logo search
kniga_pronichev

8.3. Социальные виды услуг на мировом рынке

Группа социальных услуг как на внутреннем, так и на мировом рынке не требует многословной расшифровки. Для понимания предмета достаточно лишь напомнить основные слагаемые этой группы товаро-сервисных услуг и дать некоторое пояснение ее отдельных видов.

В группу социальных услуг на мировом рынке входят образовательные услуги как на коммерческой, так и на гуманитарной основе. В практике межгосударственных и межфирменных отношений они конкретизируются в форме обучения студенческой молодежи за границей, подготовке, переподготовке и стажировке специалистов в других странах, командировке преподавателей за границу, создании совместных учебных заведений, обмене учебными программами и т.д.

В этой же группе фигурируют международные услуги в области здравоохранения – от оказания практической медицинской помощи до обмена профессиональными знаниями и профессиональной информацией.

Особое место в характеризуемой группе занимает важнейшая социальная и экономическая проблема – предоставление трудовых услуг гражданам одной страны в экономическом пространстве другого государства. Однако в связи с углублением интернационализации хозяйственной жизни растет мобильность труда как фактора не только национального, но и мирового производства, что дает основание выделить мировой рынок труда в самостоятельный параграф учебного пособия.

К группе социальных услуг относится также международный туризм и путешествия. Международный туризм – это туризм в другую страну, т.е иностранный туризм. Отсюда, туристы – это лица, выезжающие за границу и не занимающиеся там оплачиваемой деятельностью. По мере роста жизненного уровня населения в ряде стран, прежде всего индустриально развитых, международный туризм становится динамичной сферой внешнеэкономической деятельности. По оценкам экспертов Всемирной туристической организации (ВТО), удельный вес туризма в производстве мирового валового продукта в начале XXI века составил 11-12% против 6% в начале 90-ч гг. XX столетия. Об экономической роли туризма свидетельствуют и такие статистические данные. На долю туристического бизнеса уже сейчас приходится около 8% мировых потребительских расходов и 5% всех налоговых поступлений. За 1970-1991 гг. число международных туристов в мире возросло со 160 млн. до525 млн. человек, т.е более чем в три раза, в то же время доходы от туризма увеличились с 20 млрд. до 500 млрд. долларов, т.е в 25 раз. Эти данные свидетельствуют о том, что время пребывания туристов за рубежом значительно возросло, стали осваиваться и более дорогие, и более удаленные туристические рынки. Уже почти 66% всех международных поездок осуществляется с целью туризма. Большая часть таких поездок совершается между промышленно развитыми странами.

Географический поток туристов в преобладающей доле направляется в страны Западной Европы (свыше 60%), в Америку (18-20%), Азиатско-Тихоокеанский регион (13%), в Африку (3%), в Южную Азию, Ближний и Средний Восток (по 1%).

По прогнозам, прирост международных туристических поездок в текущем десятилетии составит около 4%, тогда как доходов от них – 9% в год.

Основные фонды международного туризма оцениваются почти в 4 трил. долларов, годовые капиталовложения – 450 млрд. долларов, число занятых в индустрии международного туризма приблизилось к 150 млн. человек. Таким образом, международный туризм, наряду с автомобильной промышленностью, стал ведущим сектором мировой экономики. Еще более разительна экономическая роль притока интуристов для отдельных стран.

Развитие туризма потребовало формирования соответствующей материально-технической базы, туристической инфраструктуры: совокупности гостиниц и иных мест размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и видов развлечения, объектов познавательного (объектов показа), делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения. В туристическую инфрастуркутру входят организации, осуществляющие туроператорскую и турагентскую деятельность, предоставляющие экскурсионные услуги гидов-переводчиков, помогающие деловым, профессиональным встречам по интересам. Из довольно широкого перечня слагаемых туристической инфрастурктуры и используемых терминов есть необходимость уточнить туроператорскую и турагентскую деятельность, которую выполняют специфические субъекты хозяйствования. Итак, туроператор занимается разработкой туристических маршрутов, обеспечивает их функционирование, организует рекламу, устанавливает цены на туры турагентам для выпуска по ним путевок и для реализации этих путевок. Туроператор приобретает туристические продукты (места в самолетах, комнаты в гостиницах и другие услуги), формирует пакеты услуг туризма и продает их прямо или косвенно различным пользователям – туристам – с целью получения прибыли.

