logo search
kniga_pronichev

Распределение базисных условий поставки «Инкотермс – 2010» по двум группам

Таблица 25

Базисы для любого вида транспорта (первая группа)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

EXW

FCA

CPT

CIP

DAT

DAP

DDP

Франко завод

Франко перевозчик

Перевозка оплачена до…

Перевозка и страхование оплачены до …

Поставка на терминале

Поставка на месте назначения

Поставка с оплатой пошлин

Ex Works

Free Carrier

Carriage Paid to …

Carriage and Insurance Paid to …

Delivered at Terminal

Delivered at Place

Delivered Duty Paid

Базисы для морского и внутреннего водного транспорта (вторая группа)

8.

9.

10.

11.

FAS

FOB

CFR

CIF

Свободно вдоль борта судна

Свободно на борту

Стоимость и фрахт

Стоимость, страхование и фрахт

Free Alongside Ship

Free on Board

Cost and Freight

Cost, Insurance and Freight

Используя таблицу 25, изложим предельно краткое описание базисных условий поставки товаров сначала для первой, а затем и для второй группы в классификации «Инкотермс-2010».

1. Условие поставки EXW (Франко завод). По данному базисному условию поставки товара обязанность экспортера минимальна: он должен предъявить импортеру произведенный товар непосредственно на своем складе (на заводе, фабрике, шахте, плантации и т.д.) и обеспечить свободный подъезд транспорта импортера. Если в контракте купли-продажи не оговорено иное, экспортер не обязан обеспечивать погрузки товара на транспортное средство. Импортер арендует (фрахтует) транспортное средство и несет все расходы и риски, связанные с доставкой товара от склада экспортера до конечного пункта назначения на территории страны импортера. По данному условию используется любой вид транспорта. Международная торговая палата рекомендует применять это условие и для внутренней торговли, что зафиксировано в «Инкотермс – 2010».

2. Базисное условие FCA (Франко перевозчик). Это условие также предусматривает использования любого виды транспорта. Целесообразно применять в международных контрактах купли-продажи товаров. Данное базисное условие предназначено для использования в международных перевозках по современному, так называемому интермодальному методу, в особенности в контейнерных, ролкерных, трейлерных и паромных сообщениях.

По условию «франко-перевозчик» экспортер обязан доставить товар в обусловленный в контракте пункт и там передать в ведение грузоперевозчика, оплачивая перевозку и погрузку экспортного товара.

Риск гибели или повреждения товара при транспортировке переходит с экспортера на импортера с момента его передачи перевозчику. «Перевозчик» в этом случае означает лицо, заключившее с экспортером договор о перевозке груза автомобильным, железнодорожным, воздушным или морским транспортом или комбинированными – несколькими видами транспорта, на что мы уже указали.

В соответствии с условием FCA импортер обязан заключить с грузоперевозчиком договор о перевозке за его счет товара от обусловленного контрактом пункта (пункта погрузки товара) до конечного пункта назначения.

3. Условие поставки CPT (перевозка оплачена до …). Вид транспорта может быть любым, включая интермодальную (мультимодальную) перевозку товара. Данное условие означает, что экспортер оплачивает стоимость перевозки товара до обусловленного контрактом купли-продажи пункта назначения. Однако риск гибели или повреждения товара переходит с экспортера на импортера в момент его передачи в ведении первого перевозчика (при мультимодальной перевозке), а не в обусловленном пункте назначения.

Согласно условию «перевозка оплачено до …» экспортер обязан заключить договор о перевозке груза до обусловленного контрактом пункта назначения и оплатить. В его обязанности входит также получение экспортной лицензии. Импортер обязан принять товар в обусловленном пункте назначения, оплатить расходы, связанные с доставкой товара до пункта назначения (такие как погрузочно-разгрузочные операции в пути следования).

4. Условие поставки CIP (Перевозка и страхование оплачены до…). Это условие аналогично условию (перевозка оплачена до…) с тем, однако, дополнением, что экспортер обязан обеспечить транспортное страхование риска гибели или порча товара во время международной перевозки. Экспортер заключает договор со страхователем и оплачивает ему страховую премию.

Страхование должно покрывать стоимость товара по контрактной цене плюс 10% и должно быть выделено в валюте контракте.

