14.5 Россия и международная экономическая интеграция
Развиваясь вширь и вглубь, интеграционный процесс не может миновать и Российскую Федерацию. Однако ныне, на стыке второго и третьего тысячелетий, на рубеже XX-XXI вв. Россию постигли огромнейшие трудности, препятствующие развитию интеграции. Во-первых, будучи частью СССР, Россия вовлеклась в территориально ограниченную восточноевропейскую интеграцию. И как бы не замалчивали или не опошляли недалекое прошлое внешнеэкономических связей своей страны «Иваны, не помнящие родства», интеграция была и она не могла не отразиться на технико-производственном облике России. С распадом Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) - интеграционной группировки большинства существовавших в 60-е - 80-е годы стран социализма - и попытками стран Восточной Европы переориентировать экономику на Запад интеграционный процесс для России прервался. Одни российские предприятия лишились сложившегося рынка сбыта своей продукции, а другие потеряли поставщиков сырья и комплектующих изделий. Эти двойные потери хозяйственных связей негативно сказались и все еще сказываются на производственной деятельности российских предприятий. Вполне естественно, что это обстоятельство препятствует интеграционному процессу России на восточно-европейском направлении и в первую очередь на микроуровне. Да и Россия, обретя суверенитет, при министре иностранных дел Козыреве и его патроне Ельцине взяла неприкрыто уступчивый курс на Запад, отвергая бывших партнеров по интеграции. Эти два политические фигуранта - символ унижения и позора России со всеми негативными последствиями, шельф от которых и по ныне тянется за экономической и межгосударственной политикой страны.
Во-вторых, в составе СССР экономика всех бывших союзных республик входила в единый народнохозяйственный комплекс. Ведь единое экономическое пространство Советского Союза базировалось в значительной мере на крупных специализированных предприятиях, ориентированных на потребности друг друга. С развалом СССР началась национально-политическая, а с нею и экономическая дезинтеграция на всем территориальном пространстве веками создаваемого государства. Весь мир плывет по течению, а мы поплыли против, но взамен получили наслаждение своей самостийностью. Разорвались или деформировались хозяйственные связи традиционных партнеров, многие из которых и создавались друг для друга.
Правда, в советское время размещение предприятий по территории огромной и единой страны осуществлялось на нерыночных принципах. Конечно, не все кооперационные связи придется восстанавливать. Некоторые российские предприятия, как и предприятия других стран СНГ, перепрофилированы, ориентированы на других поставщиков и потребителей. Тем не менее надо признать, что теперь нарушение хозяйственных связей и непродуманность экономических реформ привели к тому, что в странах СНГ на протяжении 1992-2000 гг. ВВП сократился на 40,5%, продукция промышленности — на 50%, объем сельскохозяйственного производства — на 36%, инвестиции в основной капитал - на 72%, розничный товарооборот — на 72,9%. Ничуть не улучшилось или почти не улучшилось положение и в 2001-2005 годы.
К негативным последствиям ближней дезинтеграции, то есть дезинтеграции бывших союзных республик СССР, относятся также высокий уровень инфляции, который в 2000 г. составил 26,1%, снижение реальных доходов населения, в том числе в России — на 14%, в Молдавии — 12%, на Украине — на 6%, уменьшение экспорта стран Содружества на 17% и импорта — на 15%. Утеря единой рублевой зоны и переход во внешней торговле на расчеты в свободно конвертируемой валюте в условиях острейшего валютного дефицита в СНГ ухудшило торговые связи между странами заведомо аморфной организации государств.
