logo
kniga_pronichev

Проничев и.К.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Учебное пособие

для студентов экономического и управленческого профиля

Сыктывкар 2012 г.

От автора.

Правда и честность никогда

не подвергаются инфляции.

На протяжении двух последних десятков лет в учебниках и учебных пособиях по мировой экономике и международным экономическим отношениям, а также в справочной литературе, на наш взгляд, незаслуженно опущены некоторые явления и процессы, происходящие в системе современного всемирного хозяйства. В первую очередь это относится к оценке современной эпохи, как эпохи доминирования глобализирующегося рыночного хозяйства. Даже страны, сохранившие социалистический путь развития, в качестве регуляторов производства объявляют рынок и государство и реализуют их на практике. Это, во - первых. Во – вторых, наша эпоха стала периодом общего кризиса и ликвидации советской модели социализма в странах Восточной и Юго-Восточной Европы, а также на обширном географическом и экономическом пространстве бывшего СССР и в Монголии. Однако де-факто социалистический выбор сохраняется и успешно развивается в Китае, Социалистической Республике Вьетнам, да и Республика Куба поворачивает в сторону рыночных реформ, не отказываясь от строительства социализма. Конгломерат командной системы советского типа с идеями чухче (самостоятельность в строительстве социализма при опоре на собственные силы) практикуется в Корейской Народно – Демократической Республике. Наличие группы социалистических государств в типологии стран мирового хозяйства почему-то отсутствует в отдельных учебниках. Важный индикатор мирового хозяйства – путь социально- экономического и общественно - политического развития государств вообще не столько опущен, сколько упущен. Умолчание о существовании и развитии социалистических стран дезинформирует обучающуюся молодежь о разнообразии государств в подсистеме мировой экономики и международных экономических отношений. Третье. В обширной подсистеме мировой экономики – в развивающихся странах возникали и появляются новые социально-экономические государства, которые не вписываются ни в капиталистическую, ни в четко обозначенную социалистическую систему хозяйствования, хотя в 60-80 годы в СССР такие страны оценивались как страны социалистической ориентации или некапиталистического пути развития. Попытки пойти по такому пути развития предпринимались в Алжире, Анголе, Афганистане, Бенине, Бирме, Гане, Гвинее, Гвинее – Бисау, Кооперативной Республике Гайана, Демократической Республике Йемен (до мая 1990г.), Демократической Республике Сан – Томе и Принсипи, Чили, Эфиопии.

Однако после развала СССР в подавляющем числе этих стран национально - демократические режимы были свергнуты либо путем внутренних переворотов, либо (хотя это было реже) путем парламентских выборов. В свое время эти страны пользовались политической, экономической и дипломатической поддержкой Советского Союза. Ныне такой путь развития проходит Лаосская Народная Демократическая Республика в Азии, а в Латинской Америке – Венесуэла (Боливарианская Республика Венесуэла), Республика Боливия и Республика Никарагуа объявили о строительстве «социализма ХХI века».

В этих и некоторых других странах Латинской Америки, Африки и Азии декларируются и своеобразно реализуются в форме поиска социалистической ориентации. Мы, вышедшие из советской модели социализма, сейчас потеряли осознания подлинных идей социальной справедливости и не очень четко представляем, а что такое реальный, недогматический социализм и где он существует и существует ли?

Проводя типологию современных государств, нелогично умалчивать эти социально- экономические и общественно - политические реалии нашего времени в учебных курсах по мировой экономике и международных экономических отношений.

Настало время осознать, что в начале ХХI столетия мировая экономика характеризуется многообразием социально-экономических и политических систем не только одной капиталистической направленности, но и поиском других, альтернативных путей прогресса. Реально существующий социализм и современный капитализм находятся в одной и той же исторической эпохе и будут вынуждены длительное время поддерживать взаимные контакты, приглушая деление стран на «измы».

И четвертое. Внешняя политика Запада и прежде всего США формально устремлена к насаждению в мире демократии, а по факту демонстрируется некое подобие неоконолонизации, связанная с территориально - экономическим переделом мира. Ярким примером того служит неспровоцированная агрессия против Ирака и усиленное (хотя и мало успешное) навязывание фактически оккупированной стране проамериканского президента, то же самое делается в Афганистане. К сказанному следует добавить солидарные акции, очень похожие на воздушную интервенцию США, Франции, Великобритании и некоторых других стран НАТО в Ливии, массированное, в том числе финансово – экономическое давление и угроза применения вооруженных сил в отношении Сирии. Случайным ли является совпадение, что в упомянутых странах утвердились режимы, проводившие независимую от США политику и заигрывающие с идеями социализма (ведь правящая партия в Ираке, Сирии назывались «Баас» - партией социалистического возрождения), а Ливия официально и по дипломатическому протоколу называлась Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирией. Еще раньше вооруженным акциям США и НАТО подверглась Югославия. Спрашивается: против каких политических сил на мировой арене выступает американская демократия?

