logo search
kniga_pronichev

10.3 Регулирование мэо на национальном уровне.

Национально-государственное регулирование МЭО осуществляется путем целенаправленного воздействия на определенные сферы и субъекты внешнеэконо­мической деятельности на территории отдельной страны. В свою очередь, само воздействие достигается с помощью комплекса специальных методов, которые можно разделить на две основные группы: экономические и адми­нистративные.

К экономическим методам относятся пошлины таможенного тарифа, различные налоги и сборы, удорожающие ввозимый товар и снижающие его конкурентоспособность на внутреннем рынке по сравнению с аналогичными изделиями отечественного производства.

Для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу применяются различные виды таможенных режимов, отдельные из некоторых размещены в отдельной таблице 29.

Таблица 29.

Вид таможенного режима

Характер примененного режима

1. Выпуск для свободного обращения

Пропуск очищенного таможенным пунктом товара в свободную продажу, или производственное, сервисное использование.

2. Импорт

Очистка и разрешения на ввоз в страну из-за границы иностранных товаров, технологий, капиталов, услуг.

3. Реимпорт

Таможенный режим, при котором товары ранее вывезенные с таможенной территории страны, ввозятся на таможенную территорию этой страны в установленные сроки без уплаты таможенных пошлин, налогов. Товары, помешенные под таможенный режим реки порта, рассматриваются для таможенных целей как выпущенные для свободного обращения.

4. Транзит международный

Перевозка иностранных грузов при условии, что пункты отправления и назначения находятся за пределами данной страны. Если товары перевозят, не размещая на таможенный склад, имеет место прямоймеждународный транзит, а при задействовании таможенного склада –косвенный.

5. Таможенный склад

Таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию страны товары хранятся под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера.

6. Реэкспорт

Таможенный режим, при котором товары, ранее ввезенные на таможенную территорию страны, вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов.

7. Уничтожение

Таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов, взимание которых возложены на таможенные органы.

8. Временный вывоз

Таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на территории страны, могут временно использоваться за пределами таможенной территории данной страны с полным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин.

9. Беспошлинная торговля

Таможенный режим, при котором иностранные товары, вывезенные на таможенную территорию страны, или отечественные товары продаются в розницу физическим лицам, выезжающим за пределы таможенной территории, непосредственно в магазинах беспошлинной торговли (“dutyfree”) без уплаты таможенных пошлин, налогов.

10. Переработка вне таможенной территории

Таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории страны для переработки за границей с последующим ввозом продуктов переработки с полным или частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

11. Переработка для внутреннего потребления

Таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории страны на срок переработки для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин с последующим выпуском продуктов переработки для свободного обращения с уплатой таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки.

12. Переработка на таможенной территории

Таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории страны в течение срока их переработки с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории страны в определенный срок.

Административными методами считаются количественные лимиты (квоты), системы разрешений (лицензий) и запретов (эмбарго) на импорт или экспорт, самоограничение поставок экспортером, специфические техниче­ские требования к товару или упаковке, бюрократическое усложнение тамо­женных процедур, прямым образом ограничивающие доступ импортных товаров на внутренний рынок. Конечно, использование административных мер нарушает механизм ВЭС, сокращает ассортимент товаров, возможность дос­тупа к ресурсам и фактически насильственным путем предрешает выбор продукции или ресурсов потребителем в пользу отечественных продуцентов.

По своему характеру и результатам применения административные ме­тоды регулирования внешнеэкономических отношений неоднородны. Среди них выделяются нетарифные методы, носящие обобщающий характер. Нета­рифные методы регулирования во внешней торговле по классификации ООН делятся на три вида. К первому виду относятся методы, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей на­ционального производства: лицензирование и квотирование импорта, анти­демпинговые и компенсационные пошлины, компенсационные сборы.

Второй вид включает методы, непосредственно не направленные на ог­раничение внешней торговли и относящиеся больше к административным бюрократическим процедурам, действие которых, тем не менее ограничивает торговлю: таможенные формальности, технические стандарты и нормы, са­нитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке, роз­ливу и т.д. К третьему виду относятся методы, непосредственно не ограничивающие импорт и не стимулирующие экспорт, но в конечном счете ведущие к этому результату.

