logo search
kniga_pronichev

Тема 4.4. Свободные экономические зоны (сэз) и совместные предприятия.

Среди форм транснационализации капитала во второй половине XX в. возрастающее значение приобретают свободные (специальные) экономические зоны, В настоящее время в мире функционирует несколько тысяч таких зон, из которых более тысячи совмещают деятельность отечественного и иностранного капитала, и их число неуклонно увеличивается. Общий оборот СЭЗ приближается к 30% мирового товарооборота. На рубеже XX-XXI вв. в системе мирохозяйственных связей СЭЗ предстают как фактор ускоренного экономического роста за счет международного товарооборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информацией, углубления интеграционных экономических процессов. СЭЗ - ограниченная часть территории, зако­нодательно выделенная государством, в которой действуют особо льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей. Имеются и десятки других синонимичных определений СЭЗ.

Свободной отведенная часть территории или отрасли является лишь в том смысле, что ввезенные туда товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов на импорт и других видов государственного контроля за импортом, а нередко и экспортом, которые в соответствии с таможенным законодательством не применяются в других регионах страны или звеньях национальной экономики. Товары, ввозимые в СЭЗ из-за границы, не декларируются, поскольку считаются находящимися за пределами таможенной территории, на них распространяется принцип экстерриториальности. Вполне понятно, что создание СЭЗ, как и совместных предприятий (СП), возможно лишь в условиях открытой экономики, т.е. открытости внешнему миру.

В теории и на практике выработаны два подхода в объяснении типологии СЭЗ. Некоторые СЭЗ носят территориальный характер, т.е. это часть территории, где льготным режимом пользуются предприятия и организации, расположенные на обособленном географическом пространстве той или иной страны. Президент США Рейган в свое время объявил несколько штатов СЭЗ, чтобы в Америке обеспечить бурное развитие электронной промышленности и ликвидировать отставание от Японии.

Другие СЭЗ характеризуются функциональным назначением, т.е. в данном виде экономических зон преференции применяются к определенным видам предпринимательской деятельности вне зависимости от места их территориального размещения.

Выбор одного из двух этих подходов напрямую зависит от конкретных задач и целей, которые должны быть решены в результате организации свободной экономической зоны. Тем не менее в жизненной практике преобладает территориальный подход в создании СЭЗ. Ныне в 120 странах мира насчитывается свыше 30 тысяч СЭЗ, на предприятиях которых занято 50 млн. человек, а их годовой оборот превышает 600 млрд. долл.

На территории Российской Федерации согласно Закону «Об особых экономических зонах...»31 создаются такие зоны двух типов: промышленно-производственные, площади которых не превышают двадцати квадратных километров и технико-внедренческие зоны, занимающие не более чем два участка общей площадью не свыше двух квадратных километров.

Целевую мотивацию создания свободных экономических зон, как и СП, можно представить в виде сводной таблицы. При этом необходимо сделать два небольшие пояснения: 1) законодателем создания СЭЗ выступает государство или действующие в пределах своей компетенции местные органы власти; 2) соответственно целесообразность создания таких зон может рассматриваться и с точки зрения государства (местных органов власти) и с позиции зарубежного партнера.

Таблица 4.4.

Мотивация создания СЭЗ

Мотивация

Целесообраз ность

принимающей стороны

Мотивы

иностранног

о партнера

1.

Более глубокое включение страны в МРТ

+

-

2.

Насыщение внутреннего рынка высококачественной продукцией и импортозамещающими товарами

+

+

3.

Расширение товарной базы экспорта

+

-

4.

Диверсификация сфер привлечения иностранного капитала: наряду с производством он внедряется в область туризма, культуры, санаторно-курортной сферы, что также обеспечивает приток иностранной валюты принимающей стороне

+

+

5.

Ускоренное внедрение в производство и сервис отечественных и зарубежных научно-технических достижений с перспективой дальнейшего использования их результатов по всей территории страны или в других отраслях экономики

+

_

6.

Обучение и подготовка квалифицированных рабочих, инженеров, менеджеров и маркетологов

+

-

7.

Стимулирование экономического развития какого-либо региона страны или отрасли мирового хозяйства

+

-

8.

Получение льготных условий для извлечения прибыли

-

+

9.

Важное направление экспансии собственного капитала за границу

-

+

10.

Активизация внешнеэкономической деятельности

+

+

11.

Внедрение инвестиционного капитала в экономику новых стран или закрепление позиций в традиционном ареале влияния

_

+

12.

Обеспечение роста занятости в стране

+

-

13.

Получение внешнеторговых льгот в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижение арендной платы за пользование землей, производственные и офисные помещения

+

+

14.

