logo
kniga_pronichev

Оценка внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2011 года (млн. Долл. Сша)

1 января 2010г

1 апреля 2010г

1 июня 2010г

1 октября 2010г

1 января 2011г (оценка)

Всего

467 245

463 754

456 483

475 601

482 976

Органы государственного управления

31 309

31 320

35 451

34 821

34 427

Федеральные органы управления

29 475

28 882

32 964

32 338

32 051

Новый российский долг

26 286

25 732

29 893

29 355

29 165

кредиты международных финансовых организаций

3 788

3 575

3 430

3 264

3 136

МБРР

3 210

3 009

2 883

2 725

2 617

прочие

578

566

547

539

519

прочие кредиты

1 000

901

839

819

777

ценные бумаги в иностранной валюте

20 348

19 876

24 332

23 736

23 736

Еврооблигации 2015, 2018, 2020 и 2028гг. погашения

1 786

1 689

6 161

6 305

6 305

Еврооблигации, выпущенные при реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом кредиторов

18 135

17 760

17 741

16 997

16 997

ОВГЗ – VII транш

427

427

429

433

433

ценные бумаги в российских рублях (ОФЗ)

811

1 050

976

1 218

1 182

прочая задолженность

340

330

315

319

334

Долг бывшего СССР

3 189

3 149

3 072

2 983

2 887

кредиты стран-членов Парижского клуба кредиторов

11

9

9

9

9

задолженность перед бывшими социалистическими странами

1 316

1 280

1 250

1 167

1 112

задолженность перед прочими официальными кредиторами

1 810

1 809

1 762

1 756

1 714

ОВГВЗ – III,IV,Vтранши

1

1

1

1

1

прочая задолженность

50

50

50

50

50

Субъекты Российской Федерации

1 834

2 439

2 486

2 483

2 376

кредиты

1 120

1 056

956

1 062

1 034

ценные бумаги в российских рублях

714

1 383

1 530

1 421

1 343

Органы денежно-кредитного регулирования

14 630

12 226

11 916

12 233

12 392

кредиты

2 370

наличная национальная валюта и депозиты

3 365

3 612

3 524

3 403

3 652

прочая задолженность (распределение СДР)

8 895

8 615

8 392

8 831

8 740

Банки

127 212

129 028

122 118

140 038

144 843

Прочие секторы

294 094

291 179

286 999

288 517

291 314

долговые обязательства перед прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования

45 718

49 714

52 829

53 882

57 133

кредиты

232 096

223 398

214 156

217 191

217 357

долговые ценные бумаги

9 406

10 989

10 404

10 409

10 530

задолженность по финансовому лизингу

2 816

2 738

3 245

2 034

2 248

прочая задолженность

4 058

4 340

6 365

5 000

4 046

Таблица 61

Страна

Дата подписания соглашения

Тип соглашения

1. Бенин

23.04.03 г.

Кельнское (списано 90 процентов долгов)

2. Мали

12.03.03 г.

Кельнское (списано 90 процентов долгов)

3. Никарагуа

13.12.02 г.

Кельнское (списано 90 процентов долгов)

4. Сьерра-Леоне

10.07.02 г.

Кельнское (списано 90 процентов долгов)

5. Буркина-Фасо

20.06.02 г.

Кельнское (списано 90 процентов долгов)

6. Киргизия

07.03.02 г.

Хьюстонское (списание долгов нет, рас­срочка выплат на срок до 20 лет)

7. Танзания

17.01.02 г.

Кельнское (списано 90 процентов долгов)

8. Пакистан

14.12.01 г.

Особые условия

9. Мозамбик

17.11.01г.

Кельнское (списано 90 процентов долгов)

10. Сербия и Черногория

16.11.01г.

Особые условия

11. Йемен

14.06.01 г.

Неаполитанское (списание 67 процентов долгов)

12. Чад

12.06.01 г.

Кельнское (списано 90 процентов долгов)

13. Гвинея

15.05.01г.

Кельнское (списано 90 процентов долгов)

14. Эфиопия

05.04.01 г.

Неаполитанское (списание 67 процентов долгов)

15. Мадагаскар

07.03.01 г.

Кельнское (списано 90 процентов долгов)

16. Грузия

06.03.01 г.

Особые условия

17. Гвинея-Бисау

26.01.01 г.

Кельнское (списано 90 процентов долгов)

18. Пакистан

23.01.01 г.

Хьюстонское (списание долгов нет, рас­срочка выплат на срок до 20 лет)

19. Нигерия

13.12.00 г.

Хьюстонское (списание долгов нет, рас­срочка выплат на срок до 20 лет)

20. Мали

25,10.00 г.

Кельнское (списано 90 процентов долгов)

21, Бенин

24.10.00 г.