Из широкого арсенала методов и способов нетарифного регулирования внешней торговли наиболее распространенными являются лицензии и квоты, которые оказываются более гибкими и эффективными, чем экономические рычаги внешнеторгового регулирования. Практически все страны с рыноч­ной экономикой применяют эти инструменты. Лицензионная система пред­полагает, что государство через специально уполномоченное ведомство (в России - Министерство внешнеэкономических связей, с конца 1998 г. - Ми­нистерство торговли, а ныне Министерство экономического развития и тор­говли) выдает разрешения на внешнеторговые операции с определенными, включенными в списки лицензируемых по импорту и экспорту товарами (в России из-за непоследовательной внутри- и внешнеэкономической политики список таких товаров неоднократно меняется за год). Применяемые системы лицензирования характеризуются значительным разнообразием форм и про­цедур. Практикуются два основных вида лицензий: генеральные и разовые. Генеральная лицензия - разрешение на экспорт или импорт товаров, выда­ваемое на длительный срок, как правило, до одного года, независимо от чис­ла сделок. Разовая лицензия выдается на экспорт или импорт товаров в пре­делах одной сделки с указанием количества товара, его стоимости, страны происхождения (или назначения).

Лицензирование внешнеторговых операций тесно взаимодействует с количественными ограничениями - квотами на импорт и экспорт отдельных товаров. Квота - это количественное или стоимостное ограничение экспорта (экспортные квоты) определенных видов товаров, устанавливаемое на опре­деленный срок. Такие ограничительные меры называют квотированием. Кво­тирование может быть глобальным, т.е. устанавливаться в отношении отдельных стран; сезонным (как полагаю, в комментарии не нуждается) и так называемые «добровольные» ограничения экспорта. Соглашение о «добро­вольном» ограничении экспорта представляет собой навязанное экспортеру под угрозой санкций обязательство по ограничению экспорта определенных товаров в импортирующую страну. Этот инструмент довольно часто исполь­зуют США по отношению к Японии, экспортирующей туда свои товары с многомиллиардным активом в год.

Наиболее традиционным, классическим методом национального регу­лирования внешнеэкономических связей являются таможенные тарифы, ко­торые, как уже отмечалось, относятся к экономическим инструментам госу­дарственного вмешательства в мирохозяйственные отношения. Таможенный тариф представляет собой систематизированный перечень товаров, с которых взимается таможенная пошлина с указанием ставок таможенного налога на единицу данного товара. В свою очередь под таможенной пошлиной понимается налог, взимаемый государственными органами, таможенными службами с провозимых через государственную границу товаров по ставкам таможен­ного тарифа. Механизм таможенного регулирования мирохозяйственных связей, в первую очередь внешней торговли, довольно прост для восприятия. Облагая таможенными пошлинами импортные товары, государство создает предпосылки повышения цен на иностранные товары, снижая тем самым их конкурентоспособность по отношению к товарам-аналогам отечественного производства. А при взимании таможенных пошлин с экспортируемых това­ров государство сдерживает их вывоз из страны.

Каждое государство разрабатывает и проводит свою внешнеторговую политику, исходя из ее международных обязательств, с одной стороны, и со­стояния отечественного производства, а соответственно и национального рынка, с другой. Общие подходы к международной торговле известны как внешнеторговая политика фритредерства (свободы торговли) и политика протекционизма. Фритредерство означает всемерное поощрение импорта и экспорта товаров путем установления минимального уровня таможенных пошлин или освобождения от них полностью. Политика свободы торговли проводится при двух рыночных ситуациях.

  1. Если национальная стоимость товаров окажется ниже международ­ной, товары отечественных продуцентов выигрывают ценовую конкуренцию.

  2. Если продукция национального производства будет иметь одинако­вую стоимость с международной стоимостью данного товара, но изделия оте­чественных продуцентов обладают лучшими технико-эксплуатационными качествами. При такой ситуации страна выигрывает конкуренцию по качест­ву.

В любом из этих случаев импортные изделия не угрожают националь­ным товаропроизводителям.

Политика протекционизма, наоборот, предполагает высокое таможен­ное обложение импортируемых (а иногда и экспортируемых) товаров и пред­ставляет собой государственную политику создания особо благоприятных условий для отечественного производства путем ограждения его от конку­ренции со стороны иностранных поставщиков. Такая политика проводится при прямо противоположных рыночных ситуациях, то есть когда товары оте­чественного производства имеют более высокую стоимость по сравнению с международной стоимостью, или когда они уступают импортным товарам-аналогам по качеству.

