logo search
kniga_pronichev

10.2 Регулирование мэо на глобальном уровне

Механизм регулирования мировой торговли чрезвычайно сложен. В его арсенал входят торговые обычаи и обыкновения56 международные договоры и решения ООН, рекомендации ВТО, равно как и других организаций глобального характера, национальные нормативные акты и контрактные условия, положения, вырабатываемые судами и арбитражными органами.

Исторически важным источником правовой регламентации внешнеэко­номических связей был торговый обычай. Торговый обычай не только и не просто предшествовал закону, но и подготовил его появление. Он представ­ляет определенное правило, сложившееся в сфере внешней торговли на основе постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений. Торговый обычай как юридическая норма подпадает под кате­горию общего регулирования внешних сделок. Конечно, современные внешнеэкономические отношения регулируются не торговым обычаем, хотя он и учитывается, а международным экономическим правом (МЭП). В свою очередь МЭП стро­ится на принципиальных основах межгосударственных отношений, зафикси­рованных в Уставе ООН. К ним относятся: принцип суверенного равенства государств, неприменение силы или угрозы силой, нерушимости государст­венных границ, территориальная целостность государств, мирное разрешение международных споров, невмешательство одной страны во внутренние дела другой, всеобщее уважение прав человека, принцип самоопределения наро­дов и наций, международное сотрудничество государств, добросовестное выполнение международных обязательств.

Все эти принципы международного права, с одной стороны, регламен­тируют внешнюю политику современных государств, а с другой - легли в ос­нову международного экономического права. Международное экономиче­ское право «представляет собой совокупность принципов и норм, регули­рующих экономические отношения между государствами и другими субъектами международного права»57.

Предметом МЭП являются международные экономические отношения всех форм и направлений мирохозяйственных связей: производственные, внешнеторговые, научно-технические, валютно-финансовые, связи в области социальных, транспортных и прочих услуг.

Наряду с предметом МЭП, как и международные экономические отно­шения, характеризуются и своими субъектами. Последние совпадают с субъ­ектами международного публичного права и МЭО. Правда, к субъектам ме­ждународного экономического права относятся наряду с юридическими и физические лица различных стран, гражданско-правовые отношения, кото­рые регулируются международным частным правом. Однако следует под­черкнуть, что нормы международного частного права не противоречат обще­признанным принципам международного публичного права.

Выяснив сущность международного экономического права, предмет и субъекты, вполне уместно напомнить и его принципы. При этом необходимо подчеркнуть, что специальные принципы МЭП носят конвенционный харак­тер, их действенность зависит от включения их в каждом случае в соответст­вующие договоры.

  1. Важным принципом является принцип суверенитета государства над своими природными ресурсами и всей экономической деятельно­стью. В соответствии с этим принципом каждое государство имеет право ре­гулировать и контролировать иностранные инвестиции в свете национально­го законодательства и в целях национального развития; оно контролирует и регулирует деятельность ТНК, которые не должны вмешиваться во внутрен­ние дела стран функционирования.

  2. Принцип экономической недискриминации. Этот принцип озна­чает неотъемлемое право государства на предоставление ему (его гражданам и прочим субъектам хозяйствования) со стороны другого государства-участника внешнеэкономических связей общих условий, которые последнее предоставляет всем остальным странам. На деле он является важной предпо­сылкой стабильных, равноправных и взаимовыгодных международных эко­номических отношений.

  3. Принцип (режим) наиболее благоприятствуемой нации (наи­большего благоприятствования). Данный принцип означает юридическое обязательство государства предоставлять государству-партнеру льготные (наиболее благоприятные) условия, которые действуют или могут быть вве­дены для любой второй или третьей страны. Конкретная область применения такого ре­жима, как правило, отражается в соответствующей оговорке того или иного международного договора. Такая оговорка может распространяться на всю область торговли и судоходства или же на отдельные виды отношений: та­моженные пошлины (их льготные ставки), транзит, количественные и другие ограничения и запрещения; транспортный режим; налоговые, судебные права физических и юридических лиц и т.д. На практике нередко допускаются спе­циальные изъятия из принципа наибольшего благоприятствования, относя­щиеся к обеспечению государственной безопасности, здравоохранению, эко­логии или по соображениям политического порядка.

  1. Национальный режим, который предусматривается в некоторых соглашениях и означает, как правило, на основе взаимности физические и юридические лица иностранного государства полностью приравниваются в своих правах к национальным физическим и юридическим лицам по отдель­ным видам правовых отношений.