И последнее по счету, но не последнее по важности. Наша молодежь и прежде всего российское студенчество должны хорошо представлять геополитическое положение своей Родины. США по – прежнему проводят ужимание международных политических и экономических позиций в мире, настойчиво приближая ракетные и противоракетные комплексы к нашим границам.

Имеются соседние или территориально близко расположенные к нашим границам страны, правящие круги которых оказались в форватере внешней политики США и НАТО и которые способствуют реализации их военно-политической стратегии. Наконец, развал СССР увеличил число государств, имеющих территориальное притязание к современной России. И такие реалии геополитической позиции страны нельзя предать забвению в типологии государств первых и последующих десятилетий ХХI веке.

В данном учебном пособии автор попытается восполнить эти упущения в типологии современных государств, касающихся характеристики мировой экономики и международных экономических отношений первых десятилетий ХХI века.

к.э.н., профессор – Проничев И.К.

Предисловие.

Предполагаемое учебное пособие, предназначенное для студентов бакалавриата по направлению подготовки «Экономика», содержит как общекультурные, так и профессиональные компетенции. В рамках общекультурных компетенций (ОК) студенты получают знания о процессе становления мирового хозяйства, его эволюции, экономическом содержании мировой экономики на каждом этапе развития, о доле и месте международных экономических отношений в формировании мирового хозяйства и влиянии мирового хозяйства на современные экономические отношения. Прослеживая изменения, происходящие в мировой экономике и международных экономических отношениях, студент вырабатывает внешнеэкономическое мышление, навыки к обобщению процессов и явлений, происходящих как в мировом хозяйстве в целом, так и в его доминантном сегменте – международных экономических отношениях.

Анализируя основные субъекты мирового хозяйства и МЭО – государства, их национальные экономики, транснациональные корпорации, международные экономические интеграционные группировки государств, международные экономические и финансовые организации, - студент воспринимает изложенную в лекционном курсе, на практических занятиях, учебниках, учебных пособиях, периодических изданиях информацию и глубже понимает содержание учебного материала.

Что касается Профессиональных компетенций (ПК), то они также многогранны.

Профессиональные компетенции предполагают выработку и закрепление способности студентов собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих субъектов. Это, во-первых.

Во-вторых, в профессиональную компетенцию студента бакалавриата входит умение анализировать и интерпретировать макро – и микроэкономические показатели отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции к их изменению, максимально привязывая к внешнеэкономической деятельности.

В – третьих, в ПК включаются также приобретение студентами бакалавриата навыков составлять информационные обзоры, аналитические отчеты о потенциальных или реальных зарубежных партнерах.

Наконец, выпускник бакалавриата по специальности «экономист» должен знать процедуру выхода фирмы на внешний рынок и уметь оформлять все требуемые документы для ее участия в той или иной форме в международных экономических отношениях.

В целях более глубокого освоения общекультурных и профессиональных компетенций студентами бакалавриата по тексту выделены базовые категории и перечислены основные компетенции по каждой изучаемой теме.

Излагаемый теоретический материал автор попытался снабдить современной статистической и фактологической иллюстрацией.

По всему тексту учебного пособия, но особенно в разделах тем 1, 3, 4, 12, 13, 14 трактовка отдельных явлений и категорий излагается в дискуссионном ракурсе, полагаясь на творческую готовность студентов аргументированно определить собственную точку зрения. Тем самым на занятиях, особенно семинарских, создается дискуссионная атмосфера и достигается свобода слова и мысли. Главным требованием такого подхода и метода усвоения учебного материала является доказательность избранного подхода, а методологически демонстрируется должная в данном случае интеллектуальная свобода в обучении.

По тексту учебного пособия в конце изложения каждой темы дается предельно краткое резюме, поставлены контрольные вопросы, связанные с базовыми понятиями и компетенциями, а также содержится список дополнительной литературы по каждой теме.