16. Международный рынок рабочей силы, направления и тенденции его развития
Международный рынок труда - это сфера обмена, купли-продажи рабочей силы, хар-р кот-ых в значит-ой мере опред-ся интересами МХ. Они опред-ют условия найма м/н рабочей силы, величины оплаты и хар-р требуемого на рынке труда. Многообразие условий развития МХ и мирового сообщества формируют чрезвычайно дифференцируемую по своему составу рабочую силу. Прежде всего м/н рабочая сила может различ-ся в завис-ти от хар-ра сфер м/н деят-ти. Сейчас образовались и функц-ют 5 крупных м/н регион-ых рынка труда: западноевропейский, ближневосточный, азиатский, латиноамериканский, африканский. Причем в первом случае произошло даже юридическое конструирование рынка труда в рамках ЕС. По существу сняты какие-либо ограничения на движение рабочей силы в северных странах Европы. Образ-ие м/н рынка труда осущ-ся двояко: 1) через миграцию (физическое перемещение) капитала и труда и 2) путем постепенного слияния нац-ых рынков труда (образование "общего рынка труда"), когда окончат-но устран-ся юрид-ие, нац-но-этнические, культурные и иные перегородки м/у ними. Движение раб.силы на м/н рынке труда осущ-ся в виде трудовой миграции, типологию кот-ой можно представить след.образом:
. по продолжит-ти: регулярная (возвратная), нерегулярная (безвозвратная);
. по ограничениям на жительство и работу: контрактная и деловая;
. по юридич.статусу мигрантов: легальная и нелегальная;
. по уровню квалификации: миграция квалифицир-ой раб.силы и неквалифиц-ой.
М/н рынок труда - это сложный соц-ый механизм, охватывающий различные сферы жизнедеят-ти людей, соц-ых групп и обществ-ых классов, наконец, общества в целом. Приведенное деление лишь подтверждает это. М/н рынок рабочей силы остается сферой купли- продажи рабочей силы, аналогичной другим сферам рыночных отношений. Вместе с тем м/н рынок есть результат общих усилий м/н сообщества по снижению ее стоимости, выработки более эффективных путей воспроизводства рабочей силы. Дефицит персонала нужной квалификации - сегодня за счет найма спецов на временной основе из других стран, активизации территор-ой мобильности квалифицир-ой раб.силы, диверсификации условий найма, и организация труда этих категорий работников. К основным тенденциям развития современного м/н рынка труда можно отнести следующие процессы:
. рынок м/н рабочей силы сужается из-за наплыва работников из стран Восточной Европы и Республик бывшего СССР;
. повышаются входные барьеры проникновения на м/н рынок рабочей силы;
. усиливается конкуренция м/у продавцами рабочей силы;
. продолжает существовать дискриминация мигрантов;
. активизируется деят-ть профсоюзов, стремящихся отстоять интересы отеч-ой рабочей силы.
Таким образом, становление и развитие м/н рынка рабочей силы - процесс сложный и многообразный. Ему обычно предшествуют, с одной стороны, постепенное образование региональных рынков труда, с другой стороны, - формирование отдельных специализир-ых сегментов мирового рынка труда, в кот-ых выступают специфические виды рабочей силы - мигранты, высококвалифицированные специалисты информатизированной эк-ки и т. д. Но, главное, м/н рынок формирует и шлифует особый тип универсальной и гибкой рабочей силы, сферой приложения кот-ой становится уже все мировое хозяйство. Эта рабочая сила выступает как бы двойственным образом: в качестве носителя общечеловеческих норм жизни и носителя национальных культур и традиций. Если же говорить о России, то проблема занятости не может решаться в отрыве от общемировых процессов труда. Вхождение России в мировой рынок может смягчить удары безработицы в России. Кроме того, обмен трудовыми ресурсами России с другими странами мира может стать эффективным способом подъема страны до уровня самых развитых стран мира. Однако, присоединение к мировому рынку труда потребует преодолеть своего рода "барьер вхождения", чтобы сделать российских работников конкурентоспособными на мировом рынке труда. Но для этого придется сформировать полноценный рынок труда в пределах самой России, который обеспечит необходимую мобильность рабочей силы.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Современное мх: структура, субъекты и тенденции развития
- 2. Место рф в мировом хозяйстве. Перспективы России на мировых рынках.
- 3. Интернационализация и глобализация мирохозяйственных связей. Экономические аспекты глобальных проблем
- 6. Открытость эк-ки и проблемы эк-ой безоп-и России. Задачи по обеспечению эк-ой безоп-ти.
- 7. Классические теории м/н торговли. Модели абсол. И сравнит.Го преимущества.
- 9. Гос. Регулирование внешней торговли: тарифные и нетарифные методы.
- 10. Внешняя торговля России: динамика, структура и формы государственного регулирования.
- 11. Типы каналов сбыта продукции фирмы на внешнем рынке и ее характеристика
- 12. Межгосударственное регулирование внешней торговли. Гатт/вто и его воздействие на современные торговые процессы.
