6. Открытость эк-ки и проблемы эк-ой безоп-и России. Задачи по обеспечению эк-ой безоп-ти.
Харак-ым признаком глоб-ой эк-ки явл-ся открытость эк-ки. Одной из ведущих тенденций развития МХ во второй половине 20 века явл-ся переход многих стран от замкнутых нац-ых хозяйств к эк-ике открытого типа. Автаркия (полностью замкнутое хоз-во) – эк-ое образ-ие, действующее по принципу само обеспечения. Открытая нац-ая эк-ка – это эк-ка, находящаяся в состоянии взаимод-ия с внешним миром, такое нац-ое хоз-во, где иностранным хозяйствующим субъектам открыт доступ на большинство рынков, отраслей и сфер.
Преимущества открытой эк-ки.
1. Углубление МСП и МКП;
2. Рац-ое распред-ие рес-ов, в завис-ти от степени их эффектив-ти;
3. Распред-ие мирового опыта через систему МЭО;
4. Рост конкуренции м/у отечественными производителями на мировом рынке.
Осн-ые критерии, характер-щие открытость нац-ой эк-ки.
1. Торговая пол-ка (тамож-ые пошлины, не тарификационные барьеры, коррупции тамож-ых органов);
2. Сис-ма налогообл-ия предпр-ой деят-ти;
3. Гос-ое рег-ие эк-ки (процентное соотношение частных и гос-ых предприятий, доля продукции гос-ных предприятий в ВНП страны и т.д.).
4. Фин. политика, регул-ие денежной массы и уровень инфляции;
5. Инфляц-ная пол-ка – это свобода движения капитала, инвестиц-го законод-ва и т.д.;
6. Банковская система (законод-ва, процентное соотношение частных и гос-ых банков, огранич-ие на деят-ть зарубежных банков и т.д.);
7. Гос-ое регул-ие цен и миним-ых доходов граждан;
8. Права собственника (перечень предметов, кот-ые могут наход-ся в частной собственности.);
9. Регул-ие предприним-ой деят-ти (порядок лицензир-ия, уровень коррупции, законод.база, трудовое право и т.д.);
10. Черный рынок (контрабанда, нарушение авторских прав, доля черного рынка в общем объеме товарооборота и т.д.).
Факторы, влияющие на степень открытости эк-ки.
1. Величина годового валового продукта; 2. Емкость внутр-го рынка3. Транснационализация эк-ки;4. Развитие производ-го кооперирования;5. Обеспеч-ть нац-ой эк-и производс-ми рес-ми (прежде всего - земельный);6. Гос-ая политика.
Соц-но – эк-ие издержки открытой эк-ки.
1. Увел-ие завис-ти от эксп-ой, имп-ой операции;
2. Увел.завис-ти от внешних, фин-ых источ-ов;
3. Ухудшение положения предприятий нац-ой эк-ки;
4. Сокращение занятости, рост безработицы.
Эк-ая безопасность гос-ва.
Эк-ая безоп-ть – это: 1) Состояние, защищенность эк-ки от внутр-их и внеш. угроз; 2) Совок-ть условий и факторов, обеспечивающих незави-ть нац-ой эк-ки, ее стабильность и устойчивость, конкурентоспос-ть на внеш. и внутр-их рынках.
Эк-ая безоп-ть связана с влиянием внешнеэк-их факторов на: - динамику нац-ой эк-ки;- темпы роста ВВП;- состояние отдельных отраслей;- уровень занятости и т.д.
Угроза эк-ой безоп-ти.
- Спад пр-ва и потеря рынков;
- Технолог-кая безоп-ть и «утечка умов»;
- Рост гос-ого долга;
- Угроза в соц-ой сфере (доступность медиц. услуг, занятость, безработица, смертность);
- Опасность утраты продовольственной независимости страны;
- Криминализация эк-ки.