Протекционизм является одним из сложных и противоречивых явлений в международной торговле как в теоретическом, так и в практическом отно­шении. Одни экономисты оправдывают протекционистскую политику и при­водят довольно веские аргументы в ее поддержку, тогда как другие осужда­ют эту политику и также убедительно обосновывают свою точку зрения. По­пытаемся воспроизвести некоторые доводыproиcontra.

Сторонники политики протекционизма считают, во-первых, что причи­ной протекционистских мер правительства может стать недостаточная кон­курентоспособность отечественных продуктов. Во-вторых, временное огра­ничение ввоза конкурирующей продукции может стать стимулирующим фактором развития зарождающихся перспективных отраслей производства национальной экономики. В-третьих, периодическое ухудшение общехозяй­ственной конъюнктуры в стране вследствие циклического развития рыноч­ной экономики требует принятия правительством мер по ограничению дос­тупа на внутренний рынок иностранных товаров и услуг в интересах скорей­шего преодоления временного сокращения спроса. Поэтому протекционизм в периоды экономического спада обычно усиливается. В-четвертых, эпизоди­ческие затруднения стран с платежным балансом требуют оперативного ог­раничения импорта. Наконец, противодействующих импорту мер требует не­добросовестная коммерческая практика иностранных поставщиков (иногда она осуществляется при прямой или завуалированной финансовой поддержке национальных правительств стран-экспортеров) для обеспечения справедли­вой конкуренции на внутреннем рынке.

Все перечисленные причины, казалось бы, оправдывают протекциони­стскую политику, поскольку она направлена на поддержание нормального функционирования рыночного механизма внутри страны. Однако проведение протекционистской политики наталкивается и на контраргументы.

  1. Меры, содействующие расширению внешней торговли, благоприят­ствуют экономическому развитию страны.

  2. Политика протекционизма может консервировать отсталость отече­ственного производства.

  3. Ограничение импорта позволяет отечественным поставщикам завы­шать цены, а потребителям приходится за это расплачиваться.

Даже из краткого перечня аргументов видно, что однозначный подход к оценке протекционизма, - полностью отвергающий его или безоговорочно признающий, - неправомерен и малопродуктивен.

К формам протекционизма относятся: эмбарго, лицензирование, квоти­рование, добровольное ограничение экспортером вывозимой массы (объема) товаров и др.

В реальной практике ни одна страна не проводит ныне в чистом виде только политику фритредерства или протекционизма. Внешнеторговая поли­тика той или иной страны вбирает в себя элементы той или другой торгово-политической модели в зависимости от позиции товаров национального про­изводства на мировом или отечественном рынке.

Кроме того, отдельные страны иногда прибегают к внешнеторговой политике демпинга, то есть продаже товаров ниже их стоимости, по ценам, компенсирующим лишь издержки производства и реализации. Такая внешне­торговая политика используется для завоевания нового рынка (японские фирмы иногда практикуют демпинг), потеснения с рынка конкурентов, при продаже товаров устаревших марок, вышедших из моды. Как международ­ные организации, так и национальные государства принимают антидемпин­говые меры, чтобы экономически наказать виновных экспортеров и защитить внешнеторговых участников, соблюдающих принятые в мировой торговле правила корректной, честной конкуренции.

Во внешнеторговой политике государств немаловажная роль отводится таможенной политике. Таможенные пошлины - денежный сбор, взимаемый таможенной службой страны с провозимых через границу товаров и имуще­ства по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом. В свою очередь таможенный тариф представляет собой перечень товаров, с которых взима­ются пошлины, с указанием ставок таможенного налога на единицу данного товара.

Основой классификации таможенных пошлин является способ их взи­мания. По данному параметру выделяют, во-первых:

а) адвалорные пошлины, получившие наибольшее распространение в таможенно-тарифной практике, характеризуются тем, что взимаются в про­центном отношении к таможенной стоимости товаров;

б)специфические, исчисляемые со штуки, объема или веса;

в)комбинированные, включающие оба способа установления величи­ны таможенной пошлины; и до пределов – не более (не менее) 100 долларов за тонну товара (например).

г) сезонные, которые взимаются в определенное время года, например, во время уборки урожая.

