долги Лондонскому (в 1996/1997 гг.) и Па­рижскому (четырежды в 1993-1997 гг.) клубам кредиторов. В этот период деструктурировался советский долг на сумму около 40 млрд. долл.: общий срок погашения составил 25 лет (до 2020 г.), предусматривался семилетний льготный период, когда погашению подлежали только начисленные процен­ты.

Несмотря на определенное облегчение долгового бремени, Россия была вынуждена в течение 1992-1998 гг. заимствовать в Международном ва­лютном фонде, Всемирном банке, других международных организациях и правительств иностранных государств кредитов на сумму 45,0 млрд. долл. Внешние заимствования страны в 1999 г. выросли до 55 млрд. долл., или в 9 раз по сравнению с 1992 г. В этот период совокупная задолженность достигла 166,2 млрд. долл. Отношение внешнего долга к ВВП России составило 96% и превысило международный «пороговый» уровень. В учебных целях отме­тим, что по методике Всемирного банка «пороговые» показатели внешней задолженности соответствуют; внешний долг к ВВП - 80%, внешний долг к годовому экспорту товаров и услуг - 220%.

Быстрый рост внешней задолженности России при ограниченных воз­можностях по ее обслуживанию привели к неизбежности объявить в августе 1998 г. дефолт по внутреннему и значительной части внешнего долга. Конечно, кризисная ситуация в стране оказалась не в малой степени результатом серьезных просчетов экономической и финансовой политики руководства России, «платой» за неэффективное управление. Ведь до конца 90-х годов фактически отсутствовала грамотная и ответственная долгосрочная государ­ственная политика управления внешним долгом.

Молодое поколение россиян должно знать, что на протяжении 90-х годов в России отсутствовала система, позволяющая направлять иностранные финансовые ресурсы на решение болезненных задач социально-экономического развития страны. Не было механизма эффективного контроля за целевым использованием и своевременным возвратом заемных средств в госбюджет. Это приводило к низкоэффективному и бесконтрольному расходованию внешних кредитов, их расхищению. По признанию бывшего министра экономики РФ Е.Ясина, внешние кредиты служили одним из источ­ников обогащения частных лиц.

Ныне внутренняя ситуация в России и ее положение с внешним долгом существенно изменились. Значительно сократился государственный внешний долг, уменьшилась острота проблемы его погашения и обслужи­вания. Внешний суверенный долг России, включая обязательства ЦБ РФ, снизился со 150,6 млрд. долл. на начало 2000 г. до 105,1 млрд. долл. (а по другим данным до 97,4 млрд. долл.) к январю 2005. Отношение внешнего долга к ВВП страны на 1 января 2005 г. составило 36,3%, а к экспорту товаров и нефакторных услуг- 104%. Теперь Россия, по методологии Всемирного Банка, входит в группу стран, слабо обремененных долгами. В середине 2006 г, Россия досрочно погасила внешний долг Парижскому клубу в 22 млрд. долл., хотя за это пришлось дополнительно выплатить 1 млрд. долларов.

К значительным позитивным изменениям во внешнем долге России следует отнести уменьшение удельного веса государственной задолженности до 49,7% против 83,7% в 2000 г. к валовому внутреннему продукту. К сожалению, внешний долг предпринимательского сектора и банков возрастает. За 2000-2004 гг. внешние заимствования нефинансовых предприятий возросли на 52,6 млрд. долл., а банков - на 16,5 млрд. долл. Этот факт снова вводит страну в число крупнейших мировых должников. На начало 2005 г. внешний долг российских нефинансовых компаний вырос до 73,7 млрд. долл. и банков - до32,5 млрд. долл., а ныне совокупный внешний долг России на 14 млрд. долларов превысил объем ВВП.

Такое положение России, как внешнего задолжника может усугубиться и очередной иллюзией наших младореформаторов, толкнувших в свое время торопливо и безоглядно вступить в Парижский клуб в 1997 г. Надежда была на более быстрое возвращение долга развивающихся стран (зарубежных финансовых активов (ЗФА)) бывшего долга СССР. Ныне наиболее легкие ресурсы возврата этого долга уже практически исчерпаны, а значительная часть этих средств либо уже списана по линии Парижского клуба, либо оспаривается странами - задолжниками. В результате ЗФА уже сократились до 82 млрд. долл. От России требуется более активно использовать дипломатический ресурс по отношению к зарубежным должникам в целях возврата России их внешнего долга, да и следует осмотрительнее быть при списании долга как политически, так и экономически. Однако мы ведем себя излишне щедро. Так, в феврале 2006 г. на совещании министров финансов «большой восьмерки» Россия выступила с инициативой досрочной выплаты Парижскому клубу 11-12 млрд. долл., а эти средства направить в ассоциацию экономического развития. Попутно высказано желание и дальше списывать внешний долг бедным странам. Некоторое представление о его списании в рамках Парижского клуба можно получить из ниже следующей таблицы, учитывая, что некоторые списания повторялись, а соответственно и сокращалась сумма внешнего долга в России.

Однако вначале приведем данные о внешнем долге России на 1 января 2011 г. (таблица 60-а)

Таблица 60-а