logo search
kniga_pronichev

Динамика цен на сырьевые товары

Виды сырьевых товаров

Годы в процентах

Периоды в процентах

2008

2009

2010

2000-2010

2005-2010

1. Сырьевые товары

+28

(-30)

+26

+10

+8

2. Металлы

-8

-20

+46

+13

+15

3. Сырье для производства напитков

+23

+2

+14

+9

+12

4. Продовольствие

+23

-15

+12

+6

+8

5. Сельскохозяйственное сырье

-1

-17

+33

+2

+5

6. Энергоносители

+40

-37

+26

+11

+8

Источник: обзор ВТО. БИКИ. 2011. 19 мая.

Динамику повышательной тенденции цен на сырьевые товары целесообразнее проанализировать на одном из семинарских занятий, распределив среди студентов в форме индивидуальных заданий как по видам товаров, так и в географическом направлении основных экспортеров и импортеров.

Развивающиеся страны были и все еще остаются поставщиками на мировой рынок сырья и продовольствия, а также технологически простых изделий. Придерживаясь объективной оценки процессов, происходящих во внешнеэкономических связях этой обширной группы государств, нельзя применять однозначный подход. В этой периферийной зоне мирового хозяйства наблюдаются две основные стратегии или модели индустриализации, оказывающие влияние и на экономический рост и на внешнеэкономические связи. Одну из них в экономической литературе принято обозначать как внутриориентированное развитие, где в качестве приоритета закрепилось освоение внутреннего рынка промышленных товаров. Нас в данном случае больше ин­тересует вторая стратегия, или модель - экспортоориентированная экономи­ческая политика, интеграция и международное промышленное разделение труда. Эта же стратегия предполагает на начальной фазе формировать импорто­замещающего производства, включающего создание предприятий текстиль­ной, швейной, кожевенной, обувной, деревообрабатывающей, мебельной и ряда других отраслей промышленности, производящих потребительские то­вары. Реализация этой фазы экспортоориентированной стратегии позволила отдельным странам достичь существенной самообеспеченности рядом по­требительских товаров. Доля импорта на рынках потребительских изделий Аргентины, Бразилии, Мексики, Индии, некоторых других развивающихся стран снизилась до 3%, товаров промежуточного спроса - до 9%. При этом на потребительские изделия приходилось 13% их совокупного промышлен­ного импорта.

Вторая фаза (а для таких стран, как Сингапур, Тайвань, Южная Корея, обе фазы были совмещены а общей экспортоориентированной стратегии) характеризуется введением возрождающейся индустрии в международное промышленное разделение труда, обеспечиваемое неустанным облагораживанием экспорта. Экспотроориентированная индустриализация была достигнута благодаря расширению рынка сбыта и обусловленных этим возможностей экономии на масштабах производства для предприятий, экспортирующих

промышленные изделия, а также возникновению так называемых «внешних эффектов» для промышленности и экономики в целом. Речь идет, в частно­сти, о повышении рациональности в использовании ресурсов, формировании динамичных сравнительных преимуществ, опирающихся на взаимозависи­мость между расширением спроса, увеличением инвестиций (и прежде всего иностранных) и повышением их эффективности, об экономическом выигры­ше от специализации и международной промышленной кооперации.

Во второй половине XX столетия произошли заметные изменения и в структуре международной торговли. Вполне естественно, что они стали следствием происходящих под влиянием НТР изменений в мировом произ­водстве. В последние два-три десятилетия наиболее динамично и интенсивно развивается мировой сектор обрабатывающей промышленности, а в нем -наукоемкие изделия. Наукоемкие отрасли активнее других вовлекаются в МРТ, повышая соответственно экспортную квоту высокотехнологичной про­дукции от 30 до 50% в общем объеме обрабатывающей промышленности ФРГ, Японии, Великобритании, США, Франции, Италии. Повышается удель­ный вес машин и комплексного оборудования в мировом товарообороте. В структуре экспорта продукции машиностроительного комплекса быстрыми темпами увеличивается экспорт электротехнического и электронного оборудования, доля которого превысила 25% всего экспорта продукции этого сегмента. Вместе с тем быстро расширяющейся сферой мировой торговли стала химическая промышленность.

Парадоксально происходит мировая торговля сырьем. Рост промыш­ленного производства в мировой экономике увеличивает абсолютный спрос, а значит, и потребление сырья. Однако темпы торговли сырьевыми товарами оказываются существенно ниже общих темпов роста мирового товарооборо­та. Очевидно влияние совокупности разнопорядковых факторов. Во-первых, НТР позволяет выпускать и вводить в эксплуатацию материалосберегающую технику, что сокращает расход сырьевых материалов на условную единицу готового продукта. Во-вторых, под влиянием НТР стало возможным заменять натуральное сырье синтетическими материалами. В-третьих, происхо­дят определенные сдвиги в размещении мирового производства: поставщики сырья создают промышленность по первичной переработке и по выпуску на его базе готовых изделий. Неустойчивы изменения в позиции минерального топлива в мировом товарообороте, так как помимо общих подвижек в струк­туре мировой торговли, влияющих на удельный вес данной товарной группы, нередко и резко меняются цены на эти товары, особенно на нефть. Поэтому бывает нелегко проследить тенденцию происходящих изменений.

