logo
kniga_pronichev

4.2 Международная экономическая интеграция и ее этапы.

Современный этап интернационализации и глобализации хозяйственной жизни в мировой экономике имеет много форм проявления. Одной из ведущих тенденций этого процесса является международная экономическая интеграция. Слово «интеграция» заимствовано из латинского языка (integration - сведение частей в единое целое) и довольно часто употребляется в обществоведческой литературе с разными смысловыми оттенками. Говорят и пишут об интеграции науки с производством, сельского хозяйства с перерабатывающей промышленностью и т.д. Нас в данном случае интересует внешнеэкономический аспект интеграции.

Международная экономическая интеграция представляет собой объективный, осознанный и направляемый процесс сближения, а в перспективе и слияния национальных экономик ряда стран в единое экономическое (хозяйственное) пространство при активной роли государств. Что же составляет объективную основу интеграционного процесса? К экономической интеграции современное мировое хозяйство подошло в результате поступательного развития производительных сил общества, на которые оказывают растущее влияние различные факторы. Во-первых, углубление международного разделения труда усиливает взаимозависимость хозяйственных комплексов разных стран, о чем говорилось в теме 2 настоящего учебного пособия.

Во-вторых, к таким же результатам приводит и развивающаяся вглубь и вширь внешняя торговля. В-третьих, доминирующей предпосылкой экономической интеграции стала научно-техническая революция. НТР позволяет выпускать промышленное оборудование с огромной производственной разрешимостью. Однако крупномасштабность производства требует емкого внутреннего рынка. Специалисты разных экономических школ едины в одном: чтобы создать эффективно функционирующий хозяйственный комплекс с учетом возможностей и требований научно-технической революции, надо иметь до 200 млн. потребителей. Здесь проявляет себя эффект масштабности производства. Речь идет о том, что ныне производительные силы общества перерастают национальные границы, вступают в противоречие с политикой и состоянием национальной замкнутости. Национальные интересы начинают находить свое выражение в интернационализации хозяйственной жизни. Политика опоры на собственные силы становится регрессом в поступательном развитии современного общества. Экономическая интеграция удачно разрешает противоречие между политикой автаркии и реальностью национальных интересов через национальную замкнутость и объективным процессом глобализации в мировом хозяйстве. Эти процессы подводят к тому, что судьба мини-государств недолговечна, а дезинтеграционные явления, особенно проявляющиеся на гребне агрессивного национализма и приведшие к «балканизации» (распаду) Югославии, Чехословакии и СССР,

на фоне доминирующей в мировом хозяйстве интернационализации хозяйственной жизни вряд ли носят прогрессивный характер.

Международная экономическая интеграция характеризуется рядом присущих ей черт. Во-первых, она имеет региональный характер, т.е. региональность пространственных масштабов. Это объясняется наличием объективных предпосылок для сближения, а в будущем и слияния национальных экономик, которые формируются чаще и легче всего в тех территориально-хозяйственных сегментах мирового хозяйства, где межстрановые экономические связи приобрели постоянный и рыночный характер, достигли значительной зрелости, а производственная сфера обладает идентичной или близкой к ней технической оснащенностью. В качестве одного из примеров интеграции является Европейский Союз (ЕС).

Во-вторых, для экономической интеграции характерно взаимопроникновение, взаимопереплетение, сращивание и взаимодополняемость национальных производственных процессов. Эти признаки интеграции охватывают производственную, научно-техническую, инвестиционную, финансово-коммерческую и иные сферы деятельности.

В-третьих, особенностью международной экономической интеграции является широкое развитие и углубление специализации и кооперации производства, науки и техники на базе прогрессивных и глубоких форм их проявления.

В-четвертых, для зрелой, продвинутой формы интеграции характерно формирование единой хозяйственной системы, обладающей потенциалом саморегулирования и самовоспроизводства, саморазвития всего комплекса факторов производства. Основу таких процессов составляют экономический интерес самостоятельных хозяйствующих субъектов на макро- и микроуровнях, международное разделение труда и расширяющиеся международные экономические отношения.

В-пятых, помимо экономических проявлений или признаков, МЭИ поддерживается и развивается скоординированной политикой государств - членов той или иной интеграционной группировки. Государства-интеграторы вынуждены целенаправленно регулировать интеграционные процессы, коллективно разрабатывать и реализовывать внутри- и внешнеэкономическую стратегию и политику. К разработке и проведению скоординированной внешнеэкономической политики и стратегии интегрирующихся государств подводит и неизбежность взаимного приспособления, «притирания» национальных экономик разных стран друг к другу через оптимальные варианты межстранового разделения труда.