Классифик-ия угроз эк-ой безоп-ти
Наиболее вероятными угрозами эк-ой безоп-ти РФ, на локализацию кот-ых должна быть направлена деят-ть федер-ых органов гос-ой власти, явл-ся:
1. Увел-ие имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению соц-го мира и обществ-ого согласия.
2. Деформированность стр-ры рос-ой эк-ки.
3. Возрастание неравномерн-ти социально-эк-го развития регионов.
4. Криминализация общества и хоз-ой деят-ти.
Механизм обеспечения эк-ой безоп-ти
Меры и механизмы эк-ой политики, разрабатываемые и реализуемые на федер. и регион-ых уровнях, должны быть направлены на предотвращ-ие внутр. и внеш.угроз эк-ой безоп-ти РФ.
1. Мониторинг факторов, определ-их угрозы эк-ой безоп-ти РФ.
2. Разработка критериев и параметров (пороговых значений) эк-ой безоп-ти РФ
Для реализации Гос-ой стратегии должны быть разработаны колич-ые и кач-ые параметры (пороговые значения) состояния эк-ки, выход за пределы которых вызывает угрозу эк-ой безоп-ти страны, характериз-ие:
а) динамику и стр-ру ВВП, показатели объемов и темпов промышленного пр-ва, отраслевую и регион-ую стр-ру хоз-ва и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и тому подобное;
б) состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциала страны;
в) способность хоз-го механизма адаптироваться к меняющимся внутр. и внешним факторам;
г) состояние финансово-бюджетной и кредитной систем;
д) качество жизни населения .
3. Деят-ть гос-ва по обеспеч-ию эк-ой безоп-ти РФ осущ-тся по след-им основным направл-ям:
а) Выявление случаев, когда фактич-ие или прогнозир-ые параметры эк-го развития отклон-ся от пороговых значений эк-ой безоп-ти, и разработка комплексных гос-ых мер по выходу страны из зоны опасности.
б) Орг-ия работы в целях реализ-ии комплекса мер по преодолению или недопущению возникновения угроз эк-ой безоп-ти РФ.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Современное мх: структура, субъекты и тенденции развития
- 2. Место рф в мировом хозяйстве. Перспективы России на мировых рынках.
- 3. Интернационализация и глобализация мирохозяйственных связей. Экономические аспекты глобальных проблем
- 6. Открытость эк-ки и проблемы эк-ой безоп-и России. Задачи по обеспечению эк-ой безоп-ти.
- 7. Классические теории м/н торговли. Модели абсол. И сравнит.Го преимущества.
- 9. Гос. Регулирование внешней торговли: тарифные и нетарифные методы.
- 10. Внешняя торговля России: динамика, структура и формы государственного регулирования.
- 11. Типы каналов сбыта продукции фирмы на внешнем рынке и ее характеристика
- 12. Межгосударственное регулирование внешней торговли. Гатт/вто и его воздействие на современные торговые процессы.
- 13. Современная роль вто в современной экономике. Вступление России в вто: перспективы развития отечественной экономики.
- 15. Платежный баланс страны: содержание и принципы расчета
- 16. Международный рынок рабочей силы, направления и тенденции его развития
- 17. Регулирование международной трудовой миграции. Проблема «утечки умов» и возможные пути ее решения
- 18. Международная миграция капитала: сущность, формы и основные направлении.
- 19. Прямые иностранные инвестиции и роль тнк.
- 20. Россия в международном движении капитала. Иностранные инвестиции в России и их регулирование.
- 21. Международный рынок услуг: состояние и перспективы развития
- 22. Интеграционные процессы в мировом хозяйстве. Формы интеграционных объединений
- 23. Место России в современных интеграционных процессах. Взаимодействие со странами снг
- 24. Иностранные инвестиции и их роль в структурной перестройке экономики России
- 26. Международные источники финансирования фирм
- 27. Международное долгосрочное финансирование промышленных фирм (компаний)
- 28. Международный кредит: понятие и виды. Принципы международного кредитования: структурирование кредита, типы финансирования, менеджмент кредита
- 29. Способы финансирования международной торговли: банковские акцепты, дисконтирование, факторинг, форфейтинг
- 30. Мировой рынок ссудных капиталов: структура и особенности
- 31. Финансовые инструменты мирового фондового рынка.
