logo search
kniga_pronichev

Тема 6.1 Сущность международных экономических отношений.

Как и многие другие категории экономической теории сущность МЭО либо оценивается аналитиками из числа экономистов - международников неоднозначно33 – либо в учебной литературе вовсе опускается.34 Тем не менее многие авторы признают непосредственную связь международных экономических отношений с мировым хозяйством, вне рамок которого они не могут проявляться, но и без которых немыслимо характеризовать мировое хозяйство как целостную систему.

Не вступая в полемику с другими авторами (считая ее неуместной в данном случае) попытаемся изложить свое понимание международных экономиче­ских отношений.

В нашем представлении МЭО - система разнонаправленных мирохо­зяйственных связей национальных экономик двух или более стран, их предпринимательских структур, интеграционных группировок, а также международных экономических и финансовых организаций в сочетании с внешнеэкономической политикой и дипломатией государств.

МЭО - одна из важных составляющих общей экономической теории. С одной стороны, она опирается на те же фундаментальные методы, которые использует общее экономическое учение: анализ и синтез, индукция и дедук­ция, метод научной абстракции, сочетание теории и практики и т.д., а с дру­гой стороны, международные экономические отношения определяются теми же общими экономическими закономерностями хозяйственного развития и оперируют многими теми же экономическими категориями: спрос и предложение, ры­нок и цена, капитал и труд, издержки производства и прибыль и т.д.

В то же время МЭО как теория и практика характеризуются целым ря­дом особенностей. Во-первых, МЭО многосубъектны. При этом субъекты настолько различны по своему юридическому статусу и практическому функционированию, что их можно подразделить на три уровня: макроэконо­мический (национальный), микроэкономический (внутринациональный) и наднациональный. На макроэкономическом уровне участниками МЭО явля­ются национальные государства, непосредственно осуществляющие и регу­лирующие внешнеэкономическую деятельность. Микроэкономический уровень субъектов МЭО представлен производственными, коммерческими и сервисными предприятиями, организациями и учреждениями, совместными предприятиями, транснациональными корпорациями, регионами, городами и прочими поселениями, а также физическими лицами, вовлеченными в данную сферу международной экономической деятельности. Наконец, на наднациональном уровне к основным субъектам МЭО относятся международные организации (экономические службы ООН, Всемирная торговая организация (ВТО), Международный ва­лютный фонд (МВФ), Международный банк развития и реконструкции (МБРР), интеграционные группировки государств, иные надгосударственные институты).

Во-вторых, международные экономические отношения охватывают сферу общественно-производственных связей, выходящих за территориаль­ные рамки национальных границ. Отдельные экономисты-международники считают (и не без основания!) МЭО вторичными, производными от первич­ных отношений, которые устанавливаются тем или иным участником внеш­неэкономических связей на национальном, отечественном рынке. Например, прежде чем выйти на зарубежный рынок со своей продукцией Сыктывкарскому лесопромышленному комплексу (ныне ОАО «Нойзидлер Сыктывкар») надо вступить в хозяйственные отношения с поставщиками лесосырьевых ма­териалов. Поэтому, внутриэкономические отношения первичны, а внешне­экономические связи вторичны, производны.

В-третьих, для современных МЭО характерны зрелые формы интернационализации хозяйственной жизни, включая ее высшую форму - экономи­ческую интеграцию государств.

В-четвертых, МЭО обеспечиваются особыми финансовыми, валютны­ми, таможенными и прочими инструментами, которые не применяются или иначе применяются во внутрихозяйственных связях отечественной экономи­ки.

В-пятых, в МЭО отсутствует единая денежная система, играющая роль обменного эквивалента при актах купли-продажи.

В-шестых, при осуществлении мирохозяйственных связей механизм конкуренции действует иначе, чем в пределах национальной экономики.

В-седьмых, в сфере МЭО иначе формируется процесс ценообразова­ния, поскольку степень международной мобильности факторов производства - капитала, труда, предпринимательских способностей - значительно меньше, чем в масштабе отдельных национальных хозяйств.

В-восьмых, для осуществления регулярности и организационной упорядоченности мирохозяйственных связей создаются международные и национально-государственные институты (ВТО, Министерство внешнеэкономических связей и торговли. В России в настоящее время такой институт упразднен и создано единое Министерство экономического развития и торговли, что вряд ли оправдано, хотя объяснить можно.

В-девятых, (и это вытекает из определения сущности МЭО), особую роль в мирохозяйственных связях играет политический фактор, поскольку эти связи устанавливаются и поддерживаются (или приостанавливаются, а иногда и разрываются) между суверенными государствами. Международные экономические отношения не просто связаны, но и детерминированы внеш­ней и прежде всего внешнеэкономической политикой, определяются ею и проводятся публичной, традиционной, а также внешнеэкономической ди­пломатией. Внешняя и прежде всего внешнеэкономическая политика и внешнеэкономическая дипломатия являются надстроечными элементами МЭО.

