logo search
kniga_pronichev

Данные о движении цен (%)

2008

2009

2010

2000-2010

2005-2010

1. Сырьевые товары

28

-30

+26

+10

+8

2. Металлы

-8

-20

+48

+13

+15

3. Сырье для производства напитков

+23

+2

+14

+9

+12

4. Продовольствие

+23

-15

+12

+6

+8

5.Сельскохозяйственное сырье

-1

-17

+33

+2

+5

6. Энергоносители

+40

-37

+26

+11

+8

Источник: БИКИ. 19 мая 2010.

В целях учета и анализа конъюнктуры на мировом рынке существуют различные виды публикуемых цен. Публикация цен является одним из источников сведений об этих ценах. К публикуемым ценам относятся:

1) Справочные цены. Это цены оптовой или внешней торговли в экс­портных прейскурантах, которые не являются ценами конкретных сделок, а чаще «ценами продавца». В процессе заключения сделок уровень реальных цен оказывается ниже. Тем не менее изучение справочных цен весьма важно с точки зрения анализа тенденций мировых цен на те или иные товары.

  1. Цены статистики внешней торговли. Они отражают цены реальных сделок в международной торговле. Исчисляются довольно просто: стоимость экспорта или/и отдельных товаров делится на их количество. Хотя цены ста­тистики и не показывают цены конкретного товара (в одну товарную пози­цию включаются однородные, но различные по своим техническим характе­ристикам и качеству товары, например, легковые автомобили разных стран и марок), но они отражают динамику внешнеторговых цен отдельных стран и мировых цен.

  2. Цены биржевых котировок, отражающие реальные цены сделок на бирже. Однако с учетом того, что на биржах широкое распространение име­ют спекулятивные операции, изменения биржевых котировок в каждый дан­ный момент могут не отражать действительных тенденций в движении цен.

  3. Цены аукционов, показывающие реальные цены сделок на аукцио­нах;

  4. Цены фактических сделок и контрактов публикуются очень редко и потому не могут быть важным источником сведений о мировых ценах. Три последних вида публикуемых цен являются ценами реальных сделок и при­знаются в качестве мировых. Немировыми ценами являются цены бартерных и компенсационных соглашений, а также цены при продаже товаров в кредит.

К компетенциям в области мировых цен относят такие ценообразующие факторы. Во- первых, это часто экономические факторы, действующие независимо от вида продукции – экономический цикл, в котором находится страна, состояние спроса и предложения, инфляционное давление. Во-вторых, конкретно - экономические факторы издержек производства, прибыль, налоги и сборы, потребительские свойства товара: качество, надежность, внешний вид, престижность. В третью компетенцию ценообразующего сегмента входят специфические факторы: государственное регулирование внешней торговли, валюта цены. И замыкают компетенции ценообразующих факторов внеэкономические атрибуты: международная политическая обстановка в регионе местонахождения экспортера и импортера товара, а также военное положение стран - транзиторов, не говоря уже о странах партнеров.

Таким образом, проблема ценообразования на мировом рынке включает в себя чрезвычайно разнообразные компетенции, усвоение которых требует от обучающихся большого труда и серьезного отношения.