В структуре мирового товарооборота меняется позиция и продовольст­вия. В течение 5-7 лет после Второй мировой войны многие страны Европы и Азии были импортерами продовольствия, так как проходившие по их терри­ториям военные действия причинили колоссальный ущерб национальному сельскохозяйственному производству. Однако, восстановив сельское хозяй­ство, они достигли продовольственной самообеспеченности, а отдельные страны сами стали экспортерами продовольствия. Это привело к относитель­ному уменьшению спроса на продовольственную группу товаров на мировом рынке. Правда расширяется спрос на продовольствие со стороны развиваю­щихся стран, периодически импортерами продовольствия и сельскохозяйст­венной продукции становились Китай, СССР, а сейчас Россия.

Эти обстоятельства сдерживают падение удельного веса продовольст­вия в структуре мирового товарооборота, снижают темпы его падения. Наи­более наглядно происходящие изменения в товарной структуре мирового экспорта за последние четыре с лишним десятка лет представлены в ниже­следующей таблице.

Таблица 7.3

Товарная структура мирового экспорта за последние 40 лет (в %)

Наименование товарной группы

1955

1975

1995

2004

2005

  1. Продовольствие (включая напитки и табак)

20,8

12,2

8,9

7,6

7,0

  1. Сырье

18,8

7,5

4,7

5,1

5,0

  1. Минеральное топливо

11,0

19,5

9,5

12,1

13,0

  1. Продукция обрабатывающей промышленности

49,4

59,7

74,1

75,0

75,0

а) Оборудование (включая средства транспорта)

17,0

27,9

36,5

39,0

39,3

б) Химические товары

5,3

7,2

8,7

9,0

9,01

  1. Прочая продукция обрабатывающей промышленности

27,1

24,6

28,9

27,0

26,6

а) Черные и цветные металлы

7,0

7,3

5,0

8,2

9,0

б) Текстильные изделия (пряжа, ткани, одежда)

6,7

4,9

6,9

5,1

5,0

В структуре мирового товарооборота начинает занимать подобающее место торговля технологией. Объектами мирового рынка технологией явля­ются результаты интеллектуальной деятельности: лицензии, «ноу-хау», франчайзинг и другие предметы интеллектуальной собственности. На рынке технологии имеет место коммерсализация продуктов интеллектуального тру­да. Учитывая специфику технологии как товара, экономисты-международники все еще используют термины «передача технологии» или «технологический обмен», чтобы подчеркнуть особенности данного вида рынка.

Основными формами коммерческой передачи технологии являются:

На мировом рынке технологии происходят внутренние изменения. В 60-70-е годы объем продаж лицензий существенно опережал по темпам при­рост мирового товарооборота. Кстати напомню, что в чистом виде лицензией называется право использовать какой-либо патент на определенных услови­ях. Лицензии имеют несколько разновидностей. С точки зрения периодиче­ских отношений лицензиара (экспортера предмета лицензии) и лицензиата (импортера) лицензии делятся на три вида: простая, эксклюзивная и полная. При простой лицензии лицензиар сохраняет за собой юридическое право использовать объект лицензии как в производственной, так и коммерческой деятельности, т.е. может продать второму, третьему, да хоть и десятому лицензиату. Лицензиат обретает право использовать предмет лицензии с определенными ограничениями (территории применения, отрасли применения и др.).

При эксклюзивной лицензии лицензиату дается исключительное, т.е. монопольное право на использование объекта лицензии на определенном рынке, который может включать как одну страну, так и несколько стран. Лицензиатор сохраняет право использовать предмет лицензии в производствен­ных целях, но теряет на него коммерческое право, т.е. не может продавать второму лицу.

При полной лицензии лицензиатор теряет право использовать объект лицензии как в производственных, так и коммерческих целях, т.е. фактиче­ски означает продажу патента.

На современном рынке технологий, особенно высоких технологий, в электронике, химии, вычислительной технике возросла роль «ноу-хау». Этот термин вошел во многие языки мира как заимствование из английского know how - «знай как», но о чем? Под «ноу-хау» понимается предоставление од­ним юридическим лицом другому за определенную плату и на конфиденци­альной основе производственных, технических, технологических, коммерче­ских, организационных и прочих секретов, не имеющих патентно-лицензионного обеспечения. Ныне по частоте сделок купля-продажа «ноу-хау» опережает лицензионные соглашения, чтобы этими секретами не завла­дели конкуренты.