Турагент – хозяйствующий субъект или индивидуальный предприниматель, который приобретает туры по туристким маршрутам, разработанным туроператором, выпускает по ним путевки и реализует эти путевки. Туристкие хозяйствующие субъекты, о которых говорилось выше, выполняют три функции: производство услуг туризма, реализация этих услуг и организация потребления этих услуг. Все эти функции объединены в одно понятие – туристкое обслуживание, или туризм.

Заканчивая предельно краткую характеристику международного туризма, следует обратить внимание на основные группы туристов и виды туризма. Согласно классификации ООН при обязательном условии пересечения границы к категории туристов относятся:

- граждане, которые едут для развлечения, по семейным причинам, на лечение и по другим соображениям;

- граждане, которые едут на заседания, съезды (научные, административные, спортивные и др.);

- граждане, которые едут по служебным делам;

- граждане, предпринимающие поездку по морю, хотя и на срок меньше 24 часов;

- студенты и учащиеся, находящиеся за границей.

Однако, с точки зрения международного права, интуристами не являются:

- граждане, приезжающие в страну по договору или без договора искать работу;

- граждане, оставшиеся в стране на постоянное местожительство;

- жители пограничных районов, живущие по одну сторону границы, а работающие по другую сторону.

В зависимости от главной цели путешествия выделяют следующие разновидности международного туризма: рекреационный, познавательный, научный, деловой.

Рекреационный туризм – это туризм с целью отдыха, оздоровления и лечения. Однако пребывание граждан в специальных зарубежных санаториях (как при наличии больничного листа, так и при его отсутствии) не относится к туризму, поскольку санаторий в данном случае – это разновидность больницы.

Познавательный, или культурный, туризм – это путешествие за границу в целях ознакомления с историко-культурными достопримечательностями и уникальными природными объектами по определенной программе.

Научный туризм представлен посещением международных конгрессов, симпозиумов, конференций и подобных мероприятий.

В деловом туризме преобладают поездки граждан с предпринимательскими мотивами: подписание контрактов, знакомство с предполагаемым для импорта оборудованием, технологиями, приобретением или вывозом товаров широкого потребления и т.д.

Наконец, по характеру организации путешествия выделяют индивидуальный, групповой, организованный и самодеятельный (неорганизованный), стационарный (пребывание туриста в постоянном месте размещения на весь период действия турпутевки) и передвижной (передвижение по различным местам тура, круизы), туризм.

Статистика международного туризма той или иной страны отличает также въездной туризм и выездной туризм, поскольку с такой градацией иностранного туризма связан суммарный приток (ввоз) или отток (вывоз) твердой или национальной валюты.

К группе социальных услуг близко примыкают и международные спортивно-культурные услуги. Сюда входят взаимные поездки деятелей театра или иных жанров искусства, спортсменов и организаторов спорта, что также сопровождается движением валютных средств из страны в страну, оказывая влияние на состояние платежного баланса государств.

Рост международного рынка услуг усиливает потребность в регулировании этой торговли. Ныне она осуществляется на разных уровнях и с использованием тех же правил или принципов, которые выработаны и по отношению к товарам, но к сожалению, далеко не всегда и не полностью реализуются на практике. К таким принципам относятся: недискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения законов). Неприменение национальных законов в ущерб иностранным производителям.

Что касается уровня урегулирования мирового рынка услуг, то выделяют двусторонний, многосторонний, региональный и глобальный. Двусторонний уровень мирового рынка услуг регулируется двусторонними договорами участников этого рынка, региональный – интеграционными многосторонними соглашениями, а на глобальном, международном уровне рынка услуг до 1995 г. регулированием занималось Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), а с 1995 г. – Всемирная торговая организация (ВТО)