Политик страны, будучи выражением объективных экономических потребностей, может оказаться определяющим интеграционным фактором.

Это касается и степени участия страны в процессах интеграции, и самого факта вступления (невступления) страны в ту или иную экономическую группировку государств. Политические мотивы в инициировании экономической интеграции наиболее рельефно просматриваются в обширной зоне развивающихся государств в Африке, Латинской Америке. Несмотря на низкий уровень развития производительных сил в рамках государств, отсутствие или крайне слабое межстрановое разделение труда, вопреки сохранившимся тесным хозяйственным связям с бывшими метрополиями и другими промышленно развитыми странами, развивающиеся государства создают региональные экономические группировки, о чем предметнее будет сказано в следующем параграфе темы. Интеграция промышленно развитых, равно как и экономически отсталых государств, не только свидетельствует об интернационализации хозяйственной жизни мирового сообщества, но и ускоряет этот процесс.

Однако было бы отклонением от реальности абсолютизировать роль политического фактора в интеграционных процессах. Именно об относительной независимости от политики говорят уровни экономической интеграции. Наряду с общегосударственным, межстрановым макроэкономическим (государственно-корпоративным) уровнем интеграционный процесс осуществляется и на частно-фирменном, микроэкономическом уровне. Открытая экономика предполагает демократизацию внешнеэкономических связей как на государственном, так и на уровне низовых субъектов хозяйствования.

Наконец, международная экономическая интеграция характеризуется нарастающей этапизацией. Поэтому нередко в экономической литературе авторы выделяют не этапы, а формы или виды интеграции. При этом подчеркивается, что каждая новая форма или вид (тип) экономической интеграции занимает строго определенное историческое место в интеграционном процессе, знаменуя собой его дальнейшее углубление. В современной теории МЭО в отдельных учебниках выделяют четыре формы (вида), или этапа экономической интеграции26, в других интеграционный процесс характеризуют через пять этапов, или типов27. Мы разделяем последнюю точку зрения, потому попытаемся представить интеграционный процесс в пятиэтапном развитии.

При анализе форм (видов, типов), или этапов интеграционного экономического процесса на стыке ушедшего и наступившего столетий мы исходим из того, что этапизация интеграционного процесса строится на количественных и качественных изменениях.

Несмотря на различия в оценке числа этапов, во всех упомянутых учебниках и учебных пособиях единодушно признается, что исходным видом, или этапом, МЭИ является зона свободной торговли (ЗСТ). Данный этап представляет собой зону, в пределах которой группа стран

поддерживает свободную беспошлинную торговлю.28 Во-первых, страны, договорившиеся о создании ЗСТ, равно как и страны, позднее присоединившиеся к такому соглашению, на взаимной основе отменяют таможенные тарифы и квоты на экспорт и импорт товаров по согласованному списку взаимной торговли. Во-вторых, в отношениях с третьими странами участники ЗСТ определяют и проводят самостоятельную внешнеэкономическую политику. Поэтому на первом этапе международной экономической интеграции между странами - интеграторами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие страну происхождения обрабатываемых таможней товаров при пересечении государственной границы и соответственно препятствующие льготному ввозу товаров из стран - не членов ЗСТ. В-третьих, как правило, конкретные соглашения о создании таких зон предусматривают постепенность (в течение 5-10-15 лет) полной отмены таможенных и количественных ограничений. В-четвертых, в зонах свободной торговли утверждается принцип взаимного моратория на повышение пошлин. Практическое применение данного принципа означает, что партнеры не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины или вводить иные торговые барьеры во взаимной торговле участников ЗСТ.

Вторым этапом (а значит, и формой) международной экономической интеграции является таможенный союз (ТС). Таможенный союз -соглашение двух или нескольких государств об упразднении таможенных границ и пошлин между ними и введение единого таможенного тарифа на внешних границах союза третьих стран .29 Из такого определения следует, что, во-первых, создание таможенного союза является логическим завершением и институциональным оформлением торгово-экономического блока. Таможенные службы на внутренних границах устраняются, а их функции передаются соответствующим службам на внешних границах. В практике внешней торговли создается единое таможенное пространство в рамках стран-участниц ТС. Во-вторых, в таможенном союзе формируется политика коллективного протекционизма, что, несомненно, сближает национальные экономики таможенно-союзных государств с выходом на изменения не только в структуре потребления, но и производства. Отсюда, в-третьих, отмена внешнего тарифа рекультивирует цены, что вызывает переориентацию ресурсов и в потреблении, и в производстве. При такой ситуации производство рационализируется в соответствии с законом сравнительных преимуществ. Поэтому разработчики технологий в странах таможенного альянса идут на проведение совместных исследований. Кроме того, единые таможенные тарифы унифицируют и инвестиционный климат, особенно для привлечения инвестиционного капитала, что также не может не сказаться на производстве.

