logo search
kniga_pronichev

7.2 Конъюнктура мирового рынка

Слово «конъюнктура» употребляется довольно часто и в разных информационных ситуациях контекста. Нас конкретно интересует конъюнктура мирового рынка того или иного товара. А что такое конъюнктура? Если отправиться к словарно-справочному источнику, то в нем дается следующая этимологическая и семантическая расшифровка термина. «Конъюнктура рынка - (от лат. conjuncture - связывать) - экономическая ситуация, склады­вающаяся на рынке, характеризуемая уровнями спроса и предложения, рыночной активности, ценами, объемами продаж».40 Следовательно, экономи­ческий смысл понятия «конъюнктура» предполагает оценку внешнего, по­верхностного состояния текущей экономики через призму сугубо рыночных отношений в категориях спроса - предложения и цен. При этом предполага­ется, что речь, как правило, идет о текущем положении на рынке и, соответ­ственно, о ближайших, краткосрочных перспективах его развития на период 1-1,5 года.

Определяющими факторами в процессе анализа и составления конъ­юнктуры будут постоянно действующие циклические и нециклические фак­торы в их наиболее динамичном кратковременном проявлении совместно с факторами временными, случайными, играющими именно здесь исключи­тельно важную роль. В учебных целях (а мы пишем учебное пособие) к такому определению нет необходимости что-либо дополнять или что-то изменять редакционно, поэтому переходим к группировке основных показателей, с помощью которых изучается конъюнктура товарного рынка и которые позволяют количественно оценить происходящие на рынке изменения и определить тенденции их развития.

Показатели конъюнктуры рынка обычно систематизируются по сле­дующим обобщенным группам, которые используются как для внутреннего, так и внешнего рынка:

  1. Производство. Этот показатель включает в себя данные о динамике производства, основных фирмах-продуцентах, о появлении новых товаров и совершенствовании существующих, о загрузке производственных мощностей, динамике капиталовложений в данную отрасль, о движении портфеля заказов, изменении производственных издержек, численности занятых и безработных, воздействии забастовок на выпуск продукции и увеличении фонда заработной платы, о движении курса акций, облигаций, учетного процента.

  2. Спрос и потребление. Данные о динамике спроса и структуре потребления, о влиянии научно-технического прогресса на уровень потребления и требова­ния к характеристикам товаров, о динамике оптовой и розничной торговли, о движении товарных запасов, об индексах стоимости жизни, емкости рынка и т.д.

  3. Торгово-экономические показатели, прежде всего о состоянии междуна­родной торговли, данные динамики торговли, об основных странах-экспортерах и импортерах, о новых формах торговли, о наличии конкурен­ции и конкурентах.

  4. Показатель цен (важнейшая группа показателей для анализа конъюнкту­ры).

Данные о динамике оптовых цен в ведущих странах-производителях и потребителях определенного товара, о динамике экспортных цен, о воздействии на цены инфляции, об изменениях цен на сырье и полуфабрикаты, о рос­те производительности труда, изменении курсов валют, данные о государст­венном регулировании ценообразования, о воздействии монополий на уро­вень рыночных цен и т.д.

  1. Торгово-политические условия рынка. Наличие торговых организаций, торговый режим, уровень таможенных пошлин и налоговых обложений, сис­теме возможных расчетов.

  2. Определение наиболее эффективных средств рекламы. Конъюнктура формируется и развивается, как это следует из перечня основных показате­лей, под влиянием многих факторов (экономических, политических, научно-технических, социальных и др.). Все конъюнктурообразующие факторы можно классифицировать на постоянные и временные, циклические и нецик­лические, стимулирующие развитие рынка или же сдерживающие его. По периодичности воздействия их принято подразделять на постоянные и вре­менные. Постоянно действующие факторы в свою очередь делятся на цикли­ческие и нециклические. Они влияют на конъюнктуру в тесном взаимодейст­вии, причем одновременно дополняя, усиливая или же, наоборот, ослабляя друг друга. При этом конънктурообразующие факторы меняют свою значи­мость, т.е. по значимости могут меняться местами. Конечной целью конъ­юнктурного исследования является составление прочной конъюнктуры рын­ка, выработка экспортной стратегии, определяющей специфику множества решений тактического характера: реклама (непосредственное воздействие на потенциального потребителя), продвижение сбыта (влияние на внешнеторго­вого посредника и формирование общественного мнения компании (фирмы) и ее продукции).