- 13. Современная роль вто в современной экономике. Вступление России в вто: перспективы развития отечественной экономики.
- 15. Платежный баланс страны: содержание и принципы расчета
- 16. Международный рынок рабочей силы, направления и тенденции его развития
- 17. Регулирование международной трудовой миграции. Проблема «утечки умов» и возможные пути ее решения
- 18. Международная миграция капитала: сущность, формы и основные направлении.
- 19. Прямые иностранные инвестиции и роль тнк.
- 20. Россия в международном движении капитала. Иностранные инвестиции в России и их регулирование.
- 21. Международный рынок услуг: состояние и перспективы развития
- 22. Интеграционные процессы в мировом хозяйстве. Формы интеграционных объединений
- 23. Место России в современных интеграционных процессах. Взаимодействие со странами снг
- 24. Иностранные инвестиции и их роль в структурной перестройке экономики России
- 26. Международные источники финансирования фирм
- 27. Международное долгосрочное финансирование промышленных фирм (компаний)
- 28. Международный кредит: понятие и виды. Принципы международного кредитования: структурирование кредита, типы финансирования, менеджмент кредита
- 29. Способы финансирования международной торговли: банковские акцепты, дисконтирование, факторинг, форфейтинг
- 30. Мировой рынок ссудных капиталов: структура и особенности
- 31. Финансовые инструменты мирового фондового рынка.
- 32. Сущность и содержание снабженческой логистики из-за рубежа
- 33. Основные цели международной фирмы при размещении текущих валютных средств
- 34. Основные инструменты м/н краткосрочного инвестирования фирмы. Их сравнительные доходы, риски, ликвидность.
- 35. Валютная система. Понятие и виды валютных систем. Эволюция мировой валютной системы
- 36. Европейская валютная система. Национальные валюты и международные денежные единицы
- 37. Валютные операции: общая характеристика. Спот-рынок: спот-котировки, операционные издержки, кросс-курсы, валютный арбитраж, валютный риск
- 38. Срочные валютные рынки: общая часть, участники, котировки, риск, кросс-курсы, сроки погашения контрактов
- 39. Стратегии и формы международного перемещения прибыли тнк.
- 40. Трансфертное ценообразование как инструмент управления финансами тнк.
- 41. Понятие евровалюты и эволюция евровалютного рынка: общий обзор, факторы появления и роста.
- 42.Взаимосвязь м/н торговли, маркетинга и бизнеса; предмет м/н. Маркетинга; интернационализация концепции маркетинг-микса.
- 43.Особенности и основные направления развития международного маркетинга в России.
- 44. Коммуникативный подход к международному маркетингу; помехи и шумы; роль иностранного языка, как средства бизнес-коммуникации; проблемы кросс-культурного делового общения и протокола.
- 45. Международная компания: определение; базисные модели и основные участники международного бизнеса.
- 46. Тенденция к глобализации в совр. Междун. Компании и роль Internet. Модели и теории интернационализации бизнеса; объект. Причины и субъект. Роль менеджмента; рос. Особенности.
- 47. Теории жизненного цикла товара и интернационализация бизнеса
- 48. Стратегическое маркетинговое планирование и классификация стратегий
- 49 Международный маркетинг-план: назначение и структура; подготовка, организация, внедрение и контроль.
- 51. Структура и содержание политико-правового сечения окружающей среды международного бизнеса. Маркетинговая значимость его измерений
- 52. Структура и содержание экономического сечения окружающей среды международного бизнеса. Маркетинговая значимость его измерений
- 53 Мировые финансовые кризисы: признаки, причины, последствия для экономики
- 54 Современный мировой финансовый кризис: признаки, причины, последствия для российской экономики.
- 55 Продовольственная безопасность. Проблемы и пути решения.
- 56 Факторы, определяющие международные экономические позиции страны
- 57 Региональные интеграционные объединения: цели создания и тенденции развития
- 58 Теория Хекшера-Олина. Парадокс Леонтьева.
- 61 Роль внешнеэкономических факторов в социально-экономическом развитии России
- 62 Основные показатели международной торговли
- 63 Географическая структура международной торговли
- 64 Роль и значение государственного регулирования вэд в рф
- 65 Товарная структура международной торговли
- 66. Теории жизненного цикла товара и интернационализация бизнеса
- 67 Международные аукционы, их особенности.
- 69 Международные товарные биржи и их современная роль
- 70 Сущность вэд: основные виды и формы
- 71 Международные торги (тендеры)
- 72 Демпинг на внешнем рынке и борьба с ним
- 73 Проблемы повышения конкурентоспособности и эффективности внешней торговли отечественных производителей
- 74 Протекционизм: его причины и методы
- 75 Либерализация внешней торговли. Основные направления
- 76. Стратегическое маркетинговое планирование и классификация стратегий
- 77 Мировой рынок технологий: понятие и тенденции развития
- 78 Международный технологический обмен
- 79 Роль внешнеэкономических факторов в социально-экономическом развитии России
- 80 Роль и значение государственного регулирования вэд в рф