К таким же последствиям ведет взвешенная и (рискнем предположить) согласованная политика ведущих стран Запада по отношению к бывшим союзным республикам Советского Союза. Еще в 60-е годы по отношению к развивающимся странам, охваченным национально-освободительным движением, была разработана и довольно часто применялась концепция перехвата революции. Такая же политика реализуется ныне и по отношению к странам СНГ. Запад прилагает максимальные усилия к тому, чтобы перехватить националсепаратистское движение в странах СНГ, оторвать их от России. И Западу, но прежде всего и больше всего США, это удается. Украш устами своего президента предлагает себя Западу, прежде всего Соединенным Штатам Америки, в качестве стратегического союзника в Восточной Европе; Азербайджан и Грузия соперничают за место стратегического союзника США и Запада в Закавказье, а грузинский президент в пылу политической горячки даже назвал Россию врагом Грузии, Кыргызстан и некоторые другие среднеазиатские республики претендуют на такое же место в отношениях с Западом и США в их регионе. Прискорбно, но факт: такая политика США и Запада в целом оказывается продуктивной. Например, предоставление кредитов странам Содружества со стороны западных государств расширяет внешнеторговые связи между ними. Ежегодно растет удельный вес товарооборота стран СНГ с промышленно развитыми государствами в ущерб взаимным связям с Россией. Если в 1996 г. доля государств дальнего зарубежья в общем товарообороте стран СНГ составляла 65,8%, то уже в 1998 г. она приблизилась к 70%. Ныне их товарооборот держится на таком же уровне.
Поэтому одной из первейших и жизненно важных задач является восстановление нарушенных хозяйственных связей предприятий России и стран ближнего зарубежья. Практически интеграция будет пустым звуком в речах политиков, если не возродить былых производственных связей на микроуровне. Да и интеграция по факту была, ее не могло не быть в рамках единого хозяйственного комплекса СССР. Ведь тогда сложились взаимодополняющие структуры народного хозяйства, ставшие экономическим фундаментом интеграции. Интенсивность межреспубликанских связей (отношение вывоза республики по линии межреспубликанского обмена к ее общему вывозу) в среднем по бывшему СССР составляла 75-80%. Восстановив нарушенные связи между предприятиями бывших союзных республик СССР, мы восстановим эту былую интеграцию в рамках СНГ, а затем можно и нужно будет углублять интеграционный процесс. И трудно согласиться с утверждением о том, что интеграция в рамках СНГ начинается с нулевой отметки.89
Чем же ныне характеризуется интеграционный процесс в рамках СНГ? Внешне и формально этот процесс жив: принято свыше 300 документов, созданы организационные структуры, в том числе межгосударственный экономический комитет, являющийся исполнительным органом решений глав государств и глав правительств в области экономики, межгосударственный банк с использованием рубля как единицы расчетов.
Однако интеграция бывших союзных республик отягощается рядом обстоятельств. Во-первых, обстоятельство национально-политического характера. В большинстве стран СНГ к власти пришли националрадикалы, одолеваемые честолюбивыми амбициями. Они возомнили себя крупными национальными деятелями, творящими самостоятельную историю своих государств и мира. Этот мини-бонапартизм методично поддерживается Западом. Президентам стран СНГ воздаются почести во время визита в государства Запада по высшему дипломатическому протоколу: вывешивается государственный флаг, исполняется гимн, нередко дается салют наций, выстраивается и проходит торжественным маршем почетный караул, выделяется эскорт сопровождения и т.д. Все это внешне придает доморощенным «бонапартикам» вид особо значимой персоны, а сами они свято верят в важность собственно «Я». И чем тот или иной «минибонапартик» дальше отводит свою страну от политического и экономического сотрудничества с Россией, тем он более предпочтителен и желателен на Западе, и наоборот. Достаточно было нынешнему Президенту Беларуси А.Г. Лукашенко заявить о решении добиваться создания российско-беларусского государственного сообщества, как он стал персоной нон грата в странах Запада. Как только в сентябре 2003 года было подписано соглашение о создании единого экономического пространства России, Украины, Белоруссии и Казахстана, посол США в Киеве заявил, что Украине невыгодно вступать в такой союз.
Отсюда, во-вторых, развитию интеграционного процесса стран СНГ противодействуют ведущие державы современного мира. Они не хотят возрождения новой сверхдержавы, на экономическом пространстве бывшего СССР в любой, даже конфедеративной форме, а потому интеграционному процессу чинят политические, финансовые и иные препятствия. Совершенно не случайно наблюдается заметная активизация попыток стран Запада добиться расширения своего присутствия в экономике стран СНГ, усилить свое влияние на их позицию по политическим вопросам. Западные государства весьма настойчиво работают в таких сферах, как создание в обход России транспортных коридоров, освоение на территории государств Содружества месторождений полезных ископаемых, предоставление займов, оговоренных определенными условиями и т.п.