Исследование конъюнктуры как системы знаний - одна из прикладных отраслей экономической науки. Методологической основой исследования конъюнктуры является теория воспроизводства. Конъюнктура характеризу­ется состоянием производства и сбыта за определенный период времени или положением на рынке на данный момент.

Конъюнктура исследуется на разных уровнях. Различают три уровня исследования: а) общехозяйственную конъюнктуру, т.е. положение в миро­вом хозяйстве или отдельной стране; б) отраслевую конъюнктуру, т.е. со­стояние той или иной отрасли мирового или национального хозяйства; в) конъюнктуру рынка отдельного товара.

Понятие «конъюнктура рынка отдельного товара» применяется для ха­рактеристики экономических аспектов состояния, тенденций и перспектив развития той или иной отрасли или подотрасли, Изучение включает эконо­мический анализ таких видов деятельности и процессов, как научные иссле­дования и разработки; внутреннее и зарубежное патентование; капиталовло­жения; производство и сбыт продукции на внутренних и внешних рынках: деятельность ведущих промышленных фирм; специализация и кооперирова­ние в области производства и сбыта; продажа и покупка лицензий; ценообра­зование; перспективы развития отрасли. Источником информации об отрас­левой конъюнктуре служит экономико-статистическая и коммерческая лите­ратура.

Поскольку конечной целью конъюнктурного исследования, как уже отмечалось, является прогнозирование конъюнктуры рынка, то хотелось бы обратить внимание читателя на отдельные трудности этого творческого про­цесса. Основная сложность в изучении конъюнктуры (особенно при разра­ботке прогноза) заключается не в том, чтобы определить круг факторов и элементов ее формирования. Этот вопрос достаточно разработан в экономи­ческой литературе. Важнейшая задача любого исследования конъюнктуры, от успеха которой зависит не только глубина охвата и обстоятельность ана­лиза, но и точность и правильность прогноза, состоит в установлении значи­мости, силы воздействия отдельных факторов на формирование конъюнкту­ры, в выявлении ведущих, определяющих конъюнктуру факторов в каждый отдельный момент и на ближайшую перспективу. Успешное решение этой задачи может быть достигнуто лишь в том случае, если исследование конъюнктуры будет вестись с должным учетом всех новых явлений и процессов, возникающих в первую очередь в сфере производства и обращения.

Составление прогноза рынка носит двухступенчатый характер. На пер­вом этапе готовится прогноз проявления основных факторов, воздействую­щих на конъюнктуру (постоянных, циклических и нециклических), а также временных. На втором, завершающем этапе разрабатывается комплексный прогноз конъюнктуры, главными разделами которого являются прогнозы производства товара, потребления, международной торговли и цен. Несколь­ко детализируем каждый из этих разделов.

  1. Прогноз производства товара учитывает наличие резервных и ввод в действие новых мощностей, политику государств по содержанию или расши­рению выпуска товара, появление принципиально новой технологии произ­водства. При подготовке прогноза необходимо учитывать движение общехо­зяйственной конъюнктуры. В то же время спрос на новые, наукоемкие изде­лия и соответственно их выпуск развиваются иногда повышенными темпами даже в условиях депрессии или спада общехозяйственной конъюнктуры.

