logo search
kniga_pronichev

5.7 Теория внешней торговли фирмы.

Теория внешней торговли фирмы связана с усилением роли отдельных фирм и корпораций в международной торговле. Преимущества всегда получает не нация, а отдельная фирма-экспортер данного товара. Только после расширения производства и насыщения внутреннего рынка фирма может выйти на внешний рынок. Чтобы продать свои изделия, необходимо найти страну-покупателя, у которой структура спроса на внутреннем рынке была бы максимально приближена к структуре спроса страны-экспортера. Это дает возможность осуществления торговых сделок между странами, находящимися на одинаковом уровне экономического развития, и между развитыми индустриальными странами. Данное положение было впервые обосновано американским экономистом Э. Линдером. В дальнейшем сторонники теории фирмы обосновали необходимость слияния компаний развитых стран с фирмами молодых индустриальных государств. Вызвано это было сближением уровней научно-технического развития, укреплением производственных и сбытовых контактов, совместным решением научно-технических задач. Данный процесс охватил наукоемкие отрасли. Наиболее активную роль в нем играют мелкие и средние компании.

Кроме того, теория внешней торговли фирмы опирается еще на двух китов-деятельности ТНК и либерализации внешней торговли. ТНК открывают свои филиалы, дочерние компании за границей, то такие структурные подразделения работают совершенно автономно, независимо от страны-реципиента, так как все и всякие хозяйственно-производственные установки получают из штаб-квартиры ТНК, находящейся, как правило, в стране принадлежности. Это первое.

Второе. ООН, равно как и ВТО, насаждают среди стран, входящих в эти наиболее авторитетные международные организации, либерализацию внешнеэкономической, в том числе и внешнеторговой деятельности. В странах с либеральным режимом внешней торговли любое юридическое лицо, зарегистрированное в качестве такового, имеет право стать участником мирового рынка и субъектом международных экономических отношений, что также усиливает автономию отдельной фирмы, но снижает роль государства во внешнеэкономической, в том числе и внешнеторговой деятельности.