  2. Принцип справедливого экономического сотрудничества и вза­имной выгоды предусматривает добровольный характер волеизъявления и равенство прав и обязанностей сотрудничающих сторон, реализуемых ими для получения взаимной и справедливой выгоды во всех формах экономиче­ских, научно-технических, технологических и иных отношений при условии соблюдения сторонами принципа добросовестного выполнения международ­но-правовых обязательств. До сих пор этот принцип нарушается неэквива­лентным обменом между промышленно развитыми и развивающимися странами, который оценивается в 300 млрд. долларов в год.

6.Принцип свободного доступа к морю и от него к национальной территории для стран, не имеющих выхода к морю, также основывается на базе мирохозяйственного сотрудничества и вместе с тем является гуман­ным началом международного морского права. Естественно, что и этот принцип реализуется на договорной основе. Сейчас в мире насчитывается 36 таких стран.

7. Преференциальный режим - особый льготный режим внешней тор­говли, предоставленный одним государством другому без распространения на третьи страны. Чаще всего он применяется в виде скидок (отмены) тамо­женных пошлин на ввозимые товары, льготного кредитования и страхования внешнеторговых операций, специального валютного режима, предоставления финансовой и технической помощи. Следует выделить две основные систе­мы преференций: всеобщую и торговую. Всеобщая система преференций -это система таможенных льгот, предоставляемых промышленно развитыми странами развивающимся по избирательному списку товаров, а также между самими развивающимися странами. Эта норма установлена по инициативе ЮНКТАД.

Торговые преференции являются также льготой в торгово-политическом режиме, предоставляемой одним государством другому на взаимной основе или в одностороннем порядке. Данный вид льгот применя­ется во всех областях торгового и экономического регулирования, таких, как таможенный режим, количественные ограничения, валютные расчеты, кре­дитование, страхование, стандартизация и пр. Преференции предоставляются на основе двусторонних и многосторонних договоров, участия в таможенных и экономических союзах, международных организациях.

Основополагающие принципы международного экономического права составляют канву внешнеэкономической, в первую очередь внешнеторговой, политики государств.

Международно-правовое и договорное регулирование мирохозяйст­венных связей осуществляется на трех уровнях: глобальном, региональном и национальном. На общемировом уровне координация экономической и соци­альной деятельности (экономическое развитие, мировая торговля, индуст­риализация, освоение природных ресурсов и т.д.) осуществляется через Эко­номический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС).

Международное сотрудничество в области торговли длительное время проводилось и продолжает проводиться на основе многостороннего Гене­рального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 г. В соглашении содержатся принципы и правила международной торговли, обя­зательные для стран-участников. Основными принципами ГАТТ являются: обязательное применение во взаимной торговле режима наибольшего благо­приятствования, недискриминация, взаимные уступки и снижение таможен­ных пошлин и других (нетарифных) барьеров. Указанные принципы выраба­тываются в ходе многосторонних торговых переговоров (раундов) и являют­ся основной формой работы ГАТТ. Были проведены следующие раунды, ко­торые с перерывами длятся несколько лет: в 1947, 1949, 1951, 1956 гг. Дил-лон-раунд в 1960-62 гг., Кеннеди-раунд в 1964-1967 ГГ., Токио-раунд в 1973-1979 гг. В 1986 г. начался новый тур многосторонних торговых переговоров, известный под названием «Уругвайский раунд», который продолжался и в начале 90-х годов.

В конце 1993 г. были приняты новые решения «ГАТТ-1994» и Согла­шение о торговле услугами (ГАТС). С тех пор сфера применения системы ГАТТ существенно расширилась, и было решено преобразовать его с января 1995 г. во Всемирную торговую Организацию (ВТО). Во ВТО сейчас насчитывается свыше 155 государств, однако, Россию в эту Организацию еще не приняли, хотя заявление было подано сначала в ГАТТ, а затем и во ВТО не­сколько лет тому назад. Сейчас за Россией в числе более 30 стран сохраняет­ся статус наблюдателя, но вырисовывается надежда на вступление в члены ВТО в самое ближайшее время – не позднее осени 2012 г., когда Государственная дума в новом составе ратифицирует соответствующий документ - Россия ВТО.

Ныне Всемирная торговая организация представляет собой организа­ционно-правовую основу системы международной торговли. Ее документы определяют те ключевые договорные обязательства, которыми должны руко­водствоваться правительства при создании и практическом применении на­циональных законодательных и нормативных актов в сфере торговли. Кроме того, она является тем форумом, где формируются торговые отношения между странами в процессе коллективных обсуждений, переговоров и примире­ния разногласий.