Внешнеэкономическая политика представляет собой общий курс государства в международных экономических отношениях. Она реализуется в целенаправленной деятельности государства по формированию и использо­ванию внешнеэкономических связей для обеспечения национального вос­производства, укрепления своего политического, экономического, военного, социального и иного потенциала, а также для вхождения страны в мировое хозяйство и эффективное в нем участие. Достигается это через государствен­ное регулирование МЭО.

Внешнеэкономическая политика регулирует мирохозяйственные связи данного государства с другими странами и международными экономически­ми и финансовыми организациями в соответствии с его принципами и целя­ми, осуществляемыми путем различных средств и методов. Важнейшим средством внешнеэкономической политики страны является внешнеэкономическая дипломатия, характеристике которой посвящается самостоятель­ный параграф настоящей темы.

Для полноты представления о сущности МЭО следует упомянуть о некоторых существенных признаках. Во - первых, в основе МЭО лежат разделение труда и обмен, только не внутринациональные, а международные, предполагающие, что производство и (или) потребление отдельных стран в той или иной мере связаны между собой.

Во- вторых, участники МЭО экономически обособлены, что объективно обусловливает товарно-денежный характер их связей.

В – третьих, в МЭО действуют законы спроса, предложения и свободного ценообразования, являющиеся краеугольным камнем любого рыночного механизма. В основе МЭО лежат рыночные отношения, дополняемые внешнеэкономической политикой государств.

В – четвертых, мировой рынок МЭО характеризуется конкуренцией товаров и услуг, продавцов и покупателей. Эта конкуренция жестче в силу больших объемов и набора обращающихся на рынке товаров и услуг. Она обогащается перемещением факторов производства (капитала, труда) между странами.

В – пятых, одна из основных форм МЭО – международная торговля – представляет собой множество межстрановых потоков продукции. В этих условиях формируются мировые товарные рынки, где осуществляются операции по купле-продаже товаров, носящие устойчивый, систематический характер.

В – шестых, обмен товарами и услугами, международное перемещение факторов производства опосредовано движением денег, системой расчетов, товарными кредитами, валютными отношениями. Наряду с товарными рынками функционирует мировой финансовый рынок, международная валютно-финансовая система. Страновые различия в обеспеченности трудовыми ресурсами, в возможностях и условиях занятости населения определяют возникновение и формирование мирового рынка труда. Возрастание роли информационного обеспечения, интеллектуальной собственности, широкое внедрение системы патентования и лицензирования изобретений и открытий, межгосударственные соглашения по защите авторских прав создают предпосылки для становления мирового информационного рынка.

В – седьмых, МЭО предполагают собственную инфраструктуру, специальные институты. Они представлены международными экономическими, финансово-кредитными учреждениями и организациями как общемирового (ВТО, Международная торговая палата, всемирный банк, Международный валютный фонд и т.д.), так и регионального значения (Еврокомиссия, Европейский банк реконструкции и развития и т.п.).

В – восьмых, МЭО подвержены монополизации. Она возможна по линии концентрации производства и сбыта частными предпринимательскими структурами (например, создание и деятельность ТНК) и в результате международных, межгосударственных соглашений и союзов, объединяющих крупнейшие страны и фирмы поставщиков некоторых видов продукции (к примеру, Международный нефтяной картель – МНК, ОПЕК).

В – девятых, МЭО не свободны от международного, регионального, государственного регулирования. Оно проявляется в межгосударственных экономических, торговых, кредитных, валютных, таможенным и платежных соглашениях и союзах.

Все вышесказанное принципиально характеризует содержание и поле действия современных МЭО, их особенности.

Кроме особенностей и субъектов международные экономические отношения характеризуются и присущими им объектами. Они также многогранны, хотя и имеют однородную экономическую природу. Все объекты МЭО условно можно разделить на несколько групп. В первую очередь мы включаем традиционно динамичные факторы производства- физический капитал и рабочую силу; во вторую – продукты непосредственного труда человека и для человека – товары и услуги; в третью – продукцию умственного, интеллектуально- технического труда – новые технологии, лицензии, ноу-хау; наконец, последняя группа объектов МЭО включает в себя интегральные сферы международного сотрудничества – участие страны в интеграционных группировках государств, в совместном предпринимательстве в рамках совместных предприятий производственного, коммерческого или сервисного направлений, а также взаимного обогащения опытом в области менеджмента.