Получение фискальных льгот, которые связаны с налоговым стимулированием определенных видов предпринимательской деятельности (налоге на прибыль, доход, имущество и т.д.)

+

+

15.

Получение административных льгот, которые предоставляются администрацией данных СЭЗ для упрощения режима въезда и выезда иностранных граждан, процедур регистрации предприятий и др.

+

+

Примечание: знак (+) означает положительный мотив государства или иностранного партнера, а знак (-) — нейтральное отношение субъекта деятельности в СЭЗ.

Из таблицы видно, что создание обоюдно выгодно как для страны, прилагающей инвестиционный капитал за границей, так и принимающей стороне, которая помимо перечисленных мотивов получает дополнительные налоги от функционеров зоны.

В зависимости от целевого назначения в мировой практике используются различные виды СЭЗ, условно можно дать следующую их классификацию:

1. Зоны беспошлинной (свободной торговли). Это исторически первый и простейший вид СЭЗ, появившийся еще в XVII-XVIII вв. Чаще всего такие зоны располагаются на основных перекрестках международных транспортных систем. Это может быть ограниченный участок территории морского порта, аэропорта, железнодорожного узла, которые выделены за пределы национального таможенного пространства, т.е. освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров. Здесь могут осуществляться операции по складированию, хранению, сортировке, упаковке, маркировке товаров, их демонстрация с целью дальнейшей продажи. К простейшему виду зоны свободной торговли относятся специальные магазины («дьюти фри»), расположенные в крупных международных аэропортах.

В ряде промышленно развитых стран с помощью зон свободной торговли упрощается выход отечественных фирм на внешний рынок, увеличивается прибыльность внешнеторговых и связанных с ними операций. Например, в США функционируют почти 130 зон внешней торговли в среднем площадью 15-30 кв. км каждая. Американские корпорации комплектуют в них свою экспортную продукцию импортными компонентами, ввоз которых не облагается таможенными пошлинами, что повышает конкурентоспособность изделий на мировом рынке. В мире насчитывается свыше 600 свободных портов и 4 тысячи зон свободной торговли.

2.Промышленно-производственные зоны, создаваемые на территории со специальным таможенным режимом, где выпускается экспортная или импортозамещающая продукция. Для таких зон устанавливаются существенные налоговые, таможенные и финансовые льготы. Наибольшее распространение: промышленно - производственные зоны получили в развивающихся странах осуществляющих переход к выпуску импортозамещающей или ориентированной на экспорт продукции.

3.Технико-внедренческие зоны создаются, как правило, вокруг крупных научных центров. Такие зоны получили и другое название: зоны развития новых и высоких технологий. В таких зонах концентрируются национальные и зарубежные исследовательские, проектные, научно-производственные фирмы, также пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот.

4.Специализированные экономические зоны, где осуществляется узкая специализация производства, например, аграрная (агрополис), туристическая -для отдыха иностранных граждан или соотечественников на условиях валютной оплаты за услуги.

5.Банковские и страховые зоны с льготным режимом осуществления операций (оффшор-центры, «налоговые гавани»). Термин «off-shore» переводится как находящийся «вне территории страны» или «за пределами морской границы», а фирмы, зарегистрированные в оффшорных зонах, называются оффшорными. Размещаются они на определенной территории (на острове или в порту), где им предоставляются особые привилегии. Создание оффшорных зон в немалой степени связано с политической и экономической стабильностью в стране, благоприятным налоговым режимом, отсутствием жесткого государственного контроля. Финансовое законодательство предусматривает свободное перемещение международного капитала, неограниченное право открывать свои филиалы и дочерние компании. В мире насчитывается около ста оффшорных зон в Панаме, Кипре, Ирландии, Гибралтаре, Британских Вертинских островах, в Европейском, Тихоокеанском и Африканском регионах с общей суммой задействованного капитала в 500 млрд. долларов. Оффшорные привилегии являются эффективным методом привлечения иностранного капитала. К таким привилегиям относятся: отсутствие или существенное снижение налога на прибыль, на вывоз дивидендов, процентов и других видов доходов; дешевизна и простота процедуры регистрации; неразглашение сведений о владельцах; отсутствие валютных ограничений; допускается нарушение налогового и валютного законодательства; используется упрощенная система учета и отчетности; не требуется обязательная ежегодная аудиторская проверка.

Оффшорный бизнес концентрируется, как правило, в банковском, страховом деле, а также морском судоходстве, операциях с недвижимостью, в консалтинге.

Поэтому оффшорные операции включают в себя:

1 .Консультационные услуги в целях минимизации налогообложения, налогового планирования.

2.Услуги по более эффективному использованию оффшорных предприятий в международном коммерческом обороте.

