logo search
kniga_pronichev

Тема 3. Типология стран мировой экономики. 3.1. Различия показателей классификации государств.

На современной политической карте мира представлено более 200 стран и территорий, различающихся огромным разнообразием. Оно касается территориальных различий: страна-гигант Россия и мало кому известная Андора или карликовый Лихтенштейн, есть страны многонациональные и однонациональные, богатые природными ресурсами и обделенные ими; страны внутриконтинентальные, приморские, островные и т.д. Такая многоликость стран современного мира вызывает необходимость их типологии, т.е. выделение отдельных типов стран путем выявления их общих черт и различий.

Подобная типология крайне нужна и крайне важна по двум основным соображениям. Во-первых, она содержит в себе познавательное значение, поскольку предполагает теоретическое обобщение, с одной стороны, и выделение особенностей в единстве - с другой. Во-вторых, классификация современных государств приобретает и практическое значение. Ведь почти все страны мира являются членами ООН, которая вынуждена вести международную статистику по очень широкому кругу макроэкономических показателей, чтобы разрабатывать соответствующую политику гармоничного развития тех или иных групп государств, особенно освободившихся стран. Однако оказалось не так уж просто определить тип страны. Все зависит от конкретного подхода и селективности критериев: политических, экономических, социальных, идеологических или некое их сочетание. В данном случае определить тип страны - значит отнести ее к той или иной социально-экономической категории. До развала СССР и отказа от социализма как пути дальнейшего развития обществоведческие науки подразделяли все страны мира на 3 группы или типа: 1) социалистические, 2) капиталистические и 3) развивающиеся.

Эксперты социально-экономического отдела ООН предложили (и это предложение было принято) делить страны-члены ООН также на три группы, положив в основу внутренний механизм регулирования экономики и степень, уровень ее развитости. Такой подход оказался приемлемым, поскольку он не содержал, или, по крайней мере, не подчеркивал политико-идеологические признаки. ООН выделяла: а) развитые страны с рыночной экономикой; б) развивающиеся страны и территории; в) страны с централизованно управляемой и плановой экономикой.

В конце 80 - начале 90-х гг. истекшего столетия на политической карте мира и прежде всего в Европе произошли существенные изменения. В странах Восточной Европы в результате «бархатных», т.е. бескровных революций к власти пришли политические силы, отвергающие социализм как перспективу социально-экономического развития этих стран. Начался распад системы государств с централизованной плановой экономикой (читай: социалистической), а искусственный развал СССР углубил этот процесс. Верность социалистического выбора сохранили пять стран - КНР,

Социалистическая Республика Вьетнам, Корейская Народно-Демократическая Республика, Республика Куба и осуществляющая просоциалистические преобразования Демократическая Республика Лаос. В настоящее время страны социалистического выбора официально не оформлены в единую блоковую систему, как это было раньше, когда функционировал Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) - как организационный центр международной социалистической интеграции и Варшавский договор - военно-политическая организация социалистических государств во главе с СССР. Правда, в эти организации социалистических государств входили не все 15 стран социализма. Китай, Северная Корея и Югославия не вступали ни в СЭВ, ни в организацию Варшавского договора, Куба, Монголия и Вьетнам были членами СЭВ, но не входили в состав Варшавского договора.

Изменение политической карты мира и ликвидация системы социализма в Европе делают безжизненной прежнюю типологию государств и она вышла из политического и терминологического употребления. На смену ей пришли новые подходы к дифференциации современных государств. Эксперты ООН разработали сложную систему критериев, охватывающих экономические, социальные, правовые, гуманитарные и иные индикаторы. Однако среди их совокупности выделяют четыре доминирующих; территория страны, численность населения, уровень экономического развития, в основе которого лежит показатель производства ВВП на душу населения и степень развития рыночных отношений.

Место государств по занимаемой площади по нисходящему списку отражено в небольшой таблице.

Таблица 3.1 Самые большие страны мира по площади (страны-гиганты)

Страны

Территория, млн.