5. Условие поставки DAT (Поставка на терминале). Это новое базисное условие поставки товара. Оно не связано с выбором какого-либо конкретного выбора транспорта. Переход расходов и риска гибели или порчи груза с экспортера на импортера переходит в момент выгрузки товара на согласованном партнерами по договору купли-продажи терминале. При такой ситуации терминалом может являться причал в морском или речном порту, контейнерный терминал для любого вида транспорта, грузовой двор на железнодорожной или автомобильной станции, грузовой авиатерминал в аэропорту и др. В отношении документа, подтверждающего поставку «Инкотермс 2010» конкретных рекомендаций не дает. Правоприменительная практике сформулирует ответ на этот вопрос позднее, когда будет наработана соответствующая практика. Пока можно лишь с уверенностью полагать, что таким документом может стать одним из применяемых в практике складских документов.

6. Условие поставки DAP (Поставка в место назначения). Это также новое базисное условие поставки товаров. Оно также предусматривает любой вид транспорта. Переход расходов и рисков с экспортера на импортера происходит в тот момент, когда прибывшие в согласованный партнерами по договору купли-продажи пункт, транспортное средство готово к разгрузке. В этом случае экспортер должен предоставить импортеру документ, позволяющий последнему принять международный груз.

Базисное условие DAP предусматривает также железнодорожную поставку товара в европейские страны Дальнего Зарубежья, морскую или внутреннюю водную перевозку товаров, поставку товара в обоюдно согласованный партнерами пункт любым видом транспорта. Но в любом случае все расходы и риски до указанного в контракте пункта лежат на экспортере.

7. Условие поставки DDP (Поставки с оплатой пошлин). Данные базисные условия поставки товара максимизирует обязанности экспортера.

Согласно условию «поставки с уплатой пошлины», на экспортера возлагаются расходы и риски до пункта в стране импортера, указанного в контракте. На обязанности экспортера лежит заключение договоров с грузоперевозчиками разных видов транспорта, оформление транспортных и других документов, выполнение таможенных формальностей, получение экспортных и импортных лицензий. Импортер обязан принять товар в обозначенном в контракте пункте назначения. Он несет все последующие расходы и риски. Таким образом, все расходы и риски по доставке очищенного от импортных пошлин товара в согласованный сторонами пункт назначения лежит на экспортере.

Что касается второй группы базисных условий поставки товаров – Правила морского и внутреннего водного транспорта, - то в нее включены лишь четыре условия, хотя в нашем перечне это будет восьмой порядковый номер.

8. Условие поставки FAS (свободно вдоль борта судна). Экспортер должен разместить товар на причале или на барже (на лихтере), но обязательно вдоль борта судна на указанном сторонами месте в определенном порту отгрузки. До этого момента расходы и риски лежат на экспортере. Дальнейшие расходы и риски переходят на импортера, который, в частности, обязан обеспечить подачу зафрактованного им судна в обусловленный порт отгрузки.

9. Условие поставки ФОБ (свободно на борту и СИФ) в первичном освещении изложены в теме 7. Условие ФОБ означает, что экспортер должен доставить товар в зафиксированный в контракте купли-продажи порт в стране экспортера и разместить его на борту судна. Риск гибели или повреждения товара переходит с экспортера на импортера в момент размещения товара на борту судна в указанном порту отгрузки.

Экспортер обязан за свой счет получить экспортную лицензию или другой документ, разрешающий вывоз товара, и нести все другие расходы, необходимые для его погрузки на борт судна, включая стоимость самой погрузки. Импортер должен обеспечить подачу в обусловленный порт зафрактованного им судна и оплачивать все последующие расходы.

10. Условия поставки CFR (стоимость и фрахт).

По этому условию обязанности экспортера считаются выполненными в момент размещения товара на борту судна в согласованном сторонами порту отгрузки. Согласно данному условию экспортер обязан оплатить расходы и фрахт за доставку товара до обусловленного контрактом порта назначения. Импортер обязан принять товар в порту отгрузки и нести все последующие расходы по транспортировке груза.

11. Условие поставки CIF (стоимость, страхование и фрахт). Как и на условиях FOB и CFR, поставка считается выполненной в момент размещения товара экспортером на борту судна в порту отгрузки. В соответствии с условием СИФ (CIF) экспортер принимает на себя обязательство зафрахтовать за свой счет судно, погрузить на него товар и застраховать его от рисков во время перевозки. Если между экспортером и импортером не оговорено иное, договор о морском страховании должен быть заключен на условиях, предусматривающих покрытие минимума рисков (так называемые условия «свободен от риска частной аварии»).