К рынку технологии относят (хотя и небесспорно) франчайзинг. Франзинг (анг. Franchise - привилегия, право) - система продаж или передачи лицензий

на технологию и товарный знак. Сущность франчайзинга заключается в том,

что фирма (франчайзер), имеющая высокую репутацию на рынке,передает на определенных условиях неизвестной потребителям фирме (франчайзиату) право, т.е. лицензию (франчайз) на деятельность по своей технологии и под своим товарным знаком и получает на это определенную компенсацию (доход).

А каковы методы замера мирового товарооборота? Можно замерить стоимость мирового товарооборта традиционным методом – путем суммирования экспорта и импорта. Так определяется внешнеторговый оборот каждой страны.

Мировой товарооборот в 2010 году составил экспорт 15 237,6 млн. $, импорт 150376,0 млн. $. всего 30613,6 млн. $.

Но в таком методе замера мирового товарооборота допущены погрешности, недостоверность из-за учета в товарообороте некоторых стоимостных показателей коммерческих услуг – стоимость страхования, международного фрахта. В целях сокращения погрешностей в замере стоимостного объема товарооборота используется другой метод, связанный с использованием двух базисных условий поставки товаров фоб и сиф, соответственно и двух видов цен – цен мирового экспорта фоб и цена импорта сиф. Подробнее информация о базисных условиях поставки товаров изложена в сборнике документов, выпускаемых Международной торговой палатой под названием «Инкотерм. - 2010», которая будет дана в следующей теме настоящего учебного пособия. В данном случае мы предельно кратко охарактеризуем фоб и сиф.

По базисному условию поставки товаров фоб обязанности и ответственность за риски гибели или порчи товаров при производстве и транспортировке международных грузов распределяются следующим образом.

FOB (фоб) - free on Board – «свобода на борту судна».

Продавец обязан: а) доставить товар и заплатить за его транспортировку до указанного порта отгрузки. Например, «FOB - Санкт- Петербург» означает, что сыктывкарский поставщик будет нести ответственность за отправку товаров, погрузку на борт судна в Санкт-Петербурге и оплату расходов. Расходы, которые несет продавец, включают транспортировку и оплату страховки до этой точки;

б) получить и оплатить экспортную лицензию;

в) оплатить налоги на экспорт;

г) доставить товар на борт судна, самолета или другого транспортного средства, указанного покупателем;

д) оплатить погрузку товара на борт судна, если плата за погрузку не входит в плату за перевозку;

е) предоставить «чистую бортовую» расписку. «Чистая бортовая» расписка означает, что грузоперевозчик удостоверяет принятие на борт товаров в хорошем состоянии, т.е. без повреждений;

ж) незамедлительно известить покупателя о том, что данные товары были погружены на борт.

Покупатель обязан: а) заблаговременно указать перевозчика для транспортировки товаров. Например, если условия отгрузки партии экспортных товаров из Сыктывкара предусматривают «FOB - Санкт- Петербург», именно покупатель указывает зафрахтованное им судно (судовую компанию), дату и время отправления.

б) предоставить экспортеру подробные сведения о судне и расчетном времени отправления и прибытия;

в) заплатить за перевозку от этой точки (т.е. фрахт от этой точки, включая расходы на загрузку в месте назначения);

г) застраховать товары и заплатить за страховку от этой точки.

Суть второго метода состоит в том, что объем мирового экспорта по стоимости (в нашем примере за 2010г., равный 15237,6 млн. $) принимается в качестве показателя общего мирового товарооборота.

По базисному условию CIF (сиф) coust, Insurance and Freight – стоимость, страхование и фрахт - транспортировка товаров осуществляется на борту лайнера-судна, совершающего рейсы по расписанию, а не специально назначенного для выполнения конкретной перевозки. Поэтому судно может иметь несколько промежуточных портов захода. Преимущество отправки товаров по регулярному маршруту, а не на специально зафрахтованное судно состоит в следующем:

а) стоимость фрахта ниже;

б) экспортер и импортер могут более точно планировать даты отгрузки, доставки, поскольку эти суда ходят по расписанию.

Обязанности экспортера минимальны:

а) застраховать судно;

б) застраховать груз от места погрузки до пункта назначения;

в) оплатить транспортировку груза от завода до порта назначения на территории страны импортера.

Обязанности импортера стандартны и минимальны:

а) организовать выгрузку товара с судна и оплатить эти услуги;

б) оплатить импортные формальности: пошлины, сборы, налоги, лицензии.

Условия фоб и сиф применяются только при перевозках морским или внутренним водным транспортом.