Во-вторых, таможенные пошлины делятся и по экономическому со­держанию:

а)фискальные пошлины, предназначенные увеличить доходы государ­ственного бюджета;

б)протекционистские,

в)льготные пошлины, вводимые для отдельных стран с целью поощ­рения импорта каких-либо товаров;

г) уравнительные, т.е. дополняющие основные ввозные пошлины с це­лью выравнивания цен импортных товаров с ценами на товары отечественно­ го производства;

д)компенсационные, которые используются в том случае, если на им­портируемые товары давались государственные субсидии при их производ­стве или экспорте страной-экспортером;

е)антидемпинговые, применяемые для противодействия импорту из тех стран, где правительство предоставляло своим предпринимателям экс­портные премии.

В отличие от экономических, таможенно-тарифных регуляторов в ми­рохозяйственных связях применяются нетарифные (административные) ме­тоды.

Они включают в себя широкий набор современных инструментов внешнеэкономической и торговой политики государств. Совокупность этих методов носит разнопорядковый характер, а потому выделяют два основных вида административного регулирования внешнеэкономической деятельности в зависимости от связи каждого из них с такой деятельностью:

1. Административно-протекционистские методы: лицензирование и квотирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, им­портные депозиты, представляющие собой требование к импортеру заранее внести часть стоимости ввозимого товара (предоплата), компенсационные сборы, так называемые «добровольные» ограничения экспорта. Судя по ста­тистике, данный вид регулирования внешнеэкономической деятельности среди других видов нетарифного характера применяется наиболее часто.

2. Методы, внешне и непосредственно не носящие протекционистский характер, а потому не ограничивающие внешнюю торговлю. Тем не менее по своему существу они содержат такие административно-бюрократические процедуры, реализация которых неотвратимо вызывает подобное ограниче­ние внешнеэкономических связей. Это некоторое ужесточение таможенных формальностей, повышение технических стандартов (например, в скандинавские страны нельзя ввозить распашные тракторы, имеющие рабочую ско­рость свыше 10 км/ч), строгие санитарные и ветеринарные нормы, требова­ния к упаковке и маркировке и т.д.

К нетарифным методам регулирования относятся также администра­тивно-бюрократические проволочки, имеющие самые разные мотивы и ак­ции: сокращение числа пропускных таможенных постов, умышленное про­медление таможенной очистки импортных грузов, взимание высоких тамо­женных пошлин за длительное хранение на территории таможни ввозимых товаров.

Резюме

I. Под международной организацией следуют понимать объединение государств на основе международного договора для осуществления сотрудничества в политической, экономической, научно-технической, правовой и иных областях и имеющее необходимую систему органов, прав и обязанностей.

Каждая международная организация должна обладать рядом признаков:

1. создание в соответствии с международным правом;

2. учреждение на основе международного договора;

3. осуществление сотрудничества в конкретных областях деятельности;

4. иметь соответствующую организационную структуру;

5. обладать правами и выполнять возложенные обязанности; обладать самостоятельностью международных прав.

II. Международные организации классифицируются по разным признакам: международные правительственные и неправительственные организации, по правосубъектности, по масштабности (межгосударственные, региональные), по сегменту мирового рынка и т.д. Наиболее универсальной среди множества других является Организация Объединенных Наций.

III. Большинство межгосударственных организаций призваны регулировать МЭО на глобальном уровне (ООН, ВТО, МВФ, МБРР и др.)

IV. Регулирование МЭО осуществляется также и на национальном уровне, детали которого следует хорошенько обсудить на семинарском занятии и усвоить.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под международной организацией?

2. Назовите основные международные организации, регулирующие МЭО.

3. Охарактеризуйте назначение и функции следующих международных экономических и финансовых организаций:

а) Международный валютный фонд (МВФ);

б) Международный банк развития и реконструкции (МБРР);

в) Всемирный банк и его организационная структура;

г) ЮНКТАД;

д) ЮНИДО;

е) ФАО;

ж) Экономические региональные комиссии ООН.

4. Охарактеризуйте Всемирную Торговую Организацию (ВТО) структуру, исполнительные органы, состав (на начало 2012 г.)

5. Охарактеризуйте торговый обычай и международное обыкновения.

6. Отличие тарифных от нетарифных методов регулирования внешнеэкономических отношений.

7. Охарактеризуйте лицензирование и квотирование как методы нетарифного регулирования внешней торговли.

8. Объясните отличия таможенной пошлины от таможенного тарифа.

9. Назовите основные формы протекционизма.

10. Охарактеризовать различные виды таможенных пошлин:

а) адвалорные;

б) специфические;

в) комбинированные;

г) сезонные;

д) фискальные;

е) протекционистические (уравнительные, компенсационные, демпинговые);

ж) льготные.

11. Назовите основные виды таможенных режимов.