logo
kniga_pronichev

Прямые иностранные инвестиции в сша, млрд. Долл.

Страны и регионы

1970

1980

1990

2000

2009

Всего

В том числе:

Канада

Европа

В том числе:

Великобритания

Люксембург

Нидерланды

ФРГ

Франция

Швейцария

Латинская Америка

Карибские острова Великобритании

Мексика

Панама

Ближний Восток

Азия и страны Тихого океана

В том числе:

Сингапур

Тайвань

Япония

Африка

13,3

3,1

9,6

4,1

0,3

2,1

0,7

0,3

-

0,2

-

-

-

-

0,4

-

-

0,3

-

65,5

9,8

43,5

11,3

1,9

16,1

5,2

2,7

3,7

6,7

-

-

0,7

0,7

4,7

-

-

4,2

0,01

403,7

27,7

256,5

108,1

1,8

64,3

27,8

19,5

17,5

19,7

3,2

0,6

3,2

4,1

95,1

1,1

0,9

83,5

0,6

1238,6

100,8

332,4

229,7

83,3

152,4

122,8

119,1

81,7

42,7

12,5

2,5

4,0

8,4

194,0

7,7

3,2

163,2

2,1

2319,6

225,8

1685,3

453,9

127,8

238,0

218,2

189,3

189,4

27,9

17,5

11,4

1,1

17,6

361,3

22,9

4,2

264,2

1,7

Источник: Российский внешнеэкономический вестник. – 2011, с.22

Эти изменения дополняются третьим: утвердилась тенденция ко все большей переориентации зарубежных инвестиций на индустриально развитые страны. Ныне на их долю приходится ¾ импорта общемирового показателя предпринимательского капитала, тогда как на развивающиеся страны, где проживает около 80% мирового населения, остается лишь 25 – 30% его импорта.

Наконец, при характеристике международного движения капитала необходимо дифференцировать его и по срокам. По данному критерию международные капиталовложения делятся на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (свыше одного года) и долгосрочные.

В практике международного движения капитала мотивируется не только его экспорт, но и импорт. Цели привлечения иностранного капитала принимающей стороной также весьма многообразны. Они определяются теми приоритетами, которые выделяет каждая страна в программе своего экономического развития. Это может быть индустриализация, повышение уровня технической оснащенности производства, особенно наукоемким оборудованием, обеспечение конкурентоспособности своей продукции на мировом рынке, выпуск импортозамещающей продукции и т.д.

Мировой опыт показывает, что иностранные инвестиции имеют целый ряд преимуществ по сравнению с другими формами транснационализации капитала. Во-первых, они служат источником капиталовложений в производство товаров и услуг, а также в технологии, ноу-хау несут с собой передовые методы управления и маркетинга. Во-вторых, инвестиции в отличие от займов и кредитов не ложатся дополнительным бременем на внешний долг страны-реципиента50, а напротив, способствуют получению средств для его погашения. В-третьих, прямые инвестиции обеспечивают наиболее эффективную интеграцию национальной экономики в мировую благодаря производственной и научно-технической кооперации.

В современном мировом хозяйстве инвестиционные связи служат системообразующим элементом, обеспечивающим прочность и глубину межстранового сотрудничества.

Субъектами вывоза капитала выступают промышленно развитые государства, частные фирмы, иностранные банки, международные финансово-кредитные организации, а ныне и некоторые развивающиеся страны, особенно нефтедобывающие государства.

Экспорт и импорт капитала оказывают противоречивое влияние на участников международного движения капитала. Страна-экспортер капитала (донор) получает дополнительную прибыль за счет инвестиций за рубежом. В то же время страны доноры капитала испытывают ряд отрицательных последствий при вывозе капитала:

а) утечка капитала сопровождается снижением потенциала экономического роста;

б) не повышает, а иногда и снижает уровень занятости;

в) нередко перемещение части капитала за границу не компенсируется притоком иностранного капитала в национальную экономику, неблагоприятно сказываясь на платежном балансе страны.