В завершении характеристики базисных условий поставки товаров следует указать на практические аспекты реализации контрактов купли-продажи товаров, заключенных на базисных условиях поставки по «Инкотермс 2010» и входящие в компетенции излагаемой темы. Речь идет, в первую очередь, о документах, подтверждающих исполнение обязательств экспортеров о поставках товаров. Этому посвящены данные и сведения, содержащиеся в таблице 26.

Базисы поставки по Инкотермс 2010 и подтверждающие поставку документы

Таблица 26

№ п/п

Название

базиса

Виды транспорта

Способы перевозки

Подтверждающие

документы

1.

EXW

Любой (значение не имеет)

Приемосдаточный акт

2.

FCA

Автомобильный, Воздушный, Мультимодальный

Автомобильная или авианакладная FBL*

3.

FAS

Морской, Внутренний водный

Доковая расписка порта или FWR**

4.

FOB

Морской трамповый, Морской линейный, Внутренний водный

Бортовой коносамент или накладная (морская или внутренняя водная)

5.

CPT

Автомобильный, Воздушный, Железнодорожный (в пределах правого поля СМГС), Мультимодальный

Автомобильная или авианакладная, железнодорожная накладная СМГС, FBL

6.

CFR

Морской трамповый, Морской линейный, внутренний водный

Бортовой коносамент или накладная (морская или внутренняя водная)

7.

CIP

Автомобильный, воздушный, железнодорожный (в пределах правого поля СМГС), Мультимодальный

Автомобильная или авианакладная, железнодорожная накладная СМГС, FBL + страховой полис

8.

CIF

Морской трамповый, Морской линейный, Внутренний водный

Бортовой коносамент или накладная (морская или внутренняя водная) + страховой полис

9а.

DAP

(вместо DES)

Морской или внутренний водный. Поставка на судне в порту назначения

Сюрвейерский акт выгрузки, тальманская расписка

9b.

DAP

(вместо DAF)

Железнодорожный (между зонами СМГС или CIM-COTIF)

Железнодорожная накладная СМГС или CIM-COTIF с отметкой погранстанции

9c.

DAP

(вместо DDU)

Любой (значения не имеет)

Приемосдаточный акт

10а.

DAT

(вместо DEQ)

Морской трамповый, Морской линейный, Внутренний водный

Доковая расписка порта или FWR

10b.

DAT

(вместо DDU)

Любой (значения не имеет)

Складской документ хранителя или FWR

11.

DDP

Любой (значения не имеет)

Приемосдаточный акт

Источник: Российский внешнеэкономический вестник. 2011,№1. С. 65.

Примечания к таблице;

* FBL – Negotiable FIATA Multimodal Transport Bill of Lading – Мультимодальный коносамент ФИАТА (Международной федерации экспедиторский ассоциаций)

** FWR – FIATA Warehouse Receipt – Складская расписка ФИАТА.

Резюме

  1. Международные услуги обладают рядом особенностей. Они производятся и потребляются одновременно, больше, чем товары, защищены государством от иностранной конкуренции, регулируются не на границе, а внутри страны соответствующим законодательством.

  2. Услуги мирового рынка характеризуются также и большим разнообразием. По классификации ООН в число услуг входит 160 видов, а ВТО насчитывает около 600 разновидностей услуг.

  3. К производственным услугам относятся несколько вариантов сделок: техническое обслуживание ранее поставленной продукции машиностроения, инженерно-технические услуги, консалтинговые услуги, международная аренда, подряд.

  4. В группу международных социальных услуг входят образовательные услуги, медицинские услуги, туризм.

  5. Транспортные услуги также характеризуются несколькими видами грузо- и пассажироперевозок: морской транспорт, железнодорожный, автомобильный, воздушный, трубопроводной. Базисные условия поставки товаров регулируются сборником документов под названием «Инкотермс-2010», который периодически выпускается Международной торговой палатой и рассылается в соответствующие торговые палаты государств – членов МТП.

Вопросы для повторения

  1. Перечислите особенности услуг как предмета международных сделок.

  2. Объясните классификацию международных услуг.

  3. Охарактеризуйте динамику объема международных услуг.

  4. Охарактеризуйте международные производственные услуги:

а) инжиниринг;

б) консалтинг;

в) аренда (рентинг, хайринг, лизинг);

г) подряд.

5. Охарактеризуйте международные социальные услуги:

а) образовательные;

б) медицинские;

в) туристические и раскройте виды туризма

6. Охарактеризуйте транспортное обслуживание международных экономических отношений.

7. Объясните, что такое «Инкотермс-2010» и кто издает этот документ?

8. Что такое базисные условия поставки товаров и на какие группы они делятся?