- 32. Сущность и содержание снабженческой логистики из-за рубежа
- 33. Основные цели международной фирмы при размещении текущих валютных средств
- 34. Основные инструменты м/н краткосрочного инвестирования фирмы. Их сравнительные доходы, риски, ликвидность.
- 35. Валютная система. Понятие и виды валютных систем. Эволюция мировой валютной системы
- 36. Европейская валютная система. Национальные валюты и международные денежные единицы
- 37. Валютные операции: общая характеристика. Спот-рынок: спот-котировки, операционные издержки, кросс-курсы, валютный арбитраж, валютный риск
- 38. Срочные валютные рынки: общая часть, участники, котировки, риск, кросс-курсы, сроки погашения контрактов
- 39. Стратегии и формы международного перемещения прибыли тнк.
- 40. Трансфертное ценообразование как инструмент управления финансами тнк.
- 41. Понятие евровалюты и эволюция евровалютного рынка: общий обзор, факторы появления и роста.
- 42.Взаимосвязь м/н торговли, маркетинга и бизнеса; предмет м/н. Маркетинга; интернационализация концепции маркетинг-микса.
- 43.Особенности и основные направления развития международного маркетинга в России.
- 44. Коммуникативный подход к международному маркетингу; помехи и шумы; роль иностранного языка, как средства бизнес-коммуникации; проблемы кросс-культурного делового общения и протокола.
- 45. Международная компания: определение; базисные модели и основные участники международного бизнеса.
- 46. Тенденция к глобализации в совр. Междун. Компании и роль Internet. Модели и теории интернационализации бизнеса; объект. Причины и субъект. Роль менеджмента; рос. Особенности.
- 47. Теории жизненного цикла товара и интернационализация бизнеса
- 48. Стратегическое маркетинговое планирование и классификация стратегий
- 49 Международный маркетинг-план: назначение и структура; подготовка, организация, внедрение и контроль.
- 51. Структура и содержание политико-правового сечения окружающей среды международного бизнеса. Маркетинговая значимость его измерений
- 52. Структура и содержание экономического сечения окружающей среды международного бизнеса. Маркетинговая значимость его измерений
- 53 Мировые финансовые кризисы: признаки, причины, последствия для экономики
- 54 Современный мировой финансовый кризис: признаки, причины, последствия для российской экономики.
- 55 Продовольственная безопасность. Проблемы и пути решения.
- 56 Факторы, определяющие международные экономические позиции страны
- 57 Региональные интеграционные объединения: цели создания и тенденции развития
- 58 Теория Хекшера-Олина. Парадокс Леонтьева.
- 61 Роль внешнеэкономических факторов в социально-экономическом развитии России
- 62 Основные показатели международной торговли
- 63 Географическая структура международной торговли
- 64 Роль и значение государственного регулирования вэд в рф
- 65 Товарная структура международной торговли
- 66. Теории жизненного цикла товара и интернационализация бизнеса
- 67 Международные аукционы, их особенности.
- 69 Международные товарные биржи и их современная роль
- 70 Сущность вэд: основные виды и формы
- 71 Международные торги (тендеры)
- 72 Демпинг на внешнем рынке и борьба с ним
- 73 Проблемы повышения конкурентоспособности и эффективности внешней торговли отечественных производителей
- 74 Протекционизм: его причины и методы
- 75 Либерализация внешней торговли. Основные направления
- 76. Стратегическое маркетинговое планирование и классификация стратегий
- 77 Мировой рынок технологий: понятие и тенденции развития
- 78 Международный технологический обмен
- 79 Роль внешнеэкономических факторов в социально-экономическом развитии России
- 80 Роль и значение государственного регулирования вэд в рф