В-третьих, не способствуют сближению экономик стран СНГ и некоторые внутриполитические и экономические силы в самой России, невольно (а возможно, и преднамеренно) консолидирующиеся с Западом.
В-четвертых, экономический, да и системный кризис, охвативший все суверенные республики Содружества, не создает материальной основы интеграционного сближения их хозяйств.
В силу действия указанных и иных причин интеграционный процесс в СНГ находится на начально-переломном этапе развития. Заметно осознание неудовлетворенности инертностью в продвижении интеграции. Об этом свидетельствуют решения, принятые в апреле 1999 г. на заседании Совета глав государств стран-участниц СНГ по углублению интеграции. На этом заседании принята декларация об основных направлениях развития Содружества, в которой в качестве приоритетного направления деятельности СНГ определено углубление разностороннего экономического сотрудничества. Реализация этого направления включает в себя в первую очередь формирование зоны свободной торговли (ЗСТ), соглашение о создании которой было подписано еще в 1994 г. Причем фактический срыв выполнения соглашения семилетней давности произошел в значительной мере из-за вялой позиции России. Ведь таможенные барьеры и другие административные и фискальные препятствия в торговых отношениях между большинством стран Содружества установлены и не отменены. Режим свободной торговли предполагает гармонизацию национального, общего внешнеэкономического и таможенного законодательства. В частности, должны согласовываться правила лицензирования импорта, порядок транзита; вносятся изменения в единую товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности государств-участников СНГ. Им предстоит наладить систему постоянных консультаций по проблемам международной торговли и торговым отношениям с третьими странами. Согласно договоренности, ЗСТ на экономическом пространстве стран СНГ должна начать функционировать в полном объеме еще с 2000 г. Однако пока налаживается взаимный благоприятный режим свободной торговли лишь в рамках таможенного союза, в который наряду с Россией входят Беларусь, Казахстан, Киргизия и позднее присоединившийся Таджикистан. Да и здесь больше проблем, чем успехов и политической воли, а Грузия заявила о выходе из СНГ вообще.
В настоящее время неупорядоченность платежно-расчетных отношений между странами СНГ также оказывает негативное влияние на их интеграционное взаимодействие в целом и на внешнеторговые связи в частности. Заключенное еще в 1994 г. многостороннее соглашение о платежном союзе, предусматривающее осуществление взаимных расчетов в национальных валютах, практически не действует. Для приведения платежно-расчетного механизма в действие необходимо странам-участницам платежного союза снять ограничения на использование национальных валют в качестве платежных средств по текущим операциям, сформировать национальные ликвидные валютные рынки, отказаться от административных ограничений при выборе хозяйствующими субъектами валюты платежа, наконец, создать стабилизационные фонды для регулирования курсовых соотношений. Динамику и состояние внешнеторговых связей России и стран Содружества можно проследить по сводной таблице.
Таблица 71
- Проничев и.К.
- Раздел 1. Генезис и характеристика мировой экономики на современном этапе развития.
- Тема 1. Становление и этапы развития мировой экономики.
- 1.1 Становление и сущность мировой экономики.
- 1.2. Этапы развития мировой экономики.
- 1.3. Субъекты мировой экономики.
- 1.4. Отраслевая структура мирового хозяйства.
- (2000Г.; %)
- Тема 2. Международное разделение труда: сущность и формы.
- 2.1. Mpt: сущность, естественные и приобретаемые факторы углубления.
- 2.2. Основные формы mpt.
- Классификация мпк
- 2.3. Показатели участия страны в мрт.
- Тема 3. Типология стран мировой экономики. 3.1. Различия показателей классификации государств.
- 3.2. Экономически развитые государства.