3. Услуги по созданию и регистрации оффшорных предприятий по открытию банковских счетов.

4.Спекулятивные операции по управлению капиталом (инвестиции, владение и распоряжение зарубежным имуществом, операции с движимостью, трастовые операции).

Приведенная классификация и характеристика СЭЗ не исчерпывают да и не могут исчерпать всего многообразия созданных и создаваемых видов внешнеэкономического зонирования. Однако по охвату населения, проживающего в СЭЗ, первое место в мире бесспорно принадлежит Китаю. В пяти СЭЗ — Шеньчжень, Чжухай, Сямэнь, Шаньтоу и остров Хайнань - проживает свыше 200 млн. человек. Сюда следует добавить еще 14 портовых городов, которым также придан режим свободных экономических зон. СЭЗ Китая ориентированы на выпуск экспортной продукции, всемерное привлечение иностранного капитала, существенное улучшение технологии производства. Эти зоны Китая стали играть связующую (буферную) роль с другими районами страны, реализуя объявленную ранее политику «открытых дверей». Уместно будет напомнить, что Китай отказался от обвального перехода к рынку всех регионов страны и всех отраслей экономики, что привело бы, как это происходило в России, к серьезным негативным последствиям. В Китае на территориях СЭЗ отрабатывается экономическая модель, которая в случае ее удачи будет постепенно распространяться в другие районы, а возможно и на всю страну.

Как уже отмечалось, функционеры СЭЗ пользуются различными льготами. Набор таких льгот теория делит на четыре основные группы. При классификации СЭЗ мы их называли. Есть смысл изложить их в обобщенно-концентрированном виде. Во-первых, льготы внешнеторгового характера. Они предусматривают введение особого таможенно-тарифного режима (снижение иди отмену экспортно-импортных пошлин) и упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций. Во вторую группу входят меры, стимулирующие те или иные виды деятельности или поведение функционеров. Налоговые льготы касаются как налогооблагаемой базы (прибыль, стоимость имущества и т.д.), отдельных ее составляющих (амортизация, издержки на оплату труда, НИОКР, транспорт), так и налоговых ставок, постоянного освобождения от налога или предоставления налогового отпуска. В-третьих, наряду с внешнеторговыми и налоговыми немаловажное значение для предпринимательской деятельности в СЭЗ имеют финансовые льготы. Последние включают в себя различные формы субсидий в виде более низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками, производственными и офисными помещениями, льготные кредиты. Наконец, в рамках СЭЗ широко практикуются административные льготы, предоставляемые функционерам зон местными органами власти территорий, входящих в СЭЗ. К ним относятся упрощение процедур регистрации предприятий, режима въезда и выезда иностранцев, а также оказание различных услуг.

Наряду с созданием СЭЗ получает широкое распространение и совместное предпринимательство.

Совместное предпринимательство как форма транснационализации капитала неоднородно. Оно представляет собой «широкий диапазон форм производственно - хозяйственной деятельности партнеров двух или нескольких стран, содержанием которых является кооперация в сферах производства и обращения, в научно-технической, инвестиционной и сервисной областях».32

Совместное предпринимательство осуществляется в обширном комплексе форм: обмен технологиями и услугами с последующим распределением программ выпуска продукции, концессии, консорциумы, акционерные общества и компании с производственно-сбытовой деятельностью, международные экономические организации различных видов - межправительственные и межгосударственные, экономические организации, объединения и товарищества, совместные предприятия, свободные экономические зоны в различных их модификациях.

В данном разделе мы коснемся наиболее распространенной функциональной формы совместного предпринимательства - совместных предприятий (СП).

СП - хозяйствующая единица, созданная фирмами двух или более стран с общей производственной базой с целью более эффективного производства и сбыта продукции или услуг и извлечения прибыли. Функциональный диапазон СП весьма разнообразен. Помимо совместного производства и сбыта продукции они создаются также и для проведения научно-исследовательских работ, строительства, технических консультаций, технического сервиса, осуществления транспортных, финансовых, страховых услуг, обслуживания бытовой сферы и т.д.

В рамках СП партнеры договариваются об объединении финансовых ресурсов чаще всего в форме паевых взносов, о совместной деятельности в сфере производства или услуг и о совместном распределении прибылей и рисков. Участники совместных предприятий являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с государственным законодательством стран функционирования.

Совместные предприятия обладают рядом особенностей. Во-первых, наличие соглашения партнеров об общих долгосрочных задачах сотрудничества (производство и купля-продажа, обслуживание, финансирование и т.д.). Во-вторых, объединение (на паевой основе) договаривающихся сторон для достижения этих долговременных целей своих активов, денежных средств, основных фондов, опыта управления, прав на интеллектуальную собственность и прочих средств. В-третьих, рассмотрение и оценка объединенных активов как капиталовложений участников. В-четвертых, создание самостоятельных органов управления, чья деятельность направлена исключительно на осуществление этих совместных целей. В-пятых, участие сторон в прибылях (и убытках) от достижения согласованных целей и разделение связанных с этим рисков, определяемых процентом доли участия каждого партнера в совместных капиталовложениях.