км2

Россия

17,1

Канада

9,985

Китай

9,560

США

9,364

Бразилия

8,547

Австралия

7,7

Индия

3,228

Не требует большой печатной площади и изложение второго показателя в дифференциации государств - численность населения, хотя данный индикатор подвижен из-за изменчивости демографической ситуации той или иной страны в определенные годы ее развития. Иллюстрация численности населения по многонаселенным странам изложена в таблице 3.2

Страны

- гиганты с числом жителей свыше (на начало 2011 г.)

100 млн.

Таблица 3.2

человек

Страна

Население, человек

млн.

Китай

1340

Индия

1225

США

330

Индонезия

223

Пакистан

173

Бразилия

200

Нигерия

173

Бангладеш

150

Россия

143

Япония

127

Годовой абсолютный прирост числа жителей в конце 90-х - начале 2000 г.г14

в Индии - 15 млн. человек; Китае - 11 млн. человек; Нигерии - 7 млн. человек; Пакистане - 6 млн. человек; США - 3,7 млн. человек; Индонезии - 3 млн. человек; Бразилии - 2,3 млн. человек; Бангладеш- 1,7 млн. человек.

По третьему (по счету, но не по важности) критерию - уровень экономического развития страны и прежде всего производству ВВП на душу населения применяется двучленная типология, то есть все страны мира разделены на две большие группы - экономически развитые (иногда их называют также промышленно развитыми, но это менее точно) и развивающиеся страны. Попутно следует оговориться, что показатель ВВП на душу населения важен, но явно недостаточен для суждения о действительном уровне жизни населения страны. К сожалению, пока еще не существует и едва ли скоро появится надежная и сопоставимая международная статистика имущества (национального богатства) на душу населения по странам мира. Конечно, и этот показатель не является универсальным, но вернемся к ВВП.

Душевое производство ВВП можно рассчитать двумя методами: по рыночным ценам и по паритету покупательной способности (ППС). Расчет по текущим рыночным ценам прост, но малодостоверен. Один умный римлянин как-то сказал: если буржуа съел курицу на завтрак, а рабочий ничего, то по статистике они съели курицу на двоих. Расчет по первому методу сводится к делению стоимости ВВП на численность населения в стране в определенном году. Расчет показателя по ППС требует некоторого пояснения. ППС - это соотношение между двумя или несколькими денежными единицами, валютами разных стран, устанавливаемое по их покупательной способности применительно к определенному набору товаров и услуг. Паритет покупательной способности может быть частным, устанавливаемым по определенной группе товаров, и общим, устанавливаемым по всему ВВП. Ныне в соответствии с Программой международных сопоставлений ООН, предназначенной на определение объема ВВП / ВНД разных стран по ППС их национальных валют, включают 3200 основных потребительских товаров и услуг, 236 основных инвестиционных товаров и 16 типичных строительных объектов. Затем определяют, сколько стоит этот набор в национальной валюте данной конкретной страны, а для универсализации сопоставления - в долларах США.

Кроме того, показателем уровня социально-экономического развития является структура странового ВВП. При этом для численно растущей группы стран с высоким уровнем развития характерна ситуация, когда в структуре их ВВП преобладают отрасли третичного порядка (сфера услуг), отрасли вторичного порядка представлены в основном обрабатывающей промышленностью и строительством, а отрасли первичного порядка включают сельское и лесное хозяйство, охоту и рыболовство.

Наконец, чтобы сохранить логическую канву изложения, вспомним о классификации государств по группам в зависимости от избранного пути их социально-экономического развития. Уместно отметить, что мы взяли на себя рискованную смелость несколько отступить от общепринятого деления государств на группу развитых, развивающихся стран и стран с переходной экономикой, углубив их дифференциацию за счет выделения группы некапиталистически развивающихся стран или стран социалистической ориентации. В такой последовательности попытаемся дать предельно краткую характеристику каждой из пяти групп государств.