- Стоимостной объем ввп стран «g-20» в текущих ценах - (млрд. Долларов)15
- 3.3. Развивающиеся страны.
- 3.4. Страны с переходной экономикой.
- 3.5. Группа социалистических стран.
- 3.6. Группа стран социалистической ориентации.
- 3.7. Неравномерность экономического развития стран
- Доля регионов развивающихся стран в мировом и внутрисистемном валовом продукте, % (постоянные цены 1989 г.)
- Тема 4. Основные тенденции в мировой экономике.
- 4.1. Экономическая сущность глобализации.
- Морская транспортировка товаров мировой торговли (млн. Т.)
- 4.2 Международная экономическая интеграция и ее этапы.
- Производство
- О политическом устройстве ес.
- 4.3 Тенденция к транснационализации в мировой экономике.
- Тема 4.4. Свободные экономические зоны (сэз) и совместные предприятия.
- Примерная схема тэо
- Форма анализа деятельности сп за пять лет
- Тема 5. Основные теории внешней торговли.
- 5.1 Меркантилизм как политика и школа внешней торговли.
- 5.2 Теория абсолютных преимуществ.
- 5.3 Теория сравнительных преимуществ.
- 5.4 Теория Хекшера - Олина - Самуэльсона.
- 5.5 Теория международной торговли в. Леонтьева.
- 5.6 Неотехнологическая теория внешней торговли.
- 5.7 Теория внешней торговли фирмы.
- 5.8 Теория международной конкурентоспособности нации
- 5.9 Альтернативные теории международной торговли.
- Раздел II. Международные экономические отношения (мэо)
- Тема 6. Сущность мэо и внешнеэкономическая дипломатия.
- Тема 6.1 Сущность международных экономических отношений.
- Тема 6.2 Классификация мэо.
- Тема 6.3 Внешнеэкономическая дипломатия и ее роль в мирохозяйственных связях.
- ________________________ А в
- Тема 7. Мировой рынок и международная торговля.
- 7.1. Сущность, этапы развития и показатели мирового рынка.
- Мировая товарная торговля в 2010г. (млрд. Долларов сша)
- Динамика цен на сырьевые товары
- 7.2 Конъюнктура мирового рынка
- Тема 7.3. Внешнеторговая политика государств.
- Тема 7.4 Внешнеторговые посредники и выгода от внешней торговли.
- Тема 7.4.1 Внешнеторговые посредники и их виды.
- Тема 7.4.2 Выигрыш от внешней торговли
- Распределение выигрыша от международной торговли
- Тема 7.5 Особенности ценообразования на мировом рынке.
- Данные о движении цен (%)
- Тема 7.6 Формы внешней торговли.
- Тема 7.6.1 Биржевая торговля.
- 7.6.2 Встречная торговля товарами
- 7.6.3 Торговля готовой продукцией
- 7.6.4 Аукционная торговля товарами
- 7.6.5 Международные торги
- Тема 7.7 Характеристика международного контракта купли – продажи.
- Тема 8 Мировой рынок услуг
- Узловые вопросы темы:
- 8.1. Особенности и классификация международных услуг
- 8.2. Производственные услуги и их виды
- 8.3. Социальные виды услуг на мировом рынке
- 8.4. Транспортное обслуживание мэо и базисные условия поставки товаров («Инкотермс -2010»)
- Транспортные перемещения иностранных туристов (%)
- Распределение базисных условий поставки «Инкотермс – 2010» по двум группам
- Тема 9. Транснационализация мобильных факторов производства.
- 9.1 Международное движение капитала
- Формы, сроки и цели вывоза капитала
- Характерные отличия прямых и портфельных инвестиций
- Прямые иностранные инвестиции в сша, млрд. Долл.
- 9.2. Международная миграция рабочей силы, ее тенденции и регулирование
- Тема 10. Основные международные экономико-финансовые организации и регулирование мэо.
- 10.1 Сущность и классификация
- 10.2 Регулирование мэо на глобальном уровне
- Экономические региональные комиссии при оон
- 10.3 Регулирование мэо на национальном уровне.
- Тема 11. Основы валютно-финансовых и кредитных отношений.