Наконец, в отличие от ЗСТ на интеграционном этапе в форме таможенного союза создаются наднациональные органы, которые призваны разрабатывать, координировать и контролировать деятельность отдельных сфер внешней торговли и производства.

Третьим этапом экономической интеграции признана более сложная ступень - общий, или единый, рынок. Будучи более продвинутой формой экономической интеграции, общий рынок вбирает в себя все интеграционные достижения зоны свободной торговли и таможенного союза, обретая специфические, только ему присущие черты. В дополнение к беспошлинному движению товаров к ним относится свободное перемещение через национальные границы услуг и всех факторов производства, включая капитал, рабочую силу, технологии, информацию. Именно на этом этапе создается экономический союз, формируется единое рыночное пространство. Однако среди множества интеграционных группировок пока только в Европейском союзе на практике была реализована данная форма интеграции. Поэтому практические оценки и обобщения в теории интеграции делаются в основном на этом единственном опыте, что, конечно, не исключает, а даже предполагает дальнейшее обогащение и практики, и теории общего рынка, как только другие интеграционные альянсы достигнут данного этапа сближения национальных экономик.

Из опыта европейской интеграции следует, что перерастание таможенного союза в общий рынок был связан не только с чисто экономическими, но и политическими факторами. В первую очередь это касается формирования специальных, в том числе наднациональных органов управления и контроля. В общем рынке Европейского Экономического сообщества - так оно тогда называлось - учрежден Европарламент, Совет Министров, Еврокомиссия, Суд, Европейский Союз, краткая характеристика которых будет дана в следующем параграфе учебного пособия.

Весьма допустимо предположить, что при вступлении других интеграционных группировок государств в данную форму будут создаваться иные межгосударственные институты управления, контроля, разработки и координации интеграционной политики. В практике Евросообщества возникла необходимость разработки общей политики развития отдельных отраслей и секторов экономики, хотя в целом для этой формы интеграции характерно лишь согласование экономической политики. Выбор отраслевых приоритетов диктуется интересами последующего закрепления экономической интеграции.

Из опыта Евросообщества вытекает также целесообразность формирования общих фондов, содействующих социальному и

по гармонизации и унификации национальных законов. Значит, уже на третьем этапе интеграции сближается не только экономическая, политическая, но и законодательная основа жизни национально-

территориальных государств. При этом директивные установки, адресуемые государствам-членам общего рынка, обязательны для исполнения, но за каждой страной сохраняется свобода выбора форм и методов их реализации.

В условиях рыночной экономики важной задачей надгосударственных институтов является введение системы мер, предотвращающих нарушение норм регулирования конкуренции. В области конкурентной политики принимаемые решения, предписываемые действия государству - члену интеграционной группировки, юридическому или физическому лицу, носят обязательный характер.

Четвертый этап международной экономической интеграции происходит (опять же на примере Евросоюза) в форме экономического союза. С учетом достигнутых результатов трех предыдущих этапов или форм интеграции этот этап характеризуется своими более зрелыми чертами. Во-первых, завершается договоренность о проведении совместной торговой, а затем и в целом экономической политики по отношению к странам-аутсайдерам. Во-вторых, в экономическом союзе достигается унификация системы регулирования экономики. В-третьих, данная ступень экономической интеграции предполагает проведение единой внешней политики стран-участниц, что открывает более широкие возможности для взаимовыгодного сращивания экономических и политических сил и средств в интересах хозяйственного развития каждой из стран - участниц и всего союза в целом. Тем самым создается политико - экономический союз стран-интеграторов.

Сторонники четырехэтапной концепции интеграции приписывают данной форме еще одну черту - создание Валютного союза с введением единой коллективной валюты.

Приверженцы пятиэтапной интеграции выделяют самостоятельный этап (а значит, и форму) интеграции. Причем в теории интеграции пока еще нет единого названия данной интеграционной формы. Одни называют ее Экономическим и Валютным Союзом, другие - полной экономической интеграцией.

Для полной экономической интеграции, которая, безусловно, будет иметь свои ступени продвинутости - от современной, начальной до более высокой и зрелой ступени завершения интеграционного процесса, создания некой федерации государств - характерны следующие признаки:

1. Создание Валютного Союза и введение единой коллективной

валюты, проведение одинаковой валютной политики, создание

(применительно к Евросоюзу) Единого Центрального Банка, который с

Центральными банками стран- интеграторов или аналогичных им финансовых институтов образует Единую систему центральных банков всех

этих государств.

  1. Унификация законодательной базы в области налоговой системы, стандартизации продукции, правил техники безопасности антимонопольной политики, трудового законодательства и т.д.

  2. Переход от свободы перемещения рабочей силы из одной страны в другую к единому гражданству в рамках интеграционной группировки, чем закладываются основы создания конфедерации государств.

  3. Расширение распорядительных полномочий надгосударственных органов управления и контроля.

  4. Отказ в решениях, принимаемых соответствующими правительственными органами, от протекционизма и любых форм преференций в отношении отечественных субъектов хозяйствования. Государство-интегратор должно отдавать предпочтение в деловых связях не отечественным продуцентам и поставщикам, а тем фирмам любой другой страны-участницы интеграции, которые предложат наиболее выгодные условия выполнения государственного или частного заказа. Принципы общерыночного механизма доминируют над принципами и соображениями национального протекционизма.

Завершается характеристика этапов или форм интеграции обобщенной таблицей.

Таблица 4.2

Этапы (формы) международной экономической интеграции

Признаки этапа (формы) интеграции

зст

ТС

Общи

й рынок

Эконом

ический

союз

Полная

интегр

ация

1. Свободная торговля внутри союза

Да

Да

Да

Да

Да

2. Единые тарифы и квоты к третьим странам

Нет

Да

Да

Да

Да

3. Свободное движение факторов производства внутри страны

Нет

Нет

Да

Да

Да

4. Согласование экономической политики стран-интегрантов

Нет

Нет

Да

Да

Да

5. Единая экономическая

политика стран-участниц, т.е. создание политического союза

Нет

Нет

Нет

Да

Да

6. Создание и деятельность надгосударственных органов управления и контроля

Нет

Нет

Да

Да

Да

7. Валютный союз и введение единой коллективной валюты

де-факто

Нет

Нет

Нет

Нет

Да

8. Унификация; законодательной

Нет

Нет

Нет

Нет

Да

базы в области налоговой

системы, стандартизации

продукции,антимонопольной

политики,трудового

законодательства

9. Установление единого

гражданства в рамках

Нет

Нет

Нет

Нет

Да

интеграционного союза

Характеристику современного интеграционного процесса начнем с наиболее продвинутого этапа и более зрелой формы интеграции. Наиболее наглядным примером развития интеграции на этом этапе является Европейский Союз. Мотивы и истоки возникновения западно-европейского объединения, этапы его развития оставим на хлеб историкам, а потому перейдем к рассмотрению того, что из себя представляет Евросоюз сегодня, с чем он завершал XX столетие и вступил в неведанный XXI век. Если XX век был веком локальных конфликтов и двух самых разрушительных в истории человечества мировых войн, то XXI век наверняка окажется менее идеологизированным, менее политизированным, менее агрессивно-захватническим, но более прагматичным. Именно здравый прагматизм привел в один хозяйственный клуб французов и немцев, не раз скрещивавших шпаги за национально-агрессивные интересы. Практичнее становится индивид, прагматичнее становится и государство, его внешняя, в том числе и внешнеэкономическая политика. Соображения политико-экономического прагматизма и нашли свое воплощение в евросоюзной интеграции.

В настоящее время в состав ЕС входят 27 стран с общей численностью населения более 500 млн. человек. Свыше полутора десятков стран высказывают желание вступить в Европейский Союз. Современная ситуация в Евросоюзе характеризуется рядом особенностей.

Продолжается реализация Единого европейского Акта, подписанного в конце 1986 г. и вступившего в силу 1 июля 1987г. Этот документ определил долговременную интеграционную стратегию Евросоюза. В первой части этого документа сведены воедино вопросы экономической интеграции и европейского политического сотрудничества. Вторая часть Акта содержит положения институционального характера - в ней излагается процедура взаимодействия между Евросоветом, Европейской Комиссией и Европарламентом, особенно в части принятия решений. Был провозглашен отказ от принципа единогласного принятия решений. Наконец, третья часть

Единого европейского Акта посвящена сотрудничеству в области внешней политики, разработке общего внешнеполитического курса стран ЕС. Задачи, изложенные в Акте, по мере надобности концентрируются и дополняются. В частности, в целях создания единого рынка Еврокомиссией был разработан специальный план, состоящий из 300 мероприятий по устранению различий

и препятствии в торгово-экономической сфере. Выполнение этого плана в значительной мере характеризует современное состояние евроинтеграционного процесса. Новым в нем является лишение правительств стран-интеграторов права действовать в национальных интересах в области импортного контроля в ущерб единой внешнеторговой политики. Существенны подвижки в сфере финансовых услуг. С 1993 г. любой банк-резидент получил право на выполнение всех банковских операций в каждой стране-члене ЕС, либерализованы страховая деятельность, рынок услуг. Полностью устранен контроль за передвижением граждан ЕС по всему территориально-экономическому пространству и отменен визовый режим.