Кельнское (списано 90 процентов долгов)

22. Босния и Герцеговина

12.07.00 г.

Неаполитанское (списание 67 процентов долгов)

23. Мозамбик

12.07.00 г.

Лионское (списание 80 процентов долгов)

24. Сан-Томе и Принсипи

16.05.00 г.

Неаполитанское (списание 67 процентов долгов)

25. Танзания

14.04.00 г.

Кельнское (списано 90 процентов долгов)

26. Албания

18.01.00 г.

Особые условия

27. Мозамбик

09.07.99 г.

Лионское (списание 80 процентов долгов)

28. Гайана

25.06.99 г.

Лионское (списание 80 процентов долгов)

29. Замбия

16.04.99 г.

Неаполитанское (списание 67 процентов долгов)

30. Пакистан

30.01.99 г.

Хьюстонское (списание долгов нет, рас­срочка выплат на срок до 20 лет)

31. Босния и Герцеговина

28.10.98 г.

Неаполитанское (списание 67 процентов долгов)

32. Центрально-Африканская Республика

25.09.98 г.

Неаполитанское (списание 67 процентов долгов)

33. Албания

22.07.98 г.

Неаполитанское (списание 67 процентов долгов)

34. Йемен

20.11.97 г.

Неаполитанское (списание 67 процентов долгов)

2. (Некоторые прочие крупные должники)

Ангола

Первоначально долгсоставлял 5 млрд. долл., но был сокращен на 70% в результате соглашения, подписанного в ноябре 1996 г. В его рамках Ангола обязалась выплатить Россииоссии 1,5 млрд. долл. в форме простых векселей до 2016 г.

Афганистан

Долг составляет около 9 млрд. долл. Проблема не урегулирована

1яет около 9 млрд. долл. Проблема не урегу-

Вьетнам

Долг составляет, по оценкам, 4-7 млрд. долл. проблема в целом урегулирована. Россия в 2004 г. намерена предос­тавить Вьетнаму новый кредит в размере 100 млн. долл.

Ирак

Долг составляет 8,1 млрд. долл. Скорее всего, большая часть будет списана в рамках Парижского клуба.

КНДР

Долг составляет 6 млрд. долл. Проблема не урегулирована.

Куба

Внешний долг России составляет около 20 млрд. долл. Куба стремится к списанию 70 процентов долга, в то время как Россия намеривается урегулировать эту про­блему в рамках парижского клуба. Соглашения пока нет.

Ливия

Внешний долг России составляет, по оценкам, свыше 10 млрд. долл. Проблема не урегулирована.

Сирия

Внешний долг России, составляет, по оценкам, 12,7 млрд. долл. Проблема не урегулирована.

В-четвертых, необходимо коснуться кризиса внешней задолженности и путей его урегулирования и управления.

Управление государственным внешним долгом стоит в центре внима­ния правительства и прежде всего Президента РФ. Рост внешней задолженности, ставшей тяжким бременем для экономики России, был связан с ошибочной экономической политикой, проводимой руководством СССР и первым руководством суверенной России. Тяжесть долга возросла в результате значительного снижения валютного курса рубля в 1991-1992 гг. и 1998 г.

Ряд соглашений о реструктуризации долговых платежей коммерческим (декабрь 1991 г., июнь 1994 г., июнь 1995 г., апрель 1998 г., август 1999 г.) кредиторам уменьшили долговую нагрузку на экономику страны, приходив­шуюся на период 1992-2000 г., о чем мы уже писали В то же время пролон­гирование увеличивает нагрузку выплат внешнего долга России на первое десятилетие нового столетия. В эти годы Россия выплачивает 15-17 млрд. долларов. Пик выплат выпал на 2003 г., 2005 г., 2008 г.

Решение пробемы внешнего долга может достигаться разными путями, использовать которые целесообразно в комплексе. Во-первых, испытанным для России методом - методом реструктуризации, т.е. составления нового графика погашения с весьма желательным списанием части внешнего долга в последующем. Во-вторых, внешний долг можно погашать за счет привлече­ния новых займов - так делают многие и прежде всего развивающиеся стра­ны. В-третьих, снижение долгового бремени достигается также поставками товаров в адрес кредиторов. В-четвертых, в мировой практике допускается (чем может воспользоваться и наша страна) обмен внешнего долга на акции отечественных компаний, особо тех из них, у которых пакет акций принад­лежит российскому государству. Наконец, не исключается снижение части внешнего долга за счет его обмена на обязательства перед Россией третьих стран, долг которых в пользу России составляет даже большую сумму, чем задолженность нашей страны. Отсюда можно свести в единую таблицу два важных показателя: средства платежа и источники платежа.

Таблица 62