- Узловые вопросы темы
- Тема 11. Международные валютно-расчетные отношения
- Классификация факторов, влияющих на валютный курс
- 11. 2. Международный валютный рынок
- 11.3 Международный кредитный рынок
- 11.4. Международные расчеты и их формы.
- 11.5. Внешнеторговый и платежный балансы
- Внешний долг страны и пути его погашения.
- Вопросы для повторения
- Тема 12. Природно-ресурсный потенциал мировой экономики.
- Тема12. Ресурсный потенциал мировой экономики
- 12.1 Природные ресурсы мировой экономики
- Баланс природных ресурсов мира, их запасов, состояния и перспектив использования (начало XXI столетия)
- Объем минерального сырья, извлекаемого из недр Земли (млрд. Т.)
- 12.2 Минеральные ресурсы
- Зависимость некоторых стран и регионов от импорта металлов
- 12.3 Энергоресурсы.
- Распределение мировых разведанных ресурсов нефти по крупным регионам
- Первые десять стран по разведанным ресурсам нефти
- Распределение мировых разведанных угольных ресурсов по крупным регионам
- Структура энергопотребления по видам первичного топлива (в %)
- Мировые разведанные запасы и основные поставщики урана на мировой рынок
- Прогноз мировой добычи урана
- Нетрадиционная (альтернативная) энергетика
- 12.4 Земельные ресурсы
- Земельные ресурсы мира и доля крупных регионов (%)
- 12.5 Лесные ресурсы
- Распределение лесной площади по крупным регионам
- 12.6 Водные ресурсы
- Распределение мировых ресурсов пресной воды по крупным регионам мира.
- 12.7 Трудовые ресурсы мирового хозяйства.
- Тема 13. Глобальные проблемы современного человечества
- Узловые вопросы темы
- 13.1 Проблема безопасности и мира, как центральная глобальная проблема
- 13.2 Классификация глобальных проблем и демографическая ситуация в мировой экономике
- Ежегодный прирост населения за период 1950 – 2011 г.Г.
- Страны с численностью населения свыше 80 млн. Чел. По состоянию на июль 2011 года:
- 13.3 Продовольственная проблема
- Контрольные вопросы
- Тема 14. Россия в системе мирового хозяйства и международных экономических отношений
- 14.1. Россия в глобальной политике.
- 14.2. Участие России в mpt
- 14.3. Позиция России на мировом товарном рынке
- Удельный вес экспорта и импорта рф по группам стран (в%)
- Динамика объема внешнего товарооборота Российской Федерации (млн. Долларов)73
- Объем экспорта основных товаров рф
- Импорт основных товаров рф74
- Объем внешнего товарооборота рф в 1999-2000 гг. По странам (млн. Долл.)75
- Вопрос 4-ый данной темы – Россия на мировом рынке мобильных факторов производства. Готовясь к «круглому столу», студентам следует обратить особое внимание на следующие процессы в экономике России:
- Вопрос 5-ый – Россия и международная экономическая интеграция. При подготовке к «круглому столу» по данному вопросу ключевыми понятиями являются:
- Вопрос 6-й Регулирование внешнеэкономической деятельности в рф. При его подготовке к обсуждению за «круглым столом» важно проследить:
- 14.4 Россия на мировом рынке мобильных факторов производства
- Внешний долг России (млрд. Дол.)83
- Займы Российских копаний в 2005 г.
- Оценка внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2011 года (млн. Долл. Сша)
- Средства и источники платежа по внешнему долгу
- Иностранные инвестиции, поступившие в экономику России по основным странам-инвесторам (в млн. Долл.)
- Легальный экспорт капитала из России (млн. Долларов)85
- Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом.
- Динамика инвестиций из России в сша (тыс. Долларов)
- Динамика прямых и прочих инвестиций в Россию
- 14.5 Россия и международная экономическая интеграция
- Внешняя торговля России со странами снг в 1998 и 2005 гг. (млрд долл.)*90
- Внешняя торговля России со странами снг
- 14.6 Регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации