logo search
kniga_pronichev

14.5 Россия и международная экономическая интеграция

Развиваясь вширь и вглубь, интеграционный процесс не может мино­вать и Российскую Федерацию. Однако ныне, на стыке второго и третьего тысячелетий, на рубеже XX-XXI вв. Россию постигли огромнейшие трудно­сти, препятствующие развитию интеграции. Во-первых, будучи частью СССР, Россия вовлеклась в территориально ограниченную восточно­европейскую интеграцию. И как бы не замалчивали или не опошляли недале­кое прошлое внешнеэкономических связей своей страны «Иваны, не помнящие родства», интеграция была и она не могла не отразиться на технико-производственном облике России. С распадом Совета экономической взаи­мопомощи (СЭВ) - интеграционной группировки большинства существовав­ших в 60-е - 80-е годы стран социализма - и попытками стран Восточной Ев­ропы переориентировать экономику на Запад интеграционный процесс для России прервался. Одни российские предприятия лишились сложившегося рынка сбыта своей продукции, а другие потеряли поставщиков сырья и комплектующих изделий. Эти двойные потери хозяйственных связей негативно сказались и все еще сказываются на производственной деятельности россий­ских предприятий. Вполне естественно, что это обстоятельство препятствует интеграционному процессу России на восточно-европейском направлении и в первую очередь на микроуровне. Да и Россия, обретя суверенитет, при ми­нистре иностранных дел Козыреве и его патроне Ельцине взяла неприкрыто уступчивый курс на Запад, отвергая бывших партнеров по интеграции. Эти два политические фигуранта - символ унижения и позора России со всеми негативными последствиями, шельф от которых и по ныне тянется за экономической и межгосударственной политикой страны.

Во-вторых, в составе СССР экономика всех бывших союзных республик входила в единый народнохозяйственный комплекс. Ведь единое экономическое пространство Советского Союза базировалось в значительной мере на крупных специализированных предприятиях, ориентированных на потребности друг друга. С развалом СССР началась национально-политическая, а с нею и экономическая дезинтеграция на всем территориальном пространстве веками создаваемого государства. Весь мир плывет по течению, а мы поплыли против, но взамен получили наслаждение своей самостийностью. Разорвались или деформировались хозяйственные связи тради­ционных партнеров, многие из которых и создавались друг для друга.

Правда, в советское время размещение предприятий по территории огромной и единой страны осуществлялось на нерыночных принципах. Конечно, не все кооперационные связи придется восстанавливать. Некоторые российские предприятия, как и предприятия других стран СНГ, перепрофилиро­ваны, ориентированы на других поставщиков и потребителей. Тем не менее надо признать, что теперь нарушение хозяйственных связей и непродуманность экономических реформ привели к тому, что в странах СНГ на протяжении 1992-2000 гг. ВВП сократился на 40,5%, продукция промышленности — на 50%, объем сельскохозяйственного производства — на 36%, инвестиции в основной капитал - на 72%, розничный товарооборот — на 72,9%. Ничуть не улучшилось или почти не улучшилось положение и в 2001-2005 годы.

К негативным последствиям ближней дезинтеграции, то есть дезинтеграции бывших союзных республик СССР, относятся также высокий уровень инфляции, который в 2000 г. составил 26,1%, снижение реальных доходов населения, в том числе в России — на 14%, в Молдавии — 12%, на Украине — на 6%, уменьшение экспорта стран Содружества на 17% и импорта — на 15%. Утеря единой рублевой зоны и переход во внешней торговле на расчеты в свободно конвертируемой валюте в условиях острейшего валютного дефицита в СНГ ухудшило торговые связи между странами заведомо аморфной организации государств.

К таким же последствиям ведет взвешенная и (рискнем предположить) согласованная политика ведущих стран Запада по отношению к бывшим со­юзным республикам Советского Союза. Еще в 60-е годы по отношению к развивающимся странам, охваченным национально-освободительным дви­жением, была разработана и довольно часто применялась концепция пере­хвата революции. Такая же политика реализуется ныне и по отношению к странам СНГ. Запад прилагает максимальные усилия к тому, чтобы перехватить националсепаратистское движение в странах СНГ, оторвать их от Рос­сии. И Западу, но прежде всего и больше всего США, это удается. Украш устами своего президента предлагает себя Западу, прежде всего Соединенным Штатам Америки, в качестве стратегического союзника в Восточной Европе; Азербайджан и Грузия соперничают за место стратегического союзника США и Запада в Закавказье, а грузинский президент в пылу политиче­ской горячки даже назвал Россию врагом Грузии, Кыргызстан и некоторые другие среднеазиатские республики претендуют на такое же место в отношениях с Западом и США в их регионе. Прискорбно, но факт: такая политика США и Запада в целом оказывается продуктивной. Например, предоставление кредитов странам Содружества со стороны западных государств расширяет внешнеторговые связи между ними. Ежегодно растет удельный вес товарооборота стран СНГ с промышленно развитыми государствами в ущерб взаимным связям с Россией. Если в 1996 г. доля государств дальнего зарубежья в общем товарообороте стран СНГ составляла 65,8%, то уже в 1998 г. она приблизилась к 70%. Ныне их товарооборот держится на таком же уровне.

Поэтому одной из первейших и жизненно важных задач является восстановление нарушенных хозяйственных связей предприятий России и стран ближнего зарубежья. Практически интеграция будет пустым звуком в речах политиков, если не возродить былых производственных связей на микро­уровне. Да и интеграция по факту была, ее не могло не быть в рамках единого хозяйственного комплекса СССР. Ведь тогда сложились взаимодополняющие структуры народного хозяйства, ставшие экономическим фундаментом интеграции. Интенсивность межреспубликанских связей (отношение вывоза республики по линии межреспубликанского обмена к ее общему вывозу) в среднем по бывшему СССР составляла 75-80%. Восстановив нарушенные связи между предприятиями бывших союзных республик СССР, мы восстановим эту былую интеграцию в рамках СНГ, а затем можно и нужно будет углублять интеграционный процесс. И трудно согласиться с утверждением о том, что интеграция в рамках СНГ начинается с нулевой отметки.89

Чем же ныне характеризуется интеграционный процесс в рамках СНГ? Внешне и формально этот процесс жив: принято свыше 300 документов, созданы организационные структуры, в том числе межгосударственный экономический комитет, являющийся исполнительным органом решений глав государств и глав правительств в области экономики, межгосударственный банк с использованием рубля как единицы расчетов.

Однако интеграция бывших союзных республик отягощается рядом обстоятельств. Во-первых, обстоятельство национально-политического характера. В большинстве стран СНГ к власти пришли националрадикалы, одолеваемые честолюбивыми амбициями. Они возомнили себя крупными национальными деятелями, творящими самостоятельную историю своих госу­дарств и мира. Этот мини-бонапартизм методично поддерживается Западом. Президентам стран СНГ воздаются почести во время визита в государства Запада по высшему дипломатическому протоколу: вывешивается государст­венный флаг, исполняется гимн, нередко дается салют наций, выстраивается и проходит торжественным маршем почетный караул, выделяется эскорт со­провождения и т.д. Все это внешне придает доморощенным «бонапартикам» вид особо значимой персоны, а сами они свято верят в важность собственно «Я». И чем тот или иной «минибонапартик» дальше отводит свою страну от политического и экономического сотрудничества с Россией, тем он более предпочтителен и желателен на Западе, и наоборот. Достаточно было нынешнему Президенту Беларуси А.Г. Лукашенко заявить о решении добиваться создания российско-беларусского государственного сообщества, как он стал персоной нон грата в странах Запада. Как только в сентябре 2003 года было подписано соглашение о создании единого экономического пространства России, Украины, Белоруссии и Казахстана, посол США в Киеве заявил, что Украине невыгодно вступать в такой союз.

Отсюда, во-вторых, развитию интеграционного процесса стран СНГ противодействуют ведущие державы современного мира. Они не хотят воз­рождения новой сверхдержавы, на экономическом пространстве бывшего СССР в любой, даже конфедеративной форме, а потому интеграционному процессу чинят политические, финансовые и иные препятствия. Совершенно не случайно наблюдается заметная активизация попыток стран Запада добиться расширения своего присутствия в экономике стран СНГ, усилить свое влияние на их позицию по политическим вопросам. Западные государства весьма настойчиво работают в таких сферах, как создание в обход России транспортных коридоров, освоение на территории государств Содружества месторождений полезных ископаемых, предоставление займов, оговоренных определенными условиями и т.п.

В-третьих, не способствуют сближению экономик стран СНГ и некоторые внутриполитические и экономические силы в самой России, невольно (а возможно, и преднамеренно) консолидирующиеся с Западом.

В-четвертых, экономический, да и системный кризис, охвативший все суверенные республики Содружества, не создает материальной основы инте­грационного сближения их хозяйств.

В силу действия указанных и иных причин интеграционный процесс в СНГ находится на начально-переломном этапе развития. Заметно осознание неудовлетворенности инертностью в продвижении интеграции. Об этом свидетельствуют решения, принятые в апреле 1999 г. на заседании Совета глав государств стран-участниц СНГ по углублению интеграции. На этом заседа­нии принята декларация об основных направлениях развития Содружества, в которой в качестве приоритетного направления деятельности СНГ определено углубление разностороннего экономического сотрудничества. Реализация этого направления включает в себя в первую очередь формирование зоны свободной торговли (ЗСТ), соглашение о создании которой было подписано еще в 1994 г. Причем фактический срыв выполнения соглашения семилетней давности произошел в значительной мере из-за вялой позиции России. Ведь таможенные барьеры и другие административные и фискальные препятствия в торговых отношениях между большинством стран Содружества установлены и не отменены. Режим свободной торговли предполагает гармонизацию национального, общего внешнеэкономического и таможенного законодательства. В частности, должны согласовываться правила лицензирования импорта, порядок транзита; вносятся изменения в единую товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности государств-участников СНГ. Им предстоит наладить систему постоянных консультаций по проблемам меж­дународной торговли и торговым отношениям с третьими странами. Согласно договоренности, ЗСТ на экономическом пространстве стран СНГ должна начать функционировать в полном объеме еще с 2000 г. Однако пока налаживается взаимный благоприятный режим свободной торговли лишь в рам­ках таможенного союза, в который наряду с Россией входят Беларусь, Казахстан, Киргизия и позднее присоединившийся Таджикистан. Да и здесь больше проблем, чем успехов и политической воли, а Грузия заявила о выходе из СНГ вообще.

В настоящее время неупорядоченность платежно-расчетных отношений между странами СНГ также оказывает негативное влияние на их интеграционное взаимодействие в целом и на внешнеторговые связи в частности. Заключенное еще в 1994 г. многостороннее соглашение о платежном союзе, предусматривающее осуществление взаимных расчетов в национальных валютах, практически не действует. Для приведения платежно-расчетного механизма в действие необходимо странам-участницам платежного союза снять ограничения на использование национальных валют в качестве платежных средств по текущим операциям, сформировать национальные ликвидные валютные рынки, отказаться от административных ограничений при выборе хозяйствующими субъектами валюты платежа, наконец, создать стабилизационные фонды для регулирования курсовых соотношений. Динамику и состояние внешнеторговых связей России и стран Содружества можно проследить по сводной таблице.

Таблица 71