Противоречивы и последствия страны, принимающей иностранный капитал – страны-реципиента. С одной стороны, рационально привлекаемый иностранный капитал может способствовать экономическому росту страны-реципиента капитала, увеличить занятость, получить и использовать прогрессивные технологии, более производительную технику, эффективный менеджмент, положительно сказывается на платежном балансе.

С другой стороны, иностранный капитал ограничивает сферы приложения отечественного капитала ввозящей страны, увеличивает, хотя и не всегда, внешнюю задолженность, способствует появлению на внутреннем рынке немодных и низкосортных товаров.

В заключение напомним, что транснационализация капитала помимо вывоза происходит и в виде бегства капитала, таким образом, неоднозначны. К их числу можно отнести неблагоприятную политическую и экономическую ситуацию в стране, криминальное происхождение капитала, резкое ухудшение финансовой конъюнктуры, рискованное военно-политическое положение страны. Например, в год «холодной войны» из ФРГ, на территории которой размещались войска НАТО, а им противостояли войска СССР в соседней Германской Демократической Республике, капитал бежал в страны Латинской Америки, Австралию, т.е. страны, удаленные от возможного театра военных действий.

Следовательно, международная миграция капитала может осуществляться не только в форме вывоза, но и в виде бегства капитала. Поскольку бегство капитала в значительной мере происходит в нелегальной форме, оценить его размеры довольно трудно. Для оценки применяют четыре следующих метода:

  1. Общий метод. Бегство капитала оценивается по сумме прироста иностранных активов резидентов (помимо официальных резервов) и статье «Чистые ошибки и пропуски» в платежном балансе.

  2. Долг частного сектора. Оценка ведется, исходя из увеличения внешнего долга за счет переводов банков и небанковских учреждений, и корректируется по статье «Чистые ошибки и пропуски» в платежном балансе.

  3. Метод тщательного анализа. Оценивается сумма краткосрочных переводов капитала из небанковского частного сектора и статьи «Чистые ошибки и пропуски» в платежном балансе.

  4. Обходной метод. Бегство капитала приравнивается к доле иностранных активов резидентов, не декларируемых для налогообложения.

Согласно оценке МВФ по обходному методу, около 2/3 оттока капитала могут рассматриваться как бегство капитала.

Главная причина бегства капитала из страны заключается в том, что за границей ожидаемая прибыль на инвестиции выше. Кроме того, имеются три основные общие побудительные причины. Во-первых, в условиях нестабильной политической обстановки инвесторы опасаются внезапного увеличения налогов или просто национализации активов. Во-вторых, неэффективная экономическая политика может вызвать опасение экономического кризиса. В-третьих, финансовые системы развивающихся стран часто испытывают трудности конкурентной борьбы на иностранных рынках, и некоторые резиденты развивающихся стран предпочитают перейти под юрисдикцию более конкурентоспособных финансовых систем. Также бегство капитала может произойти из-за его криминального происхождения.

Основными каналами бегства капитала являются:

- невозврат валютной выручки под предлогом форс-мажорных и иных обстоятельств;

- необоснованные авансовые отчисления при импорте в счет будущих поставок товаров, нередко вообще не осуществляемых;

- ценовые манипуляции, оставляющие валюту за границей, прикрытые якобы бартерными сделками;

- перечисление на счета иностранных фирм валютных средств в счет оплаты фиктивных услуг;

- занижение контрактной цены при эскорте и ее завышение при импорте;

- внесение страхового депозита в иностранный банк якобы для получения кредита;

- вывоз капитала частными лицами, в том числе с помощью кредитных карточек.

Многие, особенно развивающиеся, страны пытаются удержать капитал, вводя жесткие ограничения на операции с валютой. Однако эти меры редко приводят к успеху – капитал всегда находит способы переместится туда, где ему более комфортно. (А комфортные условия для капитала – большие прибыли и меньшие риски). При ужесточении условий валютного регулирования обычно увеличивается нелегальный вывоз капитала.

