logo search
kniga_pronichev

8.1. Особенности и классификация международных услуг

Современный мировой рынок не ограничивается обращением товаров, капитала и рабочей силы. Ускоренными темпами он пополняется рынком услуг. Материальной основой существования и развития международного рынка услуг является огромный и быстро растущий сегмент мирового хозяйства – сфера услуг. Она включает в себя комплекс отраслей, продукция которых носит невещную форму и выступает как полезный эффект, не отделенный от самой хозяйственной деятельности по обслуживанию всего процесса производства. Сюда входят перевозки международных грузов, бизнес услуги, образовательные, туристические, прочие социальные услуги, транспортное обслуживание.

По оценкам МВФ, мировой экспорт услуг в 1989 г. составил немногим более 650 млрд. долларов, а в 1995 г. превысил 1230 млрд. долларов. Ныне объем экспорта услуг превышает 3 трил. долларов.

По итогам 2010г. объем мировых коммерческих услуг составил 3.663,8 млн. долларов, в том числе:

  1. Транспортные услуги – 782,8 млн.$

  2. Туристические услуги – 935,7 млн.$

  3. Прочие услуги – 1945, 3 млн.$

Источник: БИКИ., 11 мая 2011.

Мировой рынок коммерческих услуг в 2010г. вырос на 8% после сокращения на 12% в 2009г. Прирост объема услуг в 2010г. был равен среднегодовому показателю за 2005-2010гг., хотя лишь на 1% показатели выше среднегодовых темпов за 1990-2000гг – 7%.

Источник: monthly bulletin statistics. 2011.no.1;БИКИ, 29 мая 2011.

Ниже иллюстрируем мировой объем услуг основными странами экспортерами и импортерами в 2010г. (в млн. $)

Таблица 22.

экспорт

1

2

3

импорт

1

2

3

Мир в целом

3663,38

100

8

Мир в целом

3305

100

9

Страны

США

515

14

Страны

США

358

10,2

7

Германия

230

6,8

2

Германия

256

7,3

1

Великобритания

227

6,2

0

Великобритания

156

4,5

-1

Китай

170

4,6

32

Китай

192

5,5

22

Франция

140

3,8

-1

Франция

126

3,6

0

Япония

138

3,8

9

Япония

135

4,4

6

Индия

110

3,0

Индия

117

3,3

Россия

44

1,2

6

Россия

70

2,0

18

  1. – данные об их экспорте или импорте в 2010г. млрд. долларов

  2. – доля в общемировом экспорте или импорте услуг, %

  3. – прирост за год.

Источник: БИКИ, 29 мая 2011.

Из таблицы явствует, что Китай оттеснил с 4-го места Францию в перечне крупнейших экспортеров услуг; Германия вышла на 2-ю позицию вместо Великобритании, КНР переместилась на 3-ю строчку в списке мировых импортеров услуг.

Экспорт услуг из Северной Америки составил 599 млрд. долларов, импорт – 477 млрд.долларов, обеспечив его прирост на 9%.

Экспорт услуг из Центральной и Южной Америки увеличился на 11% - до 111 млрд. долларов, а импорт возрос на 23%, достигнув 135 млрд. долларов.

Экспорт и импорт услуг у европейских стран составил соответственно 1,72 трил. и 1,5 трил. долларов.

Африканские страны экспортировали услуги в 2010г на 11% больше, чем в 2009г. на общую сумму 86 млрд. долларов.

Экспорт услуг из стран Азии достиг 963 млрд а импорт – 961 млрд. долларов.

Причем статистические данные, отраженные в таблице 22, явно занижены, так как статистику ведет международный валютный фонд, но не все страны мира входят в эту международную финансовую организацию, а значит и не все страны мира предоставляют полную информацию о рынке международных услуг. Теперь международную статистику услуг ведет ВТО, но не все страны мира входят в эту организацию и не все они предоставляют информацию об экспорте и импорте услуг, а потому и эти данные не могут быть достоверными абсолютно. Но даже с учетом этого обстоятельства абсолютный объем международных услуг будет занижен, так как практически невозможно реально учесть расходы интуристов, бизнесменов, посещающих не только открытые, но и закрытые злачные места отдыха, включая платную любовь; не поддаются учету расходы дипломатов, студентов, спортсменов, работников культуры и искусства во время их пребывания за рубежом. Довольно сложно рассчитывать величину заработной платы, выплачиваемую иностранным рабочим и специалистам, которую они переводят своим семьям на родину.

Некоторые виды услуг предоставляются в комплексе с товарами и их стоимость невозможно выделить. Услуги могут носить и закрытый характер, поскольку информацию о них получают в обход таможенной службы, ведущей статистику экспорта. Поэтому занижающая погрешность в учете масштаба мировых услуг достигает 40-50% от их реального годового объема.