Мотивы создания СП могут быть различными как по целям участников, так и в зависимости от характера, точнее, предмета деятельности. Ниже приводим

сводную таблицу стратегии и мотивации создания совместного предприятия, отражающую лишь самые общие причины, гипотетические, умозрительные расчеты партнеров.

Таблица 4.5

Мотивы создания СП

Стратегия

Мотивы

Иностран. партнера

Отечеств, партнера

Повышение

эффективности

производства

1. Получение дополнительных инвестиций

+

+

2. Сокращение объема затрат капитала при создании новых мощностей производств

+

+

3. Повышение эффективности действующего производства, маркетинга и сбыта продукции по реализации продукции:

+

+

а) на внутреннем рынке

+

-

б) на мировом рынке

-

+

4. Доступ к более дешевым факторам производства (сырье, рабочая сила, энергия).

+

-

5. Повышение рентабельности за счет экономного расходования ресурсов в результате использования новой технологии и организации труда

-

+

6. Упрощение обмена патентами, лицензиями, ноу-хау

+

+

Расширение операций

1. Проникновение на новый инвестиционный и потребительский рынок в обход национальных торговых барьеров

+

+

2. Вступление в новую сферу деятельности

+

-

3. Приобретение новой производственной базы или новых каналов сбыта

+

+

4.Расширение и диверсификация существующего производства путем выпуска новых товаров, выхода в другие сектора экономики

5. Улучшение своих позиций в конкурентной борьбе путем разделов рынка, сокращение издержек производства. Другие.

+

+

5. Улучшение своих позиций в конкурентной борьбе путем разделов рынка, сокращение издержек производства. Другие.

+

+

Уменьшение

1. Получение необходимой информации и дополнительных инвестиций

_

+

2. Расширение возможностей реализации товаров, услуг за счет выхода на новый рынок

+

+

3. Применение уже ранее испытанных методов производства, управление реализацией. Другие

+

-

Развитие за счет

привлечения -инвестиций.

технологиии квалификации

1. Получение дополнительных денежных средств, капитала

-

+

2. Получение новой технологии, ноу-хау

-

+

3. Приобретение управленческого опыта

-

+

4. Расширение экспорта

-

+

5. Замещение импорта

-

+

6. Обучение и подготовка квалифицированных кадров

-

+

7. Привлечение квалифицированных кадров. Другие

-

+

примечание: знак {+) означает наличие мотива у партнера, а знак (-) символизирует его отсутствие.

На первый взгляд кажется, что мало точек соприкосновения в интересах отечественного и иностранного партнеров, но это только кажется. Ведь для зарубежного партнера мощным стимулом для создания СП было и продолжает оставаться стремление проникнуть через разнообразные торговые барьеры на зарубежный рынок. Указанная причина приобрела особое значение в 70-90 годы в связи с усилением протекционистских мер во внешнеэкономической политике многих государств. Выигрыш получают как отечественные, так и иностранные партнеры.

Другим важным обстоятельством, способствующим созданию совместных компаний, является использование новых патентов, технологий, лицензий, ноу-хау. Этот мотив также обоюдно выгоден.

Развитию деятельности СП способствуют изменения на рынке, в частности, существенные перемены в соотношении цен на сходные либо взаимозаменяемые продукты. К стимулирующему фактору создания совместных предприятий относится попытка облегчить экспорт инвестиционного капитала оборудования, технологии, материалов.

Развивающиеся страны толкают к созданию СП экономические трудности и прежде всего нехватка собственных источников финансирования, отсутствие собственных профессионально подготовленных кадров, организаторского опыта.

Этим кратким замечанием к таблице мы лишь обозначили основные мотивы создания совместных или смешанных предприятий, не претендуя, естественно, на их исчерпывающую характеристику.

При намерении создать СП предварительно проводится соответствующая экспертиза: делается технико-экономическое обоснование (ТЭО) или составляется бизнес-план. Полагаю, что студенты экономических и управленческих специальностей знакомы с методикой подготовки этих рабочих документов предпринимательской деятельности, а потому нет необходимости в деталях расписывать составляющие их компоненты. В качестве иллюстрации изложу лишь примерную схему ТЭО СП, имея в виду то обстоятельство, что подавляющее большинство совместных предприятий создается в акционерной форме (табл. 4.6).

Таблица 4.6