Многие развивающиеся страны страдают от бегства капитала, которое лишает их столь необходимых для развития инвестиционных ресурсов.

Отмывание капитала – это действия по легализации незаконно полученных средств. Если вывоз капитала – вполне законный и, в принципе, необходимый для экономики процесс, а бегство капитала – негативно отражающийся на национальной экономике, но объективный процесс, с которым нужно бороться в основном экономическими методами, то отмывание капитала – целиком нелегальный процесс, которому нужно решительно противодействовать, используя весь арсенал средств борьбы с преступными деяниями.

По оценкам ООН, международный криминал отмывает ежегодно около 600 млрд. долл. Объемы и, главное, темпы роста теневой экономики приняли столь угрожающий характер, что объединенные в ОЭСР развитые государства объявили ей тотальную войну.

В 1990 г. ведущие страны приняли Страсбургскую конвенцию Совета Европы «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности». В том же году Специальная финансовая комиссия по проблемам отмывания капиталов (ФАТФ), в состав которой сейчас входят 33 страны – члены ОЭСР и ряд авторитетных международных организаций, выпустила 40 базовых Рекомендаций, устанавливающих общие рамки борьбы с отмыванием денег.

В 90-е годы все страны, входящие в ФАТФ, и большинство стран мира приняли законодательные акты по противодействию отмыванию капиталов, полученных незаконным путем. Законы большинства стран близки по духу и соответствуют принципам Страсбургской конвенции и Рекомендациям ФАТФ. В этих законах регламентируется деятельность финансовых систем, в обязанность которым вменяется идентификация всех подозрительных сделок. За основу принято правило «Знай своего клиента», которое подразумевает установление личности клиента и хранение регистрационных записей по его счетам. Во всех странах основную работу по сбору информации о подозрительных сделках выполняют кредитные организации. Обычно они передают эту информацию некоторой специальной организации, которая является связующим звеном между ними и правоохранительными органами.

В 2000 г. активность международных организаций по противодействию отмыванию заметно увеличилась. Причем для нового этапа характерна концентрация усилий на выявлении и изоляции основных очагов происхождения преступных капиталов.

В движении капитала существенную роль играет экономическая помощь. Она формально классифицируется как официальное финансирование развития и делится на два подвида – официальная помощь развитию и другое – официальное финансирование развития. Различия между ними определяются условиями предоставления средств. Наиболее льготные средства официальной помощи развитию, в меньшей мере – другое – официальное финансирование развития, но и оно более выгодно, чем кредиты, полученные на рынках капитала. Основное место среди различных видов занимает официальная помощь развитию – до 4/5 направляемых средств.

В настоящее время в оказании помощи развитию участвуют все промышленные страны. Страны-доноры предоставляют экономическую помощь за счет бюджетных средств. Наибольшие усилия по оказанию помощи прилагают Скандинавские страны, которые выделяют на эти цели до 1% ВВП. В целом развитые страны направляют на экономическую помощь 0,22% ВВП, и этот показатель в последние десятилетия сокращался, хотя рекомендованный ООН норматив экономической помощи составляет 0,7% ВВП развитых стран. Почти 65% экономической помощи предоставляется в форме даров.

Крупнейшим донором являлась Япония, предоставлявшая развивающимся странам 9 – 13 млрд долл. ежегодно, но после нанесенного ущерба экономике страны землетрясением весной 2011 г. программа помощи может изменится. В течение нескольких десятилетий ведущие позиции в этой области занимали США, страны Европейского Союза.

Экономическая помощь обычно компенсирует недостатки в функционировании рыночных механизмов или невозможность их функционирования в международном масштабе. Часто она направляется на удовлетворение необходимых нужд или на создание инфраструктурных объектов, которые обеспечивают условия для проникновения частного капитала.

Экономическая помощь нередко направляется на осуществление крупных проектов, прежде всего в транспортное строительство, энергетику, связь, другие области возрождающейся экономики.