Крайне неравномерно географическое распределение мировой торговли услугами, где доминируют восемь ведущих индустриально развитых стран.

Только на долю четырех из них – США, Великобританию, ФРГ и Францию – приходится 44% всего мирового объема экспорта услуг.

Услуги, как предмет международной торговли, характеризуются и рядом особенностей. Во-первых, в отличие от товаров услуги производятся и потребляются одновременно, а поэтому не подлежат ни хранению, ни накапливанию. Например, транспортная или туристическая услуга.

Во-вторых, сфера услуг обычно более защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Это происходит потому, что некоторые виды услуг (связь, транспорт и т.д.) находятся в полной или частичной собственности государства.

В-третьих, в отличие от товаров услуги регулируются не на границе, а внутри страны соответствующим законодательством. Факт пересечения услугой границы не является критерием ее экспорта.

Зарубежные, да и российские экономисты – международники, равно как и разные организации дают самые различные классификации международных услуг, но мы воспользуемся лишь классификацией ООН. Кстати отметим, что ВТО насчитывает около 600 разновидностей услуг. По классификации ООН в число услуг входит 160 видов деятельности в области сервиса, разделенных на 12 основных разделов:

  1. Деловые услуги – 46 отраслевых видов услуг.

  2. Услуги связи – 25 видов.

  3. Строительные и инжиниринговые услуги – 5 видов.

  4. Дистрибьюторские услуги – 5 видов.

  5. Общеобразовательные услуги – 5 видов.

  6. Услуги по защите окружающей среды – 4 вида

  7. Финансовые услуги, включая страхование – 17 видов.

  8. Услуги по охране здоровья и социальные услуги – 4 вида.

  9. Туризм и путешествия – 4 вида.

  10. Услуги в области организации досуга, культуры и спорта – 5 видов.

  11. Транспортные услуги – 33 вида.

  12. Прочие услуги.

Поэтому крайне сложно дать их классификацию по сводным группам. Будет целесообразнее отметить основные подходы к дифференциации международных услуг. Так, в одном из учебных пособий авторы делят услуги на 2 вида – производственные (материальные) и непроизводственные (нематериальные)45. К первому виду относят такие услуги, которые оказываются с помощью товара (вещи), не имеют дело с потребительскими товарами. Предоставление таких услуг по своему содержанию ничем не отличается от процесса труда в сфере материального производства. Ко второму виду относят услуги, действие которых направлено либо непосредственно на человека, либо на окружающие условия. Факт создания таких услуг синхронизируется с фактом их потребления.

В другом учебном пособии, ссылаясь на классификацию, принятую Мировым банком, также выделяют две группы услуг:

- факторные услуги, связанные с международным движением капитала и рабочей силы;

- нефакторные услуги, т.е остальные виды услуг. Речь идет, уточняет автор, об услугах, связанных, как с инвестициями, так и с торговлей.

В состав торгуемых международных услуг включены следующие их виды:

- пассажирский и грузовой транспорт;

- деловые и личные поездки;

- почтовая, курьерская, телефонная связь;

- строительство объектов за рубежом;

- страхование;

- финансовое посредничество;

- компьютерные и информационные услуги;

- пользование торговыми марками, патентами и другими правами собственности, а также лицензионные платежи;

- посреднические, деловые, профессиональные, технические услуги, лизинг;

- личные, культурные, спортивные и другие услуги;

- услуги по линии правительственных органов;

- услуги по обеспечению безопасности, связанные с экономическими потерями от иностранного промышленного шпионажа46.

В книге, написанной большим авторским коллективом под редакцией И.П. Фаминского, со ссылкой на Международный валютный фонд вся структура мировой торговли услугами разбита на четыре вида: фрахт, остальные транспортные услуги, туризм, прочие услуги47. Нам представляется, что при такой классификации не учтены набирающие силу и хозяйственную значимость производственные услуги. Поэтому, наверно, будет продуктивнее, да и понятнее читателю следующая группировка международных услуг: производственные услуги, социальные, финансовые, культурные, спортивные и транспортные. Конечно, и такая классификация международных услуг весьма условна, поскольку некоторые услуги находятся на стыке двух или более групп. Например, продажа лицензий, ноу-хау, с одной стороны, производственная услуга, а с другой – купля-продажа продукции интеллектуального труда. Вместе с тем данный подход к дифференциации международных услуг, как нам представляется, логичнее по структуре построения и доступнее для восприятия, а именно эту цель и преследует автор учебного пособия, освещая курс мировой экономики.