Среди новых элементов интеграционной политики должное место отводится налоговым проблемам. Основной акцент делается на структуру налогообложения, то есть деление на налог, добавленную стоимость и акцизы. Потребуется решить нелегкую задачу регулировки национальных ставок НДС, их сближения на взаимоприемлемом уровне.

Реализуется и углубляется общая политика в области сельского хозяйства, рыболовства, транспортных услуг, охраны окружающей среды, энергетики, внешней торговли, а также в сферах, относящихся к конкуренции, таможенной и социальной политике.

В актив современного этапа интеграции следует вписать и реализуемый Маастрихтский договор о Европейском Союзе, принятый в декабре 1991 г. В соответствии с этим договором учреждены:

1.Единое европейское гражданство - все граждане государств-интеграторов приобретают гражданство ЕС (на сей счет имеется перечень соответствующих прав);

2.Политический союз, находящий свое выражение в общей внешней политике, повышении роли европарламента, общей политики в области внутренних дел и правосудия;

3.Экономический и Валютный союзы.

Поэтому для современного этапа евроинтеграции характерен плавный переход к экономическому и валютному союзу, т.е. к этапу полной, завершенной интеграции. Экономический и Валютный Союз будет основан на единой валютно-финансовой политике стран-членов объединения по внедрению единой европейской валюты «Евро». Настает жизненная потребность денежного валютного регулирования в ЕС на надгосударственном уровне, которое бы опиралось на единую денежную единицу. В этой связи формируется двухуровневая система банков, в состав которой входит учрежденный Европейский Центральный Банк (ЕЦБ) и центральные банки стран – членов ЕС.

Обращает на себя внимание планируемая поэтапность перехода к Экономическому и Валютному Союзу: подготовительный до января; 1996 г. организационный - до января 1999 г. и заключительный - до 2002г. При

этом для присоединения к Валютному Союзу выдвигается ряд обязательных требований к каждой стране-интегратору, равно как и кандидату на вступление в ЕС:

  1. Планируемый или фактический бюджетный дефицит не должен превышать 3 % ВВП в рыночных ценах.

  1. Государственный долг - не более 60 % ВВП в рыночных ценах.

  1. Годовая инфляция в размере не выше 1,5 %, усредненного уровня инфляции трех стран с наиболее низкими ее темпами.

  2. Средняя номинальная величина досрочной процентной ставки за год не выше 2 % усредненного уровня этих ставок в трех странах с наиболее низкими темпами инфляции.

  3. Участие в системе совместного колебания валютных курсов не менее двух лет (установленные пределы колебаний составляют ± 2,25 %).

Из-за существенных различий таких показателей по странам следует сделать вывод о том, что вступление в Валютный Союз будет осуществляться не одновременно, а по мере созревания таких условий в той или иной стране. В настоящее время Великобритания и Дания не присоединились к валютному союзу, а Швеция сентябрьским (2003 г.) референдумом отказалась вводить евро. Сейчас в еврозону входит 17 из 27 стран ЕС.

В целом Европейский союз (Евросоюз, ЕС) - экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплен Маастрихтским договором в 1993 году на принципах Европейских сообществ. С пятьюстами миллионами жителей доля ЕС как целого в мировом ВВП составляла в 2009 году около 28 % (16,4 трлн. $) по номинальному значению и около 21 % (14,8 трлн. $) - по паритету покупательной способности.

С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля между 22 странами-членами Шенгенским соглашением. Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. Семнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту - евро, образовав еврозону, которая с середины 2011 г. переживает далеко не лучшие

времена из - за большой внешней задолженности ряда стран еврозоны Греции, Испании, Португалии, Италии.

Будучи, субъектом международного публичного: права, Союз имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров. Сформирована общая политика и политика безопасности, предусматривающая проведение согласованной внешней и

оборонной политики. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии ЕС, действуют правительства в Организации Объединенных Наций, ВТО, Большой восьмерке и Группе двадцати. Делегации ЕС возглавляются послами ЕС.

В Европейский союз, как мы уже отметили, входят 27 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция и Эстония. Причем, страны-члены ЕС имеют очень большой разрыв в душевом производстве ВВП, в чем можно убедиться, проанализировав таблицу 4.3.

Таблица 4.3

Общий объем произведенного ВВП в ЕС и его душевое