Правовая база ВТО включает 56 договоренностей, соглашений и дру­гих документов, являющихся в правовом плане единым пакетом. Правовой механизм ВТО состоит из трех основных частей: Генеральное соглашение по тарифам и торговле в редакции 1994 года {ГАТТ- 1994), Генеральное согла­шение по торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

Центральная задача ВТО - либерализация мировой торговли путем по­следовательного сокращения уровня импортных и экспортных пошлин и устранения различных тарифных барьеров. В своей деятельности она исхо­дит из того, что расширение международного обмена позволит наиболее оп­тимально использовать мировые ресурсы, обеспечит стабильность экономи­ческого развития всех стран и сохранения окружающей среды.

Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО является предоставление режима наиболее благоприятного во взаимной торговле на недискриминационной основе; взаимное предоставление национального ре­жима для товаров и услуг иностранного происхождения; «прозрачность» торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и пе­реговоров и т.д.

Все страны-члены ВТО принимают на себя обязательство выполнить 18 соглашений и юридических инструментов, объединенных термином «мно­госторонние торговые отношения». Таким образом, Всемирная Торговая Ор­ганизация представляет собой своеобразный многосторонний контракт (па­кет соглашений), нормами и правилами которого регулируется более 90% всей мировой торговли товарами и услугами.

Пакет соглашений Уругвайского раунда включает соглашения об уч­реждении ВТО и прилагаемые к нему:

  1. Генеральное соглашение по торговле услугами /ГАТС/

  2. Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственно­сти.

  3. Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров.

  4. Механизм обзора торговой политики.

6. Многостороннее соглашение с ограниченным участием, то есть обяза­тельное только для присоединившихся членов ВТО: по торговле граждан­ской авиатехникой, правительственными закупками, молочным продуктам и по говядине. Высшим органом ВТО является Министерская конференция, объединяющая представителей всех государств - участников. Сессии, кон­ференции собираются не реже 1 раза в 2 года для обсуждения и принятия решений по принципиальным вопросам, связанных соглашениями Уругвай­ского раунда. Конференция учреждает следующие комитеты: по торговле и развитию; по ограничениям в целях обеспечения равновесия платежного ба­ланса; по бюджетам, финансам, администраций, по торговле и окружающей среде.

Конференция назначает Генерального директора ВТО, а он - сотрудни­ков подразделений Секретариата ВТО, определяет их обязанности и условия службы в соответствии с положением, принятым Министерской конферен­ции.

Между сессиями по мере необходимости (8-10 раз в год) для решения текущих и процедурных вопросов созывается Генеральный совет, так же со­стоящий из представителей всех участников. Кроме того, Генеральный совет курирует деятельность органа по урегулированию споров и органа по обзору торговой политики. Под руководством Генерального совета работает Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами, Совет по торговым ас­пектам прав интеллектуальной собственности и другие органы ВТО. В рам­ках Советов по торговле товарами и услугами учреждены комитеты по со­глашениям и переговорные группы. Членство в Советах и комитетах открыто для всех участников ВТО. Кроме того, функционируют органы по наблюде­нию за выполнением многосторонних материальных соглашений с необяза­тельным участием всех членов ВТО.

Страны - члены Всемирной Торговой Организации выплачивают еже­годный взнос, утвержденный Генеральным Советом.

В ВТО практикуется принятие решений консенсусом. При его отсутст­вии решение принимается большинством голосов (если не предусмотрено другое). Толкование положений соглашения по товарам, услугам, интеллек­туальной собственности, освобождение от принятых обязательств принима­ются 3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие прав и обязательств участни­ков, требуют 2/3 голосов.

В соответствии с соглашением об учреждении ВТО учредителями ор­ганизации могут стать участники ГАТТ 1947 г., если они представляют спи­ски обязательств по товарам и услугам и ратифицируют соглашения ВТО до 1997 года. Другие страны и таможенные территории принимаются 2/3 голо­сов членов ВТО.

Процедура присоединения за полвека существования ГАТТ/ВТО дос­таточно сложна и состоит из нескольких этапов. В первую очередь, в рамках специальных рабочих групп происходит детальное рассмотрение экономи­ческого механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны. Затем начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны - соискателя. Подобные консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами.

В соответствии с установленной процедурой результаты двусторонних переговоров о взаимной либерализации, доступа на рынки и условия присое­динения должны быть оформлены:

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства в соответствии с положе­ниями пакета соглашений Уругвайского раунда, с их последующей ратифи­кацией законодательным органом данной присоединяющейся страны.

Вторым институтом регулирования мировой торговли является конфе­ренция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), учрежденная в 1964 г. Ос­новная цель ЮНКТАД - содействие международной торговле, в частности, торговле сырьевыми, промышленными товарами и так называемыми «неви­димыми статьями» (транспорт, передача технологии, туризм и т.п.), а также в области финансирования, связанного с торговлей. Особое внимание уделяет­ся проблемам торговых преференций и иных льгот для развивающихся стран.

Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) - вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН - была создана в1966 г. в целях содействия развитию права международной торговли, в частности, путем подготовки проектов международных конвенций и других до­кументов.

Кроме того, в системе ООН учреждены и функционируют другие орга­ны и учреждения экономического характера. Назовем лишь некоторые из них:

С рядом международных организаций и сообществ можно подробнее познакомиться в Приложении 5 настоящего учебного пособия.

Рост числа международных институтов разного профиля вполне объяс­ним. В наш век бурного развития многосторонних связей между государст­вами и народами большое значение приобретает деятельность различных международных организаций. Сегодня их уже насчитывается около 2,5 тысяч и их число ежегодно увеличивается. Они представляют собой либо объеди­нение государств, либо организации неправительственного характера, на­правленные на достижение общих целей в области политической, экономи­ческой, социальной, научно-технической или культурной.

В целях развития международной торговли отдельными сырьевыми то­варами были заключены многосторонние соглашения и создан ряд междуна­родных организаций с участием государств-импортеров и экспортеров (по олову, пшенице, какао, сахару, натуральному каучуку, кофе, хлопку, джуту, свинцу и цинку), либо только экспортеров (по нефти). Целями таких органи­заций являются смягчение резких колебаний цен, установление сбалансиро­ванных соотношений спроса и предложения при помощи закрепления за странами-экспортерами квот и обязательств импортеров по закупкам това­ров, установления максимальных и минимальных цен и создания системы «буферных» запасов товаров.

Наиболее значительным примером организации стран-экспортеров яв­ляется организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), имеющая задачей за­щиту интересов нефтедобывающих стран посредством согласования допус­тимых цен на нефть и ограничения в этих целях нефтедобычи установлен­ными для каждой страны квотами.

Из числа международных организаций, образованных в целях содейст­вия мировой торговле, следует назвать Международную торговую палату (МТП), являющуюся неправительственной организацией, объединяющей торгово-промышленные палаты, федерации предприятий, деловые круги и фирмы более чем 100 стран мира. МТП основана в 1920 г. со штаб-квартирой в Париже. В ее задачу входит содействие развитию мировой торговли, укре­плению экономических и финансовых связей.

С 1945 г. функционируют специализированные учреждения ООН -Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международный валютный фонд (МВФ), в рамках которых сосредоточено практически все сотрудничество в валютно-финансовой сфере на мировом уровне. Нам, рос­сиянам, эти институты Объединенных Наций хорошо известны, поскольку они периодически оказывают конкретную валютную поддержку правящему режиму России.

МБРР (другие названия - Всемирный банк, Мировой банк) междуна­родная кредитная организация, представляющая специализированное финан­совое учреждение ООН. Основная деятельность МБРР - предоставление дол­госрочных кредитов по относительно невысоким ставкам (10% годовых) го­сударственным и частным предприятиям при наличии гарантий их прави­тельств, направление кредитов в развивающиеся страны и в региональные банки для их последующего распределения. Членами банка могут быть толь­ко страны, вступившие в Международный валютный фонд.

Международный валютный фонд (МВФ) - международная валютно-финансовая организация в виде специализированного органа ООН. Основ­ными задачами МВФ, в реализации которых участвуют свыше 190 госу­дарств, являются: содействие развитию международной торговли и валютно-финансовому сотрудничеству, поддержание платежных балансов членов МВФ, разработка реформ по оздоровлению валютной системы мира. МВФ предоставляет кредиты и займы, однако их выдача, как показывает и опыт российских заимствований, обусловливается выполнением рекомендаций финансово-экономического и социального характера, не всегда совпадающих с интересами страны-дебитора. Кроме того, МВФ и МБРР требуют отчеты об использовании займов и предоставления им другой необходимой информа­ции зачастую закрытого характера.

Наряду с глобальным расширяется и международно-правовое регули­рование мирохозяйственных связей на региональном уровне. Такое регули­рование осуществляется прежде всего в рамках экономических комиссий, образованных Экономическим и Социальным Советом ООН (табл. 26).

Из состава стран-участниц региональных экономических комиссий ООН видно, что США и их верный союзник - Великобритания удостоили своим пребыванием три организации, чтобы оказывать влияние на целые ре­гионы.

Цели деятельности и функции названных комиссий аналогичны: содей­ствие экономическому развитию стран соответствующих регионов, повыше­ние уровня жизни их населения, поощрение экономических отношений как между странами-членами, так и между ними и остальным миром.

Таблица 28