  2. Прогноз потребления (спроса) разрабатывается с учетом перспектив развития отраслей, использующих данный товар (для оборудования произ­водственного назначения), или вероятных тенденций движения потребитель­ского спроса (для товаров потребительского назначения), ожидаемых разме­ров потребления, предполагаемого изменения импортных потребностей в данном товаре главных стран-импортеров или других показателей сферы по­требления,

В прогнозе спроса и производства весьма желательно указывать на ожидаемые сдвиги, отмечать, какие товары будут пользоваться наибольшим спросом.

3. Прогноз международной торговли данным видом товара учитывает перспективы общеэкономической конъюнктуры мирового хозяйства, вероятные тенденции в международном разделении труда, торгово-политические мероприятия государств и другие факторы. Основная задача состоит в определении динамики, размеров экспорта и импорта данного товара, в распределении по основным странам-экспортерам и импортерам.

4. Заключительным и, пожалуй, наиболее ответственным этапом работы является прогноз динамики и уровня цен. При составлении учитывается раз­витие производства, потребления, международной торговли и другие показа­тели состояния и перспектив развития рынка. Используются оценки динами­ки цен, проводимые в иностранной печати, принимается во внимание движе­ние цен в прошлом и их уровень в момент разработки прогноза.

При составлении прогноза очень важно в полной мере учитывать спе­цифику данного товара и обусловленные этим обстоятельством особенности поведения конъюнктуры рынка (спроса и предложения). Следует принимать во внимание и длительность изготовления товара.

Для повышения практической значимости прогноза его полезно допол­нять конкретными рекомендациями по экспорту и импорту с учетом ожидае­мых изменений на рынке, в частности прогнозируемых «переломов» в дина­мике цен, мировом спросе и мировом предложении. Обычно о мировом спросе судят по фактическому и предполагаемому в обозреваемой перспек­тиве показателям объема общего потребления и изменения складских запасов у потребителей этого товара. А под мировым предложением понимается то количество интересующего нас товара, которое производители готовы реаль­но предложить покупателям при существующем уровне мировых цен на рынке и имеющихся производственных мощностях. Статистически предло­жение можно опять же опосредованно оценивать через уровень и динамику производства и складских запасов у производителей и продавцов.

Между спросом и предложением в условиях замкнутой мировой систе­мы экспортно - импортных отношений в общем и целом должно, естественно, наблюдаться статистическое равенство, однако, на практике это бывает дале­ко не всегда, поскольку эластичность спроса-предложения по отношению к цене весьма различны и на рынке в отдельные периоды часто образуется неудовлетворенный спрос или, напротив, избыточное предложение, что незамедлительно и отражается на уровне цен и общем состоянии конъюнктуры рынка.

Главной причиной отсутствия сколько-нибудь стабильного долговре­менного равновесия на мировом товарном рынке является то, что разрознен­ные и в большинстве случаев независимые участники рынка, т.е. производи­тели, потребители, продавцы и покупатели принимают, как правило, само­стоятельные и не скоординированные друг с другом решения, касающиеся реализации их собственной тактики. Выступая на рынке, они преследуют при этом свои собственные, индивидуальные цели и интересы в условиях посто­янной конкуренции, причем на основе далеко не полной, достоверной, а час­то и противоречивой информации о рынке.

Разумеется, сегодня рыночный механизм претерпел существенную трансформацию в силу господства монополистических объединений, а также осуществления мер государственного регулирования. Эпоха свободной конкуренции безвозвратно ушла в прошлое, ее место заняла государственно монополистическая конкуренция при определяющей роли транснациональ­ных корпораций. Однако сущность рыночного механизма все-таки мало из­менилась, поскольку сохранилось необходимое и достаточное условие то­варного производства - общественное разделение труда между различными группами собственников. Ярким примером сказанного может служить резко колеблющаяся конъюнктура и цены даже столь монополизированного миро­вого рынка как нефть в самом конце прошлого и начале нового, XXI столе­тия.

На специальном рисунке показана общая блок-схема процесса разра­ботки конъюнктуры товарного рынка, которая по существу является «дере­вом целей» и схематично отражает конъюнктурный прогноз товарного рынка (см. Приложение 4.).